Как сохранить любовь к чтению, или Испытание "Детством Тёмы"
Для тех, кто не знает какую категорию выбратьДрузья, а я вот какую тему хотела бы поднять: про то, как воспитать рано, хорошо и с удовольствием читающего ребенка, все в целом понятно, а вот как сохранить любовь к чтению?
Мне кажется, это, возможно, еще труднее. Особенно когда существенно меняется не только объем прочитанного текста, но и его содержательная направленность, когда от детских развлекательных и не сильно напрягающих книжечек ребенок переходит, например, к классике, где уже проблемой становится не только множество незнакомых слов, а уже сам уклад жизни героев, стиль их взаимоотношений.
Я не зря упомянула в заголовке "Детство Тёмы" Гарина-Михайловского. Нам эту книгу задали в числе прочих на лето. Как же трудно она идёт у ребенка! У нас сейчас, на отдыхе, уговор: не занимаемся ничем, даже от английского отдыхаем, единственное - читаем. Норма: 30 страниц утром и 30 страниц вечером. В остальное время свободен делать все, что хочет. Но поскольку шрифт в книге мелкий, читает по 20, ноет, ругает на чем свет стоит автора, сравнивает с прочитанным только что очередным детективом про жуков - "Фабром"... И я чувствую, что лишь мой материнский авторитет (ну, какие-то остатки авторитета, наверное) удерживают его от того, чтобы вообще бессовестно забросить чтение и предаться, скажем, просмотру мультиков или катать машинки. И в целом я наблюдаю в последнее время нехорошую тенденцию: ребенок, читающий с увлечением, запоем, с фонариком под одеялом, все чаще стал читать из-под палки.
Сразу хочу сказать, что сам он никакой проблемы в этом не видит. В пользе чтения убедит любого и мотивирует кого хочешь, книжку бросать отказывается :-) Но мне бы не хотелось вот так, через силу... По-моему, пользы тут уже никакой, только формирование стойкого отвращения к классической литературе.
Еще одна сторона проблемы - это, конечно, как у Достоевского в "Преступлении и наказании": что называется "среда заела". Как же трудно противостоять этой школьной среде! Да, гимназия, да, хороший, мудрый учитель, но беда в том, что сын - единственный ребенок в классе, который вообще читает. Остальные, даже лучшие ученики - активно не любят это занятие. Родители не знают, кто такая Сельма Лагерлёф, я уж не говорю о современных авторах. Трудно, очень трудно идти против сиюминутных трендов, это как в стужу против ветра...
Звучит парадоксально, но основной вопрос: как сохранить любовь к чтению у ребенка, любящего читать? Как не утратить достигнутое любовью и терпением всей семьи?