Как сохранить любовь к чтению, или Испытание "Детством Тёмы"

ну и не читайте то,ч то никак не идет! прочитайте вы ему, или как-то краткое изложение найдите, чтобы знать, о чем там. Если заставлять читать то,ч то не интересно, то, конечно, любовь к чтению сохранить сложно будет
09.06.2018
Сейчас у нас тот неприятный момент, когда читать, похоже, вообще ничего не хочется... Будет валяться и смотреть мультики(((
10.06.2018
Школа должна научить не тому, что читать, а тому - как. Особенно - сегодня, когда XXI век предложил книге столь соблазнительный набор альтернатив, что чтение может выродиться в аристократическое хобби вроде верховой езды или бальных танцев. Александр Генис «Уроки чтения. Камасутра книжника» Пускай читает то, что нравится, читайте вместе с ним, обсуждайте, говорите. делитесь мнением, не лишайте удовольствия от чтения книг. Только так я думаю можно сохранить любовь к чтению!
09.06.2018
Ох, как в теории все просто выглядит... Например, про школу. Ага, чего-то там она должна. Не столько знания давать, сколько инструментарий по извлечению этого знания из разных источников. Но тотально - не дает. Я сужу по выпускникам, поскольку преподаю в университете в том числе на 1 курсе. Что касается чтения. А он и так в подавляющем большинстве случаев читает то, что хочет. Обсуждаем, делимся мнением, ни в коем случае не лишаем удовольствия от чтения книг. А не хочет ребенок читать. Раньше хотел, а сейчас не хочет. Вот с этим что делать?
10.06.2018
Согласна с комментариями "наплевать на список". Ну вот не прочитаете вы то, что по списку. Что случится? Ничего! Ребенок не станет менее успешен и счастлив в жизни от этого. Оценка по литературе никак не влияет на дальнейшую жизнь. Я в детстве очень много читала сама. И училась очень хорошо. А когда писали сочинение по творчеству Маяковского, написала "мне не нравится и я читать это не хочу". И все. Мне поставили "2", но я вообще не расстроилась. В аттестате по русскому и литературе у меня "5".
09.06.2018
К сожалению, в моем посте увидели только то, что я навязываю ребенку книги и будто бы не даю читать ему то, что хочется. На деле все с точностью до наоборот. Большей свободы в самовыражении, чем у него - это еще поискать... Проблема гораздо серьезнее, чем просто конкретная книжка, которую не хочется читать. Проблема, если хотите, в издержках той самой социализации, о которой так любят сейчас говорить, в современных школьных трендах.
10.06.2018
Спасибо за поднятую тему! Сын читает сам с 5 лет, в сад книги носил, еще прошлым летом читал все что предлагалось(Дети подземелья, Каштанка, Пришвин, Тема и Жучка) . В мае махом заглотил 5 томов Хоккинга серия про Джорджа. Сейчас перешли на летний список, Алиса Кэролла пошла хорошо, а Сын полка, как вы описываете, со вздохами, с попытками пропустить страницу. Отложили. Вечером будет читать папа с объяснением непонятных слов. Перешел на РВС, тоже пока без восторгов, но читает. Мне кажется отпускать ситуацию не стоит. Если книга не дается, читать самим вслух, ставить аудио, слушать вместе, переодически комментируя или пусть у ребенка будет параллельнодве книги в чтении, одна любимая, вторая из списка. Если срвсем не идет, отложить на попозже, через полгода. Все равно одни и те же произведения копируются из списка предыдущего класса. Про школу, у нас учитель ввел обязательные дневники чтения, но в легком виде. Пишется автор, произведение и каждый день отмечает ребенок сколько страниц прочитал( минимум 8стр в день). Каждый день(по факту 2-3 раза в неделю) сдается на роспись учителю. Дети соревнуются кто больше прочел и что прочел.Пока это не ввели во 2 классе, в 1 было все как вы описываете, тоже читать было не круто.
09.06.2018
Отличная идея с дневником! Поговорю с учителем, она болеет за свое дело, ей должно понравиться. Спасибо!
10.06.2018
Наплевать на этот список. Наша школа очень инерционна, эти списки не меняются уже лет дцать, а окружающая действительность поменялась очень сильно. Тем более, что это именно внеклассное чтение и насколько помню на уроках Детство Темы потом не разбирают. Есть куча интересных книг про детей более современных авторов, и не только развлекательных, а довольно глубоких.
08.06.2018
Согласна с комментарием Ники на 500%. Лично я Детство Темы тоже вымучивала и как же нужно было это читать! И многие произведения так, до сих пор не могу нудную оскому перебороть. Даже сейчас Юля предлагает чтение классики, а я не могу пересилить те ощущения. Но это не значит, что я не люблю читать. И были у меня периоды не чтения, а потом опять тянуло. И классику кое какую я читаю понемногу. Отпустите сына в его желания. В общем, так здорово, как Ника я не напишу). Поэтому еще раз - согласна с ее мнением!
08.06.2018
А вдруг его желания совсем не связаны с книгами? Отпустить страшно...
08.06.2018
Поверьте, это ваши страхи. Постарайтесь не проектировать на сына. Я уверенна, что он у вас отличный мальчик и будет ли он чтецом или нет - это не сделает его плохим человеком.
08.06.2018
Ну не могу же я позволить ребенку весь день напролет смотреть мультики... А в нашем случае отпустить и позволить делать то, что он хочет, - это будет именно так. Маловат он еще для этого, чтобы делать ответственный выбор :-)
10.06.2018
Мой жизненный опыт связан с тем, что чаще всего дети, которые смотрят телевизор редко любят читать книги. Дети, которые играют в компьютерные игры гораздо меньше играют в обычные игры. Тенденция такая однозначно прослеживается, хотя можно говорить об исключениях.
13.06.2018
Пожалуй, вплоть до последнего времени нам как-то удавалось балансировать. Сын в сад не ходил, и до момента, когда он пошел в школу, нас это увлечение компьютерными играми вообще обходило стороной. Да, он знал, что на компьютере есть игры. Но в семье никто примера не подавал и интерес не провоцировал. Но тут школа началась, открылись новые возможности...
16.06.2018
Наплевать на список и оставить ребенка наедине с любовью. Пусть читает, руководствуясь правилами Пеннака. Школьная программа не предполагает никакой любви. Она ориентирована только на приобретение навыков - беглого и выразительного чтения, анализа текста, умения кратко пересказать, выделить главное и сформулировать свою мысль. Учиться этому можно на любом материале. Основное, чему должна научить школа - это умению находиться в социуме и успешно заниматься разными видами деятельности с минимальными потерями для себя. Вот и пусть учится расставлять приоритеты. Все, что требуется, сделать невозможно. Нужно научиться определять что делать обязательно, а чем можно пренебречь. Читать только то, что было написано ДЛЯ детей и то, что интересно. Я в школе читала только то, что меня интересовало, это были Дети подземелья, Гаврош, Сын полка, Белеет парус одинокий, Тимур, Повесть о настоящем человеке, Горе от ума, Обыкновенная история, Герой нашего времени, Дубровский, Тарас Бульба, Старуха Изергиль, Поднятая целина, Молодая гвардия. Детство Горького не нравилось но тоже прочла, цепенея от ужаса. Непрочитанными остались Муму, Бежин луг, Капитанская дочка, Кладовая солнца, Разгром, Мертвые души, Отцы и дети, Что делать?, Преступление и наказание, Гроза, Мать, Вишневый сад, Евгений Онегин, Двенадцать, Война и мир, На дне. И ничего страшного не случилось)) Я люблю читать, я люблю классику, что-то прочла позже, что-то осталось непрочитанным до сих пор - Муму, Преступление и наказание, Что делать? На дне, Мать.
08.06.2018
Спасибо! Под таким углом зрения я на эту проблему не смотрела. Обдумаю :-)
08.06.2018
Я вот в своём детстве прочла перечисляемые произведения. Закончив школу, поняла, что практически все эти книги изучаются необоснованно рано. Но кроме классики и книг про дедушку Ленина и революцию в нашей поселковой библиотеке особо ничего и не было. Многие интересные книги просто не дожили до меня, например, не могла найти Три мушкетера).
08.06.2018
Насчет "рано" я согласна только класса до 7. Потом все нормально. Да, читать и понимать переживания героев, что именно ими руководило, рано. Но знать место и роль произведения в русской литературе, в культуре вообще, надо. Сейчас вообще намного проще - раньше, если учитель не мог заинтересовать, автор и произведение оставались потерянными, а сейчас можно включить лекции Быкова, вместе послушать, обсудить. Он умеет заинтересовать, интриган еще тот! ) И это хорошо.
09.06.2018
Ну да, наверно, такое ощущение осталось, потому что нас все мучили объяснениями и сочинениями - почему герои так поступили, почему такого любили или нет и проч. И если девочки что-то вымучивали, то мальчишки просто были в ступоре)). А лекциями Быкова Вы меня заинтересовали!!!! Поищу.
09.06.2018
И не должно было случиться страшное, все прочитать невозможно)) Я читала все, но в голове осталось лишь то, что понравилось. Так что чтение книг, которые вот не идут и все, ни к чему не приведет. Останутся лишь эмоции, негативные.
09.06.2018
Вот и я так считаю. Не идет - бросала, не испытывая никаких страхов, угрызений совести или чувства вины. По литературе у меня все равно всегда была железная законная пятерка. Хватало наработанного навыка работы с текстом - выцепить в прочитанном отрывке главное, внятно рассказать что я думаю по этому поводу. Что-то с чем-то сопоставить, используя исторический контекст из непрограммных книг. Я в школе много читала Тургенева - дома была многотомная подписка. А вот Отцы и дети не лезли ни под каким соусом - да и провались он, этот Базаров, вместе со своими лягушками! Но когда после школы появился интерес к движению народовольцев, сама полезла искать нужный том. При этом я совсем не считаю, что это произведение надо выкинуть из программы )) Школьники должны про него знать, должны понимать роль, которую оно сыграло в развитии общественной мысли.
09.06.2018
"Детство Тёмы" в школьной программе вызывает у меня недоумение ещё с времён начальной школы)) Предлагаю так ребёнку и сказать, что это не детская повесть, а взрослый роман аж из 4 книг, где каждый том про Тёму в новом возрасте. Так и сохранить любовь, но не к самостоятельному чтению - с такой взрослой книгой это вряд ли получится, а через мамино чтение вслух и обсуждение. Вот, например, сказать, что эта книга для русской классической литературы редкостная, здесь растёт не храбрый военный, блестящий дипломат или очередной Обломов, а повседневный труженик. Его жизнь - не разовый подвиг, он раскладывает огромное дело на ежедневные муторные дела. И выполняет их - что через пару недель уже становится подвигом)) Можно обговорить с ребёнком важность железных дорог в России, отсюда вообще открывается развилка на ооочень сложные темы. Можно удивиться, что Тёма не зазнаётся, хотя в его времена быть инженером - путейцем, это как в 1960-е работать у Королёва. Или подумать, откуда у Тёмы умение тяжело работать, ведь у него было сытое детство, работать было не надо? А трудно бывает разложить работу по дням? А делать её потом каждый день? Сыну хотелось бы уметь так работать? А зачем))? Много чего можно обсудить. Но в первой части ничего этого нет(((
08.06.2018
Мы пока со сломанного цветка начали :-) С того, как автор точно описывает переживания ребенка: вот нашкодишь и опасаешься, что это всплывет и накажут...
08.06.2018
Спасибо Вам за комментарий)! Первый раз захотелось перечитать. В школе ничего этого в произведении не увидела. Было очень нужно читать.
08.06.2018
Попробуйте. Много чего цепляет взрослого: вроде бы нужно наказать малыша и желание самоубиться после наказания этого малыша)) А том "Студенты" вообще вечно интересный))
08.06.2018
Я бы вслух почитала эту книгу, а сам пусть читает то, что пойдет полегче, не одного же "Тему" на лето задали
08.06.2018
А если вообще ничего читать не хочет? Вот бывает и так, оказывается: любил ребенок читать, пошел в школу и разлюбил(((
08.06.2018
бывает, моя старшая сама не берет книгу
08.06.2018
Меня поражает и тревожит как раз вот этот момент перехода от запойного чтения к равнодушию. Я не хочу, конечно, перегнуть палку, не хочу заставлять, но если я не буду прилагать определенных усилий, то он может вообще перестать читать... Вот что страшно(((
08.06.2018
тут только искать единомышленников друзей, может походы в театр вдохновят, в музеи литератруные с классом?
08.06.2018
Ох, вот это как раз самое сложное - найти друга-единомышленника. Недавно сын ходил к однокласснику на день рождения (а он с ним дружит) и первым делом, когда подарок обсуждали, мне говорит: "Мама, только не книгу, Ваня не любит читать!"
08.06.2018
Может пока все же отпустить. Вот по себе знаю, что бывают такие периоды, когда совсем читать не хочется. У меня последний раз почти на год такой период затянулся. Тоже до этого запоем, а потом желание ушло, но после перерыва с удвоенной силой тяга к чтению вернулась. Может совсем на долго перерыва ребенку делать и не стоит, раз опасаетесь, но месяц-то можно позволить. Да и потом, новые и интересные книги же в доме появляются, руки сами и потянутся, как отдохнет)
08.06.2018
Вот я тоже пока к этой мысли склоняюсь. И у меня такое бывает. Попробуем отпустить, может, он действительно просто устал после учебного года...
08.06.2018
После учебного года порой даже родители устают, что уж о детях говорить)
08.06.2018
Устает еще, информации в школе много. А тут каникулы! Но еще же есть вот эти обязательные "Темы" , что тоже отбивает желание что-то еще читать.
08.06.2018
К сожалению, во время учебы времени на чтение совсем мало остается... Вся надежда как раз на каникулы :-)
08.06.2018
Я понимаю. Но и его понять можно.
09.06.2018
ну правило читать ск-ко страниц в день к примеру, я поддерживаю, но можно выбрать что-то интересное, приключения, сказки, что-то такое, что захочется дочитать, узнать чем закончилось, а вот именно обязательную "классику не по возрасту" можно и почитать самой ребенку или аудиоверсию послушать.
08.06.2018
Нашла аудиоверсию, попробуем завтра еще так :-)
08.06.2018
Читала сама недавно отрывок "Тема и Жучка", очень тяжело было читать мне вслух дочке. Может вы эту книгу сами ребенку вслух прочтете? или аудио и дать ребенку выбор-немного по списку , остальное свое пусть читает п.с я помню в 5 классе задали Айвенго читать-не смогла дочь осилить. так и не читала...
08.06.2018
Да дело не только в этой книге, к сожалению, все гораздо хуже: читал ребенок запоем, глотал книги, сейчас все это на нет сходит(((
08.06.2018
может не модно это ? найти кружок для него, где читают? литературный, театральный?
08.06.2018
Абсолютно не модно. У детей в классе это вызывает, как бы помягче сказать... удивление. И если в первом классе сын носил в школу книги, пытался на переменке и на продленке собрать вокруг себя кружок и почитать, то во втором уже стал стыдиться, что вообще читает((( И это не обычная дворовая школа, это хорошая, на правильные ценности ориентированная гимназия.
08.06.2018
к сожалению все так. а учитель не устраивает уроки внеклассного чтения когда дети рассказывают о том, что читали не по программе? у нас учитель такое в началке делала.
08.06.2018
У них и предмет специальный есть - в дополнение к литературному чтению, и кружок учитель ведет. То есть я никак не могу сказать, что она не прилагает каких-то усилий со своей стороны. Старается. И на родительских собраниях всегда настаивает на том, чтобы больше читали. Я прямо с удовлетворением ее речи слушаю. Но, видимо, это не способно в других детях вызвать интерес к чтению. Как, кстати, и направить энергию родителей в нужное русло. Потому что подавляющее большинство все это как обузу воспринимает. Сами жалуются, что их дети не хотят читать, но при этом все время ворчат на задания прочитать то-то и то-то (а учитель на каждые каникулы что-то задает и проверяет потом читательский дневник).
08.06.2018
дети сами не хотят, и родители их не поддерживают в чтении...вы как один в поле...
08.06.2018
Да, вот именно такое ощущение(( И один, и против большинства как бы((
08.06.2018
Это для меня пример социализации, за которую многие так переживают. Большое испытание для родителей.
13.06.2018
Большое, это точно. Я понимаю, что умение общаться - одно из самых важных в социуме, но уж слишком большие издержки...
16.06.2018
Умение общаться не так сильно связано с пребыванием в больших детских коллективах. Больше зависит от врожденных качеств, ну и плюс можно многое преподать ребенку в семье. В нашем постсоветском обществе существует два мифа. Первый, что в детском саду дети развиваются лучше, чем дома. Второй, что дети вне сада не смогут комфортно себя чувствовать в обществе. Это не так. Тогда бы дети из детдома были бы самыми развитыми и социализованными. И из собственной семьи приводила неоднократно примеры. Муж с 7 месяцев был в саду, с коллективом всегда проблемы. Дети в сад не ходили, разница между ними 1,5 года, росли вместе. У старшего с коллективом с серединки на половинку, младший везде, как рыба в воде.
17.06.2018
Недавно случайно увидела кусочек телевизионной передачи на тему детского чтения. Принимали участие несколько человек. Среди них священник о. Д.Смирнов. он, как я поняла, имеет дело с детьми, в том числе с детдомовскими. Ну, и собственные внуки. Он высказал интересную мысль, что огромные школьные детские коллективы противоестественным. Подобного сочетания, когда на большое количество детей приходится очень немного взрослых, прежде в человеческом обществе не было. Он считант, что в том числе отсюда огромные проблемы подросткового возраста.
17.06.2018
Он высказал то, что сейчас диктует время. Сплошь и рядом дети росли и играли большими ватагами. Почитайте про игры - чтоб сыграть в любую игру из прошлого нужна компания примерно с сегодняшний класс, чтоб разбиться на команды и было бы интересно. Росли и вырастали. А проблемы подросткового возраста, как и все остальные, обусловлены кризисом экономических общественных отношений. И, кстати, тем, что слишком много надсмотрщиков и слишком мизерны территории, где ребенок чувствует себя свободно, не под надзором.
17.06.2018
Я просто воспроизвела чужое мнение. Оно мне показалось любопытным. Вы абсолютно правы, что дети играли большими ватагами. У нас во дворе детей моего возраста было человек 30. Мы целыми днями гоняли по улице и играли в огромное количество разнообразных игр. Гулять меня одну стали выпускать лет в пять. Но я согласна со священником, что в дореволюционной России дети гораздо больше контактировали со взрослыми, чем со сверстниками, к подростковом возрасте (в сравнении с нынешним временем). Они рано начинали помогать по хозяйству. Скорее всего для них действительно были менее важны законы подростковой стаи.
17.06.2018
Тогда не существовало законов подростковой стаи. Общество было другим - патриархальным, и даже взрослые и семейные подчинялись патриарху - главе семьи, рода, общины. Общество было по-другому структурировано, там просто совсем другие механизмы действовали. Очень странно, что он этого не замечает. Дети, для которых авторитет родителей непререкаем и незыблем (как и в патриархальные времена), в стаи с другими законами просто не попадают, избегают их.
17.06.2018
Ну это понятно. У нас 33 человека в классе, разве учитель, даже самый мудрый, может уделить внимание каждому ребенку... Они во многом сами по себе, начиная уже с 1 класса. И они несут в школу то, что видели и впитали ранее. И эти модели поведения, с точки зрения нормального человека, никак не могут служить образцом. Например, на нас просто обрушился шквал ненормативной лексики. Ребенок до школы и слов-то таких не знал, потому что книжки читал... Ну вот, теперь пополнил свой словарный запас((( Не учитель задает тон, к сожалению...
17.06.2018
Школа - это срез общества, в котором мы существуем. Изолировать ребенка от этого никак не получится. Этот шквал в любом случае обрушится на него, как только отпустим его руку, и он один пойдет в магазин за хлебом или поедет в общественном транспорте. Или вы просто пойдете по улице и пройдете мимо стайки подростков...
17.06.2018
Умом я все это прекрасно понимаю, но внутренне трудно принять и смириться... По крайне мере пока, в его без малого 9.
17.06.2018
Согласна, что многое зависит от врожденных качеств, но я думаю, что опыт каждодневного длительного практического общения тоже должен быть. Убедилась все-таки, что занятия в развивающем клубе, спорт, кружки этого не заменяют.
17.06.2018
Как жаль, что этого не понимают и не хотят понимать очень многие родители....
17.06.2018
Пример одной семьи - это не статистика, не система, не показатель...
17.06.2018
Конечно, я бы еще добавила, что многое зависит от материального положения семьи, интеллектуального уровня членов семьи, от условий проживания и питания, от мотивированности мамы, от времени, в котором живет ребенок. В истории нашей страны были этапы, когда действительно детский сад был большим благом для большинства детей. К примеру, после войны родители работали шестидневку, многие жили в бараках, питание было очень скудным. А в садике дополнительно кормили, читали книжки, занимались музыкой, помещение топилось и др. И сейчас семьи разные, я собственно об этом. Относительно же социализации могу множество примеров приводить и не из своей семьи. Сверстники моих родителей были в основном из сельской местности. Там даже в 60-е годы прошлого века никто в садики не ходил. Социализовались не хуже нынешних детей. Моя самая близкая подруга ни одного дня в садик не ходила, хотя тогда это была редкость. Никогда ничем от садиковских детей не отличалась.
17.06.2018
В 60-е годы прошлого века институтом социализации был не садик, а двор и улица, и все, кто не ходил в детский сад социализировались именно там. Именно в играх, организованных не взрослыми, а возникавшими стихийно - то есть дети постигали правила игры, подчинялись им, учились быть, просто быть, нормально себя чувствовать среди большого количества людей. Строить свои отношения с тем кто нравится или не нравится, играть в большой толпе, независимо от того, что в ней есть неприятные тебе личности. А сейчас у детей этой возможности нет - везде они под присмотром взрослых. От этого и подростковые кризисы.
17.06.2018
Так и я о том же. Все зависит от конкретных условий жизни ребёнка. Для кого-то сад и сейчас - это благо, для кого-то нет. Просто часто приходится слышать, что без сада жизни нет. Мама моей невестки своих четверых детей отдавала в сад в 10 месяцев. И она постоянно говорила невестке, что без сада ребенок будет плохо развит. Не научится долго разговаривать, проситься в туалет, есть самостоятельно, одеваться. Потом, когда ребенок научился все это делать лучше садиковских сверстников, об этом перестали говорить. Теперь настала пора байки про социализацию.
17.06.2018
Это не байки. Я могу вам сказать как воспитатель. Социализация - это не умение одеваться и ходить в туалет. Это умение принять то, что ты не являешься пупом земли. Что свои желания ты должен соразмерять с желаниями других. Знать, что этот мир и чье-то внимание в равной степени принадлежит всем. Что есть законы и правила, которым надо подчиняться, что "семеро одного не ждут" и если ты хочешь быть с ними, делай как они. Есть опасное заблуждение, что для социализации достаточно двух детей с небольшой разницей в возрасте. Нет. Этого достаточно только для налаживания взаимодействие в паре. С кем-то одним договориться и притереться к нему не так уж сложно. Как только появляется третий, все налаженное взаимодействие летит в тартарары...
17.06.2018
Одеваться самостоятельно и ходить в туалет - это я отношу к понятию "развитие". И понятно, что двое детей в семье - это еще не детский коллектив, но это лучше, чем один ребенок. И если так рассуждать, то временное пребывание в саду тоже не заменяет постоянного детского общения в семье с одним и более детьми. И единственный ребенок в семье тоже имеет минусы. Тем не менее не мало семей, в которых один ребенок. Но сад - это не только социализация. Это болезни, это плохое питание, это равнодушные взрослые (бывают исключения), это стрессы, это общение с детьми из не всегда хороших семей, это недостаточное общение с членами собственной семьи, это повышенная нагрузка на неокрепшую нервную систему и др. Надо всегда выбирать исходя из конкретной семьи и конкретного ребенка.
17.06.2018
Про Фабра он с удовольствием прочитал? Вот и пусть в книги в том же духе читает. А летний список пусть в аудио слушает.
08.06.2018
Да, прямо с восторгом о ней отзывался. Хотя сначала и ее читать не хотел. Если дать ему волю, он будет валяться на кровати, смотреть целыми днями мультики, строить дороги и катать машинки - вот так выглядит рай в Сашкином представлении))) А, ну еще чтобы мама всегда рядом где-то была, но не докучала)))
08.06.2018
Может это как раз результат того, что заставляли читать нежеланные книги? Пусть отдохнет хоть недельку, а потом предложи выбрать книгу, какую сам хочет прочесть.
08.06.2018
Вот буквально недавно анализировала его чтение: он ведь ни про одну книгу не может сказать, что не понравилась... Наоборот, не разрешает никому отдавать: "Это я оставлю своим деткам". И скучает, когда я долго ничего не заказываю... Так что в целом впечатления от чтения у него самые позитивные. Но думаю, да, попробую вообще без книг обойтись, посмотрим, что изменится. Проведем эксперимент :-)
08.06.2018
Оставшиеся комментарии доступны после регистрации
Зарегистрируйтесь и получите полный доступ ко всем функциям сайта.
Книги, которые понравились на книжном арсенале-2018 (Киев) Книга-радость для нового друга