Валентина Осеева, рассказы

Какая хорошая, красивая книга! спасибо, Оксана! Для участия в розыгрыше сертификата Лабиринта Ваш номер - №31 Удачи!
30.10.2018
У нас вот такая. Тоже нравится
26.10.2018
Лапшина мне нравится, но в сочетании с Осеевой хочется чего-то более классического. У нас Синие листья с Богаевской - одна из самых любимых книг, идеальное сочетание, я бы сказала.
26.10.2018
Честно скажу, рассказы Осеевой не читала. Или, может, читала в детстве и уже совсем забыла. Но вот эпизод с воспитательницей. Вы считаете, он правильный? Если идет дождь, а плащ только один, то делить его на двоих - несусветная глупость. Надо просто мчать во весь опор туда, где сухо и тепло. Все. Это мы говорим о двух детях (понятно, что если плащ на взрослом правильно его отдать ребенку). А тут воспитательница ребенка застыдила ни за что, да еще на пустом месте дружбу под вопрос поставила. Тем более, что в детском саду у детей понимание дружбы сильно отличается от того, как понимают дружбу взрослые. И я понимаю, что описывается реальность того времени. Что тогда подобные вопросы воспринимались и оценивались иначе. А поучать детей вообще все любили. Такие вот меня размышления посещают. По поводу многих книг советского периода.
26.10.2018
А тут речь вообще не о воспитательнице. Она просто предложила детям задуматься что для тебя значит слово "дружба". Можешь ли ты вообще наплевать на очевидную правильность ради друга? И многие родители, осуждающие вот такое воспитание, тем не менее честно признаются, что хотели бы, чтоб их ребенок дружил вот с таким "неправильным", который в трудную минуту поделится с ним плащом и коркой хлеба.
26.10.2018
Корка хлеба и плащ под дождем - вещи совершенно разного уровня. Конечно, каждый бы хотел иметь настоящего друга. Но воспитательница вносит раздрай в детскую дружбу на основании одного совершенно нейтрального эпизода. Мне вот очень понравился фрагмент из Солонго. Когда дед говорит внуку: "Никогда человек в опасности не бывает настоящим. Что там настоящего? Всё искажено страхом. Тут нужен опыт, выносливость, твёрдость мысли и дела. При чём тут истинное лицо человека? Никогда этого не понимал. Была у меня знакомая, геолог. Жила с мужем пятнадцать лет. И вот впервые сходила с ним в поход. Ну, встретили медведя. Муж запаниковал, побросал всё и на дерево полез. И что? Она на развод подала. Говорит: «Не могу с ним больше жить. Увидела, какой он на самом деле…» Глупости какие. Он, значит, должен был броситься на медведя, чтобы её спасти. То есть пятнадцать лет счастливой жизни - это так, не в счёт, а минутный страх - великая трагедия? Нет, человек показывает настоящее лицо, когда устал от долгого дела. Вот тут он одним только словом, взглядом может выразить себя всего, какой он под всеми одеждами своей красоты, учёности, своего страха или самомнения." Вот и здесь также. Одним эпизодом воспитательница ставит под сомнение наличие дружбы между девочками. Хотя повторюсь, у детей понятие дружбы другое. Им вместе хорошо - вот вам и дружба. Детская дружба - она не про пуд соли. Она про внутренний комфорт.
26.10.2018
так для девочки, которая мокла, было внутренне некомфортно в тот момент( она попросила подругу поделиться плащом, а та ответила - не могу, тогда я сама промокну! и никто тут не говорит про пуд соли. Да, воспитательница озвучила свои мысли по этому поводу, она не ругала, не стыдила, не наказывала. Я не вижу в этом ничего плохого.
26.10.2018
Комментарий удален
26.10.2018
Нашла в интернете всю историю. Совсем крошечная. Она на нашу сегодняшнюю жизнь, конечно, слабопереложима. Вся построена на том, что раньше было нормой, а сегодня скорее исключение из правил.
26.10.2018
у Осеевой почти все рассказы такие короткие, и все в таком духе - вам, наверное, не понравятся. Не совсем понимаю, что вы имеете в виду - что раньше было нормой, а сейчас исключение из правил? что детей учат думать не только о себе, а и о своих ближних? в моей жизни и сейчас так( а в ашей жизни как? насчет отрывка, который вы привели - я с ним тоже не согласна. Как это так - залез на дерево, а жену внизу бросил??? и это нормально? в первую очередь он должен был убедиться, что жена в безопасности, а потом уже спасаться самому. я считаю, что в таких ситуациях и открывается человек. Страх испытывают все, но один человек поддается этому страху и думает только о своей шкуре, другой находит в себе силы побороть этот страх. Особенно это важно для мужчин. Об этом много написано у Крапивина (хотя этот автор вам. скорее всего, совсем не понравится). Во многих своих книгах он как раз прослеживает взросление, становление характера своих героев-мальчишек. И каждый из них стоит перед каким-то испытанием, перед выбором. Оруженосец Кашка - два мальчика в лесу встретили злую собаку. Мальчик постарше сказал малышу убегать, а сам приготовился бороться с собакой, тк понимал, что ее надо остановить, чтобы она не искусала малыша Кашку. Потом появился хозяин собаки, и когда мальчик обернулся, он увидел, что Кашка никуда не убежал, он стоял сзади. схватив палку, со слезами на глазах. Потом он разревелся, но когда его спросили - почему не убежал, он ответил - как же я мог убежать? бросить товарища в беде? вы скажете - несусветная глупость? а я скажу - такой не бросит жену на растерзание медведю( В Колыбельной для брата герои плавали на озере на своем небольшом корабле, погода испортилась, и вдруг они увидели, что на другой стороне озера горит лес, а там отдыхала семья. Плыть на помощь по такой погоде было жутко опасно, но подростки решили плыть - не могли они сидеть на бережку, зная, что там люди, может быть, погибают. Рискуя жизнью. Несусветные дураки? Наверное. Не знаю. Но кто же будет защищать своих жен, детей, если все полезут на деревья?
26.10.2018
Про раньше норма, а сейчас исключение: то, что дети идут в сад одни без родителей, то, что им не выдали одежду по погоде, то, что просят поделиться одеждой и дележ одеждой считается само собой разумеющимся.
26.10.2018
это да, но в истории это все совершенно не главное. фон, так сказать. главное - как я его вижу - сама суть проблемы - нельзя думать только о себе, надо думать и о своих ближних , нужно стараться помочь другу в беде. Вот и все.И это правильно.Я так считаю.
26.10.2018
Описана только не беда. Я вот на себя примеряю. Я иду с подругой и начинается дождь (летний). Мне в голову не придет просить ее поделиться со мной одеждой. А если будет ситуация обратная, и попросят меня, я вряд ли соглашусь. Предложу переждать дождь под навесом. Потому как летний дождь - не велика проблема, а моя одежда - это мое личное пространство. И уж абсолютно я уверена, что меня никто за это при подруге отчитывать не будет. Максимум наедине что-то скажут - и то вряд ли. В общем, взрослые понимают, что такое личные границы. А дети вынь да положь должны делиться. Всем. А не то их воспитательница научит правде. Такие методы ничему не учат. Просто день портят всем. В этой ситуации толковая воспитательница ребенка переоденет, чаем напоит и играть отправит. А со своей дружбой дети сами разберутся.
26.10.2018
А рассказ ничему не учит. И воспитатель детей не учит - делай вот так и это будет правильно, а если сделаешь эдак - так это неправильно. Рассказы Осеевой - это философия для детей. А философия не учит. И не отвечает на вопросы. Она их только ставит - предельные вопросы бытия. И человек их решает. Сам. Что для него, для него самого, а не для абстрактного члена общества, есть дружба, любовь, смысл жизни, добро или зло. И читая рассказ, ребенок не прочесть в нем должен что такое хорошо - это он у Маяковского прочтет, а задуматься - а что же такое хорошо? И вот эта его работа по обдумыванию рассказа, даже, если он толком и не решит для себя как же он поступит, но хотя бы перебор приемлемых и неприемлемых вариантов и будет самым важным. А не ответ на оценку - этот рассказ учит нас тому, что ты должен отдать рядом идущему рукав своего плаща и будешь тогда настоящий друг. Нет, этот рассказ тебя просто спрашивает - а ты можешь спокойно смотреть на то, как твой друг мокнет под дождем? А ты можешь покраснеть за друга? И рассказ этот не для того, чтоб ребенок воспитателю или родителю "правильно" ответил, угадывая чего от него ждут, чтоб быть хорошим в их глазах. А для того, чтоб он себе ответил. Или хотя бы подумал. Воспитание - это не набор алгоритмов "правильных" действий в разных ситуациях, которые мы заставим ребенка заучить. Это научить его трудиться душой - совершать свой выбор. В каждой конкретной ситуации.
26.10.2018
Философия для детей - это Мозер, Лобел. Когда ребенок сам приходит к выводу, хорошо или плохо, а может, и то, и другое. А тут все предельно ясно: плащом не поделилась - плохо.
26.10.2018
это советская философия((((
26.10.2018
Нет, это не плохо. Просто становится понятно, что это не дружба, если ты не можешь поступиться собственным комфортом ради рядом идущего человека. Значит, этот человек тебе просто никто. И все. И чем этот рассказ отличается от приведенного вами отрывка из Солонго? Там тоже дед высказывает все предельно ясно, не давая внуку возможности обдумать.
26.10.2018
Там дед говорит о том, что отношения измеряются не эпизодом, а всем временем отношений.
26.10.2018
Так я не о том ЧТО ИМЕННО он говорит, а о том, что дед изрекает готовую истину - бери и пользуйся.
26.10.2018
Дед изрекает свое мнение в противовес мнению другому. И обьясняет почему. И изрекает он его не обидевшейся даме на семейном совете с участием ее мужа. Это большая разница.
27.10.2018
В общем я что хочу сказать. Почти все детские книги учат отличать плохое от хорошего. Но делают это по-разному. Схема в советских книгах зачастую такая: совершается плохой поступок, причем показан он как однозначно плохой, после чего идет прилюдное порицание плохого поступка каким-то "хорошим" героем Схема в современных книгах и книгах европейских, американских прошлого века: совершается хороший поступок, часто даже незначительный, а дальше показывается, что маленький хороший поступок становится началом или причиной чего-то большого хорошего, часто это показывается безакцентно, не проговаривается словами героев книги Первый подход - отражение своего времени. Второй подход правильный с точки зрения психологии (акцентируйся на достоинствах) и создает комфортную читательскую атмосферу.
27.10.2018
У Осеевой, Пермяка, Носова и др. масса рассказов, написанных по второй схеме. И ничуть не сомневаюсь, что в зарубежных найдется ничуть не меньше написанных по первой. Просто каждый видит то, что хочет увидеть, сравнивая не картины в целом, а выхваченные кусочки мозаики. Воспитательная парадигма меняется во всем мире в целом. В дореволюционной российской литературе осуждение плохих поступков еще более топорное. И в зарубежной лит-ре той эпохи тоже. Потому что тогда именно такими были представления о воспитании - осуждать и наказывать. Потому и драли детей в школах и семьях за любые провинности. И не надо сравнивать рассказы Осеевой, которая до самой войны работала воспитателем с беспризорниками (а это, согласитесь, немножко другие дети, чем выросшие в современных тепличных условиях в достатке и избытке) написанные 60-70 лет назад с недавно написанной сказкой Где гора говорит с луной.
27.10.2018
Да, я об этом и говорю. Времена меняются, меняется подход к воспитанию. А советская парадигма о перевоспитании "плохих" посредстом тыканья носом в "плохие" поступки сейчас не особа акутуальна. И ее есть чем заменить. Менять или нет - решает каждый сам.
27.10.2018
а если совершается плохой поступок, тогда как реагируют в "правильных" книгах?
28.10.2018
Обнимают, говорят что все равно любят, "только больше, Джоник, так не делай, чтобы не расстраивать тех, кто тебя любит" ))
28.10.2018
и это работает?
28.10.2018
Понятия не имею. Это можно будет понять, когда Джоник вырастет...
28.10.2018
я думаю, и гораздо раньше будет понятно( просто не каждому ребенку подходят такие методы. моей так по фигу, что мама расстроится(
28.10.2018
Не только ребенку, но и взрослому. Ведь в отношениях всегда двое, и всегда есть два варианта - принять или проигнорировать, тут прогнозировать невозможно.
28.10.2018
Таких "джоников" выросло уже много. Так как в Европе и Штатах подобный подход стал общепринятым еще в прошлом веке. И у них все точно не хуже, чем у наших "ванюш", которые, согласно Осеевой, должны голыми руками отбивать котенка у дворовой собаки. Причем сообщает "ванюшам" об этом взрослая тетя из безопасного окна собственной квартиры. (Это я в поисках иного подхода почитала еще несколько сказок Осеевой).
30.10.2018
ну и слава богу, пусть растут на благо своих стран( Непонятно, откуда у вас такая агрессия к советским методам воспитания. Если я не ошибаюсь, женщина выбежала из дома и прогнала собаку, а мальчики стояли и целенаправленно смотрели, чем кончится дело, вот в чем смыл этой истории - зачем вы перевираете? преувеличиваете? ведь ваш комментарий может прочитать человек который не читал рассказ, и подумает, что так у Осеевой и написано! а ванюшки кстати выросли и пошли воевать, и войну выиграли, по моему личному убеждению, как раз благодаря тому, что советский народ воспитывали именно в этих традициях - поделиться плащом с другом!!! отогнать дворовую собаку от котенка!!! дети, подростки шли воевать - читаешь и глаза на лоб лезут! ну как, как- сами шли, был выбор - а они шли! в нечеловеческих условиях страну поднимали! хорошо это или плохо, правильно или неправильно - но это факт! и не так уж и плохо иной раз подумать не только о своем благе( я ничего не имею против "гуманных" методов, только не всегда они работают. И я чувствую, что моему ребенку нужно о каких-то вещах говорить прямо, без обиняков, в лоб - плохо, значит плохо! да, так делать нельзя, так не надо. Ребенок не может с рождения знать, что хорошо, а что плохо, их этому надо учить. И ничего плохого, если это будет сделано на примере литературных героев.
30.10.2018
Где вы видите мою агрессию по отношению к советскому воспитанию? Психология - это ведь наука. И если психология взрослая стала наукой уже давно. То психология детская сравнительно недавно. Точнее, недавно она докатилась до наших краев. Вот в соответствии с наукой на сегодняшний день есть методы более эффективные и менее эффективные. Какие выбирать - решает каждый родитель сам.
30.10.2018
а почему вы всегда игнорируете то, на что отвечать вам невыгодно, тк это противоречит вашим идеям? объясните, почему вы переврали рассказ Осеевой? меня это очень возмутило! я вижу агрессию в том, как вы преувеличиваете то, что написано в произведениях, чтобы выставить это в невыгодном свете! никто вас не заставляет читать те или иные книги, ради бога - проходите мимо и идите дальше! но и перевирать не надо, пожалуйста! Я прочитала книгу Осеевой с позиции современного человека безо всякой там ностальгии и тд, и решила, что эту книгу надо читать моему ребенку. Потому что в ней собраны зарисовки ситуаций, в которых герои поступают правильно или неправильно, и все это - обыденные ситуации, которые могут случиться с каждым. Причем зачастую оценок не дается вообще - ребенок должен сам понять, что случилось. В других случаях показана просто реакция взрослого - возмущение, удивление и тд. Безо всяких нотаций, разговоров, наказаний - просто реакция. Ребенок понимает, что нехорошо стоять и смотреть, как собака лает на котенка! совсем недавно у нас подбросили котят малюсеньких около дома, а ночью стали лаять собаки, я подумала,ч то лают на котят и вышла ночью из дома, чтобы прогнать собак!!! Я просто не понимаю вашу позицию! Все ценности, которые отстаиваются в рассказах Осеевой - общечеловеческие, и никаких перегибов там нет! Если ребенок не хочет сам отогнать собаку- позови взрослого! сделай что-то! стоять и смотреть это... то же, что бросить жену на растерзание медведю!
30.10.2018
Вы правы. Осееву перечитала. Да, она вышла и прогнала. А почему вы уже второй раз обвиняете меня во вранье? Почему вы даже не предполагаете, что я перепутала или прочитала невнимательно? Это вот, кстати, тоже отличает джоников и ванюш. И если уж зашел разговор о войне. Вы не знаете разве, что большинство из тех, кто пошел на войну, родились до появления союза или в первые его годы, когда о советском воспитании и речи не было?
30.10.2018
в первый раз вы не посчитали нужным ответить - -я написала второй. Переврать и соврать - не совсем синонимы, переврать можно и по незнанию, но в данной ситуации если вы приводите такой пример и делаете акцент, то потрудитесь уж прочитать внимательно рассказ, состоящий из 5 предложений! как можно чего-то не понять в таком коротеньком рассказе? я хоть и была уверена, а все равно написала "по-моему", а вы пишете как будто так и есть! и вводите в заблуждение других читателей! это отличает человека, который предпочитает притягивать факты, от человека, который делает выводы только на основе анализа и осмысления. мои комментарии вы читаете так же невнимательно, как и художественные произведения - я писала о детях и подростках, которые были воспитаны на советских принципах и пошли на войну. Да и тем, кто родился в 1917 году, к началу войны было уже 28 лет! а советское воспитание началось с первых дней советской власти! первым делом подверглась реформе система образования. я прекрасно понимаю вашу идею, я читала книги по детской психологии, я полностью согласна с этими принципами. Я также прекрасно понимаю, что в советское время было множество перегибов в воспитании детей (и не только), и была масса заказной литературы, которая собственно и не дошла до нас, не пройдя проверку временем. Но были и те произведения, которые вошли во всемирное культурное наследие, которые читаются уже не первым поколением и будут еще читаться. В них отстаиваются общечеловеческие ценности. Произведения Осеевой достаточно специфичны и по истории их создания, и по содержанию. Они непосредственно нравоучительны. Это такой жанр. Есть вот такие произведения, в которых автор ставит целью показать, как надо правильно себя вести. И каждый это делает по-своему. Кто-то через юмор,к то-то через увлекательный сюжет, кто-то через волшебство. У Осеевой голая мораль. Потому что у нее были такие цели. Она вообще писала не для широкого круга читателей, поэтому отнеситесь к ней немного снисходительно. И эти произведения имеют место быть, какая бы там психология не появилась - жадность остается жадностью, подлость подлостью. И эти вещи имеют место быть в нашей жизни. И они должны быть и в литературе. Я с удовольствием почитаю книги, которые вы мне порекомендуете с точки зрения личностно-ориентированной психологии, в которых все проблемы недостатки, плохое поведение решаются. Не избегаются, как будто их не существует в природе, а именно решаются. Потому что я не верю, что жадный ребенок перестанет быть жадным после того, как ему скажут,ч то маме это неприятно. Как быть дальше? как бороться сжадностью (ленью, подлостью и тд)? Допустим, мы недавно слушали книгу Вестли про маму-папу-8 детей, вот атм вообще нет таких ситуаций. Просто нет (по кр мере я не слышала). Что ж, такова авторская задумка. Вот вы тоже писали, что герой совершает хороший поступок, и потом из этого вырастает что-то хорошее. Здорово! Но ведь в жизни бывают не только хорошие поступки! И я хочу, чтобы мой ребенок увидел именно такую ситуацию, в которой герой поступил плохо, и увидел, как на это реагируют окружающие, что при этом чувствует сам герой, и понял, что так поступать нельзя
30.10.2018
Я постараюсь на каждую мысль ответить. А если пропущу, то не думайте, пожалуйста, что это на зло. 1. Невнимательно рассказ короткий можно прочитать. Вполне. И в первый раз я не ответила, потому что мне стоило перечитать перед ответом. А не упираться рогом. 2. На войну шли люди и старше 28 лет. И нет, не сразу после водворения союза привилось советское воспитание. Не до того было. Это только революция случилась в 17 году. 3. Я не отношусь как-то неснисходительно к Осеевой. Наоборот, сразу написала, что это продукт своего времени. Сейчас время другое. 4. Это вот очень обширный вопрос. Могу про жадность сказать точно: чем больше ребенка стыдят за жадность, тем жаднее он становится. Как только за ним признают право распоряжаться своей собственностью, так сразу он расслабляется и перестант цепляться за вещи. Подозреваю, что так со многими другими вещами. Как обозначить, что плохой поступок плох? Сначала понять, действительно ли он плох и откуда ноги растут. Потом наедине спокойно объяснить, что не так. Кратко, конкретно, без глобальных рассуждений. Я думаю, вы все это без меня знаете. Если нужны конкретные примеры плохих поступков в современной подачей, то я знаю довольно мало примеров.
30.10.2018
Даже не в 28, а в 24 года.
30.10.2018
советское воспитание началось задолго до революции. Люди, которые боролись за советскую власть (а эта борьба началась задооолго до 1917 г), пропагандировали те самые принципы. После революции - я могу ошибаться, но по-моему, одним из первых декретов был именно декрет об образовании, отя дело тут не в образовании как таковом - вся жизнь была пронизана этими идеалами. . Те, кто не придерживался советских принципов, очень быстро меняли свою точку зрения, тк советская власть не особо церемонилась. Те, кто остался в живых и на свободе, уже были убежденными советскими гражданами( люди даже думать боялись по-другому, не то что говорить или действовать( Дети с рождения росли в этой атмосфере. И те, кто был ребенком к 1917 г, тоже. А те,к то были подростками - тем более! они впитывали в себя эту идеологию как губка, они были основной движущей силой партии - молодежь, которую так легко во всем убедить... Поэтому из тех, кто пошел на войну, настоящих советских граждан было очень много. Но о них я и не говорю, собственно, кого призвали на фронт, у того уже выбор не было( Я говорю о детях и подростках,которые сами шли на войну, совершали подвиги... по поводу жадности - тем и хорошо Осеева, что она не стыдит! она как раз просто показывает ситуацию - а ребенок осмысляет ее и приходит к выводу сам. Допустим, рассказ про печенье - мама и бабушка поставили на стол тарелку печеньем и сказали детям делить поровну. Те все съели, а маме с бабушкой и не предложили. Все! Никаких комментариев. Читатель видит ситуацию, сам делает выводы. И это правильно! Ведь я не ругаю свою дочь за то,ч то она так поступила, нет - это происходит совсем с другими людьми! Это очень правильно как раз с точки зрения детской психологии. Существует даже целое направление сказкотерапии, когда составляется сказка о каком-то недостатке конкретного ребенка, но на примере сказочных персонажей, и это работает!
30.10.2018
Прочитала про печенье. Не знала этот рассказ. Не поняла, что помешо маме и бабушке сказать: "парни, печенье на четверых". Все. И никакой проблемы не было бы. Про советскую власть я отвечать не буду, если вы не против.
30.10.2018
а вы всегда, когда садитесь за стол, предупреждаете домашних,ч то еду надо делить на всех присутствующих? ведь никто не создавал эту ситуацию намеренно, просто семья собралась чай попить! я вот сейчас перечитываю рассказ и удивляюсь, насколько он... хороший, глубокий, и современный! оказывается, мама вообще ничего не говорила, просто поставила на стол печенье, а дети поделили поровну и все съели. Как хорошо написано - "мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой неначатый чай" конечно, мама могла сразу сказать - про нас не забудьте, но видимо ей просто захотелось посмотреть, вспомнит ли кто-нибудь из ее сыновей про нее с бабушкой? есть аналогичный рассказ про платочек, когда детям предложили подарок и они не знали, как его поделить между собой, а когда оказалось,ч то это обычный платочек, то предложили отдать его маме( а насколько современен рассказ про старушку! по дороге шли мальчик и девочка, перед ними поскользнулась старушка, мальчик бросился ей помогать,а девочка никак не могла понять, зачем он это сделал, если это не ЕГО бабушка?? в общем, мне понравился сборник - нет, не все рассказы одинаково хороши, но много хороших! пусть дети это читают!
30.10.2018
Если я чую, что что-то идет не так, я говорю об этом. Не жду, пока печенье закончится, чтобы потом демонстративно жевать корочку хлеба. Это же семья, зачем мне пытаться проверять маленького ребенка? Я знаю, что дети могут увлечься. А про бабушку рассказ хороший. Обратите внимание - он построен от хорошего поступка. Не от "плохого", как перечисленные раньше.
30.10.2018
ну и не надо видеть в этом "демонстрацию". Моя дочка всегда делит сладости НА ВСЕХ, и маме и папе, но ее этому надо было учить и не за один раз это пришло( и были подобные ситуации, когда например шоколадка уже исчезает у нее во рту, а я стою и смотрю. Удивленные глаза - ты тоже хотела? В общем, такая ситуация имеет место быть, понятно что не как основной метод воспитания, а как эпизод. Нет ничего плохого в рассказах про хорошие поступки, но ведь в жизни есть и плохие тоже!!!! а раз они есть в жизни, они должны быть и в литературе! в конце концов, должно быть и разнообразие!
30.10.2018
Плохие поступки быть, наверно, должны. Вопрос в том, как с этими поступками работать. И что считать плохим поступком.
31.10.2018
ну не совсем так. Но да, подтверждается связь и поясняется, что именно не так.
30.10.2018
По-разному. Если речь о герое-злодее, его перехитряют. Если о положительном или нейтральном герое, то метод естественных последствий или я-сообщения. Но в книгах для дошкольников это редкое явление.
29.10.2018
я все равно не согласна. как-то вы слишком остро воспринимаете всю эту ситуацию - дележка одежды, личное пространство, воспитательница научит правде, внесла раздор в дружбу... такие громкие слова, прочитаешь и кажется. что там случилось что-то ужасное! именно потому, что они дети, они видят мир проще - идет дождь - укроемся одним плащом и добежим до садика! а бедная воспитательница вообще уж совсем ничего не сделала ужасного - высказала то, что подумала при этой ситуации. ЕЕ функция не только кормить и развлекать детей, нравственное развитие тоже входит в ее обязанности, причем эта воспитательница как раз действует мудро - не ругает, не стыдит, не наказывает, не выносит на всеобщее обозрение (что в те годы было как раз общепринято) - вот это действительно ненорма, пережиток того времени (кстати. рассказы написаны очень давно, если не ошибаюсь, еще до войны). А то, что воспитатель или любой другой взрослый озвучивает общепринятые в данном обществе правила морали и поведения - это норма. Я считаю, что эти рассказы надо читать, моей дочке точно.
26.10.2018
Как же не стыдит, если детям стыдно. И не выносит, если разговор происходит не наедине.
26.10.2018
Стыдно может стать от одного взгляда. если ты понимаешь, что плохо поступил( стыдить в моем понимании это говорить "как же ты могла так поступить, как же тебе не стыдно, ты не помогла подруге, не поделилась плащом, разве так должны вести себя настоящие подруги" и тд. А выносить на всеобщее обозрение - это вывести девочку на середину группы и сказать - ребята, посмотрите на машу. Сегодня она совершила постыдный поступок, недостойный советского ребенка. Она... и тд".
26.10.2018
Это уж вообще за гранью.
26.10.2018
ну, тут вопрос спорный, конечно. Я не вижу ничего такого в эпизоде с воспитательницей. дружба - это все-таки действительно очень веское слово. И когда дружба дружбой, а табачок врозь - это как-то уже немного не то. Кстати, русскому слову дружба нет полных аналогов в других языках. Слова есть. но обозначают они не совсем то. Я такую научную работу читала. В нашем, русском менталитете (не только советском, а вообще русском) считается именно так. Глупо предложить другу укрыться вдвоем одним плащом, когда идет дождь? не знаю. С точки зрения логики, может, и глупо (особенно с точки зрения того, кто останется сухим). С точки зрения человеческих отношений - не знаю. я так не думаю. да, в советское время был перекос в сторону коллективного, но многие вещи были правильными и нужными. Перекос в сторону индивидуального, по-моему, еще хуже. Должна быть золотая середина. Ну а если вам эта философия не подходит - вы можете не читать подобные книги и воспитывать ребенка так, как считаете нужным, слава богу - сейчас никто не завтавляет
26.10.2018
Не, тут не к вопросу о коллективном. Вы книжки Ивамуро Кадзуо не читали? Они вообще малышовые, как раз для младшего. Там все на коллективных ценностях стоит. Огромная семья и ценность всей семьи как единого организма. Но отношения внутри этого коллектива совсем другие, нежели во многих советских книгах. Никто никого не стыдит. Не поучает. Не вносит раздоров на пустом месте. Конечно, это совсем другая возрастная аудитория. Надо почитать что-то у японцев на возраст постарше. Или вот "Где гора говорит с луной". Там тоже есть эпизод о семье как коллективной единице. И опять в этой единице совсем другая атмосфера. Пишу и вспоминаю, что и у европейцев полно историй на тему жизни в коллективе. Где нет выпячивания каждого, но к каждому есть уважение. И нет никаких поучений ради поучений. А так, конечно, вы правы. Каждый выбирает подходящее ему. Но у меня наконец-то четко сформулировалась мысль о том, что мне не нравится в советской детской литературе.
26.10.2018
нет, таких книг я не читала. Я не вижу, в чем неуважение, когда девочку подруга просит поделиться с ней плащом в дождь. Не отдать! а поделиться. И где тут выпячивание? И в данном случае где воспитательница стыдит? вносит раздор? поучает? она произносит всего одну фразу - так вы могли бы укрыться одним плащом. Видно, ваша дружба до первого дождя. Все! больше ничего!
26.10.2018
В этой фразе и есть поучение. В ней же и раздор. Так как ниже описаны чувства обеих девочек. А где написано, что подруга просит ее поделиться плащом? Этого нет в отрывке. На предыдущей странице что-то есть?
26.10.2018
разве можно не знать ее рассказы? все же в начальной школе читают "Волшебное слово", "Синие листья". Удивительно) Я в библиотеке спросила, могу ли взять тонких книг побольше (разрешают лишь 6 книг брать). Разрешили, если не программные произведения. И как раз у них просили рассказы Осеевой для школы. Рисунки современные в вашем сборнике. Непривычно. Глаз привык к классическим рисункам к классическим текстам) У нас такая книжечка Валентина Осеева — Волшебное слово. Рассказы обложка книги Но вот такой сборник красивый есть. Валентина Осеева — Синие листья обложка книги ПС. дочитала. "Я вспомнила, что в детстве читала эти рассказы, совсем в детстве", ну, конечно - это рассказы из нашего детства)
26.10.2018
да, я когда начала читать - вспомнила, что это за рассказы. Не все, конечно, но некоторые. Помню, что в детстве тоже была книга с картинками, и помню, что я эти картинки рассматривала - а какие они были - не помню. Книгу от речи я видела, это я про нее писала, что она очень дорогая. Иллюстрации хороши, но в махаоновском сборнике они совсем другие и тоже очень хороши. Вот если забыть об этом "Глаз привык к классическим рисункам к классическим текстам", то, возможно, махаоновский сборник покажется даже интереснее. А если учесть, что для меня тексты Осеевой вовсе не воспринимаются как классические, то тем более. Вот эта советская строгость, реалистичность, приглушенность цветовой гаммы рисунков - я против нее ничего не имею, мне нравится, такие книги должны быть дома - но хочется и чего-то другого! и в данном случае для меня именно такой вариант оказался идеальным
26.10.2018
возможно, что современным детям новые иллюстрации даже больше понравятся. НЕ спорю)
26.10.2018
Книга, которую хочется обнять! Обзор моих недавних приобретений