"Нейропсихологические занятия с детьми". Наш опыт.
Страницы психологииБыстро пролетели 6 месяцев, с того момента как мы начали заниматься по практическому пособию "Нейропсихологические занятия с детьми" (авторы В.С.Колганова, Е.В.Пивоварова, ООО "Издательство АЙРИС-пресс"), первый мой обзор книги: Нейропсихологические занятия с детьми Обещала поделится нашими впечатлениями после выполнения занятий - вот делюсь)

В основе книги результат совместного труда психологов, логопедов:

Первая часть включает в себя две программы "Основные программы нейропсихологического сопровождения развития детей от 3 до 5 лет и от 5 до 12 лет по методу замещающего онтогенеза":


В предисловии указаны показания, ограничения, противопоказания и другая информация.
Выполнили мы программу "нейропсихологическое сопровождение развития детей 5-12 лет". Занятие включает 4 упражнения, которые усложняются по мере их освоения:
1.Дыхательные упражнения по команде "вдох-выдох". Усложняются одновременным движением частей тела, задержкой дыхания, командами по хлопками. В первых занятиях дыхательные упражнения делаются в положении лёжа, потом в положении сидя, в крайних занятиях - стоя.

2. Глазодвигательные упражнения включают в себя движения глаз влево-вправо-вверх-вниз, к переносице и обратно; восьмёрку горизонтальную и вертикальную. Усложняются движением языка за глазами/в противоположную сторону от движения глаз; самостоятельным выполнением упражнения.

3. Растяжки начинаются с самых простых по одной руке, ноге; затем усложняются одновременным выполнением растяжки в руке и ноге (левая рука и левая нога, левая рука и правая нога и т.п.), постепенно по мере прохождения заданий вовлекаются все части тела.

4. Упражнения двигательного репертуара начинаются с элементарных навыков переворота на живот, "лодочка", ползание на животе, на спине, на четвереньках параллельное и перекрестное,и другие. В конце учимся ходить по стене:

Основными задачами занятий у нас являлись закрепление понятия "лево-право" и ориентировка в пространстве. Положительные результаты, которые впечатлили меня и близких нам людей, мы получили не только в данных моментах.

Оценить насколько улучшились показатели по двум первым пунктам (внимание и память; мышление и речь) в результате данных занятий сложно, так как мы постоянно работаем над этими моментами в играх, читаем книги, учим стихи, занимаемся с логопедом. Из 10 картинок после подробного обсуждения вспоминает 8-10, где иногда 1-2 вспоминает после наводящего вопроса. Пять отличий в картинках находит, но самой терпения не хватает, нужно хотя бы просто сидеть рядом с ней и подбадривать. Книги-находилки любит, проблем не возникает с поиском нужного фрагмента. Пазлы из 24 элементов собирает самостоятельно, больше элементов - с помощью взрослого. Предложениями ответ давать умеет. Объясняет события из своей жизни логично и понятно. Пересказы текста не всегда логичные, скорее пересказывает по памяти. Над склонением слов работаем - дело опыта.
Однозначно отмечаю положительную динамику по пункту "Усиление контроля над своим поведением" и, добавлю, телом!
В начале занятий не сводились глаза к переносице, упражнения двигательного характера, на растяжку выполняли с помощью взрослого или 1-2 самостоятельно из необходимых 5-10 раз; сбивались с команды, делали независимо от моей команды. Некоторые занятия приходилось разбивать на более простые движения, и работа по одному занятию растягивалась на несколько недель (в рекомендациях в начале книги указано по мере успешности освоения заданий выболнять 3-7 дней). Так, казалось, непреодолимые сложности возникли на 13 занятии: когда глаза и язык должны были поворачиваться в сторону движущейся руки при перекрестному прощании. Ребенок долго не мог понять, что левая рука остаётся левой и тогда, когда стоит справа; наоборот для правой руки. На освоение данного навыка, ощущения дочери понадобились 3 недели:

Сегодня все действия выполняет ребенок по команде (командв разные используются в книге: под счёт, хлопки в ладоши) и самостоятельно, соблюдая алгоритм. Хорошо ориентируется в заданиях (то есть достаточно сказать ей: "перекрестное одноименное ползание", а не объяснять тонкости постановки рук и ног).
"Лево-право" ориентируется хорошо, из 10 раз возможны 1-2 ошибки, но исправляется сама. Упражнения типа "правой рукой закрой левый глаз" вызывают затруднения в 30 -35% случаев.
Ещё один момент изменился: если стоять напротив ребенка и поднять правую свою руку, повторяя движение, ребенок поднимал свою левую. Теперь чаще поднимает свою правую руку. Про зеркальность отражения мы говорили и до данных занятий. Результат получился только после выполнения программы.
После выполнения гимнастики по данной методике были на приеме у окулиста (все в норме).
Самый удивительный для меня результат - это дневной сон. До 3-3,5 лет мы всей семьёй старались дочку днём уложить пусть не спать, просто полежать хотя бы часик. Когда появился второй ребенок в семье, на дневном сне дочери я не настаивала (иногда она сама могла прийти к нам с малышом в комнату ближе часам к 16-00, лечь рядышком и заснуть). Уже на третьей неделе занятий я предложила ей лечь спать с нами в обед, прочитали книгу, которую она выбрала, и легли. Конечно, первый раз она прослушав, сказала:" я пойду". Одного моего ответа, что сейчас нужно отдохнуть, чтобы хватило сил на вторую половину дня, оказалось достаточно, ребенок заснул. Спим и сейчас днём. Крайне редко, когда поздно встаём утром, доченька не спит, но все равно ложится и лежит немного.
Как следствие всего этого, меньше истерик, слёз (далеко не каждый день и если, что-то запланированное сорвалось - огорчается, но не плачет и через минуту-две находит себе занятие; буквально год назад слезы ежедневно, порой по абсолютно непонятным причинам). А сколько литературы мы перечитали про эмоции, сколько узнали! Понимает ребенок уже много, а справится, проконтролировать свои эмоции, ой, как тяжело. Как тяжело было начинать делать "Нейропсихологические занятия" каждый день. Сколько слез, "не хочу" было. Один день никуда не успели сходить погулять, на второй день не успели сделать задуманное из-за каприз, на третий делали пусть и с недовольством, но уже с пониманием, что "лучше сделать сейчас и быть свободным, чем спорить и терять время". Теперь вспоминаем эти моменты со смехом, удивляемся как за 15-20 минут уже всю гимнастику сделали:"Так быстро?!"
По мере возможности я и сама делала некоторые упражнения. Боли в спине снимают хорошо) Дочка после дыхательной гимнастики сладко зевает, выполняя следующую глазодвигательные) Моя мама не смогла делать в полном объеме дыхательную гимнастику - кружилась голова, через неделю самочувствие в целом улучшилось. В целом курс не делала, на первых этапах бабушка старалась поддержать внучку своим примером. Да и времени летом на эти занятия не хватает: то огород, то заготовки.
Вторая часть содержит программы для 5-12 лет:



Сейчас приступили с дочерью к заданиям из второй дополнительной книги, получаем удовольствия от них. Их можно делать как дополнение вместе с основными занятиями, а можно как мы, использовать самостоятельно:



Не берём только логопедическую часть:


Следующей осенью, а возможно уже и летом, будем делать занятие для детей от 3 до 5 лет:



К пособию однозначно рекомендую присмотреться родителям, психологам и вообще всем, кто работает с детьми. Авторам данного метода низкий поклон.
Часть 1 - Майшоп-М
Часть 2 - Май-шоп-М
Лучший ответ
Благодарю за хороший вопрос. Добавила эту информацию в пост.