Как мы учим русский язык
развивающая/развлекающая литератураБукварей классических у нас не было. Читать как-то сама научилась дочь. Не то, чтобы я с ней не занималась, но это точно были не буквари.
Более всего свой вклад, думаю, внесли объемные буквы. Она с ними играла, как с конструктором, ну и выкладывала всякие словечки. У нас были такого плана. Я покупала сразу два набора, чтобы любое слово можно было сложить.
Ещё очень рекомендую слоговое лото.
И чтение. Я ей читала ежедневно, она тоже какое-нибудь слово прочтёт. Потом название книги, главы, потом первое предложение, первый абзац... как-то так неторопливо и без напряга. И без спец пособий.
Ну, дочь подросла. Надо брать учебники в руки.
Поскольку в школу она ходит во французскую, а русский я считаю обязательным для неё, я взялась за изучения учебников с целью с ней заниматься по ним самой.
Когда я стала изучать современные пособия по русскому языку, я, честно, прифигела была поражена: насколько перегружено разной терминологией. "Подчеркните орфограммы" - я и термина такого раньше не слышала.
Особенно меня удручило количество фонетики. Решила, что на такие разборы у нас и времени не будет. И что тогда? Останемся неучами?
Но чем больше я углублялась в тему, тем больше меня ожидало открытий.
Оказывается, раньше детей всем этим слогам слияния и йотированным гласным не учили вовсе. Или во всяком случае не в первом классе.
В общем, выбор мой пал на 1953 года выпуска.

Здесь нет абсолютно никакой транскрипции, фонетического разбора, схем "синий-зеленый-красный квадратики" (которые, я помню, в моем детстве мы уже делали)
При этом мягкие-твёрдые согласные тоже изучаются. Но акцент сделан не на фонетику, а на орфографию! Темы так и озаглавлены: СЛОВА С БУКВОЙ Я, СЛОВА С БУКВАМИ Е И Ё и т.д. МЯГКИЙ ЗНАК В КОНЦЕ СЛОВА, МЯГКИЙ ЗНАК В СЕРЕДИНЕ СЛОВА.
Изучаются не имена собственные, а БОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ И ФАМИЛИЯХ, БОЛЬШАЯ БУКВА В КЛИЧКАХ ЖИВОТНЫХ.
Нет такого : "звуки / ж/ и /ш/ это непарные твёрдые шипящие согласные звуки" (из учебника Городецкого), а просто СОЧЕТАНИЯ ЖИ-ШИ.
Т.е. всё очень упрощено в плане теории.
По объему материала даётся меньше : не изучают ещё, например, проверку безударных гласных и согласных на конце слова.
Может, это и хорошо? Не знаю, насколько современный школьник успевает усвоить такой объём, который даётся "галопом по европам" в сегодняшних программах.
По содержанию учебник вполне нейтральный. Это для тех, кто боится советских текстов. Ленина встретила однажды на стр. 30, пионеров на стр. 40)
А так те же самые словарные слова: воробей, карандаш... есть , правда, чернильница)




Одним учебником мы не ограничиваемся.
Стараюсь игровой момент вводить в занятия. Например, прописи у нас идут без энтузиазма. Прошу записывать "школьными" буквами решения занимательных заданий (а игры со словами дочь очень любит), имена персонажей любимых книг.


Купила книги Дочке нравится. Здесь как раз теория, но в увлекательной форме.

.

. Это больше на вырост, но читали уже кое-что.


Вот такие книги с заданиями.

Ребусы, кроссворды, филворды у нас на ура идут.


Очень дельная книга.


Отработка словарных слов.


Книги А. Шибаева ещё любим.
вот такой у нас лайт вариант уроков русского)
Мам-Юля
Ничего себе лайт-версия! Много разных пособий, отобранных с усердием. Буду изучать. Может, нам что-то тоже обязательно надо. А ребусы сложные какие: эти к-р-а со стрелочками в жизни бы не догадалась.
11.03.2019
Ответить
ЛАНА
Книга о ребусах начинается с самых простых. Занимательный русский сфоткала, но там много заданийна фонетику, которую я так не люблю)
11.03.2019
Ответить
Лика
Спасибо большое за обзор! Так далеко я ещё не заглядываю, буквы бы выучить... ((
Но если решим, что ребёнок должен по-русски писать, ваш обзор пригодится наверняка. Пока же просто рада, что у нас в школе всё сильно проще...
10.03.2019
Ответить
Ольга
Спасибо за обзор! Вы молодец. Часть пособий утащила в закладки. Вдруг пригодятся ))
Но остаюсь при своем мнении по поводу того, что старые учебники нужно адаптировать. Оставлять систему, да вообще всё основное оставлять. Но то, что изменилось к сегодняшнему дню - менять. Нет у нас никаких полугласных. И итти через 2 т - недопустимо.
И не могу я понять, чем всем не угодили красные-синие-зеленые квадратики в обозначении гласных - согласных? Мне кажется, это не путает ребенка, а дает дополнительную опору, причем опору на зрительное восприятие, которое у подавляющего большинства детей сейчас развито в разы лучше слухового.
10.03.2019
Ответить
ЛАНА
Да кто б адаптировал... кто ж против
Нет там итти, это в книгах нам встречалось.
10.03.2019
Ответить
Ольга
Знаете, я вот не устаю рекомендовать всем учебники для начальной школы 8 вида ( для умственно отсталых детей). Идеально для подготовки к школе. Четко, логично. И нет устаревших данных...
10.03.2019
Ответить
Ольга
Ну вот, например, математика. Это для первого класса, для детей с нормальным интеллектом в 5 лет - самое то. Рабочая тетрадь еще к ней есть. Во втором классе, если не ошибаюсь, они только второй десяток берут, поэтому для 6-леток с нормальным интеллектом - учебник для 2 класса пойдет.
Про Букварь Аксёновой Даша писала, что мальчика своего по нему читать научила.
Вообще в коррекционной педагогике много всякого полезного можно нарыть. Только делать поправку на возраст. То есть ориентироваться, что нормально развивающийся ребенок на 1-2-3 года опережает в развитии умственно отсталого.
10.03.2019
Ответить
ЛАНА
Если б одни квадратики.. я ниже примеры приводила транскрипции вместо орфографии нормальной в учебнике.
10.03.2019
Ответить
Ольга
Это да, беда. Слава богу, мои дети не учились по таким идиотским учебникам
10.03.2019
Ответить
Ольга
Оххх... Это сложный вопрос. С одной стороны, конечно, для маленьких это сложно. А с другой, дети должны уже понимать, что слово не всегда пишется так, как произносится. Другое дело, что нельзя показывать детям написанное в транскрипции слово, чтобы они его "перевели" (как раз Ваш пример с Городецким)). А вот самим сделать транскрипцию слова - почему нет? Не в первом классе, конечно. И не сложные слова.
10.03.2019
Ответить
ЛАНА
так я про первый класс) у нас в классе 5 был разбор звуко-буквенный. И никогда мы не писали транскрипцию строкой, а в столбик : буква, затем звук.
10.03.2019
Ответить
Ольга
Да, и сейчас пишут так же. Мои дети учились в началке по программе "Школа России", сейчас учебник по русскому у дочки Ладыженской, сын тоже по нему учился. И там всё так, как было у нас.
10.03.2019
Ответить
ЛАНА
именно из-за зрительной памяти я считаю транскрипцию недопустимой в начальной школе. Пусть учат КОРОВА, а не /КАРОВА/.
10.03.2019
Ответить
Val
Какой красивый почерк! Очень аккуратно и ровненько!
...Учебник, конечно, устарел: перенос/деление на слоги: па-рта, й-согласный... Хотя у меня тоже в отложенных лежит. У нас тут русский в одном русском центре по спец. учебникам для билингвов, а в другом - учительница свои какие-то методики применяет. Я не решила ещё, куда потом податься) Скорее, поначалу сама, учебник русского 80-х есть, ещё современные приобрету, например: Андриановой, хотя он простоват и рассчитан на 4-летнюю нач. школу.
10.03.2019
Ответить
Val
В 90-е на филфаке: слог всегда оканчивается на гласный, с исключениями на ь, й и односложных, и соответственно перенос тоже на гласный. Диктанты у нас был отдельный предмет, и другой перенос считался за ошибку.
Может, сейчас опять правила поменяли и вернули их к 80-м, где этот вариант был бы правильным.
10.03.2019
Ответить
Ольга
Если есть сочетание согласных сонорный + парный согласный, слогораздел проходит посередине.Именно в 90-е и именно на филфаке))) на слоги делили по возрастающей звучности: 1-глухой, 2-звонкий, 3-сонорный, 4-гласный. Слог не может начинаться с сонорного, если после него вылезает глухой. Грубо говоря, делим: па-чка, па-ста. Но пар-та. Потому что р-сонорный.
10.03.2019
Ответить
Val
Глянула в интренете, допускаются: се-стра и сес-тра, му-дрость и муд-рость, пу-стяк и пус-тяк...
Возможные варианты переносов:
шум-ный, шу-мный
дерз-кий, дер-зкий, де-рзкий
род-ство, родст-во, родс-тво
А хотелось бы знать, как сейчас детям в учебниках дают. В 80-е в школе было бы только: сес-тра и т.п..
...У меня смешанная филология: германо-славянская) Благодаря "любимым" институтским учителям русского, работала только с первой половиной профессии)
10.03.2019
Ответить
Ольга
У моей знакомой очень умненький мальчик, учится во 2 классе и часто участвует в олимпиадах по разным предметам, в том числе, по русскому. Так вот, к чему я. Несколько раз срезался именно на слогоделении, пока не усвоил, что сейчас именно в олимпиадных заданиях принимается исключительно такой слогораздел, когда слог заканчивается на гласную, за исключением случая с сонорными. А, да, еще учитываются приставки, от них тоже нельзя отрывать одну букву ( под-нял, а не по-днял, ис-пёк, а не и-спёк). Как-то так...
10.03.2019
Ответить
Val
Чтобы "выжить" в школе\вузе приходится делать (делить на слоги) то, что хотят учителя)
10.03.2019
Ответить
Ольга
Да вот у них как раз и возникла проблема. Учитель учил делить по-другому...
10.03.2019
Ответить
Val
А как вам это:
Проблема деления слов на слоги в русском языке является одной из наиболее сложных в современной лингвистике и до конца не решенной. Это связано с отсутствием единого понимания сущности слога. Невозможность зафиксировать признаки слога как единого целого, фонетическая невыраженность границы между слогами приводит некоторых лингвистов к мысли, что слогораздела в русском языке вообще не существует.
10.03.2019
Ответить
Ольга
А вот это круто! Это даже шикарней, чем правило у дочки в учебнике: "Наречия в русском языке могут писаться слитно, раздельно, а в отдельных случаях - через дефис".
10.03.2019
Ответить
ЛАНА
я вот в этом переносе никак разобраться не могу... но то, что вы озвучили, надеюсь, не будут в начальной школе изучать)) я бы разделила пас-та пач-ка...
10.03.2019
Ответить
Оставшиеся комментарии доступны после регистрации
Зарегистрируйтесь и получите полный доступ ко всем функциям сайта.