Результаты исследования семейного чтения
дошкольникамПару недель назад здесь был размещен опрос о традициях семейного чтения в России. Он проходил в рамках учебного проекта (спойлер: защита прошла успешно). Хочу поблагодарить всех, кто принял участие в моем мини-исследовании, я и представить не могла, что найдется так много отзывчивых людей! Спасибо!🤗
Как и обещала, публикую результаты.
Семейное чтение - это чтение в кругу семьи, вслух, с обсуждением прочитанного. Цель опроса - узнать, насколько эффективно оно реализуется в современных условиях. Исследователи делят семейное чтение на 4 этапа: круг чтения, процесс чтения, обсуждение прочитанного и послечтение. В соответствии с этими этапами и строились вопросы для анкеты.
Анкета была размещена на платформе Бэбиблог (сообщества «Детские книги» и «От трех до шести») и форуме Littleone. В совокупности за 2 недели сбора данных набралось 109 ответов.
В опросе приняли участие женщины от 24 до 47 лет. Большинство респондентов - 30, 33, 38 и 40 лет.
Все родители сошлись в вопросе о необходимости чтения детям.

Только у троих человек нет своей домашней библиотеки, однако нужно сделать оговорку, что некоторые из опрошенных родителей предпочитают не покупать книги, а посещать городские библиотеки.

41% респондентов имеют большую домашнюю библиотеку в несколько книжных шкафов, у 36% библиотека средняя, у 20% книги могут поместиться на одну или несколько книжных полок. Это положительная тенденция: в окружении книг и следуя примеру читающих родителей ребенок развивается быстрее и гармоничнее.

Большинство опрошенных читают вместе с детьми каждый день, 19% - несколько раз в неделю, 7% - несколько раз в месяц, 0.9% (1 человек) - несколько раз в год и еще 1 человек не читает детям сам, а передает эту функцию бабушкам или дедушкам, поэтому ответить на вопрос о периодичности и длительности чтения ему затруднительно.

Почти 45% респондентов тратят на семейное чтение время от 30 минут до 1 часа. Чуть меньшая доля тех, кто читает 10-30 минут в день (34.6%) и 1-2 часа в день (почти 17%). Более 2 часов читают только 2 человека (1.9%). Лишь 3 человека ответили, что чаще всего детям читают бабушки или дедушки. Остальные читают детям сами.

По мнению исследователей, в круг чтения обязательно должны входить доступные для детей произведения фольклора и классической литературы, наиболее ценные в художественном отношении. Эти книги, по выражению В.А. Сухомлинского, составляют «книжное ядро», «золотую библиотеку детства». Чтение этого минимума в дошкольном периоде «формирует духовные ценности, интерес к книге, потребность в общении с ней, стимулирует стремление к самостоятельному чтению». Помимо «книжного ядра» был предложен вариант ответа «произведения современных авторов».
Чаще всего респонденты отвечали, что в круг чтения их детей входят произведения всех трех временных отрезков: народные, классические, современные (вариант выбран 78 раз). Интересно, что если сравнивать эти три вида, окажется, что лидируют среди них произведения современных авторов (вариант выбран 26 раз). Вероятно, это связано с тем, что в опросе принимали участие родители детей, большинству которых - 5-6 лет, они уже меньше интересуются произведениями народного творчества и все больше - классикой и литературой современных авторов. Некоторые респонденты отмечали среди прочих научно-познавательную литературу, но в основу нашего исследования мы брали временну́ю классификацию, а не видовую, поэтому эти ответы не принимаются во внимание.


Второй этап - процесс чтения - очень важный потому, что семейное чтение не должно сводиться только к прочтению произведения. Уровень понимания, восприятия текста ребенком зависит от умения родителей правильно организовать сам процесс. На вопрос о том, меняет ли респондент интонацию в процессе чтения, ни один не ответил отрицательно.

В вопросе о внимательности ребенка тоже наблюдается положительная тенденция: родители ответили, что дети слушают их внимательно (62%) или иногда отвлекаются (37%). Два человека пропустили этот вопрос, потому что чтением с ребенком занимаются преимущественно бабушки.

Искренность ответов на этот вопрос можно проверить несколькими другими. Например, на вопрос о том, спрашивают ли дети о чем-либо в процессе чтения, несколько человек (3%) ответили «нет». Двое из них не задают вопросов по объективной причине: слишком маленький возраст (до 3 лет) либо относительно большой (более 8), когда многое уже становится понятным. Один ребенок 3-4 лет ни о чем не спрашивает родителей - это говорит о том, что скорее всего он не слишком вовлечен в повествование.

Многие респонденты часто (65%) или время от времени (31%) обсуждают с детьми прочитанные книги. 4% родителей не разговаривают с детьми о произведениях, причем это касается детей всех рассматриваемых возрастов.

Обсуждение прочитанного - очень важный этап, пропускать который крайне нежелательно. По диаграмме мы видим, что тенденция в воспитании читательского интереса детей положительная. Радует и то, что родители стараются объяснять непонятные места в произведении.

Этап послечтения не менее важный, чем все предыдущие. Ребенок, прослушав чтение взрослого и восприняв текст, оценивает его, использует прочитанное в игре, творческой деятельности, в общении с взрослыми и сверстниками. Понимание и оценка прочитанного произведения проявляются в создании рисунков, аппликаций, лепке полюбившихся героев и т.д. 62% респондентов ответили, что их дети делятся впечатлениями от произведения со своими сверстниками или взрослыми - это означает, что они слушают текст внимательно и учатся мыслить, анализировать. 16.5% детей не разговаривают о книгах, для 21% родителей этот вопрос оказался затруднительным.

Почти 68% проецирует образы любимых героев книг в игре или творчестве. Это говорит о том, что они смогли оценить его и проанализировать, применить в своей деятельности. 14% детей обычно этого не делают, 18% респондентов не смогли ответить на этот вопрос.

На основе данного исследования можно сделать вывод о том, что традиция семейного чтения существует в нашей стране и осознается родителями как важный этап становления личности ребенка. Большинство родителей читают детям каждый день и достаточное время, организуют процесс чтения правильно, их дети развиваются психически и интеллектуально.