ЛитреаТула - 2019. День второй.
мероприятияПродолжаем нашу трансляцию с полей) Второй день выдался не менее насыщенным, чем первый.
И первыми на площадку Литературной веранды прибыли всем известные, но от этого не менее интересные Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак.
Ребят, ну они классные! Они заводные, они веселые, они зажигательные. Передавая( а скорее, перебрасывая) микрофон друг другу, успели и на все вопросы ответить, и про все книги свои рассказать, которых тут же Андрей приволок целую стопку со стенда издательства время, где под честное слово позаимствовал все у того же вездесущего Дмитрия Гасина(вот и опять от него польза)))
Мне понравился рассказ ребят(извините, что так их называю, но они правда прямо вот ребята))) о том, как они пишут: сразу известно начало и конец, причем в процессе написания произведения конец они не меняют никогда, а еще как физики, то есть люди с аналитическим складом ума, они сразу выстраивают некую табличку(типа плана), что очень помогает. Поэтому. наверно, у них всё так логично)))
Рассказали, что вещи, замешанные на истории, не пишут уже давно. Уж очень сильно трудно дался им "Москвест". В процессе написания они не раз обращались к профессиональным историкам, которые, бывало, не сходились во взглядах на какой-то исторический факт и начинали ругаться между собой. Не понравилось физикам, что история - настолько неточная наука)))
На встрече, между прочим, присутствовали Виктор Лунин и Марина Бордицкая.
И Марина Яковлевна почему-то стала спрашивать, нравятся ли Жвалевскому и Пастернак Стругацкие. Андрей ответил, что очень их любит, периодически перечитывает, стал перечислять свои любимые произведения Стругацких, но, когда дошел до "Улитки на склоне", Бородицкая заявила, что они с Евгенией еще до этого произведения не доросли! Ну ей, конечно, виднее))
а в конце встречи Андрея и Евгению угостили кефиром с рекламой фестиваля)
В процессе встречи я увидела девушку, которая мне отчаянно махала рукой за стеклом аудитории. И в девушке я узнала нашу Юлю. Юля, какая ты молодчинка, что приехала к нам! Да еще и привезла всю семью, включая маму! Надеюсь, вам всё понравилось? Только почему-то до встреч с писателями вы так и не добрались...
Но зато уж я наслушалась по полной)))
После Андрея и Евгении произошла встреча сразу с 4 молодыми авторами. Все они - члены некоего загадочного ордена "Мыхухоль" из разных городов России, который очень поддерживает Марина Бородицкая. Надо, конечно, уточнить, но мне кажется,это она их сюда и сосватала)
Вот они бродят по аудитории(а проще говоря, по кафе). Справа за столиком смотрит на часы сама Марина Бородицкая, слева с камерой Дмитрий Гасин, который успевал буквально на всех площадках шпионить, а вот за ним - эти молодые писатели и есть. Слева направо: Марина Зарубина из Архангельска, Алексей Зайцев из Москвы, Александра Можгина тоже из Москвы и Марина Номоконова из Дубны.
Ребята читали свои стихи и рассказы, местами весьма неплохие. Больше всех лично мне понравилась Марина Зарубина. Такие у нее стихи романтичные...
Ну а самый активный и артистичный в этой компании - Алексей Зайцев.
Марина Бородицкая бурно( иногда даже слишком бурно) их поддерживала, хлопала и громко смеялась. И постоянно вскакивала, чтобы бежать закрывать за кем-то дверь( а надо сказать, что Литературная веранда наша находится в помещении кафе, куда, естественно. люди постоянно заходят и выходят). Пришлось мне встать на страже у двери, чтобы Марина Яковлевна не нервничала. Но она и тут не успокоилась и побежала закрывать дверь в подсобку, где работала кофе-машина. Дверь не поддалась. Бородицкая угомонилась...
А вот после этой веселой и талантливой банды относительно молодых авторов к нам пришел Антон Соя. Вместе с редактором "Абрикобукса" Людмилой Никитиной.
И мне как-то сразу не очень понравилось, что они творят. Во-первых, они возвели на столе просто забор из книг. То, что вы видите, - это еще ничего, изначально они стояли действительно высоким частоколом и практически полностью закрывали Антона, который даже не порывался встать. Это я попросила сдвинуть хоть на один стол, а то автора совсем не видно. А во-вторых, Людмила решила, как бы это помягче, соригинальничать. На экране запустили буктрейлер книги про Федерико(так себе буктрейлер, скажу я вам, просто последовательность иллюстраций из книги под музыку), а потом она предложила поговорить...о цирке! Причем обозвала это "поиграем". То есть спрашивала значение какого-то циркового термина(одновременно он высвечивался на экране), отгадавшему вручали открытку, а на экране появлялось значение. Такая "веселая" игра продолжалась треть встречи. Подростки, пришедшие пообщаться с автором и принесшие тома "Витчхантеров", приуныли. А автор вел себя так, будто уж его-то это совсем не касается.
Вот приблизительно с таким лицом и в такой позе он и сидел всю дорогу.
Хотя потом, когда он немножко стал разговаривать, выяснилось, что у него есть родственники в Туле(вскочила какая-то эмоциональная бабулька и стала говорить, что это ее родственник, как она любит его и его творчество, что все ее внуки и она сама всё перечитали и т.д.). И что книгой про Федерико заинтересовались за рубежом и скоро ее там издадут.
Короче. Удовлетворения от этой встречи я не получила. Леночка! Видимо, ты была права по поводу этого писателя...
После Антона подростки разбежались кто куда. И остались в зале я, да Юлия Кузнецова, да Нина Дашевская. Ну и еще несколько человек, мирно жующих на заднем плане( кафе как-никак).
Вот в таком составе и началась встреча с писательницей Еленой Бородой.
Конечно, она была несколько смущена и растеряна. Но заставила себя собраться!
Прежде всего, надо сказать, что Елена Борода пишет также под фамилией Владимирова. Именно под этой фамилией она опубликовала в "Аквилегии" книгу "Младшие Экзюпери" и ее продолжение "Соло для бас-гитары". Есть еще третья часть, но Елене она не нравится в том виде, в котором ее издали, поэтому о ней она не говорила.
Но больше всего, конечно, она говорила про свою новую книгу "Я тебя никогда не прощу", которую я тут не так давно покритиковала. Мне было даже очень интересно послушать. Вдруг и правда я там чего-то не увидела, что увидеть надо было. Оказалось, что у главного героя книги Тимофея был реальный прототип, то есть вся книга - это невыдуманный характер в невыдуманной сюжетной линии. Еще оказалось, что в повествование вплетены какие-то подробности жизни Моцарта, которые как-то перекликаются с жизнью Тимофея. Но меня-то интересовал вопрос, где деньги( напомню, в повести сюжет строится вокруг пропавших денег). Но ответа внезапно Елена не знала. Она сказала, что специально оставила этот вопрос открытым. Ну уж про плов со слабительным я спрашивать не стала. Вдруг тоже специально? В общем, после общения с автором мое отношение к произведению не изменилось( но другие книги автора, пожалуй, почитаю). Хотя, конечно, в нем есть много положительных моментов, и интересные эпизоды. Один из них(про общение Тимофея с психологом) Елена зачитала. И тут Нина Дашевская вдруг спросила, считает ли Елена, что бывают нормальные хорошие психологи? ну те, кто действительно помогает подросткам? или это миф? Елена выразила веру в это. На что Дашевская ответила просто гениально: "Я верю в нормальных психологов, но никогда не встречала".
Забыла написать, что Елена еще и учитель. Она преподает литературу в старших классах. Когда ученики узнали, что их учитель пишет книги, они рвались наставить ей везде лайков)) Но в целом, это никак не повлияло на их отношение к учителю( Юлия Кузнецова предположила, что, увидев, как хорошо учитель их понимает, видит изнутри, они могут ну сблизиться с ним, что ли), однако Елена развеяла это предположение))
А после Елены Бороды на площадку пришла другая Елена, Соковенина.
Она классная. Она веселая. Она ироничная. Это такой просто живчик-одуванчик с волосами веером)))
Она много читала отрывков из своих книжек про Петечку Осликова и рассказывала историю его появления. Оказывается, изначально это был герой детского журнала, в котором писала Елена. Ей сказали:"Делайте, что хотите, но чтобы дети читали!" Вот тут она и развернулась со своим Петечкой). Но внезапно пришел новый редактор и решил, что для детей должен быть другой герой, что детей нельзя ставить на одну доску со взрослыми. Однако Елена считает, что нельзя делить героев на детских и взрослых, если книга и герой интересны и тем, и другим, они найдут больше точек соприкосновения и будут меньше ругаться. Петечки в журнале не стало... но однажды редактор предложил: "А давай твой Петечка продаст диван!" Елене идея рекламы дивана не понравилась. Вместо этого она собрала истории про Осликова и объединила их в книжку. А потом написала продолжение, где Петя уже школьник. Причем она утверждает, что за время, прошедшее между написанием первой и второй книги, читательская аудитория очень изменилась, поэтому теперь не надо давать ей упрощенный(как в первой части) текст, а можно говорить по-человечески))
А в конце выступления она процитировала слова Жвалевского и Пастернак: "Сейчас такая жизнь, к которой относиться серьезно нельзя!" И таким образом, видимо, сама не подозревая, закольцевала второй день на Литературной веранде, начавшийся и закончившийся этими авторами.
Встречи закончились, но я-то не ушла. Поскольку предстояло еще одно мероприятие - читка пьесы Алексея Олейникова "Хлебзавод"
PR-директор "Самоката" Мария Орлова представила вышедший в издательстве сборник драматургии для подростков, а артисты тульской театральной компании "Барабан" прочитали одну из пьес этого сборника.
Прочитали очень хорошо. Вообще поставили прекрасно. Но...Мне не понравилось. Я даже не вполне поняла, это вообще о чем? Я честно спросила, они реально считают, что подростки будут это смотреть, что их это заинтересует? Алексей ответил, что он не работал на какую-то определенную целевую аудиторию, кого это пробьет - тому и хорошо... А Мария ответила, что если не этим, то чем еще подростков пробить. Если честно, я думаю, что не стоит ставить цель кого-то пробивать в принципе. Но сколько людей - столько мнений. А учитывая, что проект современной драматургии для детей вообще уникален на данный момент и аналогов не имеет в принципе, то пусть уж лучше будет, чем не будет, правда?
Вот с такими чувствами я вышла с фестиваля и потопала домой. И, отойдя на достаточное расстояние от места проведения фестиваля, уже практически подходя к дому, увидела впереди знакомые силуэты.
Кто же эта стройная огненно-рыжая женщина? кто этот любопытно глазеющий по сторонам мужчина? Ага, это всё они, Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак)))
Вот так и мой сегодняшний день замкнулся в кольцо. Кольцо из хороших людей и ярких впечатлений)))