мамино чтение май 2019
дневник читателяВ этом месяце я, как всегда в последнее время, читала мало. Но под конец месяца расчиталась( Добила наконец все хвосты, которые давно уже пора было сдать в библиотеку.
Вообще, конечно, в мае очень много дел на огороде. Зато у нас Максим почти весь май проходил в садик! Это супер-рекорд((
Ну, собственно, о книгах. Вот моя стопочка.
В.Муромцева-Бунина Жизнь Бунина. Беседы с памятью
- эту книгу я очень долго читала. В ней собраны под одной обложкой две книги. В первой жена Бунина рассказывает его биографию до знакомства с ней, насколько сама ее знает. Эта книга написана для того, чтобы показать, насколько автобиографична Жизнь Арсеньева, что в ней правда, а что художественны вымысел. Мне это было интересно, тк я как раз недавно слушала Жизнь Арсеньева. Вообще Бунин был скитальцем, поэтому о его биографии писать сложно. Уехал-приехал, уехал-приехал. Не мог подолгу жить на одном месте. Мне было интересно и для того, чтобы понять Бунина как писателя и как человека, и для того, чтобы узнать о жизни людей тех лет, обедневших дворян, вообще общества. Вообще это было очень интересное время, и очень сложное. Кроме того Бунин общался со многими известными людьми - Чеховым, Рахманиновым и др., менее известными. О них тоже можно кое-что узнать. А вот вторая часть - это уже после знакомства с будущей женой. Описано всего несколько лет, повествование внезапно обрывается после их поездки в Париж. Мне было интересно читать. Описана их жизнь буквально пошагово. Конечно, много написано о разных друзьях и знакомых Бунина, показано литературное общество тех лет, вообще жизнь интеллигенции. В общем, хорошая мемуарная литература. Повторюсь, мне было интересно читать.
Г.Белых Л.Пантелеев Шкидские рассказы -
эти рассказы были опубликованы в книге Республика ШКИД, которую я прочитала в прошлом месяце. Как я понимаю, их автор - уже исключительно Пантелеев. Они посвящены халдеям - людям, которые приходили в ШКИД работать учителями, хотя не имели ни соответствующего образования, ни знаний, ни умений. Кончалось это всегда тем, что их увольняли. Еще один рассказ о том, как шкидцы образовали у себя нечто вроде подпольно пионерской организации. Об этом есть в книге, но тут автор решил более подробно изложить всю историю. Кстати, эти рассказы были напечатаны уже задолго после самой "республики".
Под названием Шкидские рассказы помещается и небольшая повесть Часы, и рассказа Карлушин фокус, которые уже не имеют прямого отношения к ШКИД. В Часах рассказывается история беспризорника, которому посчастливилось стянуть золотые часы. Но, к несчастью, именно в этот день его отправили в детский дом. Там он закопал часы, а на это место положили дрова, и Пете пришлось ждать аж до весны, пока дрова кончатся, и он сможет выкопать свою добычу. Но к этому времени Петя уже изменился, и бежать ему уже совсем не хотелось. А в Карлушином фокусе история из еще дошкидской жизни Пантелеева.
Р.Белсвик Простодурсен. Зима от начала до конца.
- увидела эту книгу в библиотеке и сразу взяла, тк помню, что о ней много писали. В книге три части. Впечатление мое неоднозначное. Во-первых, непонятно, кто герои этой книги. Видимо, это не люди, но вроде и не животные. Судя по иллюстрациям, это какие-то непонятные существа с человеческими лицами, но с хвостами. Некоторые ситуации я также не поняла, например с лягушкой, с каменной куропаткой - видимо, настолько глубокие мысли, что я их не понимаю. Хотя были и интересные моменты. Ну в общем, прочитала я книгу довольно быстро, и даже не могу сказать в итоге, понравилась она мне или нет. Если буду кому-то рекомендовать, так и скажу - попробуйте, может и понравится. Лиде читать не буду, хотя есть там несколько важных мыслей, особенно в третьей части.
Кстати, мы с детьми ходили в этом месяце на речку и кидали камешки. И вот я поняла суть "бульков" Простодурсена. Бульки действительно разные((
А.Быкова Развивающие занятия "ленивой мамы"
- эту книгу я тоже мучила очень долго, несмотря на то, что читать ее интересно. В ней автор дает и какие-то теоретические вещи, свое видение развития детей. Здесь нет ничего принципиально нового для меня. Развитие должно быть естественным, идти из игры, общения со взрослыми. Интересно, какие доводы приводит Быкова. Но самое интересное, конечно, это, так сказать, практическая часть. По сути, Быкова описывает свою жизнь с ребенком, как это было у них. Делится опытом. Читать интересно, думаешь - ну как здорово, когда маме каждый раз в голову приходят какие-то идеи, как обыграть ситуацию, при этом сделать ее еще и развивающей и интересной для ребенка. А если еще и ребенок на все это отзывается, то вообще сказка( Мне вот такие мысли не приходят в голову( Но я могу пользоваться опытом других мам. Конечно, эта книга должны быть настольной. Нужно просто брать что-то из ее и делать, а не просто читать и думать: надо же, как она здорово придумала. А у меня пока второй вариант. Попробую реализовать что-то из опыта Быковой в нашей жизни. Книги Быковой с удовольствием бы еще почитала.
А.Жвалевский, Е.Пастернак Сиамцы -
эту небольшую книжечку я прочитала очень быстро. По сравнению с советскими писателями это такое... легкое чтение. Повесть о двух подростках, парне и девушке, живущих в Минске. Они давно дружат, у них общие интересы. Но вот в жизни наступает переломный момент, возникают проблемы, и ребята решают, что они друг другу больше не нужны. Им приходится многое пережить и узнать, прежде чем они поймут, что созданы друг для друга. Повесть небольшая, но событий в ней много, причем многие из этих событий какие-то однообразные. Поругались-помирились, поругались-помирились... Мне показалось, что это перегруз. А так в целом неплохая история для подростков. Мне понравилась больше, чем "Пока я на краю".
Г.Матвеев Зеленые цепочки. Тайная схватка. Тарантул (трилогия)
- давно хотела прочитать эту книгу, многие ее рекомендуют. Прочитала всю трилогию за один день, когда возила ученика на экзамен. Приключенческая шпионская история, которая произошла во время блокады Ленинграда. Мальчишки-подростки помогают милиции ловить шпионов. Точнее, тут даже три истории, потому что в каждой книге, по сути, самостоятельные сюжеты, хотя и взаимосвязанные. Книги неплохие, интересные, но прямо очень сильного впечатления на меня не произвели. Может, потому что я себя плохо чувствовала, когда их читала, не знаю. Наверное, именно из-за этого я как-то плохо прочувствовала книгу. Даже когда в последней части погиб один из героев, я как-то вяло отреагировала. Единственное, что меня сильно впечатлило, это предатели, которые сотрудничали с немцами. Были же такие скоты! Ждали со дня на день, что придут немцы и их золотом осыпят! А как были уверены! Но вообще книга след оставила, я долго еще осмысляла, вспоминала...
Посмотрела фильм Зеленые цепочки. Сюжет достаточно сильно отличается от книг. Фильм мне понравился, в сл году, думаю, посмотрим с Лидой.
В.Козлов Президент каменного острова -
об этом писателе я раньше вообще ничего не знала и впервые услышала в сообществе. О книге были очень хорошие отзывы, и я немного разочаровалась в ней. Нет, книга хорошая, но чего-то ей не хватает. Мне показалось, что сюжет как-то не очень реалистичен. Подростки, которые живут на острове, какие-то прямо супергерои, никто не может до них добраться, занимаются там спортом, чуть ли не научные открытия делают, вертолетные площадки строят... Главный герой излишне, на мой взгляд, романтизирован и идеализирован. Еще, возможно, роль сыграло то, что сам рассказчик остается как бы в тени, основные события касаются других героев. Но с другой стороны есть в книге и много плюсов. Герои не статичные, они раскрываются на протяжении книги. Гарик, который сначала вызывает негативные эмоции, но потом он начинает меняться. Романтичная линия Гарика-Алены-Сороки, которая ничем не кончилась, к моему сожалению, но зато поставила многие правильные вопросы. Сама направленность на спасение природы. Все это в книге хорошо.
Президент не уходит в отставку - продолжение первой повести. Показалось более интересным, наверное, потому, что здесь герои уже старше, они уже стоят на пороге взрослой жизни. Как раз развивается та самая любовная линия. А вообще повесть тоже довольно большая и в ней затронуто очень много всяких разных проблем. Но мне показалось, что основная тема все же связана с вопросом: как жить? Это был как раз тот период, когда в СССР появилось множество людей, которые разными спекуляциями и махинациями умели сколачивать неплохие деньги. И на станции обслуживания автомобилей, куда устроился работать после армии Сорока, тоже оказались такие ловкачи. Естественно, Сорока вступает с ними в борьбу. Борьба эта непростая, и на нее уходит много сил. А надо ли? Есть ли смысл вступать в эту борьбу с несовершенством мира, если это никому не нужно? А может, нужно? Сложные вопросы, и разные герои по-разному на них отвечают. Но Сорока не может иначе, поэтому он борется и с ловкачами на работе, и с браконьерами на своем озере, и с хулиганами в кино... Конечно, все это не кончается так просто, он иногда чудом избегает смерти. И опять гложет вопрос: а надо ли это? Ну пристрелили бы его там браконьеры, и кому стало бы от этого лучше? А с другой стороны: ведь кто-то же должен? Я один раз ехала в маршрутке, и какой-то пьяный начал к девушкам приставать, ему сделала замечание пожилая женщина, и он начал ее грязью обливать. Все сидели и молча слушали( Я сказала: ну неужели никто это не прекратит? (в маршрутке было много мужчин). Ну кто-то из них попытался этого алкаша усовестить, а я сижу и думаю - зачем влезла, щас пырнет он меня ножичком, и что? рады будут мои дети, что их мама такая идейная? В общем, Сорока восхищает, но жить такому человеку сложно, а уж с таким человеком вообще невозможно. Ну как с ним жить, если поедешь с ним на природу - он каких-нибудь браконьеров там найдет и начнет с ними бороться, вылавливай его потом из озера... пойдешь в кино - там хулиганы, потом после драки его откачивай... А вот было бы таких людей побольше...
Это только один аспект повести. Там еще полно тем, на которые хотелось бы порассуждать. Полезно читать молодым девушкам, которые выбирают себе спутника жизни. Вообще интересно было читать. Напомнило романы Гранина, в которых тоже очень много вопросов, и ситуаций, которые очень сложно разрешить. кто прав, кто виноват - непонятно. Вроде так посмотришь - правильно, а по-другому взглянешь - как-то неправильно... И главный герой, который идет до конца, не изменяет своим принципам, тоже у них похож.
В. Крапивин Та сторона, где ветер
- что-то под конец месяца у меня пошли книги о подростках, и все такие разные(Вот открыла Крапивина, начала читать, и прямо как с родным человеком встретилась( Последние книги Крапивина, которые я читала, были слабее, да и поднадоела крапивинская тематика. Поэтому я его стала редко брать. Но эта книга зашла прямо хорошо. Признаюсь честно, когда я читала Козлова, некоторые строки пропускала. Ну, есть такой грех. Описания там разные. Крапивина же я читала без пропусков. Вот прямо для меня пишет( Хотя эта книга и не стала самой-самой любимой у Крапивина, но она очень достойная. Описывает год из жизни героев. Как всегда, замечательное знание психологии мальчишек, замечательное знание проблем и трудностей, с которыми они сталкиваются (а этих проблем, как всегда у Крапивина, больше, чем хотелось бы), разнообразные жизненные ситуации (у одного из героев умер отец, у другого мать ушла, причем через годы объявилась и начала писать, у третьего отец хоть и есть, но редко появляется и видимо сам не понимает, что он отец. Крапивин даже ввернул маленького мальчика, от которого отказались родители, и его взяла к себе тетка).