Совместные чтения : обсуждаем "Обратно он не придет" Е. Мурашовой и "Легкие горы" Т. Михеевой
Доброго всем времени суток!! В последнем голосовании у нас голоса разделились поровну - согласитесь, не часто такое встречается)) Но ведь все кандидаты действительно более чем достойные! Поэтому сегодня мы обсуждаем сразу две книги - Е. Мурашову «Обратно он не придет» и Т Михееву « Легкие горы» . Две книг, вроде как и об одном, но очень разные…

Екатерина Мурашова автор, которого больше знают, как психолога, но то, что у нее большое количество подростковых драматических произведений, знают не все. Повесть «Обратно он не придет» или «Полоса отчуждения» написана в 1991 году - время, про которое мы знаем «не понаслышке» , время, про которое мы можем судить не абстрактно и по книгам, а по собственным воспоминаниям. Для себя я в произведении открыла так много плоскостей - конечно, проглотила я книгу, как 12-ти летний переживающий подросток - готова уже была броситься на помощь всем беспризорникам - и тоже подумала, слово очень обидное и совсем неподходящее. Но это первая, детская эмоция… потом пришло осознание - двух глобальных проблем, которые как, на мой взгляд, обозначила автор - и касаются они нас, взрослых . Первая - как большинство предпочитают закрывать глаза на ситуацию с детьми, у которых нет родителей, жить в розовом мире, упорно убеждая себя, что все хорошо - даже если кто то и остался без семьи (конечно, исключительно из за автокатастроф и болезней), то государство позаботится. Пусть прошло уже почти 30 лет, пусть мы знаем, что ребята остаются брошенными не только по этим причинам, и чаще всего не поэтому, но мы продолжаем делать вид, что такой проблемы нет, или просто НЕ думать об этом. И вторая - еще более шокирующая для меня - это взаимоотношения матери и дочери, 12 ти летней дочери!! Если рассматривать реальную жизнь, а не детскую книгу - что может найти девочка в этой полосе отчуждения - я просто даже не хочу предполагать… Маме все равно, где проводит время дочка, с кем, не пришла ночевать - и ладно - бабушка организовала поход к гинекологу, и …. Дальше девочка пропадает неизвестно где… видимо, я чего то не понимаю в этом мире… да, у мамы жизнь разрушена - судя по фрагменту с пластинкой она еще не пережила это, да, бабушка старой закалки, но все же… даже если некогда заниматься с ребенком, в то время все секции и кружки были бесплатны - и это и есть занятость ребенка, чтоб его не тянуло в эту «полосу отчуждения». «Я не знаю, что делают после уроков мои новые знакомые. Знаю только , что Зина Лучко занимается художественной гимнастикой, а Ленка Макаренко играет на пианино» .
И следующая грань для меня - это сами дети - те, которые остались без родителей…там тоже не все так , однозначно, как описывает автор - она описала «идеальных беспризорников», пусть они и колючие и ругаются матом…но, к сожалению, в жизни все гораздо сложнее. И в детдомах не всегда так, как в книге . И , если я только предполагаю, как там - в полосе отчуждения, и боюсь ее, то с этой стороной жизни нашего общества я знакома.
После прочтения у меня еще осталось два вопроса - с какого телефона позвонила Ольга там, в этой «конуре», когда заболел Жека. И почему все взрослые так вспоминают послевоенные годы - при вопросах о беспризорниках, как будто война закончилась -10-15 лет назад…

Вторая книга - повесть Тамары Михеевой «Легкие горы». Для меня это книга - бальзам на душу… Зацепила за живое, хотя событий и не так много, и они не такие важные… в этом повествовании важны мелочи , которые в совокупности составляют основу семьи- ситуация с Женькой и его фотографиями, рассказ бабушки Таси, дед Телятьев, Ясенка, Ших и Кошкара, Динкина сосна и хоровод молодых сосенок..…. Правда, иногда проскакивает вопрос - а действительно бывают такие отношения и такие семьи …. И так хочется верить, что есть)
Книгу иллюстрировали два разных художника - а какие иллюстрации вам ближе?
Сюжет этой книги очень схож с "Полосой отчуждения", и хотя книга мне не понравилась, после чтения "Полосы отчуждения" она оказалась не так уж плоха :)
Девочка Лу тоже встречает на вокзале бродяжку, знакомится с ней и пытается помочь. Но в отличие от героини из "Полосы отчуждения", Лу обращается за помощью к родителям. Те соглашаются помочь, принимают ее даже к себе в дом, но эта особа ни только не благодарна за помощь, наоборот, ей кажется что ее никто не понимает, она постоянно пьет, употребляет наркотики и пр. В конце концов терпение у родителей Лу заканчивается, и подруга выпроваживается из дому. Но Лу девочка упорная, она подключает к помощи друзей, ей снова находят жилье. В конце концов от "помощников" бродяжка сбегает и просит ее не искать. Больше всего в этой книге раздражало, даже бесило, рассуждение ГГ о том, что вот у папы есть средства, он обеспечен и мог бы безвозмездно содержать эту беспризорницу, не требуя от нее ничего взамен. И если бы каждый обеспеченный человек взял бы к себе на содержание одного бомжа, то больше бы бродяг и не было бы. Вот как собачку завести, так и бродягу подобрать. При этом папа в книге работает с утра до ночи, обеспечивая дочь, а она только рассуждает о том, кого папе содержать, сама еще даже не пытаясь работать. Конец книги очень хорошо иллюстрирует обыкновенную истину: "Нельзя помочь тому, кто сам себе помочь не желает".
Мурашова Е. "Полоса отчуждения"
Совершенно не понравилась книга. Отчасти по причинам описанным уже ниже, а отчасти оттого, что в силу проф. деятельности своей и мужа (в основном мужа, я работать стала позже). Так вот все наверное помнят разгул наркомании в лихие девяностые и практика подсаживания детей из интеллигентных обеспеченных семей через "друзей" из неблагополучной среды была далеко не редкостью. Босяк знал где достать, а сынки и дочки имущих могли достать средства на дозу и себе, и другу. Отголоски этого еще лет 10-12 назад были актуальны. Через вот такого "друга" чуть не покатилась жизнь у соседского парня. Благо родители во время приняли меры, и парень ушел в армию. Поэтому посыл книги "только не говори взрослому", "все взрослые враги и они не помогут" (особенно в начале девяностых) явно негативный. Ясно-понятно, что не все, кто прочитал эту книгу завели себе такого друга, или стали наркоманами и пр., но в детской книге такого все равно не должно быть по определению.
Однозначно своим детям такое читать не дам и рекомендовать не стану однозначно.
И последняя книга, которая вызвала самое большое количество позитивных эмоций.
И. Юргелевич "Чужой"
Тоже тема знакомства детей с мальчиком-бродягой, также попытка детей помочь ему самостоятельно, скрываясь от взрослых. Но разница между этой книгой и "Полосой отчуждения" в том, что взрослые начинают очень быстро чувствовать неладное, задавать вопросы (даже бабушка с дедушкой, к которым внуки только на лето приезжают). Такая модель поведения взрослых лично мне ближе, хотя они и не добиваются расспросами чего-то существенного, но детям самим становится неудобно обманывать близких. И в критический момент они все-таки решаются открыть всю правду и получают помощь.
"Чужой" для меня пока самая лучшая книга для детей на эту тему. Ее обязательно хочу приобрести в бумаге.