Про обучение чтению.

Мой опыт обучения чтению внучки: начитывали слоги по пособию Федина как научить ребенка читать. Восторга слоги не вызывали, но автоматизм их прочтения с моей точки зрения был необходим, поэтому ежедневно перед вечерний чтением в постели читали сначала по несколько столбиков, позже по страничке из пособия. Занимало это немного времени 5-10 минут, но это было ежедневно. Читаем слоги, потом я читаю внучке книги. Позже перешли на письма от гномика Гоши, интерес это вызвало неподдельный, письма ждёт и читает. Читать научилась к пяти годам, сейчас 5 с половиной- довольно бегло читает письма от гномика Гоши и очень бегло успевает прочесть смс сообщения в моем телефоне)) детей к сожалению без определенной доли принуждения ничему не выучишь, нужно себя организовать, для себя сделать необходимостью выделить эти самые 10-15 минут на чтение
10.12.2019
От гномика первая книжка, кстати, лежит. Вы все уже прошли или ещё нет? Как потом объясните, что письма закончились? Отлично придумали, кстати. Попробую ввести обучение в какой-нибудь вечерний или дневной обязательный ритуал дня. И себя сорганизую и дочка привыкнет.
10.12.2019
Письма гномика читаем последнюю часть. Позже скажу что у гномика отпуск, а потом забудется надеюсь. Следующий этап: три тома Корсунская книга для чтения для слабослышащих детей. Со слухом слава богу все хорошо, но пособие хорошее, с постепенно нарастающей сложностью, с вопросами для контроля понимания. А вечер перед сном вообще волшебное время, спать ребенку не хочется и если днём будет категорическое нет, то перед сном согласна и на чтение и на другие учебные моменты. Практикую иногда и другие занятия перед сном и просмотр обучающих программ. Единственное что для себя считаю необходимым это соблюдать время занятий, не более 15 минут. Тут лучше меньше да лучше.
10.12.2019
Учу по пособию РКШ, там на ваш возраст тоже есть пособия.
10.12.2019
Спасибо, посмотрю, такие не попадались.
10.12.2019
У них на сайте есть лекции по обучению чтению и письму.
11.12.2019
Объясните мне, что за склады такие?
10.12.2019
Думаю так понятно будет)
10.12.2019
старшая начала заниматься с репетитором дважды в нед. с 3х лет. учили буквы, цифры и т.п. каждый день была домашка, которую я с ней делала. читать она начала лет с 5и по букварю Жуковой и еще долго репетиторша заставляла её читать по книжкам Clever по слогам. с 6,5 лет она читала уже нормальные общечеловеческие книги. писала прописными с 6и лет, с 7 лет у неё пошли изложения. пишет рассказы. младшая присоединилась к занятиям старшей с репетитором со своих 2х лет. в 5 лет за месяц она у меня научилась читать. в течении пары недель каждый день я с ней раскладывала гласные (в два столбика: глухие и шипящие, на сколько я помню) и подставляла к ним согласные, а она произносила. потом она плюнула на мою науку и начала пытаться из букв составлять слова на слух. мы взялись за тот же букварь Жуковой, ей он быстро наскучил и она взялась читать Алису в стране чудес (адаптированная книга для самостоятельного чтения).
10.12.2019
Отличный опыт) Старшая умничка! И видимо у вас очень хороший репетитор. С младшей так вообще здорово вышло. Букварь пару раз мы пробовали - не пошло, я отложила на время. Надо попробовать, кстати, возможно сейчас лучше пойдёт уже. Насколько я поняла обеих учили по слогам читать?
10.12.2019
с младшей репетиторша практиковала опережающее обучение. благодаря старшей сестре, у неё вся обучающая информация проходит 25м кадром. я и сама вижу, что со старшей я тратила куда больше времени на объяснения и обучение, нежели с младшей. видимо, мы учились по слогам читать ) точно не как на вашей картинке. но английский они сейчас, например, учат вот так: одним словом \ предложением по принципу карточек.
10.12.2019
Да, младшим в этом смысле везёт. При условии не большой разницы в возрасте, как раз как у ваших девочек. Английский пока не хочу, нам сначала с логопедом надо закрыть тему. Как встанут все звуки, так и займёмся. Кстати английский она хочет))
10.12.2019
мои тоже хотели пока не начали учить серьезно ) по музыке им нужны итальянские слова (тут папа в помощь) его и начали раньше. с итало-бабушкой и дедом теперь пытаются на английском заговаривать вместо итальянского... пока у них кашка в голове, но это быстро выправится.
10.12.2019
Конечно) Языки это большое подспорье в будущем, чем больше, тем лучше.
10.12.2019
Моё убеждение, что с процессом обучения чтению повсеместно идёт какая-то гонка, поэтому в итоге у многих и техника хромает. "Гонка" - это, кстати, не про возраст обучения, ребёнок и в 5 лет вполне может читать с удовольствием и пониманием смысла)))). Это про перескакивание этапов обучения! Склады не начитали до автоматизма, а ему уже слова дают. Слова не отработали (мне в этом плане очень нравится, как в дидактических материалах Мисаренко идёт их разбивка на группы по фонетическим особенностям), а уже переходят к текстам. И вот он пыхтит и продирается сквозь смысл, опираясь на ещё толком не наработанную технику... Поэтому если ещё навык не доведен до автоматизма, я бы не спешила переходить к "полноценным" книгам). На слогах/складах я никогда не акцентировала внимание. Сейчас две совершенно равнозначные школы деления на слоги, но какую будет давать в дальнейшем учитель... Например, у сына в классе исключительно по правилам Ленинградской школы (Щербы).
10.12.2019
Со школьными программами я пока не разбиралась и не вникала. Это отдельная животрепещущая тема... Но возможно вы сможете пояснить: я правильно понимаю, что из складов вытекает фонетическое обучение чтению в школе? В смысле взаимосвязанные методики? Мне бы хотелось этого всё же избежать, так как фонетика для малышей лично у меня ассоциируется с неграмотным письмом в дальнейшем. Всё эти разборы слов на транскрипции... Но повторюсь - я пока совсем далека от школьной темы, информация скорей поверхностная. Просмотрела бегло - ваш вариант обучения (Щерба) видимо это то, чего я и хочу в дальнейшем. Получается это так, как нас учили в своё время? Про мой вопрос в посте - я в принципе не стремлюсь научить "прям щас", просто ищу более удобный способ для дочки. И если вижу, что головушка ещё не соображает, а я больше не знаю как объяснить - то откладываю на какое-то время. Но и совсем закрывать эту тему уже не хочу, мне кажется она уже готова, просто мне нужно подобрать как удобней и интересней всё организовать.
10.12.2019
Я ориенировалась на фразу из поста: "Дочка может читать отдельные слова. Кое-что пишет. Из двух слогов легко, максимум - 4-5. Но вижу, что ей пока трудно даётся". При таких вводных данных не имеет смысла переходить к текстам. Для того, чтобы ребёнок понимал смысл прочитанного, не боялся, надо уже без трудностей сами слова читать. И это не значит бросить всё и отстать от ребёнка). Методично отрабатывать тот этап обучения, который пока вызывает сложности. И да, уже на подготовке в классе ребёнку значительно проще, если умеет бегло читать те же задания и понимает смысл! Плюс по домашним заданиям сын делает себе заметки карандашом в рабочих тетрадях (например, рядом с текстом пишет "на слоги", чтобы дома не забыть не просто прочитать, но и на слоги поделить))). В начале обучения чтению у нас были кубики Зайцева. Это склады. Так или иначе всё с них начинается. Ребенок не прочитает сразу "маль-чик". Сначала вы будете разбирать "ма-ль (2 буквы, но 1 звук) - чи-к". Понятие слога потом отдельно давала. Путаницы у обоих нет. Да, Ленинградская школа считается "старой", и для меня привычнее делить, к примеру, маль-чик, а не ма-льчик))). Почему изучение фонетики ведёт к дальнейшим ошибкам на письме? Фонетика - это не нововведённое транскрибирование на родном языке (у сына, кстати, учитель этой ерундой заниматься не предполагает). Это и понятие гласных-согласных, что согласные бывают парные и непарные, глухие-звонкие, сонорные, мягкие-твёрдые и т.д. Обычный фонетический разбор слова, который и я тоже ещё в началке изучала.
11.12.2019
Простите, что со своим мнением тут))) а не рано ли ей книжечки? Ей все таки 5 и она пока учится. Если ей комфортно только слова пусть их и читает, возьмите книжку с минимум текста и читайте вместе, вы большие слова, а она маленькие или знакомые. Или можно напечатать смешные записочки и оставлять в разных местах, письма друг другу)
10.12.2019
Да я и не настаиваю. Книжечку напечатала одну на пробу, вдруг ей интересно будет, но пока нет. Как захочет - прочитает, в таких вещах главное, чтоб было в доступе просто. Я вообще отношусь к ленивым мамам. Чем меньше возни, тем лучше, потому приставать с чтением и настаивать точно не про меня) У меня не было никакой систематики в обучении и автоматизма тоже, училась сама и довольно быстро начала читать относительно большие книги. Но у меня был огромный интерес и желание. У дочки этого нет, ей часто недостаёт уверенности и по опыту знаю, что лучше помочь и подтолкнуть где-то.
10.12.2019
Это вы то ленивая??)))) Мне даже страшно про себя сказать, мне пока сын в 6 лет не сказал -мама я хочу научиться читать, я даже буквам его не учила))) А может пока вообще и не надо толкать? Пусть играет, зачем ей в 5 лет читать самой, если она не хочет
10.12.2019
Ну зато у вас скорей всего всё быстро и легко прошло))) А если б не попросил, так и не стали бы до школы учить? Я вот боюсь, что вдруг не попросит, а потом стесняться будет. Да и она не то чтобы не хочет. Если б противилась - её нереально заставить. Скорее чувствую неуверенность и боязнь, от того и пасует. Я особо и не учила буквам - была такая практика у нас до 4 лет: пока причесываю - даю телефон с приложением. Скачала по изучению букв и она потихоньку так их и выучила, я практически не участвовала в процессе 😁
10.12.2019
Было совсем не легко, и конечно бы стала, сейчас другие требования в школе, чем раньше. Учил нас логопед, потому что были некоторые проблемы со звуками. И ни одной буквы до школы мы не знали, вообще ни одной, сын знал только звуки, это было условие логопеда и я ей благодарна, путаницы вообще не было. Тут сложно советовать, вы мама и только вы знаете своего ребенка. Боязнь и стеснение в 5 лет это нормально, в 6 она станет совершенно другой, это я вам говорю как мама ребенка, про которого мне все говорили, что он не садовский, как вы в школу пойдёте.... Просто я читала и консультировалась с невропатологом, что в 5 лет развивается другая часть мозга, которая отвечает не за чтение, а за восприятие и если поспешить позже могут вылезти нервозы,...это мнение врачей... Желаю чтобы все у вас получилось)
10.12.2019
Про развитие мозга интересно. А что тогда нужно в этом возрасте? Неврозов нам не нужно, и так сложновато с этим( Спасибо, будем стараться))
10.12.2019
Играть, слушать книги, идёт эмоциональное развитие, моторика, не помню что ещё, большая статья была, сразу не найти, давно это было)) мы в итоге по букварю Жуковой научились.
11.12.2019
Ясно, спасибо!
11.12.2019
Ну насчет этого вот, мы буквы учили из азбуки со стишками, причем дочь из всех книг на тот момент предпочитала эту, то есть, ей нравилось. Буквы ооочень рано выучила, просто потому, что стишки эти слушала. И сыну сейчас нравится. Играют при этом тоже очень много, они могут играть, я сяду и читаю - сын подходит смотрит, вот и учёба. А еще сейчас столько всяких игрушек, те же мягкие буковки - чего они с ними только ни делают: и катают на машинке, и складывают в коробки, и кормят животных ими, и нанизывают через дырочки на что-нибудь, моторика уж точно развивается, никто не мешает при этом и называть. А есть и деревянные, и сортеры всяческие и те же кубики с буквами...Ну, это именно что касается букв. Чтение, конечно, немного другое, но принцип тот же, слоги, например, моей очень нравилось из магнитных букв складывать, так поначалу и учились - писали, к примеру, "привет папа" на холодильнике. Потом еще склады я распечатывала - обводили, раскрашивали и скотчем ламинировала. Потом играли с ними тоже. Если засадить за букварь сразу ребенка, который до этого буквы в глаза не видел, конечно, у него протест будет. Но можно же и в игре учить, ненавязчиво. К нам как-то заходила девочка в гости знакомая, которая еще букв не знала, дочке было года 2,5, угощали ее печеньем в форме буковок, так она парочку точно запомнила - спрашивала, а что это за буква, ага, съем А...даже так можно😄
12.12.2019
Да, все правильно, если это игра и ребенок сам хочет, вперёд, только если есть интерес и учить не буквы, а именно звуки, чтобы потом не было путаницы
12.12.2019
Ну я бы не сказала, что будет путаница, мы учили параллельно, все равно потом объяснять, как правильно называются буквы. По мне, лучше ребенок пусть правильно говорит ЭР, ЖЭ и т.п., к примеру, чем пытается выговорить непроизносимый для него звук. Сын у меня и Ш и Ж произносит одинаково, как и другие сложные, поэтому учим буквы, это проще. Звук Р вообще лет в 5 примерно ставится, как нам говорил логопед.
13.12.2019
Тут каждый сам решает, нас учила логопед и только звукам, звуки нам поставила все правильно и потом мы учились читать, название букв он учит только сейчас в школе, до этого не знал.
13.12.2019
Тогда нужно учить читать только после постановки звуков, а это не у всех происходит до школы. Я сама Р до сих пор не выговариваю, что не мешает мне читать) Но, конечно, тут личный выбор каждого.
13.12.2019
Да, так и было, сначала проставили звуки, потом читали. У нас звуков 6 страдало, а в лого группу не хотелось в саду, поэтому и правили. Конечно, все детки индивидуальнлсти и надо подстраиваться только под них и ни на кого не смотреть)
13.12.2019
И да, я тоже пробовала в 5 лет учить, но он сказал отстань, не хочу и я отстала....
10.12.2019
А моя сказала, чтоб я раньше 5 к ней не приставала))) Ну вот 5 исполнилось, может теперь захочет.
10.12.2019
Учила всех по-разному, главное систематичность и хорошее настроение)
10.12.2019
Хорошее настроение важно, это точно)))
10.12.2019
Я учила по складам, то есть ма, па, ба, ам, ап, аб и т.д. Дочь читает уже практически слитно слова. В какой-то момент она просто поняла, как буквы складываются в такие склады, и стала сама их читать. Из наблюдений, может читать в сложных словах склад+согласная. То есть, на примере простого слова: МА-К (такие слова дочь уже читает целиком сразу). Но если попросить разбить на слоги, делает это правильно, уже после прочтения слова. Я думаю, это элиминируется при переходе к слитному чтению складов, когда слово будет произноситься целиком. А слоги запомнила легко - сколько в слове гласных, столько и слогов😄 Но я и не заморачиваюсь на слогах, они вообще спорный момент в русском языке, можно разбивать на слоги по-разному, главное, чтобы количество было правильное. До школы еще уйма времени, за это время ребенок и забудет, как он читать учился.... Проблему с предложениями я решила так - давала читать то, что получается и чего не боится, то есть слова. Просила читать заголовки в любимых сказках, отдельные легкие слова из стишков, ну и периодически объясняла - вот ты читаешь предложение, это тоже отдельные слова, только друг за другом расположены. И еще, если не получается, не заставлять. Хвалить побольше, разбивать чтение на несколько раз в день. У нас прорыв случился, когда я сказала - читай, сколько хочешь и что хочешь, хоть одно слово, но потом мы возвращаемся к этому тексту, например. И потихоньку теперь увеличиваем количество прочитанного. Дочь и сама не замечает. Ну и всякие интересные задания - у нас в букваре, например, ребусы встречаются, или соотнести слово и картинку... Про тексты - я лично считаю, что тренировать технику чтения можно на чем угодно, не обязательно при этом увлекаться, аппетит приходит во время еды. У нас несколько разных букварей, читаем по настроению, какой хочется. Большой популярностью у нас еще пользовалась книжка Листай-читай Ю. Сырых "Про букашек", а вообще их много, я по сканам сама сделала. Хорошо тренирует как раз чтение предложений и интерес, но там как бы игра со словами, разрезаешь страницы и составляешь всяческие абсурдные предложения, например: "Бабочка летит вдаль" - исходное, перелистываешь любую часть и получается что-то вроде "Бабочка кружит кору" и т.п., то есть любое слово можно на другое перелистнуть. Мы очень хорошо тренировались именно по таким книжкам, главное - ребенку нравилось, смешняшки всякие получались.
10.12.2019
О, спасибо за такой развернутый ответ! Названия книг или глав читает, если прошу, ей интересно. Но сама инициативу не проявляет. Мне немного сложно её учить, так как я училась вообще сама - и буквы и читать. Просто просила показать где и что, так и научилась в неполные 5 лет. Книжка заинтересовала, поищу, каламбуры она любит.
10.12.2019
У меня тоже не проявляет, но мое ИМХО, если ждать, пока заинтересуется сама, то может и вообще никогда не научиться, это проблема техники, знаю просто таких детей - не интересуются чтением, потому что классе в 4-м по слогам-то еле-еле, куда уж до нормальных книг и самостоятельно😄. Этот вот переход именно от слов к предложениям сложный был, дочь может читать слова по своей инициативе, а предложения прям ужас для нее. Тут психологический момент просто, и не стоит заставлять напрямую. Я в конце-концов дала ей выбор: берем букварь или любую книгу, сама открываешь и читаешь, что захочется - хоть слоги, хоть слова, в любом месте и сколько захочешь. А потом у нас прокатывало что-то в стиле: ой, а что это тут девочка на картинке делает, давай прочитаем. У нас после этого дело пошло. И я считаю, что технику все-таки нужно отрабатывать, то есть какой-то минимум необходим. Пусть понемногу, но регулярно.
10.12.2019
Абсолютно с вами согласна. Я поняла уже, что ждать нет смысла. Потом только неуверенность перед другими детьми будет, не хочу до этого доводить. Заставлять точно не выйдет - она оооочень упряма. Тут разве только уловки придумывать да заинтересовывать как-то. Запомню ваши хитрости, думаю в нашем варианте должно сработать))) Спасибо большое!
10.12.2019
Новинка от издательства "Клевер" Самостоятельное чтение Натульки за 2019 год