Марина Ордынская - Три моста
младшим школьникамНесмотря на то, что уходящий год по восточному гороскопу был годом свиньи, по моим ощущениям он был каким-то Годом Дракона )) Драконы подкарауливали меня то в названиях, то на обложках, то на страницах. Я уже даже попривыкла к ним и к некоторым даже начала относиться с симпатией, чего от себя совсем не ожидала )
Вот и в этой дилогии Марины Ордынской дракон - один из главных героев.
Но это, конечно, не главное ))
Книга объемная, и читала я ее долго, без конца отвлекаясь на всякую коротенькую мелочь. Впечатления довольно противоречивые. Лучше всего выражаются словами песни: "Чего там только не было, чего там только нет, но хочется чего-нибудь такого... земного".
Книга - длиннющее повествование, то ли сказка, то ли роман-фэнтези по славянским мотивам. Но нет, по структуре повествования, несмотря на довольно внушительный объем, который действительно тянет на солидный роман, это все же именно авторская сказка в стиле русских народных. Только очень длинная. На возраст 8-12 лет.
Три героя - мальчик Николка, самый младший в большой семье драконов драконёнок Стрич и русалочка Олила отправляются на поиски своих пропавших родителей, пытавшихся понять откуда на их земли пришло Зло, как избавиться от него и наказать виновников.


Путь их не близок и очень не прост. Без всяких путеводных нитей, клубков-колобков и мышек с ежиками, указывающих дорогу, герои проходят через поля, леса и горы, моря и болота, пещеры и подземелья. Их путь лежит через все царства - земные, морские и подземные. Все, что могло быть упомянуто в корпусе славянских сказок в качестве ландшафта, здесь упомянуто.











Плюс почти вся мелкая и крупная нечисть, содержащаяся в энциклопедиях и относящаяся к низшей местечковой мифологии, тоже присутствует в великом множестве. Я, как неискушенный читатель, не особенно интересующийся темой в зрелые годы, а детские интересы порядком подзабывший, была удивлена разнообразию представителей потусторонних сил, в изобилии встречавшихся на пути и путавшихся у героев под ногами, пытающихся им помешать или помочь. В повествовании огромное количество магов, колдунов и колдуний, повелителей и представителей разных стихий и светлых и темных сил. Весь этот хоровод, а также их владения и места обитания описаны подробно и местами очень цветисто. А также изображены на многочисленных иллюстрациях.











Сначала я была согласна с Леной, мне тоже не хватало трансформации героев, психологических подробностей, описания их переживаний. А потом пришло понимание, что все правильно, что это вовсе не роман, а сказка, а в сказке так и должно быть, потому что герои сказки - носители мифологического сознания, древнего, нами уже далеко не всегда осознаваемого и нам совершенно непонятного. Привычный нам герой, такой же как мы сами - картезианский субъект, отделившийся от природы, познающий мир в противопоставлении себя ей и сам творящий свое бытие, возник не так уж давно - в эпоху Возрождения. А до этого человек жил будучи встроенным в огромный единый природный мир, не отделяя себя от него. Отрыв от природы означает совсем не то, что мы перестали ходить босиком по траве и строить шалаши из веток. Нет, это то, что каждый осознает отдельность своего сознания. Ведь раньше герои не думали и не решали - за них думали и говорили боги. Надо было только различать и считывать подаваемые ими знаки, понимать их речь. Так и жили, следуя указаниям богов. И именно эти герои населяли древние сказания.
Не знаю, намеренно или нет, но автору удалось на всем протяжении книги сохранить именно эту сказочную описательность происходящего, когда описываются декорации и действие, а психическая реальность героя не рассматривается. Описываются его состояния и реакции кратенько - удивился, испугался, обрадовался, это даже не назовешь словом "описываются", скорее - просто фиксируются, как и в других сказках.
Ведь вспомните сами - если герой вдруг меняется в ходе посланных ему испытаний, то это истории уже нового времени. Например "Король Дроздобород", сказка НАПИСАННАЯ братьями Гримм и придуманная ими "по мотивам" случайного эпизода на рынке. А обычно герои просто идут совершать свои подвиги и возвращаться с победой. Герой древних сказаний не менялся "изнутри", а лишь под воздействием внешних сил - если его заколдовывали, чары наводили. Можно было бухнуться в котел с кипящим молоком и измениться снаружи, но тоже при помощи волшебства ))
Резюмируя, получается, что поскольку мифологическое сознание не знает "личности как субъекта самоопределения", мы не можем предъявлять здесь автору упрек в статичности, некоей "картонности" персонажа. Это обусловливается самим повествованием, рассматриваемой эпохой. Ведь герой здесь - просто носитель определенного образа, именно образа Героя. Здесь его внутренние устремления, желания и надежды совпадают с его ролью во внешнем мире - ему, что называется, судьбой назначено совершить определенную цепь подвигов для восстановления нарушенного мирового баланса Добра и Зла. Путь предопределен и задан, его надо просто пройти. И пройти его может тот, кто обладает определенными качествами. Поэтому герои положительны со всех сторон, каким бы подозрительным и невероятным нам это ни казалось )) Роль у них такая - быть образцом, мифом.
В общем, с пониманием этого всего мои "предъявы" претензии к автору закончились, и можно было просто читать круто замешанную круговерть приключений и событий, через которые автор проводит своих героев, без всяких ожиданий их дальнейшего невероятного духовного роста над собой и окружающими. Но одно замечание осталось. Вроде бы описываются древнейшие времена, эпоха язычества до Крещения Руси, а имена у всех человеческих героев христианские. Здесь уместнее были бы не Николы, Петры и Андреи, а какие-нибудь Добрыни, Горыни, Нежданы, Богданы и Веселины, можно было бы и свое что-нибудь придумать. Это я отношу к минусам книги.
Теперь об адресной аудитории.
Поскольку это сказка, то она и адресуется соответствующему возрасту - младшему школьному. Но со столь объемным произведением справится далеко не всякий младший школьник, а потому книга эта все же больше для домашнего семейного чтения. Для продолжения традиции. Но заводить такую традицию, начиная с этой книги, было бы опрометчиво. Она требует подготовленного слушателя или очень продвинутого читателя. Препятствием для некоторых может стать то, что когда появится надлежащий читательский опыт, читатель уже переходит в другую возрастную категорию и его интересуют и тревожат уже совсем другие вопросы - поиск своего Я в этом мире и установление отношений этого Я с Другими. А это уже совсем другие произведения с совершенно другими героями... Именно поэтому у книги довольно четкая психологическая граница пока ребенок находится в стадии орды )))
А для семейного чтения книга хороша, особенно первая часть, еще тем, что в ней нет ничего, что часто так возмущает родителей. Главные герои положительны со всех сторон, совершенно не к чему придраться. Все храбры, чистосердечны, независтливы, почтительны со старшими, готовы прийти друг другу на помощь и отдать последнее.
Разговаривают без всяких грубостей. Язык повествования уже многими отмечался - правильный, литературный, наполненный красотами до краев, порою даже избыточно. Я бы в детстве мало что поняла из книги, потому что тогда все длинные описания проскальзывала взглядом, не читая. Это еще один довод в пользу семейного чтения вслух. Автор говорит, что рассказывала эти истории дочке, а затем и внукам.
Думается, что наличие в этом посвящении среди женских имен одного мужского обусловило введение в рассказ ярких сцен активного махания мечами и истребления полчищ невнятной нечисти во второй книге.

История эта родилась как устный рассказ, подобный древнейшим традициям рассказывания сказок взрослыми детям. Наверное, есть смысл эту традицию продолжать как раз этим сказочным повествованием. Если дети способны слушать истории тысячу и одну ночь )
На этом закончу свои не менее длинные, чем эта книга, рассуждения и отступления неведомо куда и зачем.
Извините, если напрягли такие пространные излияния )) Ну тут уж как вышло...
Для меня книга стала вдруг источником интереса вовсе не к славянской мифологии, что было бы, наверное, ожидаемо, а к эпохе Возрождения.
И важным стало понимание почему я часто не верю исторической беллетристике.
Спасибо всем дочитавшим! )
Книга первая - Загадка Алкуда - Лабиринт
Книга вторая - Торжество Ивлага - Лабиринт