Наши книги НЕ по возрасту
для самых маленькихРешила раскрыть тему дочкиного чтения не по возрасту до конца. Но здесь я не буду упоминать набившего уже оскомину "Оловянного солдатика" в 2 года или "Пушкина с пеленок". Нет, долой банальщину! Обещаю, скучно не будет)))
ВАЖНО: отнеситесь к посту с юмором и ни в кем случае не повторяйте наш опыт!
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 1: приведенные ниже книги ребенку никто НЕ ЧИТАЕТ! Для дочки это своего рода виммельбухи и книги с картинками. Которые она к тому же выбрала себе САМА.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 2: у ребенка ЕСТЬ КНИГИ ПО ВОЗРАСТУ! Об этих книгах планирую в ближайшее время тоже пост опубликовать.
КРАТКАЯ СПРАВКА:
Сперва я хочу немного рассказать о нашей слегка странной семье. Чтоб вам легче было понять как мы дошли до такого "чтения не по возрасту".
Мы с мужем книгоманы. Как раз из тех сумасшедших, которые на последние деньги покупают книги. Еще до рождения ребенка мы решили по максимуму привить ребенку любовь к книге. Но не путем навязывания, а личным примером. Мы почти полностью отказались от электронных книг. А так как читаем мы много, то наш ребенок каждый день видит родителей за чтением книг.
Кроме того, мы еще и счастливые обладатели однушки. То есть ребенок живет в прямом смысле слова в четырех стенах. Две из которых занимают книжные шкафы и полки. Еще одна с картами, и одна с окном на всю ширь. Таким образом, ребенок можно сказать буквально окружен книгами.
Более того, книги всегда в открытом доступе. Ну так получается, это не специально. Ребенок может около трети книг достать с полок/шкафов самостоятельно. Еще треть видит за стеклом, когда у кого-то на руках. И, соответственно, может что-то попросить из этой трети. И еще треть без доступа вообще, даже не на виду.
А еще у нас в семье правило - чтение ради чтения! Никакого принуждения, никакого чтения фоном или за чупа-чупс.
И немного про моего мужа. Сама-то я человек ординарный. А вот муж, по словам свекрови, уже сразу родился взрослым. Он всегда читал не по возрасту. Причем, намного опережая сверстников. В возрасте 3-4 года (до 4-х точно, он тогда еще сам читать не умел) нашел где-то газету "Правда", а там фотография с членами политбюро СССР. Пошел к отцу и стал пальчиком тыкать: "Это кто?" Вскоре всех знал наизусть. А его отец на этом знании ребенка даже в споре ящик шампанского выиграл. По образованию - учитель истории. Примечательно то, что в чтении он так и остался "со странностями": запойно и с увлечением может читать справочники. Вот реально: в книге одни только таблицы, а ему так интересно, что оторваться не может. Большой любитель энциклопедий, в основном исторического направления.
Дочка во всем на него похожа: внешностью, характером, даже вкусовыми привычками. Возможно с книгами дело обстоит также.
Книги она любит также как и мы. Причем не просто чтение/слушание, но и сами книги. Любит их рассматривать, листать. И свои, и взрослые. Если муж случайно оставит свою книгу на столе - большей радости у ребенка нет. И ни одна распаковка книжных посылок не обходится без нее. Да, забыла упомянуть - книги мы покупаем только через интернет, и как правило сразу партиями по несколько штук. И вот эти посылки разбирать - любимое занятие всей нашей семьи. Вместе распаковываем, рассматриваем, протираем и ставим на нужное место. Вместе!
И бывает, что какие-то книги из взрослых вызывают у ребенка интерес. Не ограничиваем. Нравится - смотри. Ниже я приведу пример именно таких книг, которые ребенок сам взял с полки или увидел при распаковке посылки.
Наши ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫЕ книги:
"Курская битва"

Не поверите, но это самая любимая книга нашей дочки из взрослых. Книга энциклопедического формата, много иллюстраций. В основном военной техники периода ВМВ. К "чтению" этой книги у нас еще прилагается "обыгрывание прочитанного": сборные модели танков и самолетов.

Кто-то дает детям виммельбухи или обучающие карточки и с гордостью рассказывает о том, что ребенок в полтора года знает всех животных. Наш ребенок знает многие модели танков и самолетов. Одно из ее любимых занятий: в разных книгах находить одни и те же модели. Очень радуется, когда правильно находит. Кто-то скажет - тупое заучивание. Спорить не буду. Но так ли это отличается от заучивания: это зайчик, а это белочка? А еще мы ставили эксперимент. Есть у малышки и любимый персонаж периода ВМВ, это танкист Пайпер. У нас про него даже отдельная книга есть. Почему он ей понравился, мы не знаем. Но муж как-то достал книгу, которую дочка еще ни разу не видела и показал фото: несколько человек в 2 или 3 ряда (на суде, кажется) и предложил найти Пайпера. Всматривалась минуты 2-3 и с радостным воплем нашла!
"Иллюстрированный атлас. Вселенная"

Эту книгу ребенок увидел при распаковке. Вцепилась в нее сразу же. Еще до появления этой книги у дочки был стойкий интерес к луне. Сейчас она знает и безошибочно показывает все планеты Солнечной системы. Очень хочет побывать на некоторых планетах (Луна и Марс в фаворитах). Не говорит еще, но ставит на книгу ножку - мол, хочу тут потопать. Что у нее в реальности в голове, судить не берусь. Пишу так, как мы сами это понимаем. А как на самом деле время покажет.

"Страны мира"

Тут вообще всё просто: для ребенка это виммельбух или книжка с картинками животных. Больше в этой книге ребенка ничего не интересует. Хотя там много фотографий и изображений: людей, архитектуры, растений. Нет, дочка тычет пальчиком только на животных, чтоб ей их называли. И, конечно, многих уже показывает сама, если попросить.

"Сказка о стране Терра-Ферро", Пермяк

Одна из любимейших книг детства моего мужа. Долго искали эту книгу в продаже, дорого за нее заплатили. Берегли как зеницу ока, прятали от ребенка. Но не уберегли, дочка увидела и тоже полюбила. Книгу ей, понятное дело, не читаем. Но муж немного рассказывает своими словами про железо и дерево.

А вот под виммельбух дочка ее приспособила сама. Например, на фото ниже сама нашла медведя и очень радовалась: показывала на него и ревела как медведь.

А на этом фото ищет кошку и собаку. Вообщем, дайте любознательному ребенку книгу и он сам придумает себе занятие)))

На этом всё.
Понимаю, что во многом интерес ребенка может быть продиктован желанием угодить родителям или "быть как папа". Также читала, что до 3-х лет ребенок может повторять за родителем или любить что-то с ним делать не ради процесса, а ради времени с родителем. Возможно, эти книги всё из этой же серии. А возможно, у нас растет маленькая папина копия. Шить со мной, например, дочка разлюбила в 1,8. Танки с папой собирает/разбирает до сих пор. И оба, сняв башню, радостно заглядывают внутрь и папа кричит: "Пайпер, выходи!" А дочка хохочет. Разве смех ребенка не стоит всего на свете? Разве имеет значение, что вызвало этот смех, что приносит ему радость?
Когда моя дочь была маленькая, самовывозов у нас еще не было, зато была бесплатная доставка почтой. И дочь часто видела посылки с книгами. На фото будущая книжная полка. Дочь увидела и с придыханием спросила: это все книжечки?