Наше с дочкой чтение от года до двух.
дневник читателяЭто мой первый опыт написания дневника чтения. Пишу больше для себя, для дочки, на будущее, как память. Поэтому стиль написания, возможно, будет немного суховат.
Чтение ребенку - это моя отдушина, моё первое наслаждением своим материнством, наше первое совместное приятное времяпрепровождение с ребенком.
Читать дочке я стала с 6-ти месяцев. Но это было чтение фоном. Где-то в 12 месяцев малышка стала с интересом слушать книжки, отложив свои игры. С тех пор я больше не читаю ей фоном, чтобы чтение было именно чтением. Первые наши книжечки, к сожалению, не сохранились. Это были простые малышковые стишки малоизвестных авторов. Вроде таких (кроме "Репки"):

Но у дочки сразу выработался свой «режим слушания». Она до 1,10 не зацикливалась на чем-то одном, а предпочитала слушать (по-возможности) без повторов. Любая книга ей надоедает за месяц. К некоторым она спустя 2-3 месяца возвращается. Некоторые только на 1 месяц. С 1,3 она «читала» каждый день по 30-40 минут по 2-3 захода. Рекорд 1,5 часа.+ на прогулке я ей читаю наизусть. + до 1,11 кушала только под чтение (реальное или наизусть).
Всё, что «читает» ребенок - это ее собственный выбор. Она или сама приносит мне книги, которые хочет почитать. Или я ей показываю, а она говорит/кивает «да» или «нет». Ребенок до сих пор не говорит толком, поэтому о том, нравится или не нравится книга ребенку, я сужу лишь по тому, как часто она просит какую-либо книгу. Ну и некоторые она даже гладит - мол, книжка хорошая))) Гаджетов у нас нет, равно как и мультфильмов. Возможно, именно поэтому дочка так любит книги)))
Я с Украины. Русско-язычная семья в украино-язычном регионе. С украинским языком у меня всё плохо, поэтому дочка слушает исключительно на русском языке. Одно время я ей пробовала читать на украинском, но дочка слушать не стала. Толи я так «хорошо» читаю, толи ребенок не понимает языка, которого практически не слышит в семье. Купить книги в моем городе на русском практически невозможно. Поэтому я всё покупаю онлайн. Из-за этого получается книг не так уж много и часты перерывы между покупками, к сожалению. Но зато и ребенок с радостью участвует в распаковке книг.
Постараюсь идти более-менее по хронологии. Итак, начнем…
1,0
Когда дочка стала реально слушать книги, я купила ей первую «серьезную» книгу - «Мойдодыр». Это была единственная книжка в оффлайн-магазине на русском. Пока я подбирала , заказывала и ждала доставку книг, мы почти месяц читали одного только Мойдодыра. И плюс те книжечки с коротенькими стихами, которые у нас не сохранились. Но дочка от Мойдодыра прям заходилась восторгом!
1,1
Тут появились книжки из серии «Кто это?». Коротенькие стишки про зверей, кто как говорит. Еще были книжки-малышки с овощами-фруктами. Читали периодически до 1,6. Потом как отрезало.

Кстати, эти маленькие тонкие книжки украинского издательства «Пегас» мне нравятся тем, что на обратной стороне напечатаны мини-картинки других книг из этой же серии. У нас дочка эту заднюю обложку использует как меню в ресторанах: показывает пальчиком «Что я хочу, чтобы мне сейчас почитали».

1,2
До 1,2 дочка слушала только в стихотворной форме. Была у нас «тестовая проза» - "Колобок". Периодически предлагала - не слушала. Как стала слушать, так история с Колобком повторила историю с Мойдодыром - читали его почти месяц, пока не купили другие книжки в прозе.

В этом же месяце был закуплен и зачитан до дыр Чуковский. Его дочка очень сильно любила. Особенно Айболита. Долго не надоедал. Но опять же таки в 1, 6 как отрезало.

Забавный случай. Уже какое-то время читали «Муху-Цокотуху». Я всегда стараюсь читать в красках и лицах))) Так вот, был у дочки любимый момент в сказке: когда комарик доставал саблю и рубил пауку голову. Я в этот момент всегда энергично рукой делаю маховое движение. А еще у нас в ванной живет на потолке паук. Мы его дочке показывали и после прочтения «Мухи-Цокотухи» она ходила на него смотреть. А еще у нас есть длинная железная линейка. Ею мы пугаем свою кошку, когда балуется. И в какой-то момент дочка взяла эту линейку и пошла в ванную грозить ею пауку! Но дальше - больше. Как-то мы купили игрушечный набор: лук со стрелами. Там же в наборе были 2 сабли, щит и кинжал. Взяли «на вырост», потому что хорошая скидка была и + папа у нас фанат луков и арбалетов. А ребенка вдруг этот набор чрезвычайно заинтересовал. Дали играться. Хотели дать только лук, но дочке нужно было всё))) Вскоре в ванную она стала ходить уже не с линейкой, а с «всамделишной» сабелькой. Радости от этого интерактива не было конца! Но это, конечно же, не в 1,2. А ближе к полутора годам.

Отдельно хочу показать книжку "Весна красна цветами", 1985г. Эта книга дочке досталась по наследству - мне ее в детстве читала бабушка. Иллюстрации мне лично очень нравятся, а в детстве вообще казались какими-то волшебными.

1,3
Прорывной месяц. Во-первых: научилась аккуратно переворачивать странички обычных тонких книжек. Картонные стала переворачивать в год с небольшим. Во-вторых: стала слушать много и уже более длинные сказки. Возможно, просто возраст такой. А может и совпадение: в 1,2 сделали прививку и у малышки стала болеть ножка. 2 дня не вставала с кровати. И эти 2 дня мы только и делали, что читали. Другие развлечения были недоступны чисто физически. Вот тут дочка и стала слушать книги очень долго.

Сказки подлиннее или с преобладанием текста над картинкой стала слушать ближе к 1,4. Некоторые я ей немного сокращала. Например: «Зимовье зверей», полную стала слушать только в 1,6.


«Курочка Ряба» почему-то сразу не пошла. Читали ее всего пару-тройку раз.
Фавориты месяца: «Колосок» (про мышат Круть и Верть), «Волк и 7 козлят», «Соломенный бычок» и «3 поросенка». С последней сказкой был связан интересный момент: дочка стала бояться волка. Причем, было видно, что бояться ей нравится. Читает, боится и ко мне прижимается. Но упорно требует читать еще. Позже, когда стали читать полную версию сказки, то дочка и в другой книге боялась волка. Но там мы эту часть пропускали. Сейчас в 2 года так и боится волков в книжках. Или пропускаем, или читаем с сабелькой в руках . Чтоб волка рубить, с сабелькой не так страшно)))
1,4

Коллекция Чуковского пополнилась сборником с «Путаницей», «Федориным горем» и «Бармалеем». Последний стал нашим хитом больше, чем на месяц. Но, как и весь Чуковский, в полтора года почему-то как отрезало. «Путаницу» еще и после полутора читали иногда. Особенно хорошо она читалась в 1,5 после появления звукоподражаний. Дочка даже пыталась повторять вслед за книжкой! Но и ее перестала читать вообще в 1,8.

А еще у нас было много книжек-панорамок. Но они дублировали уже имеющиеся народные сказки типа "Колобка" и "Трех медведей". Покажу только одну - "Маша и медведь". Очень уж мне в этой книжке иллюстрации нравятся.

1,5
Записались в библиотеку! Сперва я переживала, что такого маленького ребенка не запишут. А зря - нам очень даже обрадовались. К сожалению, полного списка библиотечных книг у меня нет. Брали часто и много. Советскую детскую классику. Именно там мы впервые познакомились с Барто и Маршаком. Наши любимчики по сей день! Барто дочка любит абсолютно в любых книгах, с любыми иллюстрациями. Еще там было много тонких детских книжек, авторов я уже и не помню толком.

Некоторые книги были настолько любимы у ребенка, что мы с мужем стали искать такие книги в продаже. Например, «Сказки на ночь малышам». Дочка под эту книжку с первого же дня стала засыпать при чтении. Со временем этот эффект потускнел, но всё равно я использую ее как «сонную» по сей день. Иногда просто держу дочку на руках и читаю ей наизусть коротенькие стишки из этой книжки пока она не уснет.

1,6
Дочка стала очень хорошо слушать длинные сказки в прозе. Уже не сокращала наши имеющиеся. К стихотворной форме стала охладевать. Чуковского вообще перестала слушать.
В этом месяце очень хорошо зашли «поучительные» книжки. Они из одной серии и учат ребенка бытовой самостоятельности, правилам поведения дома и на улице. По сей день мало, что у нас не сопровождается цитатами из этих книг.

«Буду послушным» учит умываться по утрам, чистить зубы, ходить на горшок, убирать игрушки и даже спать днем.
«Правила безопасности дома» учит не трогать электрические розетки, газовые ручки на плите, не играть спичками и бытовыми приборами и многому другому.
А «Правила поведения» в забавных стихах учит не быть жадным и капризным, бережно относиться к книжкам и игрушкам, защищать слабых и не кричать громко на улице.


В этом сборнике долго читали только "Рукавичку" и "Лисичка и журавль".

"Гуси-лебеди" дочка слушала очень долго. Искали с мужем эту сказку именно в таком издании - книга детства моего мужа, ему очень нравятся эти иллюстрации.

А дочка поначалу немного боялась Бабу-Ягу, смеялась от слова "кудель" и любила показывать пальчиком на молочную реку.
1,7
Очередной «прорыв». Стала слушать длинные сказки, книжки где картинок стало заметно меньше. Теперь чтение часто бывает долгое, больше часа. Уже предпочитает сборники, а не отдельные тонкие книжки. Сказки типа «Волк и 7 козлят», «Колобок» и прочие - не слушает категорически.
Новички - фавориты: Барто, Маршак и Сутеев.

Барто читали и раньше, пропуская длинные. Теперь в любимчиках «Межвежонок-невежа» и серия «Вовка добрая душа». С Барто познакомились в библиотеке. Дочке особенно полюбился сборник "Было у бабушки сорок внучат" с рисунками Чижикова. Эта купленная мною книга повторяет библиотечный сборник, только меньшего формата.

Сборник Маршака понравился весь и сразу, безоговорочно. Особенно про мышонка, пуделя и «Вот какой рассеянный»!

Отдельно выделю, что мне очень понравилось как в этом сборнике идет "Сказка об умном мышонке" следом за "Сказкой о глупом мышонке". Так у ребенка не создается психологической травмы от осознания того, что кошка съела глупого мышонка. Я переворачиваю страничку и спрашиваю у дочки: "Хочешь узнать что случилось с мышонком потом?" Как бы подталкивая к мысли, что кошка не съела мышонка, а унесла в свою норку. Но мышонок от кошки убежал и благополучно вернулся домой.

Также в этом сборнике есть немало довольно хороших иллюстраций.

Сутеев. Полюбился сразу всей семье. Но его читали постепенно. Долго читали только короткие, «3 котенка», «Кораблик» и «Цыпленок и Утенок». Постепенно добавлялись новые. К 1,8 читали уже весь сборник от корки до корки. После, наоборот, читали только длинные. Сейчас снова читаем всю книгу + новое.

Про Сутеева ничего писать не буду. Лучше вот этого обзора еще ничего не встречала.
1,8

Добавился сборник Усачева «50 лучших стихов». И тоже сразу стал хитом. Я от книги вообще в полном восторге! Начиная от иллюстраций: не яркие-неоновые, а акварельно-пастельные. Читать такую книгу даже очень долго глаз не устает. А заодно и ребенок учится находить красоту и эстетику, не только в кричащей яркости, коей так полны современные детские книги. Более того, иллюстрации точно соответствуют содержанию и продуманы до мелочей. Например, в стихотворении "Куриная считалка" курица считает десяток цыплят. Так вот, в этой книге изображено именно 10 цыплят. И заняты они именно тем, что и в стихе: кто в луже, кто в галоше. Моя дочка при чтении именно этого стиха очень любит по мере чтения на цыплят показывать: кто в тазу, кто в конуре (на этом месте она еще и радостно лает).

Потенциал у книги огромен! По мере взросления ребенка можно добавить к книге обучение. С помощью той же «Куриной считалки» или стиха «Когда сова ложится спать» можно учить счет. Есть стихи для логопедического разучивая: «Шуршащая песенка» и «Четыре чертенка». Одним словом, эта книга без изъянов и, как по мне, обязательна в каждой домашней библиотеке.
1,9

В этом месяце одна новая книга вытеснила все предыдущие. Мы в буквальном смысле месяц читали только её одну. Это «Приключения Хрюши» В. Горбачева. Надо заметить, что у моего ребенка есть персонажи-любимчики: собаки, свиньи и индюки. И я специально искала книги с этими персонажами. Про индюков, к сожалению, не нашла ничего. А вот про свинок много. Мне приглянулся Хрюша. К счастью дочке тоже)))
Отдельно скажу, что в РФ, насколько мне известно, эта книга разделена на две: «зимнюю» и «летнюю».

Дочка именно так ее и читала: первые 2 недели только как Хрюша провел зиму, а потом еще неделю только про клад, и еще неделю только про ярмарку. Зато читала взахлеб. Формат книги-комикса мне очень понравился! Удобно тем, что родитель сам по своему ребенку может додумать сюжет. Дочка устала: рассказываю покороче. А если она в хорошем настроении и вижу, что настроена на длительное чтение, то придумываю сюжет подлиннее, более детализированный (особенно мне для этого подходит история про ярмарку).
1,10

Через месяц, когда книжка с приключениями Хрюши немного уже стала надоедать (а дочке почти все книги за месяц надоедают), я купила еще одну книгу про Хрюшу - «Однажды в дождливый день». При покупке как-то не обратила внимание, что Хрюша уже не тот))) Не привычный наивный маленький поросеночек, а уже подросток, я бы сказала. Но через пару-тройку прочтений это перестало беспокоить и меня и дочку.
У книги, как по мне, несколько плюсов:
Первый (как я уже писала про книжку-комикс) это то, что длину повествования можно регулировать самостоятельно. Благо, достаточно детализированные иллюстрации это позволяют.
Второй плюс: книгу можно использовать для обучения счету от 1 до 10 и обратно. Для этой цели книга просто идеальна для маленьких деток! Поскольку она учит счету в игровой форме, по модной сейчас системе обучения а-ля Монтессори. То есть обучение без обучения, через игру. Вы просто читаете эту книгу ребенку, а он как губка всё впитывает. Сюжет такой: Хрюша, спасаясь от дождя, прячется под деревом; со временем к нему присоединяются различные животные в количестве от 1 до 10. На каждый разворот приходится по одной цифре и по одному виду животного. Хрюша описывает Козлику свое приключение под дождем. А тот не очень-то верит и постоянно переспрашивает: «Не может быть!», «Сколько-сколько?», «В самом деле?». Что дает нам возможность «закрепить материал»: мы всегда с ребенком пересчитываем всех животных (а не ошибся ли Хрюша). В конце Козлик еще раз перечисляет всех животных и их количество, но в обратном порядке. То есть эта книга учит счету до 10 и обратно.
Третий плюс: книга может выступать как учебное пособие по правилам поведения. Добавляя рассказ от себя, я учу ребенка как нужно вести себя, если попал под дождь (переодеться в сухое, напиться горячего чая и т.п.). Или что после того как поел-попил нужно мыть и вытирать посуду. И самый наш хит - поучительная история о том, что только Хрюшки после дождя бегают по лужам!

И как бонус: есть страничка-находилка. Разворот, на котором изображено дерево со всеми зверями под ним. Я называю дочке зверя, а она ищет его среди множества других.
Еще новинки этого месяца (были куплены ранее, но припрятаны до поры до времени): «Бобик в гостях у Барбоса» и «Русские сказки малышам», а также несколько отдельных книжечек (Пушкин, «Хаврошечка», «Лисичка со скалочкой» и другие).

«Бобик в гостях у Барбоса» Книга была куплена на волне дочкиной любви к собакам. Муж был изначально против книги - рано еще. В книге есть басни (не читаем), стихи и собственно сам рассказ «Бобик в гостях у Барбоса».



Сказать, что книга ребенку понравилась - не сказать ничего. Уже одно то, что после этой книги слово «аф-аф» у почти не говорящего ребенка стало означать не только собаку, но еще и «почитай мне».


«Русские сказки малышам» С этой книжки у ребенка началось «зацикливание». Первые 3-4 дня читали только «Вершки и корешки». После никогда уже эту сказку не читали. Зато еще неделю читали только «Кашу из топора» - эта сказка в фаворитах была долго. Но весь сборник от корки до корки не читали никогда. В основном 3-4 сказки в месяц. Потом меняем одни сказки на другие, но по-прежнему 3-4. Только «Золушка-Чернушка» не пошла абсолютно.

«Сказка о золотом петушке» Пушкина. Эта книга у дочки долго была в любимчиках. Понимать она ее, конечно же, не понимает. Но, видимо, очень нравится слог. Нравится настолько, что моя неговорящая дочь однажды так настойчиво требовала у меня ее почитать, что у нее даже почти получилось сказать «Дадон»!

«Хаврошечка» Эту сказку дочка слушала очень долго. Быть может всё дело в оформлении, мне лично оно очень нравится. Но акцент на этой книге здесь я бы делать не стала, если бы не один эпизод. Читали мы с дочкой эту сказку уже больше недели. И я как-то сказала мужу (при дочке), что вот малышке сказка, похоже, нравится и мне она в детстве тоже очень нравилась. И что я сама себя тоже считала Хаврошечкой (рано стала всю работу по дому делать вместо мамы). Тогда малышка достала книгу и показала на Хаврочку со словами: «Мама, мама». А потом подумала немного и перелистнула на последнюю иллюстрацию и, показывая на «сильного человека» (который по тексту женился на Хаврошечке), сказала: «Папа, папа». Вот такая четкая логика у ребенка! Раз мама - Хаврошечка, то человек, на ней женившийся, это папа))))

1,11
В этом месяце у меня случился батл с Оловянным Солдатиком в этом сообществе. Такой себе холивар (с моей стороны) за право ребенка читать книги не по возрасту. И я этот холивар с треском проиграла.
Во многом я пересмотрела свои взгляды на то, что я читаю ребенку, а что следовало бы читать. Дальше больше - попутно вообще пересмотрела всю свою систему воспитания, развития и обучения ребенка.
Вот по этой причине (моей растерянности, поисков нового) мы почти полтора месяца читали только то, что уже имелось в нашей библиотеке.
Новые книги хоть и успели закупить, когда дочке еще не было двух лет, а всё же я решила включить их уже в следующий дневник чтения. И книг получилось много, и они немного другие, не совсем нам привычные. Да и хотелось подчеркнуть (для себя в первую очередь) этот временный разрыв в чтении. Как урок себе на будущее.
Спасибо всем, кто асилил многа букаф)))