Сегодня я хочу поговорить с вами на очень сложную тему - о школьном буллинге.
Моим детям довелось столкнуться с "предпосылками" зарождения этих нездоровых отношений в классе. С первого класса у них выделялся мальчик, который очень сложно адаптировался в школе. Он постоянно бунтовал против простейших правил, срывал уроки, доводил учителей, в некоторые моменты он просто не мог контролировать себя и бросался на учительницу с кулаками, пытаясь отстоять свои взгляды. Во втором классе ситуация усложнилась, так как у него началась бесконтрольная агрессия по отношению к другим детям: мог дать тумака или пощечину ни за что , просто пробегая мимо какого-либо ребенка, а если вдруг с кем-то возникал конфликт, бросался с кулаками на противника. В этот момент школа начала активно действовать и его наказали. Я не знаю, обязали ли его посещать психолога, не об этом сейчас речь. Конфликты закончились, дети спокойно доучились начальную школу. Но вот очень интересно, данный конфликт, который длился больше года, не вышел на уровень буллинга, хотя предпосылки и были: так как ребёнок был явно с лидерскими способностями, имел определенный "круг наблюдателей", которые поддерживали его начинания. Но вот следующего этапа-когда его агрессия перенаправилась бы на одного определенного человека и класс бы его поддержал, не произошло. Почему, напишу чуть позже.
Вообще, когда речь заходит о школьном буллинге , на ум сразу приходит замечательная повесть Владимира Железникого "Чучело", и не менее яркая экранизация Ролана Быкова. Всем советую, прочитать или посмотреть, так как очень точно отображается "динамика буллинга" в коллективе. Если кто не знаком с текстом, то речь идет о шестикласснице Лене Бессольцевой, которая после переезда к дедушке, пытается влиться в новый коллектив в школе. Только это очень плохо у нее получается, так как она абсолютно не похожа на учеников класса, она другая. А затем происходит событие, которое выливается в очень жесткий буллинг по отношению к Лене.
Но при этом у меня есть одна большая презтензия к тексту: все психологи сходятся во мнении, что ребенок-жертва, попавший в такую ситуацию, сам не может изменить ситуацию к лучшему ( в 99 % случаев). Тут необходимо вмешательство взрослого, причем частo ничего другого не остается, как "выдернуть" жертву из этого коллектива. Лена Бессольцева да, тоже уходит из класса, но она смогла найти в себе силы и переломить ситуацию, причем не только для себя. Она смогла "повлиять" на коллектив так, что ее место жертвы не будет занято другим ребенком -что обычная норма в процессе булинга.
Я пересмотрела много материала на эту тему и хочу посоветовать вам 3 интересных беседы на тему буллинга: лекцию Екатерины Мурашовой "О школьной травле", Людмилы Петрановской "Школьная травля" и беседа с Димой Зицером "Школьный буллинг:кто виноват и что делать". Я коротко напишу, кто что предлагает, что бы Вы могли определить для себя, чья методика Вам ближе.
Екатерина Мурашова рассказывает о различных "ролях", которые распределяются в закрытом и сплоченном коллективе, одну из которых занимает каждый ребенок, и кому-то автоматически достается достается роль "жертвы" , а кому-то роль лидера, который при определенных условиях инициирует процесс буллинга.
Мне эта теория совсем не близка, так как решением "проблемы" предлагается "искусственное" перераспределение ролей. Т. е. мама должна напрячься и придумать какие -то"завлекухи", чтобы ребенок из жертвы стал ну , например, экспертом,-когда он рассказывает детям о какой-то теме , которую он хорошо знает, в силу своих интересов. Т.е. работа идет именно с "жертвой", что совершенно неправильно, так как ребенка мало того что травят в школе, потому что он не такой как все; полный , худой, некрасивый, неспортивный, не модно одевающийся. А тут еще и мама транслирует ему мысль: ты сделай то-то и то-то, что заинтересует и понравится одноклассникам, т.е. подстройся под окружающих.
Людмила Петрановская подчеркивает, что в ситуации буллинга в первую очередь надо "ломатЬ" ситуацию и работать именно с "наблюдателями", а с "жертвой" и "инициатором" уже после устранения конфликта.
И самый интересный и действенный путь я нашла в беседе с Димой Зицером. Не перестаю петь ему дифирамбы как педагогу, обязательно посмотрите, послушайте, согласна , практически, с 99 % его идей.
Он предлагает работать на "предотвращение" буллинговой ситуации в учебных заведениях. И это как раз то, что происходило в классе моих детей, когда конфликтная ситуация с ребенком не переросла в "буллинг", когда класс не встал на сторону гнобящего и не поддержал его.
А достигнуть этого совсем просто: учитель должен "усложнятЬ" взаимоотношения детей, а не сводить их к "единому и сплоченному коллективу", когда даешь 100% качество знаний, когда вместе мы силa. Ведь все мы разные, и всегда в классе будет ребёнок, не похожий на большинство. А если класс сплочен как единое целое, то соответственно все , кто не такие как мы, не с нами- ПРОТИВ НАС. И тут уже рукой подать до буллинга, что прекрасно показано у Железникова в "Чучеле".
Ну, например, классическая ситуация на уроке физкультуры- старты надежд (очень любили мы в школе такие соревнования-я была спортивным ребенком, но, конечно, в любом классе есть Вася или Катя, которые в силу каких-то причен , не очень спортивные). Так вот, сдавая личные нормативы и не пробежав стометровку или не прыгнув столько, сколько и все, этот Вася возможно расстроится, но для класса это не будет проблемой. А если дети еще и знают, что Вася хоть и троечник по физ-ре, но он рисует такие классные танки, самолеты, корабли и т.д. и с ним так интересно поговорить на тему военной техники, то никакой проблемы с его нормативами не возникнет. А если "мы все вместе", "мы разгромим Б-шников"- получим кубок школы, грамоты, поход в кино и т.д., а потом вдруг по вине этого Васи класс проиграет, то вот в этой ситуации процент возникновение буллинга намного выше.
Ну и теперь, обещанные объяснения по поводу ситуации в классе детей: почему у них не возникла ситуация буллинга?
Школа работает на "предотвращение" этого явления, именно путем "усложнения отношений".
- начиная с первого класса по понедельникам у детей первый урок-эта беседа: кто-что делал на выходных, или каникулах: Яра была на конюшне, Генри ходил с Полом в бассейн, Майк был на тренировке по футболу, Мая читала книжку, а Юля была с дедушкой в кино т.д. Т.е. дети раз за разом рассказывают о своих интересах и увлечениях.
- во 2м классе учительница проводила "Адвент-календарь"- каждый ребёнок в декабре получал один день, когда он должен был в классе что-нибудь представить. Все что угодно исходя из интересов и особенностей ребенка: дети играли на гитаре, рассказывали стихотворение на арабском, разыгрывали сценку на английском, кто-то показывал гимнастические упражнения, а кто-то принес шаблонов на весь класс и они мастерили рождественскую поделку.
-"непрозрачная оценочная система"- первый класс оценок нет, второй класс оценки две по немецкому и математики в табеле в конце года, 3-4 класс оцениваются тесты , ребёнок приносит домой оценку в тетради, родитель подписывает, оценки за устные проекты и выступления "сообщаются" конкретному ребенку наедине, не при всем классе. Журнала , для общего пользования( чтобы "протянуть" двоечника на собрании ) нет, учитель делает для себя "записи", но не афиширует их в классе. Т.е. "насмешки " над слабыми и отстающими учениками просто не возникают.
- ну и "интересная" форма родительских собраний тоже играет роль: общие собрания только для орг. моментов-сколько денег сдавать, какие экскурсии запланировать, что на рождественской ярмарке продавать, какие поделки делать, кто пойдет детям волосы сушитьпосле бассейна. По поводу успеваемости и дисциплины проводится личный разговор учителя и родителя. Причем , во втором классе он был еще и с ребенком .Учитель спрашивал, какие предметы больше нравятся, как ребенок чувствует себя в классе, с кем подружился, что по программе он хорошо освоил, а в чем-то может быть проблемы. Потом спрашивал мнение родителя и озвучивал свою точку зрения.
Все это привело к тому, что уже ко второму классу класс был не единым сплоченным коллективом, а разделился на групки по интересам. Плюс детям показали, что они могут ошибаться, никто не будет смеяться , если вдруг получишь двойку. Никто никого не гнобит за "другие" взгляды, интересы и способности. И именно поэтому, я считаю, не возникла в классе ситуация травли.
Ну и еще раз вернусь к повести "Чучело". К сожалению, такое разрешение конфликта, как показал автор, практически невозможно. В лучшем случае, ребенок замыкается в себе и терпит издевательства одноклассников ( как в "Невидимке"), зарабатывая при этом психологические травмы, а в худшем - берется в конце концов за оружие (как в романах Татьяны Русуберг и Джоди Пиколт) ...
Поэтому , будьте бдительными, дорогие родители. Всего хорошего вам и вашим детям.
Ой, я ж забыла еще две книги про буллинг.
Некрасова "Калечина-Малечина". Она, конечно, для взрослых.
Потапчук "Та, которая шкаф". Вот эта для детского чтения.
Обе книги про то, как ребенок внутри себя переживает травлю и пытается от нее спрятаться. Обе великолепные.
Я очень удивлена тем, что «с жертвой» предлагается не работать.
Выбор никогда не случаен. Это либо избыточно чувствительный ребенок, либо ребенок со сниженным эмоциональным интеллектом. В обоих случаях, он плохо умеет «вприглядку» учиться жизни, при этом самооценка бывает неожиданно адекватной - он ценит себя и не соглашается принимать низкую оценку от окружающих. В нумерологии такой профиль легко виден.
Ребенка не нужно учить нравиться обидчикам, ребенка нужно учить понимать поведение других людей - и я не о конфликтах - обычное поведение. Потому что он «косячит» в бытовых моментах 100%, а привязываются другие дети к чему-то яркому, но не к тому что их на самом деле бесит.
Потому что жертвой может стать любой, а не только ребенок избыточно чувствительный или со сниженным эи. Как показывает практика, смена окружения меняет роль ребенка в коллектива, при этом его особенности никуда не деваются.
Не все коллективы агрессивны, но причина из ребенка никуда не денется. Взрослые коллективы будут отвергать его изощренно, это ограничит в выборе партнера и профессиональной реализации.
Часть детей проходят эти ситуации по принципу «все, что не убивает, делает нас сильнее», продумывают, крутят в голове и сами себя излечивают, но так бывает не всегда.
Александра , с "жертвой" обязательно надо работать, и с "инициатором" процесса тоже. Просто тут имелось в виду, что первичной при возникновении буллинга является работа с "коллективом", т.е. все силы направляются на устранение самой ситуации, а потом уже проводится работа с "жертвой". Если с "жертвой" качественно поработает психолог, при сохраняющейся ситуации травли, то травма не только не исчезнет, но и усилится, так как ребенок откроется восприятию мира, будет более эмпатичным, а это приведeт к плачевным результатам, так как "давление" коллектива будет восприниматься соответственно в разы сильнее, чем до вмешательства психолога.
Если ребенок ковыряет в носу и размазыввет козюльки по стулу, на который потом нужно садиться другим - это может стать причиной, остаться незамеченным всеми взрослыми и работа психолога тут ни чем не поможет. Скорее, ребенку нужен тьютор, который отследит такое в классе, ну и заодно поработает защитой на время кризиса.
Пример: детям говорят «встаньте парами», а такой ребенок уже посчитал, что ему пары не хватает и не встает. Весь класс в такие моменты (а их много) считает его тупым. Но насмехаются над другими вещами (нос, рюкзак, родители). Ему кто-то должен объяснить, как действовать. Что его ответственность - встать, а решить с парой - ответственность учителя. И тогда нос, рюкзак и ролители теряют важность в глазах коллектива.
Лена, спасибо за такой информативный и интересный пост. Буду слушать обязательно психологов. У нас первый класс прошел хорошо, ну и мне кажется это возникает чуть позже, хотя не всегда. В целом в классе все адекватные, учитель постоянно тусует детей, чтобы притирались и взаимодействовали все друг с другом, на всякие открытые уроки делит на команды, мне это нравится, дети находят свои интересы, кучками, пока явных лидеров нет. Ну и если что-то возникает она сразу вызывает родителей, решает на месте, чтобы не было недомолвок.
Да, Оль, вот видишь, можно на "предотвращение" работать, и даже делать то чего- то особенного не надо, просто свою работу-те ж уроки, те же беседы или соревнования, просто немного переосмысленно. А не каждый учитель, к сожалению, может. Учить этому в вузе нужно, так же как и педагогике, и психологии.
Пожалуйста. Рада, если пригодится пост. Вернее, не дай бог попасть в ситуацию, чтобы эта информация пригодилась; но к ознакомлению и размышлению , думаю, очень нужная вещь.
Ох, Лена, это просто кошмар, когда твой ребёнок в этом ужасе каждый день(((( Нам помог только карантин, как это ни грустно, но какое это спокойствие на душе, когда не надо, отправляя ребёнка в школу, трястись, что будет сегодня.
...А о книгах, ещё есть сильная современная книга - "Ниже бездны, выше облаков", Е. Шолохова.
Валя, здравствуй.
Слушай, писала пост и вас вспоминала. Как же все -таки все зависит от учителя... Надеюсь, новый учебный год не вернет назад все проблемы. Вам уже сказали, как учиться будете?
Леночка, спасибо за этот пост!!Родители должны знать, что такое бывает и варианты действия. И согласна, что 90% зависит от учителя. Но важно не терять с ребенком контакт, чтоб и родители во время узнали и что то смогли предпринять (у меня от мыслей о подобном вообще разрыв мозга и сердце разрывается, а скйчас это все еще отягощено интернетом и возможностью выкладывать ролики, за которые хочется просто ..... малолетних извергов).
Танюш, здравствуй. Абсолютно согласна с тобой, контакт с ребенком нужен. Он должен доверять родителям, знать , что его слепо поддержат, а не начнут упрекать в том, что он "слабак", надо было дать сдачи, а не распускать нюни потом.
Ой, про социальные сети я молчу. У моих детей вот до сих пор нет мобильных телефонов, и все хорошо себя при этом чувствуют. Гаджетами для "поиграть" или для выполнения школьных заданий они пользуются, но вот зависания в соцсетях они не знают. А теперь с сентября в другую школу переходим-добираться дольше, уроки если выпадают, не заменяются-телефон будет необходим, но так не хочется им его давать. Не знаю, прямо.
По своему рабочему опыту могу сказать так: редко, когда настоящий буллинг формируется в начальной школе. Обычно, если такое все же происходит, то это сигнал о двух вещах.
Первая - сложный контингент ребят, подобравшихся в школе, второе - отвратительная работа учителя, который вполне осознанно либо игнорирует проблему, либо намеренно раздувает ее.
Полноценный буллинг - это всегда привет пубертату. И по сути своей выходов не так уж и много, как бы ученые мужи и дамы не расписывали это. Вы либо уходите, если ты в доверительных отношениях с ребенком, и ты на его стороне, либо ты рассказываешь ребенку про то, как он мало прилагает усилий, чтобы понравится, попутно пишешь жалобы куда-угодно, а ситуация не меняется. Формально она может трансформироваться из открытого очагового конфликта в пассивную агрессию "холодной войны", когда ребенка в стенах школы не травят, ибо табу, но и демонстративно не общаются, потому что "он и его родители создают проблемы всем вокруг".
Да, вовлеченность учителей и родителей почти всегда может изменить ситуацию качественно, но обычно ее просто нет, этой вовлеченности - ни у школы, ни у родителей детей - наблюдателей и агрессоров.Начинается игра в горячую картошку, где родители говорят - это вы школа, вы и разбирайтесь; школа же вяло увещевает, что мы якобы все в одной лодке и было бы неплохо всем как-нибудь уже подружиться. Но когда даже взрослые разумные люди не могут договориться между собой, то ждать результатов от детей невероятно бессмысленная затея. Тотальное равнодушие и отстраненность. Большинству родителей просто-напросто удобно, что травят не их детей и эта та самая мысль, в которой мало кто себе признается честно. Школа заняла позицию улыбаемся и машем, образовательные услуги, рейтинги. Какое там воспитание. В лучшем случае все перекинут на плечи гласного руководителя, а тот будет в силу своих способностей рулить туда, куда его опыт поведет. Попадется принципиальный заинтересованный педагог - повезло, можно достучаться и выйти на конструктивный диалог, а не попадется такой - будет царствие формализма, с вялыми классными часами, общими разговорами и неловкими манипуляциями на тему " как же вам не стыдно", и это все равно лучше, чем если попадется такой, который расскажет вкрадчиво, что выстраивание иерархии в детском коллективе - есть процесс естественный и, если какое-то звено из него выпадает, то это отнюдь не просто так.
Просто мне кажется, что буллинг в начальной школе менее в глаза бросается, легче там проблему решить, родители еще в контакте с ребенком, замечают, "выдергивают". А вот старшая школа-другое дело, там последствия просто ужасающие, стоит только поинтересоваться данными о насильственных конфликтах произошедших в последнии 20 лет в учебных заведениях Amok laufen (не знаю, то же самое по английски будет amok run , но думаю, Вы меня поняли) - а врусском языке даже понятия такого нет, не смотря на то, что и до России уже явление добралось.
На самом деле редко, когда до пубертатные дети дозревают до осмысленного отчуждения кого-то из сообщества. Такой потребности изнутри обычно нет. Но травля в таком возрасте легко мотивируется взрослым и нередко этим взрослым становится учитель, который направляет детей не по пути принятия друг друга через доброту и общение, а примитивной конструкцией переноса агрессии; А теперь ребята посмотрите на N - из-за него мы не поедем на экскурсию, из-за него вам будет задано больше заданий". Обычно это все сдобрено высмеиванием внешнего вида, манеры говорить и т.д. Дети просто улавливают настроение авторитетного взрослого и копируют его. Это, конечно, не исключает, что есть дети способные на психологические манипуляции и пассивную агрессию, но это не носит массовый характер.
И да, Вы правы, это легко поддается коррекции со стороны педагогов, психологов и родителей, если на это обратить внимание.
С подростками все усложняется ощутимо, но обычно все равно конфликты в коллективе считываются быстро.
Сам "amok run" тут не совсем понятно как связан непосредственно с травлей. Ведь обычно речь идет о немотивированных вспышках агрессии аффективного толка, иногда массовых. Буллинг же - это не всегда обязательно про физическое насилие, как цель, очень часто насилие в нем выступает механизмом подавления и утверждения власти над другим человеком. Все же понятие буллинга несколько ближе к "cancel culture", нежели к amok run. ИМХО, разумеется.
Да, Оль. Сложно все это, конечно. Но от учителя очень многое зависит. Вот мы теперь с волнением ждем начала учебного года, очень надеемся, что у младшей "наша" учительница класс возьмет.