Чтение в августе, или "месяц тонких книг"
дневник читателяКак-то устала я от чтения на ночь детям длинных книг "с продолжением", книг, которые читаем 2-3 недели. Захотелось разнообразить чтение чем-то коротким "на один присест". Ну, или хотя бы на 2-3 дня. А тут как раз мне в руки попалась стопочка тоненькой букинистики, да ещё из своих запасов подоставала и получился у нас в итоге "месяц тонких книг".

Но сначала расскажу про самостоятельное чтение детей.

После того, как я сама прочитала книгу Юрка Гусь, я не могла её не предложить для прочтения старшему сыну. Ему книга тоже очень понравилась, там и главный герой - его ровесник, и само повествование очень захватывает, не знаю, войдет ли книга в его итоговый ТОП за год, но в мой войдет точно. Кстати, на Лабиринте на эту книгу была большая скидка.
"Тарас Бульба" - это по летнему списку. Я сомневалась осилит ли Давид это произведение, но, на удивление, читал он с интересом и быстро. Очень впечатлили, точнее даже шокировали его сцены расправы над врагами, все эти отрезанные головы, сцена казни Тараса. Делился со мной впечатлениями, он не часто обсуждает с кем-то прочитанное, но тут даже зачитывал мне отдельные отрывки. Ну, что делать - программа такая...
После "Тараса Бульбы" я сказала, что хватит уже по списку читать, остальное дочитает во время учебного года. Предложила ему "Тополят" Крапивина. Об этой повести спорят: кому-то она нравится, кому-то нет, но мне нужно было, чтобы действие происходило максимально близко к современности, а "Тополята" одно из последних произведений Командора (окончено в 2010 году). Сын повесть оценил, читал с интересом и, опять же, делился со мной мыслями о прочитанном. А я радовалась, что все-таки читают мои Крапивина. Пусть пока не Мальчика со шпагой, но все-таки читают!

Младший сын тоже читал что-то из списка школьного, а что-то по моей наводке.
Из списка "Кавказский пленник" (очень переживал за Жилина), Некрасов, Паустовский (в этой книге только "Заячьи лапы" и "Теплый хлеб" читал, то, что задавали)
Потом тоже взялся за Крапивина. Я думала, что читала у Владислава Петровича все (кроме "Фрегат Звенящий"). А оказалось, что "Пироскаф Дед Мазай" и не читала. Купила бюджетный вариант книги, сама ещё не читала, а вот Филипп уже прочел. Как я поняла из его рассказа, повесть "сказочно-хулиганисто-веселая", что-то похожее на "Пистолет капитана Сундуккера", "Портфель капитана Румба". Сын много смеялся во время чтения, зачитывал отдельные фрагменты вслух. В общем, ему понравилось.
Книга Г. Карпенко с повестями "Тамбу-ламбу" и "Три звонка" тоже была прочитана с удовольствием, дети мои вообще очень любят про сверстников читать, и не важно современники это или ребята советских времен (эта книга, кстати, совсем старенькая - 1968 года издания)
Ну, а теперь к той самой стопочке тоненьких книг, которые я начитала сыновьям августовскими вечерами.
Продолжаем читать стихи. Толстых стихотворных сборников у нас изначально было немного, все уже и прочли, перешли к тонким "скрепкам":

М. Рудерман "В Москве весна" - единственная из них не бука, куплена на распродаже Лабиринта. Покупала, честно говоря, для себя - очень люблю такие ретро-иллюстрации:

С. Маршак "Круглый год" - стихи, знакомые многим с самого детства. Эта книжка из моего далекого детства, в ней немного необычные иллюстрации Б. Шинчука, помню, как я в детстве любила их разглядывать:



А. Н. Плещеев "Сельские песни". В книге четыре стихотворения: "Травка зеленеет", "Огни погасли в доме", "Старик". "Дети и птичка". Стихотворение "Старик" я читала ещё в детстве в хрестоматии, но там оно было не целиком, и я только сейчас, прочитав, узнала, что в конце старик умирает...


У Маяковского читали "Кем быть?" и "Конь - огонь". "Вечерняя сказка" напомнила "Буку". Даже совы такие же (ну, неудивительно, один художник рисовал))) У меня вообще иллюстрации Токмакова с Букой ассоциируются всегда. "Первый день календаря" читали в конце августа, перед школой, для создания соответствующего настроения.
Потом ещё вот такую стариночку читали:

Стихи и про ребят (некоторые я с детства знаю, например, "Инесса-принцесса", "Адик-математик"), а в конце стихотворные сказки "Девушка-семиделушка", "Дедушка-привередушка", "Спичка-невеличка".


Ну и после стихов читали что-то в прозе:

"Журавлиные перья" - ну, оооочень краткий пересказ (мне не понраился).
"Как сражался русский богатырь" - с детства её помню. Не помню, чтобы в детстве меня впечатлило это предложение: "Иван велел раздразнить быка, и когда бык набежал на него, он схватил его рукой за бок, вырвал кусок кожи с мясом, а потом кулаком ударил его между рог и убил". Сейчас вот впечатлило...😳
"Храбрый Азмун" - три амурские сказки "Храбрый Азмун", "Айога", "Березовый сынок". Кстати, я вот только из этой к
книжки узнала, что в имени Айога ударение на последнюю букву А. Я почему-то всегда на О ударение ставила.

"Рассказы и басни" Толстого я думала, как-то уже не по возрасту, переросли уже давно, но книга вдруг на удивление "выстрелила": если раньше все эти басни воспринимались буквально, то теперь, видимо, мальчишки в таком возрасте, когда способны уловить иносказание, мораль. Мы почти после каждого рассказа останавливались и обсуждали, беседовали. Особенно бурно обсуждали басню "Волк и собака" - размышляли, что же лучше: покой и сытость или свобода...
Читали Гайдара:

"Чук и Гек" у меня совсем потрепанная, думала, что заменять уже нет смысла, переросли ведь, а вот ведь с интересом большим слушали.
И вот эти две книжки как-то особняком встали в нашей стопочке, мне они показались необычными:

Л. Юсупова "Истории из конца детства". Книга так необычно называется, потому что, как объясняет в предисловии сама автор, предназначены для тех, кто уже не дети, но ещё не взрослые. И приводит цитату индийского философа Р. Тагора (тоже приведу её тут целиком, мне кажется она достойна того, чтобы её прочитали мы, книголюбы, и либо согласились с ней, либо возразили):
"Способ, которым теперь для юношества разводят всякий литературный нектар, превращая его в водянистое питье, считается с особенностями детского возраста, но не с тем, что дети - все же подрастающие люди. Детские книги должны быть такими, чтобы они были понятны лишь отчасти. В нашем детстве мы читали всякую книгу, которая попадала нам в руки, с начала и до конца, и как то, что мы понимали, так и то, что мы не понимали, оказывало на нас в дальнейшем свое действие. Именно таким образом сам мир действует на сознание ребенка. Ребенок усваивает то, что он понимает, между тем как то, что проскальзывает мимо, се же ведет его на шаг дальше".
В книге 7 историй:
1. "Сказка об Аллэле" - про юную фею, которая спустилась в мир людей и помогла им добыть в засушливой пустыне воду. Особенность сказки в том, что имена и названия дают отсылку к английскому языку (государство Дримз, королева Миракла, девочка Анхэппинс, страна Дзерта и т.д.) я английского не знаю, мне эти названия ни о чем не сказали, а Давид некоторые из них перевел.
2. "Волшебная ступенька" - мальчик Илюша пошел в первый класс, но был не доволен, что учиться нужно очень много лет. В школе оказалась волшебная ступенька, исполняющая желания. Илюша пожелала оказаться сразу в 10 классе и что из этого получилось.
3. "Лед и Пламя" - притча о ссоре двух друзей.
4. "Глобус Камиллы" о девочке, которая сумела перенаправить воинственную энергию мальчишек в мирное русло.
5. "Алексия-Дель" - романтическая сказка о дочери дельфинов, полюбившей человеческого юношу, испытавшей горечь ревности, но отдавшей жизнь для спасения возлюбленной своего любимого юноши.
6. "Колыбелька" - вещи на чердаке рассказывают историю своего появления. Много ботанических подробностей. Эта история мне совсем не понравилась, скучная.
7. "Необычный поступок странного Люрика" - совершенно фантастическая повесть о пришельце с звезды Экка, подружившемся с земными животными.
Иллюстрации в книге тоже необычные. они черно-белые, но в отдельных местах раскрашены. причем раскрашены так, что создается впечатление, что это просто юный читатель решил сам карандашами добавить цвет картинкам, как иногда делают дети, раскрашивая черно-белые книжки:


Р. Раамат "Поле". Это книга-притча. В ней иллюстрации, на мой взгляд, играют такую же важную роль, как текст. История лошади, которая убежала от своего хозяина, от тяжелого труда. но, побывав на свободе она вновь вернулась к нему. А хозяин за это время многое переосмыслил и более мудро начал обращаться с лошадью.
Эту книгу я читала в детстве, мне всегда было жаль лошадь. А теперь, когда я прочла её во взрослом возрасте, мне очень жаль человека...




Книга по одноименному мультфильму студии Таллинфилм:
Спасибо всем, кто заглянул в дневничок, теплой и солнечной всем осени!