Логопедические пособия и развитие речи
дошкольникам
Фундамент, на основании, которого развивается речь малыша - общее физическое развитие, отсутствие неврологических и психологических проблем. Поэтому первыми пособиями, по которым мы играли, были стихи с движениями, потешки с движениями. Покажу одни из востребованных:

"Ладушки" (Литера-детям) - очень удобно заниматься по данному пособию: текст прост для запоминания, иллюстрации движений наглядные; на странице рисунок, отражающий смысловую нагрузку. Долго по данной тетради занимались с дочерью, у сына было менее популярно. Периодически достается и в 4 года. Черно-белое оформление, формат А4, листы не плотные, слегка просвечивают:

"Баба сеяла горох" (ТЦ "Сфера") - в ней главные герои путешествуют по страницам книги, выполняя движения согласно стихотворениям. Неудобно одновременно читать и изображать движения, так как иллюстрации к ним находятся в стороне от основного текста. Очень незамысловатые стихи. Данное издание было хитом у сына.

Если все норм со здоровьем, ребенок слышит речь близких людей, то в какой-то момент малыш "воспроизводит" звуки, потом появляются слоги (ва, ма, ба, па...), слоги сливаются в двусложные слова (мама, папа, сова, котя...), появляются простые предложения и осваиваются более сложные формулировки. Хорошо подобранными играми можно помочь с освоением речи. Так сыну не давался этап слияния слогов в слово - одну машинку назвали "со", другую " ва", "со" поехала в гости (тянем "со") к " ва" (соединяем "сооо"" ва").
"Играем со звуками" от "Сфера" (Серия "Академия солнечных зайчиков") формат А4, листы не просвечивают. В середине книги были разрезные карточки для игр со звуками. В самой книге разнообразные задания, крупные рисунки. Сын после таких игр хорошо сейчас выделяет звуки твердые и мягкие, слоги вначале слов.



В игру можно превратить артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения, простой логопедический массаж. При выборе пособий важно обратить внимание на подробности выполнения упражнения. Формулировка "поцокайте язычком как лошадка" не раскрывает положения языка относительно неба, зубов и т. д. Так как определенные звуки появляются в конкретном возрасте, удобно пользоваться сборниками соответственно возрасту малыша.
По пособию Волошиной занимаемся с сыном. Дочь с удовольствием также принимает участие. Наглядные иллюстрации, подробно расписаны действия, общая подборка, 2+


В пособии Т. А. Воробьевой, О. И. Крупенчук есть общие рекомендации родителям, таблица "Время появления звуков (возраст) ", варианты игр; упражнения можно структурировать в зависимости от того, какой звук тренируем. С детьми по ней занимались мало, для себя на заметку информацию черпала:




Дочь в 5 лет занималась с логопедом. Было много пособий. Пособия Комаровой мне очень приглянулись для домашнего использования. Разноплановые задания хороши не только для отработки звуков, но и для подготовки к школе. Не дают скучать задачи с ориентировкой на листе, фигуры из спичек, неправильные формулировки, которые смешат и просятся на исправление. С сыном сейчас занимаемся по звуку "Ц". Данные пособия есть и в электронном виде в интернете.



" Логопедический альбом" Ткаченко содержит много чистоговорок, "траговорок", " рычалок" и т. п.
"Давай отгадаем" и "Скажем правильно" от издательства "ТЦ " Сфера " содержат задания и вопросы, с помощью которых родители легко проведут занятие по теме. Но надо иметь представление о том, как составить рассказ или каким образом можно посчитать количество слогов в слове. Таких подробностей в книге нет:



Слоги можно пропевать и хлопать в ладоши (загибать пальчики, ставить кубики) на каждый слог, например. Для рассказов обычно используем схему: кто изображен, что делает и т. д. Удобно рисовать "план" для описания животного или растения, например:

"Научите меня говорить правильно" Крупенчук, изд. "Литера-детям". Книга рассчитана на 2 года обучения. Готовый план работ на целую неделю: четыре дня раскрывается тема занятия и пятый день является обобщающим. Одна неделя посвящена одной теме. Весь основной материал для подготовки к школе в книге есть: времена года, животные, профессии, части тела человека, одежда и т. д. Каждое занятие начинается с дыхательной или пальчиковой гимнастики (варианты все прописаны, иногда нужно заранее подготовить материалы). Задания на звуковой анализ, внимание; постепенно изучаются буквы; пересказы. Короче, "Научите меня говорить правильно" - must have для тех, кто готовится к школе дома:




Если со склонением слов бывает беда у самого родителя, а искать варианты в Интернете нет сил, на помощь пособия "Учим слова и предложения". Информация разбита по темам, аналогично предыдущего пособия. Таким образом, данные книги отлично дополняют друг друга:



Покажу еще две книги, в которых комплексно собраны упражнения от "слова к рассказу".
" Нейропсихологические занятия с детьми" от изд. "Айрис-пресс" во втором пособии содержат раздел, посвященный логопедическим упражнениями:




Знакомство с языком, с его работой, артикуляционные упражнения, лексические темы. Темы рассмотрены не подробно, как основа. Идеи для игры есть.
Е. Ульева "Большая книга заданий по развитию речи", на мой взгляд, представляет собой сборник игр и заданий. Книга А4, 40страниц, в середине цветные вкладыши. В ней множество подборок игр, в которые удобно заняться в дороге, в очереди, на прогулке или просто лежа на диване)



При заказе опасалась, что будет подобное тому, которое есть в других пособиях. Мои опасения не оправдались: есть нестандартные интересные варианты. Очень приглянулись идеи ( их 21) по переделыванию сказки:

Большой плюс ко всему прочему: к вопросам на эрудицию есть ответы:

В составлении рассказов и пересказов тренируются дети по " Фонетические рассказы и сказки" и "Учимся составлять рассказы" от изд. "Литур":

" Фонетические рассказы и сказки" содержат текст, вопросы для пересказа, задания на фонетический анализ слов:

Всего 3 части фонетических рассказов. Рекомендованный возраст 5-7 лет. Занималась и занимаюсь с дочерью. Но по желанию не раз участие принимал и сын. Сейчас ему 4 года, с пересказом справляется, на фонетическую часть терпения не хватает еще).
В пособии Бортниковой наводящие вопросы к картинкам, после обсуждения каждой картинки нужно составить рассказ целиком (вопросы не по определенной схеме, не идентичные).

