Детский читательский дневник. Нужен ли?
дневник читателяДобрый вечер! Показываю книги, которые сынок набрал в городских библиотеках и привез на дачу. Этого хватило на 2 недели.
Есть тут и "Мери Попинс" и "Властилин колец". Вот такое литературное разнообразие. Сегодня хочу рассказать о детском читательских дневниках.
В 8 с половиной лет сынок начал поглощать книги,я предложила ему записывать мысли о каждой прочитанной книге. Сынок согласился. Но так как он обучается дома на семейной форме образования, то у нас нет жёстких рамок к ведению читательского дневника и спущенных кем-то норм.
О первом чтении сына я писала здесь. Если интересно, заходите почитать.😉
После прочтения первой книги сынок захотел зафиксировать свои результаты. Я предложила завести "читательский дневник". Так как в школе ребёнок не был ни дня, то слово "дневник" его заинтересовало. Хотя он уже давно ведёт свой ежедневник, слово "дневник" прозвучало для него по-особенному, вроде по-взрослому и он согласился.
Мне же оставалось только поддерживать интерес к чтению и заполнению дневника.
Как и советуют многие психологи и специалисты по тайм-менеджменту , выбрать для записей красивый блокнот или тетрадь.
❤️ Мы пошли в магазин и сынок сам выбрал красивую и большую тетрадь (формата А4, на фото среди книг лежит эта тетрадка). И стал записывать впечатления о книге.
По началу даже оставлял иллюстрации, но потом так увлекся чтением.
-Мама, мне некогда рисовать, читать хочется!
Учитывая особенности психики сына я помогала ему, чем могла.
Бывали моменты, что не хотел записывать (просто не любит сам процесс письма) и я приходила ему на помощь - записывала мысли о прочитанном под диктовку сына.
Долго у него созревали отделы мозга, отвечающие за письмо. Печатно писал лет с 5-ти, а вот письменно научила его писать только ближе к 9 годам. Учитывая его особенности, я приняла решение, что буду писать впечатления сына под его диктовку, потихонечку передавая ему эту ответственность.
Сейчас у нас правило: прочитал книгу, написал впечатления в дневник, после этого можешь приступить к следующей книге.
И все записи сын делает печатными буквами, хотя пишет письменно довольно красиво. Но считает, что пишет медленно, поэтому все записи в дневнике делает печатными буквами.
❤️ Конечно же, Тигран не сразу захотел вести дневник.
Он всячески искал отговорки. Я его подцепила вот на такую мысль : "Представляешь, у тебя будут записаны все книги, которые ты прочёл самостоятельно. Редко какой человек имеет читательский дневник с раннего детства. Потом детям своим будешь рекомендовать книги, которые ты читал." 😉
Точно не знаю, какое из этих предложений сработало у сына, но дневник заполняет.
🌞 Какие поля в читательском дневнике заполняет мой сын?
Автор книги.
Название книги.
Количество баллов (по 10-ти бальной шкале)
Количество страниц.
Дата чтения.
Главные герои.
О чем книга?
Понравившийся эпизод.
Чему учит книга?
Что бы ты изменил в книге?
Хочешь прочесть другие книги этого автора?
Для чего вести дневник?
Пишет сынок в дневнике для того, чтобы сохранить впечатления о книге. Бывает, что перечитывает записи, смеётся над своими выводами. Говорит, что сейчас сформулировал бы мысль иначе. Бывает, что перечитывает книги, делает другие выводы, замечает больше деталей.
А возврат к старым записям позволяет ребёнку увидеть личностный рост. Так растёт и его самооценка.
Конечно, я хочу приучить ребенка не бездумно читать, поглощая тексты, а научить думать о прочитанном, анализировать информацию. Сын обучается дома на семейной форме обучения и мне важно приучить его мыслить, самостоятельно делать выводы, чтобы потом я смогла его отпустить на самообучение.
Сынок уже привык думать о ом, что же хотел своим произведением сказать автор. Читая даже маленькие тексты по чтению сын задаётся вопросом: "Зачем автор это написал?" (Имеет в виду, что автор хотел передать читателю: какие мысли и чувства?). А это, согласитесь, уже задел на будущее. В средних и старших классах нужно будет писать сочинения. Для современных детей это большая проблема. (Знаю не по наслышке). Им проще скачать, списать, переделать готовое сочинение, а вот самостоятельно подумать и написать свое мнение о прочитанном, это уже трудно.
На всякий случай я дублирую записи сына из читательского дневника на бб. Но пишу с большим отставанием.
Некоторые делают мне замечания, дескать, зачем все это, только ребёнка мучаете.
Как вы считаете, нужно ли приучать детей вести читательские дневники?
Ведут ли ваши детки такой дневник и какие графы заполняют?
Спасибо за внимание интересных вам книг и всего самого доброго!
yul`chetta
Я терпеть не могла читательские дневники вести, считала это напрасной тратой времени, лучше ещё почитать. И у дочек не пошло, какие уже тетради не заводил и блокноты, хотя бы просто список с автором и названием, нет, хватает на пару книг.. Ну, что ж) им есть в кого пойти.. Потому не заставляю и не уговариваю. Хотя, конечно, это здорово, наверное, спустя годы пересмотреть дневник чтения..
27.10.2020
Ответить
Ксения
Мой любит читать,очень,проглатывает моментально книги,но терпеть не может писать в дневнике! Я уже не настаиваю,не хочет-пусть не пишет. Читает он всё подряд,не по школьному списку.
22.10.2020
Ответить
Нинна
Очень угнетала меня в детстве необходимость вести дневник прочитанного для школы. Хотя список книг нам давали интересный, не только программа, но и дополнительное, я так в 5 классе с Властелином колец познакомилась и с Мастером и Маргаритой. Но дневник это мучение было. Думаю многих детей это и отвратить от чтения может. К слову о сочинениях: можно ведь просто обсудить с ребенком прочитанное, так и мысли научится формулировать.
20.10.2020
Ответить
Надежда
Спасибо за ответ!
А мы и обсуждаем прочитанное. Пока идём в магазин, работаем на даче сынок может рассказать о прочитанной книне. Когда дома, я тут же могу зафиксировать в дневник.
По большей части в дневнике больше записей сделанных моей рукой (пишу под диктовку сына). У него СДВГ и с письмом были проблемы.
Пересказ и фиксация в дневнике - два разных процесса. А вот обсуждение книги вполне может заменить заполнение читательского дневника. Но все же сочинение в школе потом сдают в письменном варианте.
23.10.2020
Ответить
Нинна
Вот я именно за обсуждения. Мне кажется, если вашего ребенка не напрягает, можно вести дневник, все дети разные. Я сочинения писала прекрасно (по словам преподавателей), а дневник не могла вести, прямо отвращение
23.10.2020
Ответить
Ирина
Идея очень хорошая. Но я бы предложила не все книги фиксировать в дневнике, а только очень понравившиеся, о которых хочется вспоминать или посоветовать кому-то прочитать. А еще можно записывать понравившиеся цитаты из книг, которые откликнулись в сердце, с которыми ты согласен или как-то по-новому взглянул на ситуацию. Я так делала (даже и сейчас иногда так делаю))), вот такие цитаты очень интересно перечитывать со временем и таким образом возвращаться к прочитанной книге.
20.10.2020
Ответить
ЛАНА
Дочка вела одно время (по моему предложению), потом забросила. Но вот нашла его - ей было любопытно почитать, что она там читала-писала пару лет назад)
Это вещь полезная, если не на каждую книгу, а иногда. Потому как иначе рутина - скучно.
Сама я веду дневник её чтения здесь, в ДК.
20.10.2020
Ответить
Надежда
Спасибо!
У нашего СДВГ и если я не буду сама вести дневник и спрашивать о прочитанном, то ему проще вообще ничего не делать. Он ещё полтора года назад и читать не хотел, торговался за каждую строчку,ма сейчас за уши от книг не оттащишь. Читает в любую свободную минуту. А потом не верит, что читать не любил. Но когда возвращается к старым записям, то такие эмоции испытывает. Говорит, спасибо, что записала его слова. У нас так во всем: то упирается, то прыгает от счастья от этого самого процесса, которому противился.
Так же с детскими рисунками и поделками. Я рисунки храню, поделки фотографирую. Потом смотрит и благодарит. Математику говорит, что не любит, а ведь отлично у него получается. И если начинаем трудную задачу решать, а он поймал волну, то тоже за уши не оттащить, ещё и подобные просит и хочет сам решить. Вот так и живём.
23.10.2020
Ответить
ЛАНА
Ну собственно вы в этом не уникумы) я не знаю детей, которые любят САМИ делать записи в читательском дневнике. У нас все очень похоже. Задачи сама выдумывает, но при этом "я ненавижу математику". А я ее дразню : "как ты любишь математику!", когда она мне несёт очередную "реши".
23.10.2020
Ответить
Влада
Мне кажется, очень полезно вести дневник. Мне трудно было писать сочинения школе. Если бы сразу с 1го класса начинали обсуждать вопросы о чем, зачем, что автор хотел сказать, было бы легче. Да и ход мыслей фиксировать и возвращаться к ним интересно, что ты думал об этом год назад.
20.10.2020
Ответить
Val
У нас разделение: книги, которые старшая дочь читает мне вслух, а я слежу по тексту, идут в читательский дневник; книги "для души" читает сама, когда захочет, про себя; книги, которые я ей читаю; книги на немецком для Lesepass или Antolin читала с папой, реже - со мной; книги на немецком "для души" - сама, но редко; книги, которые читает папа перед сном. То есть в читательский дневник попадает малая часть. Сейчас мы в России, и я пересматриваю немного чтение, так как всё хочу, но никак ещё не начну, с ней читательский дневник на немецком. В русский читательский дневник записывает автора, название и своё мнение. Сейчас читательский дневник у учительницы, последняя запись - 15 сентября, как вернут, покажу в ДК.
20.10.2020
Ответить
Надежда
Спасибо за ответ! Как здорово!
Очень интересно будет посмотреть.
Где время берете для чтения вслух? Как долго доченька читает Вам.
23.10.2020
Ответить
Val
В Германии, т.е. до 15 сентября, читала она мне днём, когда младшая спала. Сейчас у нас весь режим кувырком, т.к. я не успеваю, поэтому я читаю ей вечером, она читает себе про себя в школе, им дают время на чтение своих книг, и дома, если я укладываю младшую; для дневника ещё не читали, учительница дневник вернула уже.
23.10.2020
Ответить
Нина
Дочка ходит в садик. И пока воспитатель читает книгу, дети в свои читательские дневники рисуют главных героев.
Я сама давно когда то вела дневник, мне нравилось.
20.10.2020
Ответить
Надежда
Нина, спасибо за ответ!
Как здорово придумано. Хорошо, что деткам читают. Знаю сады, где купили большой телевизор и дело с концом... включают мультфильмы.
23.10.2020
Ответить
Джинджер
Мой не записывает никуда и ничего. В школе одно время надо было вести дневник. Я задолбалась туда рисовать картинки, и дневник умер. Максимум - веду список прочитанного и хотелок на livelib. Здесь иногда делюсь впечатлениями самого читателя в сильно сжатой форме. Не вижу смысла в дневнике. Проще устно обсудить прочитанное
19.10.2020
Ответить
Надежда
Ясно. Спасибо за ответ!
У нас устное обсуждение тоже присутствует, Тигран сам делится впечатлениями. Я при этом могу или просто слушать или могу тут же записывать в дневник.
23.10.2020
Ответить
Джинджер
Мне кажется, этого достаточно. Мы сегодня опять были в библиотеке, там посидели-почитали, выбрала ему пару книг на дом, а сын отказался. Говорит, надоело читать. Я не наседаю, пусть отдохнёт немного.
И там же, в библиотеке мама говорила дочери, что все равно заставит её прочитать книгу, потому что надо записать ее в дневник и вообще потом она ей спасибо скажет за привитие хорошего вкуса. Я вот против такого.
23.10.2020
Ответить
Korushka (Анна)
Читаю с детства запоем, как-то летом бабушка с дедом заставляли писать про каждую книгу... Процесс абсолютно не нравился и не прижился. Хотя читать тут отзывы детей интересно. Своего не заставляю, тут хоть бы просто читал, не то что описывал...
19.10.2020
Ответить
Оставшиеся комментарии доступны после регистрации
Зарегистрируйтесь и получите полный доступ ко всем функциям сайта.