Как я выбираю книги для ребенка доречевого возраста

Лучший ответ

Я тоже мучилась "совестью", когда двухлетке по его просьбе читала волшебные русские сказки. А потом представила себе, как это раньше было: сидит старый дед на завалинке, вокруг него мал мала меньше, и годовалый, и пятилетний и все слушают. И ничего, интересно им. Чтение - это не про развитие речи. Это про развитие фантазии, умение создавать образы, формировать связи.
01.12.2020
Ну я как бы и не для развития речи читаю дочке))) Мы с года читали, тогда ни о какой задержке не могло быть и речи, простите за тавтологию. А тот пример с дедом, что вы привели - он как раз о том, что я в посте советским экспериментом описала. Чтение не по возрасту само по себе неврастеников из детей не делает. Тут вы очень хороший пример привели!
01.12.2020
Автор, вы большая молодец, такую работу над собой проделали, даже без помощи психолога. На верном пути! У меня две дочки, старшая в полтора года уже говорила фразами, мы с ней читали в два года сборник Сутеева, ей все было понятно. А младшая после двух что-то мяукать начала, с ней у нас и чтение совсем другое, отстаём от старшей примерно на год. Старшая и произносила все буквы очень хорошо, не давались только некоторые звуки русские типа "ё, ы, я", над твёрдой л тоже поработали. А у младшей сначала полная каша была, сейчас чутка выравнивается в произношении. Кстати, энциклопелиями не увлекается ни одна из них. Пробовала старшей до 6 читать глаза у неё были совершенно пустые. Сейчас что-то соображает уже. Но я стараюсь никаких абстрактных знаний не предлагать, энциклопедический пояснения про то, с чем сталкиваемся. Про космос у знакомых брали книгу, но ничего оттуда не запомнилось, мне кажется. По младшей смотрю, что лучше много раз прожевать одно и то же, на одном уровне книги.
03.12.2020
А моя дочь не любила малышковые книги, вообще чтение терпеть не могла. Я ей предлагала выбирать самой и она выбирала не по возрасту, и читали по нескольку раз их, а вот ближе к 4 стала и малышковые читать просить. Я так понимаю, у Вас муж астрономией увлекается - на мой взгляд родитель может рассказывать ребёнку то, что самому интересно в любом возрасте - почему нет? Знает планеты- прекрасно, ведь это увлекательно, будит воображение
01.12.2020
Баттла старого не помню, но у меня был пробел в чтении сообщества. Читать вас интересно) Этим летом на площадке познакомились с мальчиком 2,6 лет. Стеснительный, в очках, мини - ботаник такой) Освоился, стал нам с сыном про поезда рассказывать - тепловоз и вагонетку мы ещё переварили, племяш любит поезда, но когда речь пошла про распрелелитель балласта и думпкар, зависли оба О_о)) Разговорились с мамой, та говорит :" Посмотрели энциклопедию несколько раз с поездами, а он требует" буквы внизу "-пришлось читать. Несколько месяцев больше ничего не интересует". Вот и как тут "по возрасту"? Ничего нет страшного в этом, если инициатива от ребёнка исходит. Иногда, как мне сейчас, хочется читать книжки - картинки (объективно по возрасту сына), а ему нужно Тильду или Кардамон полностью. Главное - никакого насилия и всем в радость)
01.12.2020
Какого интересного мальчугана вы встретили))) Вот видимо для таких малышей и выпускают энциклопедии для самых маленьких.
01.12.2020
Для них они слишком простые)
01.12.2020
Что делать? Купить энциклопедию попроще.
01.12.2020
Очень интересные выводы вы сделали, спасибо, что написали. Я увлеклась детскими книгами еще в первую беременность и к "читабельному" возрасту уже очень хорошо начиталась /набралась чужого опыта. Благодаря чему ошибок было меньше. Но вот так прочитать, освежить, снова обдумать и взять на заметку всегда полезно. Учительница ваша гений! Старший легко выучил умножение, но я уже для младшего накапливаю идеи - он другой. Надо будет не забыть. ))) Что касается возраста книг: делаю как вы написали. Часто наоборот притормаживаю и даю лучше книгу младше, чем старше. Любая книга несет хорошее ребенку и я хочу чтобы дети успели взять побольше из своего возраста, а для "старших" книг придет и свое время. Книжки-картинки есть и для взрослых интересные и просто невероятные. Хочу поделиться лайв-хаком))) это не проверено наукой, но польза точно будет. С самого раннего возраста бужу старшего массажем пальцев, ладошек, стоп - ему нравится, а польза огромная. Такой массаж делают логопеды на приеме. Делаю массаж когда чего-то ждем (очередь, транспорт). Старший очень умный у меня. ))) На младшем сильно расслабилась и массаж он не давался делать: поздно заговорил, теперь наверстываем. Написала коммент и пошла читать, что другие написали. Захотелось дополнить. Про возраст я писала касательно художественных произведений и, наверное, детей постарше. Про развивашки - 100% согласна с вами. Про энциклопедии мой опыт таков: картинки смотреть дети могут во всех, читаем детские, все равно они адаптированы.
01.12.2020
Массаж мы тоже делаем))) Ладошки плохо дает, а вот стопы очень любит. Развивашки это вообще отдельная тема. Выбирала на черную пятницу рабочие тетради для дочки. Читаю отзывы. Кто-то пишет, что хорошо на 3-4 года. Кто-то. что это для двух лет, потому что трехлетке скучно было выполнять задания. А кто-то в 5 делал и пыхтел.
01.12.2020
Я на отзывы по развивашкам не ориентируюсь - дети сильно отличаются. Только на фото. Вот моему старшему и в 9 лет, например, пластилиновые или по рисованию можно брать на 3 года. )))
01.12.2020
Анна, я в развивашках отзывы читаю не для определения возрастных рамок. А чтоб прочесть что о качестве пишут. Совсем дорогие я не покупаю, а у дешёвых и средних (и даже дорогих, но с большой скидкой) часто бывают очень тонкие странички, листы просвечивает, если фломастером рисовать. Но попутно можно всякого начинаться))) А по поводу лепки и рисования, то мы в 2,6 всё делаем по пособиям от 1 до 2 и то не на половину даже. Думаю нам их на пару-тройку лет точно хватит))))
01.12.2020
Вы большая молодец, такую работу над собой проводите! Спасибо за ваш пост, правда, с удовольствием прочитала) Насчёт планет не буду тут разглагольствовать, что интересно ребёнку - то и читайте) у меня сын был не особый говорун, но лет с четырёх обожал слушать энциклопедию про военную технику, и вот я читала ему про эти лонжероны и элероны на военном самолёте.🤦‍♀️Интересно было ребенку)
30.11.2020
Спасибо и вам на добром слове!
01.12.2020
А я прочитала все от начало и до конца! Вы молодец, особенно там где это касается внимания для ребенка. Да, я и за собой замечаю, что бывают дни когда ты весь день дома одна с сыном, но ему не хватает меня. Грустно, но мама тоже человек! И Вы не забывайте об этом, вы тоже должны радовать Себя! Я помню те обсуждения, как вы это выдержали - это очень тяжело, когда 90% против. А вы ещё и много выводов сделали отличных. Хотела Вам написать, что не надо прям теперь строго не давать книги чуть старше, а потом прочитала ваш ответ про космос. И... Ходила несколько часов и думала - зачем не говорящему ребенку планеты. Опять же сложно, очень сложно. Хотя у меня у самой сын, очень сильно этим интересуется и тоже до трёх лет. Но мой говорит давно и знаете, я понимаю - он там больше половины не понимает. Потому, что когда спрашивает, я отвечаю и в итоге у него рождается ещё 10 вопросов - А почему? А почему Марс красный? А почему там много железа? А почему нет воды? А почему нет кислорода? Аааа))) а почему нельзя полететь на солнце? А почему там горячо? А почему нет такого коробля что не сгорит😂😂😂 А потом думаю, може все проще. Дочка просто показывает на картинку и вы ей называете название планеты и в этом же нет ничего сложного и страшного))) знать 8 (их же сейчас столько))) планет это не сложнее знания машинок))) И тут я прочитала комментарий и успокоилась, так и есть! Да, могуч и богат наш русский язык))) главное и правильно объяснить и правильно понять! Простите, что так много написала. Но очень вот захотелось с вами поговорить)))
30.11.2020
Спасибо вам большое за ответ))) И за "так много" тоже спасибо))) У меня есть проблема - я очень косноязычна, вечно говорю/пишу так, что меня совсем неправильно понимают. Для меня это как-то само собой, что я дочке только названия планет могу сказать. Про то, что ваш сын постоянно задает вопросы: это же отлично! Значит ему интересно, значит у него хорошо вырабатываются причинно-следственные связи (без которых не потянулась бы цепочка вопросов). И еще это значит, что вы хорошая мама и старательно отвечаете на вопросы сына. Читала, что когда родители перестают отвечать на вопросы "что это" и "почему/зачем", то и дети перестают задавать вопросы. И как следствие, их кругозор не растет в ширь. Я была бы рада, если бы дочь спрашивала у меня почему Марс красный)) А рассказывать ей о большом взрыве, расширении вселенной и теории относительности у меня и в мыслях не было))) Но читаем мы иногда и не по возрасту. Я стараюсь быть живым человеком, а не инструкцией. Если вижу у ребенка повышенный интерес к какой-то теме, то стараюсь дать ей "пищу для ума". Например, дочка любит машинки и строительную технику. И у нас много книг про эту технику, про машинки. И мне все равно, что у меня девочка. Пока она просит - я даю)) Конечно, я имею ввиду сказки про машинки (туже Стройку баюшки-баю), а не энциклопедии. И про количество планет... Тут всё сложно. В атласе 8. А вот на нашем любимом фонтане (куда мы ходим часто), сделанном в виде Солнечной Системы (разной величины и окраски каменные шары), их 9! Поэтому приходится дочке и про Плутон рассказывать.
30.11.2020
Спасибо! Что так подробно))) Ой, порой и мне самой сложно ответить на почему) а большой взрыв он есть и в нашей энциклопедии, хотя она именно для детей и ничего там конечно сложного, просто был взрыв и все с него началось😁 дети то бабах любят) А Плутон и остался, просто к нему добавились ещё такие же маленькие планеты как и он. Здорово иметь такой фантан, тут хочешь не хочешь, а начнёшь ребенку рассказать что же это такое и как называется!!!
01.12.2020
Думаю, хочет планеты, пусть слушает про них. ))) Моему 2х лет не было, говорил мало, но уже объяснял всем как устроен двигатель внутреннего сгорания (серьезно). Бабушки в ужасе были. Но что делать, если он не хочет колобка, а хочет про машины.
01.12.2020
Ой, машины это наше все! Как без них))) и двигатель по Мулле Меку прекрасно изучается 😁
01.12.2020
Лида, очень рада за вас! )) Кажется, что только вчера бурно обсуждали чтение, а уже полгода прошло...
30.11.2020
Да, время летит... Спасибо вам, Марина, огромнейшее!!! Вы не представляете как сильно вы изменили нашу с дочкой жизнь! Я, конечно, еще далека от того, чтоб меня можно было назвать хорошей мамой. Но сейчас мне уже кажется, что я на верном пути))
30.11.2020
Почему далека? Вы хорошая мама! Не надо так принижать себя. Столько работы над собой проделали👍.
30.11.2020
Спасибо вам большое!
01.12.2020
Лида, да забудьте вы про оценки! Выбросьте мысленный табель с собственными оценками из головы! У психоаналитиков есть прекрасный термин "достаточно хорошая мать" ))) Это мама, которая обеспечивает и удовлетворяет все базовые потребности ребенка - сыт, обут, одет, вовремя уложен спать. И в то же время в силу занятости и собственных интересов оставляет ребенку место для самопознания, самостоятельных игр и совместных дел. Мама не должна быть аниматором, постоянно предлагающим что-то ребенку, у него должно быть поле проявления собственных идей. Так что - побольше спокойствия и радости ) Пусть вас радует "достаточно хорошая мама", которая позволяет забыть о стремлении стать отличницей ))) Это же так здорово, когда мама с ребенком просто живут интересной жизнью, а не придерживаются строгих графиков развития.
01.12.2020
Ну так я точно "достаточно хорошая мама"))) А перфекционизм мой согласна, надо снижать. И я не стараюсь заполнить досуг ребенка на 100%, даю ей время поиграть самой, чтоб она училась сама себя занимать тоже. И она с удовольствием играет. А мама в это время отдыхает, и всем хорошо)))
01.12.2020
Вы молодец что разобрались в себе! Думаю вы на верном пути, и дочка ваша обязательно заговорит, ведь пассивный словарный запас у неё имеется. А ещё я бы провела аналогию с изучением иностранного языка. Если вам читать книгу на иностранном языке. Вы с умным видом послушаете. И забудете. Так и детки. Им нужно много раз читать одно и тоже, да и с картинками к каждому незнакомому слову. Детки часто в этом возрасте могут неделями слушать одни и те же любимые книги, зато потом с точностью повторить весь текст. Особенно важна рифма. Легче запоминается.
30.11.2020
Спасибо большое! Речь у нас с каждым днем всё лучше, отдельные слова уже есть, думаю скоро появятся и предложения))) Про аналогию с иностанным языком поняла, мне что-то в таком духе уже, кажется, отвечали. Вот и я считаю, что немного новых слов не помешает. Если даже картинки нет, я могу на словах объяснить, привести пример такой, чтоб ребенок понял или в другой книге чтоб встречалось. А вот когда таких слов много, то это только путать будет. Поэтому сейчас мы с дочкой идем по пути упрощения)))
30.11.2020
Хочу посоветовать вам заниматься с дочкой развитием мелкой моторики рук. Собирайте мозайку, лепите из пластелина (шарики, палочки пусть катает). Я рисовала яблоньку например, и просила дочку приклеить яблочки из пластелина на рисунок. Пусть у вашей дочки будут не идеальные, но любимые родители!
30.11.2020
Спасибо вам еще раз! Мелкую моторику мы развиваем, ак раз сегодня аж 2 поста на эту тему))) Последнее ваше предложение - мне прям девизом сделать захотелось, то что мне нужно)))
30.11.2020
Осилила почти все) У нас та же история. Ооочень много читали со старшим и заговорил он поздно, и в конце концов я все это связала вместе. Долгое чтение длинных историй требует усиленной работы мозга, обработки информации, мозг занят не развитием речи, а перевариванием порядка планет и прочими сведениями, которые не особо то и нужны двухлетке. Не перегружайте ее, давайте максимально простые книги, в которых, грубо говоря, 10 слов на всю книгу. Дождитесь осознанного интереса планетами, космосом, телом человека, когда ребенок будет спрашивать "что это?", "Как это?" И вы будете отвечать человеку, которому это действительно интресно. И тогда порядок планет запомнится за 5 минут, а не за неделю повторений. Во всем стоит дождаться интереса, это не только к книгам относится.
30.11.2020
А с чего вы взяли, что ребенка заставляют учить планеты? Она сама к ним проявила интерес, сама на свою полку забрала папин атлас вселеной. И даже не говорящий ребенок может проявлять интерес: показывая пальцем на то, что его интересует. Мы провели полное обследование ребенка, есть не совсем хорошие анализы, есть диагноз, есть лечение, есть результат. Так что в нашем конкретно случае - задержка речи 100% не связана с усиленной бомбардировкой незрелого мозга.
30.11.2020
А если бы там стояла книга по квантовой механике, объясняли бы ее?) ну вот честно) ребенку 2 года, у нее есть проблемы, но вы зачем-то набиваете в ее голову ненужную, не по возрасту информацию, загружая мозг, которому и без того сложно, якобы ребенок проявил интерес. Конечно проявил, к яркой, красивой книге - и это отлично, пусть картинки рассматривает, расскажите информацию на ее уровне - это солнце, это планеты, которые танцуеют вокруг него. Имхо, ваших амбиций больше, пункт 2 об этом как раз. Никогда ни в чем нельзя быть уверенным на 100%, это о врачебной стороне вопроса.
30.11.2020
А вы думаете я ей квантовую физику объясняю? Я и сама в ней не развибараюсь. У нас очень много больших, ярких и красочных энциклопедий. Интерес ребенок проявил только к этой. Название 9 планет и их порядок не сильно забивает ребенку голову, как мне кажется. Другие забивают абстрактными данными. У нас планеты, которые можно каждую ночь наблюдать лично. Чем плохо? Чем вредно?
30.11.2020
Тем, что в голове ребенка среди планет и квантовой физики нет места для развития речи. Мозг переваривает планеты, на речь у него нет времени. Я со старшим все это проходила просто, знаете когда у меня ребенок разговаривать начал? Когда младший родился и мне читать стало совсем некогда, никаких книг и никаких занятий, кушали и гуляли все лето. И дорос, и никакой "информационный мусор" не мешал естественному развитию. А до этого мне тоже казалось, что если я сейчас не прочту/не расскажу/не научу, то все, пропала личность. Очень много читала на эту тему и согласна с теми, что речь созревает (не надо ее торопить, "развивать", стимулировать) и появляется в свое определенное время ровно тогда, когда до нее дозревает мозг (про ваш конкретный случай здесь не скажу, не зная проблем и диагноза судить сложно). В разивашке с сыном смотрела на двухлеток, всем уже и английский вдалбливали, и карточки, и буквы, и местами даже квантовую механику. И что? Никто из них практически не говорил, но все четко тыкали в карточки с английскими буковками. Вот такое вот замещение. Что для вас абстрактные данные?
30.11.2020
Мне кажется мы немного не поняли друг друга с самого начала. Я тоже против раннего развития, когда мозг ребанка накачивают немыслимым объемом информации, потому что "после трех уже поздно". У меня есть знакомая семья, они двухлетку учат по книгам типа "программирования с пеленок". Ребенок, кстати, очень хорошо говорит. И английскому учат. Но при этом у этого ребенка нет элементарных сказок, хоть бы того же Колобка. У нас иначе. И Колобка читаем, и прочее малышковое. И лепим, и рисуем, и просто играем . Но только при условии, что ребенку нравится. Я не заставляю. Я не подсовываю ей учебные пособия специально. Этот атлас вселенной она увидела при распаковке посылки с книгами - наша семейная традиция. Никто не ожидал, что она в него вцепится и не отдаст. Но я это списываю на наследственность: у мужа в семье все любят география и астрономию. И на двоих у нас с мужем любовь к истории.
30.11.2020
Ну ваше "я против раннего развития" и знание порядка планет не очень вяжутся, правда. Дети на то и дети, чтобы тянутся к новому, к информации, книгам и всему прочему интересному, а мы на то и взрослые, чтобы информация соответствовала возрасту и потребностям ребенка. Вы идете в верном направлении, упрощая информацию и исключая книги не по возрасту,это очень важно, потому как прочитав что-то серьезное в 2 года и не поняв ни слова, ребенок может не захотеть прочитать это в 4, когда книга, возможно, стала бы любимой.
30.11.2020
Повторюсь: ребенка никто не учил порядку планет. Просто называли названия, на которые она в атласе показывала. А так как они там сами по себе идут по порядку, то она и запомнила. Я не ставила себе такой цели, чтоб ребенок это знал. Как и не пытаюсь расширить дочкины познания о космосе, не даю ей квантовую физику и прочее (даже в очень упрощенном формате). Я жду пока она заговорит и сама попросит.
30.11.2020
Вы не ждете пока она заговорит и спросит, вы просто пихаете ей инфо не по возрасту. Я вам правда пыталась это объяснить, жаль что вы не хотите это понимать.
30.11.2020
Названия планет не по возрасту? Чем 9 новых слов так замучают ребенка? И еще: вот берет ребенок книгу и тычет пальцем, и настойчиво, и ждет ответа... А ему: "Нет, спроси через год, тебе еще рано".... Нет мы либо говорим о разном, либо на разных языках... Жаль, что понять друг друга мы не можем((( Вот ссылка на мой пост полугодичной давности. Там как раз про этот атлас. https://www.babyblog.ru/community/post/kids_books/3274169 И много хороших теплых комментариев, и никого не шокировало "чтение не по возрасту" и обучение планетам)))
30.11.2020
Ок, вы все еще не понимаете. Ваше право.
01.12.2020
Вы ей планеты ночью на небе показали? Она сама их найдет?
01.12.2020
Да, папа вечером берет на руки и показывает, что видно в наше окно. Показать сам ребенок, конечно, может только Луну и Марс.
01.12.2020
А вообще, по правде говоря, мы ее не тестируем на знание планет. Показывает на луну она давно, с года или около того. Марс может показать только потому что он отличный от других, оранжевый. Мы не просим ее покажи то-то или то-то. Смотреть на ночное небо она сама очень любит. Папа может ей показывать, если какую-то планету у нас хорошо видно. У нас нет цели натаскать ее в знании звездного неба или понять строение космоса. Просит назвать, называем. Лекции не читаем.
01.12.2020
Оставшиеся комментарии доступны после регистрации
Зарегистрируйтесь и получите полный доступ ко всем функциям сайта.
Энциклопедия по телу человека Книжный ноябрь