Как обсуждать прочитанное? "Сказка о потерянном времени" Евгений Щварц.
У меня вопрос / Дайте совет /Помогите выкупитьДобрый день!
Делу время, потехе-час. Все мы помним "Сказку о потерянном времени". В детстве я эту книгу не читала, но каким-то чудом смотрела одноименный фильм. (Я была заорганизованным ребёнком и редко удавалась смотреть фильмы или м.ф). Интересно, какие выводы после прочтения этой сказки или просмотра фильма делают современные дети?

У нас книга с иллюстрациями Анатолия Елисеева. Честно, они на любителя. С иллюстрациями этого художника у нас серия книг про Самоделкина.
Тигран сразу опознал этого художника и сказал, что лучше было вообще без иллюстраций.
И заметьте, на обложке книги иллюстрации другого художника, а внутри иллюстрации Елисеева.

Но нужно заметить, что мой юный критик вообще против иллюстраций в книгах, если это не касается изображений кошек.
- Мама, я представляю в голове героев по-своему, а они мне рисуют по-своему! Лучше пусть вообще не рисуют!
Вот такой юный критик )))

В этой книге собрано три произведения Евгения Шварца:
"Сказка о потерянном времени", "Два брата", "Новые приключения кота в сапогах"
Итак, заметки из читательского дневника сына.
"Сказка о потерянном времени"
О чем книга? О том, как дети стали стариками, а потом превратились в детей.
После прочтения пересказал мне всю историю,сделал выводы, что надо время беречь, а вот в дневнике записал вот что:
"Чему учит книга? Спасаться."
🙃
Конечно, когда обсуждали эту историю, то проговорили все основные моменты, и выводы сделал правильные ( опять таки, на мой взгляд), а вот дневник читательский заполнял до нашего обсуждения.
Какой мне, как родителю, надо сделать вывод?
Обсуждать все-все прочитанные ребёнком книги или оставить так? Понял, значит хорошо, не понял - потом дорастёт. А если не дорастёт?
Для меня обсуждать все прочитанное сыном, это не выход. Читает много, я не успеваю за ним. По 300-400 страниц в день бывает прочитывает. ( Недавно пыталась с ним "Дарителей" читать, да не угналась за сыном)
Иногда сын листает свой читательский дневник и смеётся над своими выводами. Некоторые книги перечитывает, так, например, "Принц и нищий" уже по третьему кругу перечитал.
Я ответила. Помню, высказала своё мнение, а учитель мне в ответ:
-Не правильно ты думаешь!
В следующий раз на подобный вопрос я уже смело отвечала: "Не знаю." Учитель никак не реагировала на такой ответ.
И все мои новые одноклассники поняли, что так тоже можно отвечать.
Сыну, конечно, я не говорю, что неправильный вывод сделал. Обсуждаем просто, я стараюсь понять его точку зрения, его детский взгляд на эту сказку. Делаю выводы, что сейчас такое восприятие у сына. Но честно признаюсь, он читает и более серьёзные произведения и зачастую делает выводы близкие к взрослым взглядам.
Расскажите, а ваши дети как воспринимают "Сказку о потерянном времени"?
Интересно будет почитать ваше мнение. Обсуждая прочитанное с детьми, подводите ли вы их к верным (на ваш взгляд) выводам?
Может быть, кто-то знает, как нужно правильно реагировать на такие выводы.
Буду благодарна за совет!
Спасибо за внимание!
Интересных вам книг и всего самого доброго!
Лучший ответ
Дарья
Напомнило) читала в интернете) младшеклассники писали сочинение по сказке Гуси-лебеди, выводы одного мальчика: нужно уметь ориентироваться на местности и использовать естественные укрытия для маскировки))
Дочке пока читаю я, раньше подводила ее к нужным выводам, сейчас она сама мне рассказывает,но у нас и книги пока вполне однозначные.
19.12.2020
Ответить
Надежда
Про "Гуси- лебеди" интересный вывод, мужской взгляд на проблему )))
Бедные учителя литературы! Особенно мне жалко тех учителей, которые работают в старших классах. Там надо о высоком с детьми говорить, а у детей ещё совсем другие мысли.
Сейчас только с мужем обсуждала нашу ситуацию. Сегодня читала сыну рассказ Л.Воронковой "В новой семье" ( Это рассказ из учебника "Родная речь" 3 класса 1954 года). Военные годы, беженцы бегут с города и заходят в деревню, их приютила женщина Дарья. Накормила, спать уложила. С беженцами была девочка Валентинка, сирота (её маму с братом немцы убили в городе, папу - на фронте). У Дарьи трое своих деток и она попросила беженцев оставить сиротку у неё. Сказала им свой адрес,на случай, если родственники у сиротки какие-то найдутся. Так девочка стала жить в доме у Дарьи. Наступила весна, стали коров люди на выпас выгонять. И колхозное стадо тоже на выпас идёт, там большой бык одурел, видимо, от весенних запахов. Все дети бросились от быка врассыпную. А Валентинка, охваченная ужасом, осталась стоять на дороге одна.
Бык побежал на неё. Валентина наконец-то услышала, как дети кричали ей, чтоб бежала к дому. Бык то бежал, то останавливался. "Валя слышала его хриплый рёв, чувствовала его огромные рога. И она закричала, закричала отчаянно:
-Мама, ма-ма!..
Она не знала, какую маму она звала на помощь. Может быть, ту, которая умерла.
Но из-за коровьих спин выскочила худенькая светлорусая женщина, бросилась ей навстречу, протянула к ней руки:
-Я здесь, дочка, ко мне! Сюда!"
Это была Дарья.
И в конце рассказа:
" У матери в синих глазах светилась гордая радость. Её сегодня наконец-то назвали "мамой". Разве тётка Марья или бабка Устинья не слышали, как чужая темноволосая девочка сегодня кричала ей на всю улицу: Мама! Мама!.."
Я читала сыну этот рассказ и рыдала, а сынок мне:
- Мама, ведь все хорошо: девочку бык не повредил. Дарья оставила Валентинку жить у себя. Все ведь хорошо! Мама, почему ты плачешь?"
19.12.2020
Ответить
Анастасия
Я как ваш сын - представляю героев по-своему, мне картинки тоже мешают. Хотя красивые иллюстрации люблю поразглядывать.
По поводу понял/не понял. Мое мнение - книжку нельзя понять неправильно. Мы ее понимаем, исходя из своего опыта и текущей ситуации. И для каждого книга будет о своем. Чем больше в книге можно увидеть смыслов, тем лучше. Это ж не иструкция к чайнику.
Вы не слышали историю про Донцову с Катаевым? Как она сочинение писала на тему, что хотел сказать автор. Очень показательная история.
18.12.2020
Ответить
Надежда
Спасибо!
Я ведь и сама была в такой ситуации с обсуждением прочитанного в школе.
Нам, взрослым, кажется, что дети будут делать однозначный вывод из сказки, выносить поучительный опыт, а на деле оказывается по-разному.
Про Донцову с Катаевым не слышала, интересно стало, поищу.
Спасибо за Ваш комментарий!
19.12.2020
Ответить
Lanfir
Мой старший не любит обсуждать. Хотя, я больше спрашиваю пересказ книги.
Если я не читала книгу, то мне сложно её обсудить...
18.12.2020
Ответить
Катя
Как удивительно, сын вчера принёс из библиотеку именно эту книгу 😊. Мы редко, к сожалению, обсуждаем прочитанное. Может это и моя вина. Сам читать не любит, но любит слушать. Читаем каждый день перед сном. Обычно читаем и ложимся спать, он сам по себе не любит рассуждать, а может не умеет... Нужно над этим поработать
18.12.2020
Ответить
Надежда
Какое совпадение!
Если интересно, прочтите мой комментарий выше, где я рассказываю о том, как сегодня с сыном читали рассказ.
19.12.2020
Ответить
Маша
Мне книги с илл Елисеева тоже очень не нравятся. Я всегда стараюсь найти книгу с другими иллюстрациями ;)
А по теме вопроса. Мне кажется, что восприятие книги ребенком и взрослым не может быть одинаковым. Если вы что то хотите чтобы ребенок что то из книги вынес, то нужно его к этой мысли подвести, потому что в силу отсутствия опыта, он сам не все может понять. Если вам этого не нужно, то пусть сам разбирается.
Я в детстве, лет в 8-9 как то прочитала "понедельник начинается в субботу". Все что я помнила потом оттуда это момент про неразменный пятак;) это единственное что меня в детстве заинтересовало.
Шварц не особо детский писатель. Даже если он и написал эту сказку о потерянном времени для детей, она совершенно недетская. Сложная проблема, о которой в детстве не думаешь. Но в голове может и отложится на будущее.
18.12.2020
Ответить
Galka
А вы не сомневаетесь в том, что поняли правильно, что хотел сказать автор словом "спасаться"?
Он написал это, как я понимаю, для себя. И о том, что для него стоит за этим словом, вы не можете судить (по крайней мере, пока он не расскажет вам об этом).
Обсуждать, задавать вопросы, подталкивать к размышлениям - да. Навязывать свое взрослое восприятие - нет.
Чему учит книга? Чему она учит всех, в чем мораль, или чему она научила его, что он нашел в ней ценного лично для себя? Вывод о том, что книга учит беречь время, на поверхности. Вероятно, эта мысль не нова для него, он знал это и раньше. А пару полезных приемов, как спасаться, взял себе на заметку, и это то, чему его научила книга.
17.12.2020
Ответить
Galka
Мне очень нравятся читательские дневники, которые вы выкладываете. И здорово, что вы на семейном, и у ребенка есть возможность писать честно, что он думает, а не пытаться угадать, что хочет от него учитель, что будет считаться правильным ответом. Я очень любила читать в детстве и обсуждать книги с родителями, подругами, но то, что я писала в сочинениях по литературе, не имело ничего общего с моими мыслями, это были шаблонные выводы в духе "мораль сей басни такова". Искренне желаю, чтобы читательские дневники вашего сына не превратились с школьные сочинения.
17.12.2020
Ответить
Надежда
Спасибо большое за такое пожелание!
А вот про "мораль сей басни такова" полностью с вами согласна.
Даже нам, кто на семейной форме образования, видимо, придётся уходить на шаблоны. Сейчас на ОГЭ в части, где нужно изложить свои мысли ( мини сочинение) по тексту, нужно писать строго заученные фразы. Это, конечно, печально. Но пока нам до ЕГЭ далеко,мы просто обсуждаем прочитанное. Хоть и ведет читательский дневник, но все же надо дополнительно расспрашивать его. И Ваш предыдущий комментарий для меня очень ценен! Честно, как холодный душ приняла, прочитав Ваши строки: "Чему учит книга? Чему она учит всех, в чем мораль, или чему она научила его, что он нашел в ней ценного лично для себя? Вывод о том, что книга учить беречь время, на поверхности. Вероятно, эта мысль не нова для него, он знал это и раньше. А пару полезных приемов, как спасаться, взял себе на заметку, и это то, чему его научила книга."
Спасибо Вам огромное!
Буду внимательнее к выводам сына.
Может быть, что-то измениться в нашем образовании, и уже не придётся ребенка "учить" натаскивать на написание сочинений.
Буду внимательнее к выводам сына.
Может быть, что-то измениться в нашем образовании, и уже не придётся ребенка "учить" натаскивать на написание сочинений.
19.12.2020
Ответить
Galka
Может, вас это немного успокоит... К возрасту ОГЭ вообще неплохо уметь отделять то, что думаешь, от того, что говоришь/пишешь, понимать, что от тебя ожидают, и уметь соответствовать ожиданиям, когда ты в этом заинтересован. Это нужный навык в дальнейшей жизни и работе, по сути это гибкость, умение действовать по ситуации. Но это должно быть осознанно. Уметь писать шаблонно там, где это нужно - отлично. Не надо каждый раз выворачивать душу на изнанку, надо уметь делать ровно то, что требуется для получения нужного балла. Но это следующий этап, никак не в 10 лет. Сначала нужно научиться думать самому, понимать себя, доносить свои мысли и т.д. Одно дело - навык писать по шаблону, совсем другое - шаблонное мышление, когда своих мыслей нет в принципе или есть, но они настолько обесценены, что ребенок боится их высказывать.
19.12.2020
Ответить
Надежда
Спасибо!
Согласна. Но, честно, хотелось бы просто жить по-настоящему, а не притворяться и не подстраиваться под кого-то. Все так перевернулось в мире. Многие бегут куда-то и только делают вид, что живут, живут зачастую по чужим шаблонам, следуют за навязанными мечтами и идеями. Но не буду о грустном.
Мне очень нравятся Ваши мысли. Спасибо, что делитесь!
21.12.2020
Ответить