Василькин и двое Тучкиных
младшим школьникамПрослушала-прочитала. Под впечатлением. Мне кажется, это лучшие на данный момент книги современного отечественного автора для младшеклашек. Просто реинкарнация Носова какая-то!
На мой взгляд, у стремительно развивающейся в последние годы детско-подростковой отечественной литературы есть ряд существенных провалов:
- крайне ограниченное количество книг о сверстниках и школе для старших дошкольников и младших школьников;
- практически полное отсутствие среди этого ограниченного количества книг просто о счастливом детстве, о здоровых ребятах, растущих в нормальной семье (без родителей-алкоголиков-тунеядцев-наркоманов, без смерти близких и их продолжительных болезней, без разводов и т.д.), обучающихся в нормальных условиях (без буллинга, зверей-учителей и прочего неадеквата вокруг).
И две серии Виктории Ледерман оказались просто глотком свежего воздуха. Они окунули меня в детство, превратив на короткое время в девчонку, читающую-перечитывающую, давясь от смеха, рассказы Николая Носова, веселые, озорные, дающие темы для размышлений, но не задерживающие в этих размышлениях, потому что никаких безвыходных и взрослых проблем там просто не существует, потому что жизнь прекрасна, а детство у всех вокруг - самое счастливое на свете.
Одну серию, про Диму Василькина, я прослушала ушами.
Не скажу, что в восторге от озвучки, думаю, что лучше читать глазами)
Первая книга - "" - это сборник небольших рассказов о третьекласснике, написанных от его имени. Не двоечник и не отличник, не хулиган, но и не тихоня, немножко несобранный, но вполне себе адекватный пацанёнок описывает случаи из своей школьной жизни, делая это бесхитростно и непринужденно. И столько в этих историях обычности, столько моментов, которые сплошь и рядом происходят вот прямо сейчас с тысячами таких же третьеклашек, столько узнавания! Вот класс получает на выходные огромную самостоятельную работу по математике, и, с подачи одного двоечника, все решают списать из решебника, а в решебник-то закралась ошибка! Вот все с нетерпением ждут мороза, чтобы можно было не ходить в школу, а когда этот мороз приходит, почти весь класс оказывается за школой на горке, где их и ловит учительница. Вот Димка с лучшим другом Костиком, не зная точное задание по литературе, находят в интернете и выучивают огромный отрывок из "Евгения Онегина" (потому что он тоже про зиму и про Татьяну). Вот Димка, впечатленный выступлением мальчика-гитариста на концерте, решает учиться играть на гитаре, уверенный, что преодолеет все трудности - и тогда кааак заиграет! Но даже года не выдерживает в музыкалке, и купленная гитара отправляется к следующим поколениям Василькиных... Целых 12 историй, целая россыпь - и так мало..., но уж зато ни одной натужной, высосанной из пальца, все словно списанные с натуры, пропущенные через себя. Может быть, это смешно, но я взахлёб пересказывала некоторые из них своей 16-летней дочери, а она, обычно отбрыкивающаяся от моих рассказов и откровенно потешающаяся порой над моим глубоко детским чтением, развесила уши и слушала, а глаза-то горели!
Во Димка отправляется (причем неожиданно для себя) в лагерь, и ему там (неожиданно и для него, и для его родителей) приходится очень по душе. Правда, далеко не сразу. И снова - все реалии словно только что из жизни: концерт на "открытие" и "закрытие", отрядная стенгазета, споры о названии и девизе отряда, лагерные конкурсы - и собственные "расследования", вымазывание зубной пастой и (куда ж без него в лагере!) - снохождение одной из девочек. Прощальный костер - и трогательный привет не одному поколению ребят:
С друзьями легче море переплыть
И съесть морскую соль, что нам досталась,
А без друзей на свете было б очень трудно жить
И серым стал бы даже алый парус.
Вот она, связь поколений. Так просто - и так гениально. Но ведь гениальное всегда просто?
Серия про Светлика Тучкина и его двоюродного брата Родиона (тоже, конечно, Тучкина) - это уже истории с элементами сказочно-фантастическими. И, мне кажется, не случайно. Ведь они о первоклашках. как раз о тех, кому не надо напоминать: "Ребята, надо верить в чудеса..." Они и без того в них пока еще верят)
Здесь тоже не обходится без знакомых каждому школьнику моментов: праздник приема в первоклассники в начале ноября, трудности с математикой-чтением-письмом (особенно с большой буквой Е, какая же она противная, так и тянет З вместо нее написать!), желание "поболеть" дома, пока остальные учатся, новогодние поделки, продлёнка... И не обходится без обычных мальчишеских шалостей и проделок, какие ж иначе они мальчишки! Особенно Родион горазд на такого рода дела. Даже "удивительно - всякие неприятности и плохие поступки получаются сами собой, а чтобы совершить что-то хорошее, надо как следует поломать голову".
В первой части, "", на праздник приема в первоклассники приходит шоу мыльных пузырей, и фея предлагает загадать ребятам любое желание, пока они внутри пузыря.
В течение книги Светлику аж 3 раза удается загадать желание. Сначала он загадывает не ходить в школу и не делать уроки, а в результате оказывается... 5-летним дошколенком, понимая со временем, что не так уж это и весело. Потом хочет стать сразу третьеклассником. Но тут оказывается вообще всё весьма грустно, ведь он не знает и не умеет ничего из того, что знают и умеют его одноклассники. И даже мама-учительница (которую он тоже себе загадал) не может исправить положение. Поэтому вполне понятно, что же он загадает в третий раз)
Во второй части, "", в руки Светлику и Родиону попадает волшебная елочная игрушка, Мальчик-с-пальчик с самой главной ёлки на Красной площади.
Его обязательно надо до нового года отвезти в Москву и вернуть на ёлку, иначе все вокруг рискуют остаться без праздника. И братья берутся за дело засучив рукава)))
Много дров наломали шебутные Тучкины. Но всё хорошо, что хорошо кончается.
Такие вот незатейливые, но интересные и волшебные приключения случаются у первоклашек Родьки и Светлика.
И такие вот тёплые, искренние, добрые книги случаются у Виктории Ледерман.
Лучший ответ