Анна Зенькова "Удар скорпиона"
подросткамСложная книга, смешанные чувства...
Начала читать - и хотела бросить сразу же. Слишком сейчас это актуально, слишком страшно и слишком больно. Не бросила - и не пожалела. Хотя вопросов и претензий к автору осталась масса.
В книге 2 части. Если честно, было ощущение, что изначально это отдельные истории, искусственно потом подогнанные друг к другу и соединенные в одну.
Но по порядку.
1 часть называется "Град". Град - это осадки. Град - это город. И "Град" - это система залпового огня, название которой так часто мы слышим сейчас. Ренату почти 13, он живет в украинском городе, рядом с войной. У него хорошая дружная семья: любящие родители, 3-летние братцы-близнецы; увлечения компьютером и футболом, любимая подруга Катька. В тот день Ренат с отцом вышли поиграть в футбол на стадионе. А потом - удар "Града" - и новая жизнь. Без дома, полностью разрушенного. Без отца. И без ноги. Практически вся первая часть - это больница, где лежат такие же, как Ренат, мальчишки, пострадавшие от бомбежек, пацаны, которым требуется реабилитация и протезирование. Привыкание и принятие иной реальности - той реальности, в которой ты никогда больше не увидишь отца, боишься спросить о судьбе друзей и не можешь осознать, как теперь будешь жить. Отчаяние, злоба, истерики. Дорогущий протез - подарок маминой подруги. И - отъезд в далекую Белоруссию, где, оказывается, у них есть родственники.
2 часть называется "Межа". Межа - это, с какой стороны ни посмотри, граница. Между миром и войной. Между прошлым и будущим. Это то, что должно разъединять, а здесь наоборот - объединяет. Межа - это небольшой белорусский городок, где живут родственники отца Рената. Где он находит настоящую родственную душу и настоящего друга (пусть это и не человек), залечивает свои душевные раны и разрешает себе жить дальше.
Во второй части намешано очень много всего такого, во что сложно поверить, слишком много, слишком неправдоподобно. Во-первых, сразу в воздухе повисает старая семейная тайна (почему Ренат никогда не общался со своими родственниками, в том числе, с родным дедом? почему отец никогда ему о них не рассказывал? почему они до сих пор сами никак не могут найти общий язык и живут пусть и в одном доме, но через стену?) - и разрешается она совершенно в духе программы "Пусть говорят". Во-вторых - главная сюжетная линия второй части - дружба Рената с волком - представляется уж очень сомнительной, хоть она и безумно трогательная, и глубоко эмоциональная.
Ну и масса второстепенных деталей никак не укладывается в логичную картинку. Взять хоть тот же, извините, протез, который изначально доставляет герою неудобства и боль (что естественно), а буквально спустя пару недель о нем даже не упоминается, а Ренат носится по лесам, простите, как лось, чуть не вприпрыжку.
Герои (за исключением Рената) - практически картонные, что мама, что деды эти, что младшие братья. Когда-то Рина Зеленая после того, как ей предложили сыграть миссис Хадсон, сказала: "Никогда еще не играла мебель". Вот и здесь вся эта массовка вокруг Рената больше похожа на мебель, чем на живых людей.
Но я не жалею, что книгу эту прочитала. Потому что, начавшись с трагедии, она оставляет после себя не отчаяние и безнадегу, а надежду на лучшее и уверенность в том, что рано или поздно всё страшное заканчивается, а жизнь продолжается и может принести еще столько всякого нового, неожиданного и светлого. Будь то верность дикого зверя, рождение сестренки или общение с Катькой, которую ты не рассчитывал уже увидеть живой...
Ну и символ налицо. Мальчик по имени Ренат. Наполовину украинец, наполовину белорус, с родным русским языком.