Весенний дневник чтения трехлетки: смерть, цветы, профессии, незнакомый Чуковский
дневник читателя🟢Март 2023, читателю три с половиной года.
Этот месяц чтения вышел очень здоровский, когда я и сама читала с удовольствием вместе с ребенком, потому что с некоторыми произведениями мне давно хотелось ознакомиться. А еще сын мне впервые вслух сказал "спасибо, мамочка, что ты мне такие интересные книги находишь", мне было так приятно это слышать.
В этом месяце мы изучали тему смерти, знакомились с незнакомой по нашему детству сказкой Чуковского, доставали старые книги чтобы перечитать, изучали основы математики с Кубариком, и учились смеяться с Анни Шмидт.
Начну с самых любимых книг месяца:
💜 «Грязнулька» Анне М.Г.Шмидт
Вот бывает, что посоветуют тут книгу и она нас не впечатляет, или не по возрасту оказывается. А вот "Грязнулька" это попадание в десяточку!
Это была первая книга в марте, которую мы зачитали, а Илья влюбился с первого прочтения. Он носил ее всем взрослым по очереди чтобы ему почитали, ждал когда приедет в гости бабушка чтобы с ней почитать, потом повёз ее сам к бабушке.
В книге шесть коротких историй про девочку, которую прозвали Грязнулька, потому что она постоянно пачкается, и все что с ней случается, ведет к тому, что она вся с ног до головы пачкается и пачкает все вокруг. У нее есть собачка Чумазик, который принимает активное участие во всех приключениях и злоключениях. Сюжет построен на юморе, комичные ситуации, в которые попадает девочка, вполне понятны трехлеткам, мой сын больше всего смеялся с истории про пену (честно говоря, и мы, взрослые, тоже). Очень душевная книга, рекомендую всем трехлеткам.
Любовь к книге была такая неубиваемая, пока я не достала.... ↘️
💜 «Приключения Пёсика и Кошечки» Йозеф Чапек
Это следующая любовь моего читателя. Спасибо админу сообщества, которая когда-то упомянула эту книгу. Я купила и не прогадала. Именно на наш возраст, отличные короткие истории, дополненные очень милыми, воздушными иллюстрациями. На протяжении марта Песик и Кошечка всегда выбирались для чтения на ночь наравне с "Грязнулькой".
Мне самой книга не так сильно понравилась, что-то есть у чешских авторов такое, что мне не понятно. Они так пишут.. будто мутно, и логика событий в их книгах мне не поддается. Тот же Мишка Ушастик и вот эти кошечки и песики Чапека. Есть в них всех что-то странное, что я не могу выразить одним словом. Иногда это рваное повествование, то есть действие начинается и кажется что разовьется, а оно резко обрывается, иногда странность кроется в диалогах, иногда в логике персонажа или действия. Но ребенку я вижу что нравится и вопросов не возникает.
💜 «Большая книга цветов» Юваль Зоммер К имеющейся дома книге букашек я взяла в библиотеке Книгу Цветов, так как Илья любит растения. С удовольствием читаем, такая красота!
Как и в предыдущей книге, иллюстрации лучше текста - где-то информация недостаточна, где-то приведенные факты ну совсем не интересные и не для детского понимания. Приходится дополнять своими словами каждую страницу и про некоторые растения показывать тут же видео на ютубе. Так мы смотрели про венерину мухоловку, захватывающую мух и пауков в ловушку, и ребенок безумно впечатлился, просит теперь купить растение домой. А вот викторию амазонскую мы пойдем смотреть в Ботанический сад. В общем, книга отлично расширяет детские познания о мире растений. Ну и очень красивые иллюстрации, как всегда:
💜 «Большая книга профессий», сборник
Эту книгу я тоже нашла благодаря посту в сообществе. Оказался отличный сборник стихотворений различных русских авторов о разных профессиях и умениях, расширяющий познание малыша о том, кем работают взрослые. Ирина Токмакова, Владимир Маяковский, Агния Барто, Валентин Берестов, Андрей Усачев и множество знакомых с детства стихов - такое сокровище хорошо бы иметь в своей коллекции, чтобы неспешно год за годом читать, но мы пока лишь взяли ее в библиотеке. В книге также приятные иллюстрации:
"У кого нет пары" Бритта Текентрап. Ккнига игрушка для тренировки внимательности. На каждой странице по одному стишку с загадкой и изображение, на котором надо найти предмет не имеющий пары.
Прошли всю книгу очень быстро, но Илья иногда ленился находить ответ. Все же визуальное внимание это все еще его слабый навык, вот стараюсь развивать.
Вот такие были любимые книги Ильи в марте. Остальные мы читали пореже, и понравились они ему поменьше.
Было у нас еще пару библиотечных книг в этом месяце:
«Самые добрые в мире» Ульф Нильсон и Эва Эриксон
Я как-то задавала в феврале вопрос, как помочь ребенку пережить острый страх смерти и разлучения с мамой. Среди прочего мне там посоветовали почитать эту книгу.
Конечно, такое мог издать только Самокат. Непривычная русской традиции тема разговоров о смерти с детьми у скандинавских авторов получается очень тактично и без излишней сентиментальности. Мы проживем с героями и острую фазу осознания своей смертности, и познаем печаль от ухода любимого домашнего животного, и остро прочувствуем грусть от вида умирающего на твоих глазах живого существа. В книге затрагивается много вопросов о смерти, которые можно обсудить с ребенком. Двое детей, мальчик и девочка, теплым летним днем скучали и не знали чем заняться. Вдруг они обнаружили мертвого шмеля и им пришла в голову идея хоронить всех мертвых животных, потому что "кто-то должен позаботиться о них, кто-то должен похоронить этих несчастных". Поэтому они решили что они Самые Добрые в мире, раз позаботились о животных. Конечно, это книга с христианской моралью, с постулируемой заботой о мертвом теле, которое надо предать земле, прочитав надгробную эпитафию и указав имя усопшего на кресте. Думаю, в другой религиозной традиции такого текста могло бы не родиться никогда или в принципе не иметь его за ненадобностью объяснять то, что не скрыто от детских глаз. Но у нас часто бывает, что дети незнакомы со смертью, пока не узнают что умер кто-то из родственников, да еще и иногда ты можешь быть "еще маленьким. я боюсь жизни и смерти. Я никогда не знал никого, кто умер". Детям не пришло в голову, что такие похороны положены только крещеным людям, но они догадались что хоронить безымянных тоже неправильно и стали давать имена усопшим животным, иногда это было комично: "Надо их как-то назвать. Мы же не можем написать на могиле ‟еще одна селёдка" "Нарекаю тебя Сюре Свен.."." И это комичное разбавляет грусть от осознания всеобщей смертности. Илья очень внимательно слушал книгу, он сидел просто не шелохнувшись когда мы читали ее в первый раз. Не перебивал, не ковырялся возле меня, он был весь внимание. Правда сам и вопросов никаких по ходу чтения не задал, но после его заметно отпустила тема смерти, он еще пару раз поспрашивал меня и успокоился. Книгу мы перечитали всего три раза и больше он ее не выбирал. Считаю, свою небольшую миссию книга выполнила.
Я хотела еще взять парные "Меня зовут Жизнь" и "Меня зовут Смерть", но они оказались на руках.
Познакомились с порекомендованным мне тут «Царь Пузан» Корнея Чуковского. Почему-то это произведение было совершенно незнакомо мне ранее, и не только мне, но и опытному библиотекарю, когда я заказывала у нее книгу ("Вы уверены что автор Чуковский? Девушка, вы ничего не путаете?"). Прочитав историю о добром царе, который сам пошел избавлять свой народ от злого людоеда-великана и похудел от этих забот, я не нашла никакого политического подтекста, за который сказку могли бы запретить в советском союзе. Достаточно милое и ладное произведение, в доставшемся мне издании еще и снабженное прикольными иллюстрациями Николая Воронцова. Короче, рекомендую на возраст 3-5 лет.
«Тайна детской коляски» Виктор Драгунский.
Я так быстро сдала книгу, что даже забыла ее сфоткать, так что фото из интернета. Книгу захотелось взять после выставки иллюстраций издательства Речь, да и в дневниках чтения за прошлые годы она встречалась постоянно.
Ну что сказать, я посмеялась, Илья ничего особо не понял. Может мурзилкинские смешные картинки рассчитаны на детей постарше? я вижу, что мой ребенок пока не натренировался считывать юмор с рисунка или с комбинации рисунок+текст к нему, пока он только понимает то смешное, что заложено в сюжет, как в Грязнульке или Груффало, или самый примитивный пласт юмора, содержащийся в смешных звуках, которые издает персонаж. Поэтому единожды прочитав, я сдала книгу обратно.
Также из непонятого Ильей оказалась моя наилюбимейшая книга детства «Дудочка и кувшинчик», В. Катаева. Прочитали один раз и молча отложили. Хотя когда я тут в разговоре сказала "Ну, Илья, тут или дудочка или кувшинчик", имея в виду выбор или-или, он меня прекрасно понял, то есть смысл текста у него отложился. Может потом как-то вернется сам к книге, я помню что уже умея читать сама себе ее с удовольствием читала.
«Буква Я» Заходер
Ребенок в начале месяца стал проявлять какой-то слабый интерес к буквам и я решила достать ему пару книг про них.
Это первая стихотворная книга, которую ребёнок при первом чтении попросил сразу же повторить и так несколько раз. В итоге в первый же вечер прочитали книгу пять раз, на следующий вечер я от нее уже устала, а ребёнок наоборот просил ещё и ещё. Иллюстрации очень интересные, сидели вечерами рассматривали и обсуждали почему буквы так нарисованы, как это отражает их характер. В паре с ней читали «Вот что с буквами случилось».
Потом интерес утих и до изучения алфавита конечно же дело не дошло. Рано еще, раньше пяти лет реального интереса, не навязанного мамой, у детей обычно нет, что и доказывает быстро уплывающее внимание с темы букв. Почитали, поигрались и хватит.
В марте с удовольствием перечитывали Бориса Житкова «Что я видел. Железная дорога». Очень уж Илье нравится это доскональное описание первого путешествия ребенка по железной дороге. Надо еще взять "Как я ловил человечков".
Перечитывали мы в этом месяце такие книги:
- «Приключения Хомы» избранные главы;
- неизменный «Груффало» уже с полутора лет, всегда гарантированное веселье при чтении;
- любимого «Умку», и даже проиграли отрывки сюжета из книги и спектакля на улице в снегу:
- «Про Машеньку и горошинку», когда хочется коротких и ярких приключений перед сном;
- «Саша и Маша» снова вернулись к чтению о двух озорных пятилетках, уже чуть лучше идет;
- «Приключение лесных человечков» перечитали впервые с первого чтения, в этот раз прослушал всю книгу за один присест и с большим интересом, а также оказалось что всех героев отлично помнит.
Начали читать нашу книгу «Приключения Кубарика и Томатика, или весёлая математика» Г.В. Сапгира. Очень медленно продвигается чтение, так как читать получается только по выходным, когда у нас есть время поиграть после чтения в задания для родителей из конца каждой главы, ну и как-то перед сном, по будням, когда мы обычно читаем, у Ильи нет уже сил отвечать на какие-то математические вопросы и загадки, хочется приключений, веселого чтения и любимых героев. Так что мы даже до середины книги не продвинулись. Я часто читала что нынешним трехлеткам будто бы слишком легко уже дается эта книга, что все эти понятия они знают и так к трем годам. Я не согласна. Понятия то они знают, но вот книга не только об этом, но еще и на подумать, проанализировать, сравнить и всё это в игровой форме. Так что по-моему книга отличная и до сих пор я не встречала ничего лучше среди современных изданий.
Михаил Зощенко, цикл рассказов «Леля и Минька»
Наконец Илья дорос до моей любимой книги детства. Она была настолько любимая, что она даже дожила до нынешних лет и ее не выкинули как другие мои детские книги. Я часто просила почитать ее мне в детстве, потом читала в школьные годы сама себе. Обожала иллюстрации в этом сборнике, тут очень правильные образы героев - в дореволюционной одежде, что адекватно описываемому времени детства автора и реалиям тех лет.
Тут и парта гимназии царской России, и галоши, и мороженщик в типичной одежде рабочего мужика, да и сама тележка с мороженным колоритная; а посмотрите на одежду Лёли, как одевались девочки - шляпа с цветами, платье с корсетом, туфельки! Минька в военном шлеме с кисточкой, с мечом на поясе и в галстуке. А бабушка? прелесть! Чисто женщина конца девятнадцатого века. Я обожала в детстве эту книгу не только за описание сложного соперничества брата и сестры за внимание и любовь родителей, но и за эти иллюстрации. Сейчас Илья потихоньку слушает рассказы Зощенко, и ему они тоже нравятся.
💜«Стройка» книга с панорамными страницами
Не ожидала я, что такие малышковые книги все еще могут нравится моему ребенку. Но эта книжка-игрушка захватила внимание моего трёхлетки на ближайшие пару дней. Он играл в неё с утра до вечера, даже порывался в садик отнести к друзьям чтобы вместе поиграть. То есть как книга этот объект не воспринимался, просто как игрушка. Всего один раз он послушал вместе со мной короткий сопроводительный текст на страничках, и больше не обращался к нему. Я конечно удивлена успеху книжки, думала что в три года играть в панорамки уже не должно быть интересно.
Слушали аудиокниги: разные истории про Конни - вот удивительно, дома нет ни одной печатной книги про нее, а в аудио Илья ее всю прослушал-переслушал и полюбил, нравится она ему; и "Собачка Соня на даче", которая и мне и ребенку понравилась даже больше двух предыдущих частей.