Талант Коула
средним школьникамНовая книга Лизы Томпсон не подкачала)
Как и в предыдущих книгах автора, главный герой здесь - мальчик-подросток. Коулу 12, он живет в бедной, но дружной и любящей семье, и даже не представляет, какие неожиданные события с ним совсем скоро произойдут и как изменится в связи с этим его жизнь.
События эти представляют собой как бы 2 линии, поначалу идущие параллельно, независимо друг от друга, а в конце пересекающиеся-таки.
Всё начинается с того, что музей, в котором работает мама нашего героя, закрывается из-за его нерентабельности. А учитывая, что мама - единственный работающий член семьи, ситуация возникает едва ли не катастрофическая. И тут Коул вспоминает, что в этом самом музее есть картина, которую около ста лет назад один известный и богатый человек музею подарил, утверждая, что в ней спрятаны 4 загадки, и тот, кто их разгадает, найдет настоящий клад. Пока никому это не удалось, но Коул полон решимости, он привлекает к разгадыванию своего друга и умную одноклассницу - и загадки начинают поддаваться (по намёкам на картине они находят в музее нужные экспонаты, в которых спрятаны записки с дальнейшими инструкциями). Ребята разгадывают уже 2 из 4, когда происходит событие, дающее начало второй линии приключений Коула и надолго отрывающее его от тайн картины.
В школу, где учатся ребята, приезжает выпускница этой школы, а ныне - очень известная и богатая художница, от которой администрация надеется получить спонсорскую помощь. Художница решает провести урок рисования в одном из классов (конечно, выбор падает на класс, где учатся наши герои), и ей так нравится работа Коула, в которой она видит какой-то глубокий смысл и спрятанную историю, что забирает ее с обой, а затем умудряется продать за весьма кругленькую сумму. Тут же она объявляет Коула юным дарованием, богатейшие любители живописи ждут его новых работ, чтобы купить для своих коллекций. Назначен день аукциона, где должна быть представлено новое полотно "художника". Коул должен нарисовать еще один "шедевр", но, как он ни старается, дело не идет. И заканчивается всё тем, что он отправляет за своей подписью рисунок трехлетней сестры. И картина продается за огромные деньги... Над Коулом теперь нависает страх разоблачения и муки совести. Возможно ли выпутаться из этой ситуации?
Во избежании спойлеров ничего больше рассказывать не буду, хотя ручки прямо чешутся)) Скажу только, что развязка истории с "шедевром" Коула показалась несколько притянутой за уши, хотя, с точки зрения воспитательной составляющей, очень правильной. А развязка истории с загадками картины - довольно остроумной и неожиданной, и именно она связывает обе линии приключений Коула.
Помимо приключенческой составляющей, как всегда у Лизы Томпсон, в книге поднимаются важные проблемы: взаимоотношения в семье (особенно - вопрос взаимопонимания между родителями и детьми; вопрос завышенных ожиданий и переживаний ребенка, который считает, что их не оправдывает; гордость и стыд ребенка за родителей и т.д.), ответственность за свои поступки, выбор легкой лжи или трудной правды, выбор между материальными и духовными ценностями и другие. И не во всём автор показался мне убедительным.
А сейчас - о той теме, которая особенно царапнула, напрягла, удивила и где-то возмутила. Я мало знаю о жизни в современной Великобритании. Но в процессе чтения порой появлялось ощущение, что это не про 21, а про 19 век. У Коула всего 1 свитер, рукава которого уже обтрепались, всего 1 пальто, которое ему давно мало, из которого торчат руки и в котором мальчик мерзнет, и всего 1 пара обуви - кроссовки, настолько изношенные, что пальцы вылезают наружу. Дом его семья снимет у дальней родственницы, в нем постоянно ломается бойлер, а чинить его не на что, поэтому есть вероятность, что они на всю зиму останутся без отопления. Денег на няню нет, поэтому папа не работает, а типа занимается с детьми, чтобы маме дать возможность заниматься тем, что она любит, работой в музее. При этом музей, как я уже сказала, закрывают, потому что в нем практически нет посетителей, а на рекламу опять же нет денег. И родители постоянно позиционируют себя как семья, для которой главное не деньги, а теплые отношения в семье. У меня сразу возникает несколько вопросов. Помимо того, что деньги - не препятствие для теплых отношений в семье, одно другому не мешает, а порой и помогает) Каким фигом страдает мама в своем музее целыми днями, если туда никто не ходит? Нет денег на рекламу? Лично по близлежащим школам пройдитесь и предложите свои услуги, проведите свои мастер-классы на выезде, как-то шевелитесь! Папа целыми днями "приглядывает за детьми". Коул полдня в школе. Остается трехлетняя дочь. Он не может найти себе работу из дома? Это так сложно в Англии? Работа на телефоне, работа в интернете. Нет, он будет сидеть на заднице и ждать, когда дети перезаболеют из-за отсутствия отопления и перемрут, потому что их не на что будет лечить. И эти инфантильные люди еще смеют стыдить ребенка, который хоть как-то старался поправить материальное положение этой семейки. Им не приходит в голову, что это они послужили причиной того, что мальчик пошел на обман, что ему стыдно и неудобно ходить в рванье, что над ним смеются в школе...
Но это частности. А в целом получилась замечательная. И пусть взрослые найдут в ней некоторые нелогичности и наивности, это, на мой взгляд, оказывается только в плюс, ведь написана она для подростков, просто, ясно, с вытекающим одно из другого и с позитивным во всех отношениях финалом.