Книга: «Победитель», героическая жизнь ледокола «Красин»
познавательные книги, энциклопедииСын продолжает интересоваться темой ледоколов.
После того, как я заметила, что Илья играет в ванне в кораблики и называет их именами ледоколов «Ленин» и «Красин», я решила порасспрашивать его про них. Помнит ли он, как мы ходили на ледокол вместе с Диной летом? Что ему оттуда больше всего запомнилось? ("как Красин спасал людей с дирижабля"). Почему ему нравятся ледоколы? (ответ - "потому что они сильные и ходят сквозь льды"). И стал меня расспрашивать про спасение экспедиции Нобиле. А я сама ничего особо не помню, мы на той экспозиции на Красине как-то быстро все посмотрели и ушли. Дети еще катались колобками по каюте, играли, шумели. Я вообще удивлена как Илья что-то запомнил с того похода.
Думаю, а дай-ка почитаем про этот подвиг «Красин», в библиотеке явно же что-то должно быть. Пошли мы в нашу районную детскую библиотеку, спросили книжек. Оказалось, что есть даже три книги именно про этот поход ледокола в Арктике. Но издания от "Мелик-Пашаев", посвященное именно спасению команды Нобиле у них не было, и тогда мы взяли вот такую почитать:
Кстати, что забавно, дома у нас стоит открытка от Дины с изображением ледокола "Ленин", брата "Красина". И в библиотеке когда мы сели читать книгу, мы обнаружили что сидим под картиной, изображающей ледокол "Ленин" на переходе по океану, нарисованную каким-то ребенком. Вот такие забавные совпадения и знаки судьбы, что это наша тема ))
Очень красивая, красочная книга. Интересно написана, про всю долгую жизнь ледокола, хорошо иллюстрированна. На каждой странице есть или полноразмерная или небольшая картинка. Книга, думаю, для широкого круга читателей, от младших школьников до старших.
Сели читать. История, конечно, тяжелая. И для ушей четырехлетнего слушателя, и в принципе она о суровой трагедии. Итальянцы в 1928 году решили совершить свое собственное путешествие на дирижабле "Италия" к Северному полюсу, после того как Умберто Нобиле был в команде Амундсена и на дирижабле "Норвегия" уже слетал туда. Они стартовали с Италии, долетели до острова Шпицберген, и оттуда уже летели до полюса и обратно. И вот на обратном пути потерпели крушение. В книги все подробно рассказывается:
25 мая в 10:30 утра дирижабль резко отяжелел, взял крен и ударился о льды. От него оторвало сначала мотогондолу, а потом капитанскую рубку вместе с людьми и вещами. Люди выпали на снег, часть команды, шесть человек, унесло ветром вместе с неуправляемым дирижаблем и они погибли. Выжившие разбили палатку на льдине и смогли собрать радио точку, чтобы подать сигнал о спасении. Его принял советский радиолюбитель и сообщил о нем в Москву. О ситуации с дирижаблем узнал весь мир и сразу стали думать, как спасти выживших. Ледоколы, которые могут пройти по льдам северных морей и забрать людей, были только у Советского союза. В СССР было подготовлено два ледокола, которые должны были дойти до лагеря и принять на борт всех находившихся там. 12 июня из Архангельска в сторону Шпицбергена направился ледокол «Малыгин». А из Петербурга вышел бывший царский ледокол «Святогор», уже плававший под именем «Красин». На то, чтобы снарядить его в арктический поход, было всего 4 дня, и наши моряки справились. Он вышел из порта Ленинграда и взял курс в Арктику. Из всех судов, посланных всем миром на выручку, лишь «Красин» смог добраться до ледового лагеря и спасти людей.
Но при проходе по ледовому покрову ледокол увяз во льду, и не смог идти дальше. Тогда советские летчики попытались добраться до "красной палатки" (так назывался лагерь выживших) с самолета. Наш летчик герой Борис Чухновский совершил самый короткий арктический взлет с льдин, со стометровой импровизированной полосы. Сначала летчик обнаружил лагерь и сообщил о нем на ледокол. Но и юнкерс Чухновского потерпел крушение в этом страшном краю бесконечного льда и не смог эвакуировать итальянских путешественников. Его самого с командой эвакуировали уже после того, как спасли аэронавтов. Был еще шведский летчик Лундборг, который смог вывезти на своем гидросамолете Нобиле, а когда вернулся за остальными, потерпел крушение и сам присоединился к обитателям лагеря выживих.
Вот такая страшная вещь эта Арктика, край абсолютной смерти для человека. Сегодня ты ее покоритель или спасатель, а уже через день ты сам еле выживаешь в ней.
Была еще история о группе Мальмгрема, и она ужасно тяжелая. Даже иллюстрация.. там нарисовано окоченевшее полураздетое тело шведа, лежащее в ледяной могиле, которую он попросил организовать для него. И я все это читала четырехлетнему сыну без купюр. Эти трое - Цаппи, Мариано и Мальмгрен - отделились от лагеря выживших и попытались дойти до земли пешком.. не знаю как они оценивали свои шансы, но Мальгрем не выдержал перехода и буквально согласился лечь и умереть от травм и усталости. Отдал товарищам свои припасы и одежду. Он лишь попросил, чтобы они отдали его матери компас в память о нем... А товарищи оказались не товарищи, один забрал себе все, а второму не досталось ничего. В итоге, когда их спасли, у второго, которому Цаппи не отдал часть одежды Мальмгрема, была холодовая гангрена и ему в итоге ампутировали ногу.
После того, как всех выживших забрал наш ледокол и передал на итальянское судно, он отправился в обратный путь домой.
Представляете, какая радость была для выживших, которые месяц жили на льдине в четырехместной палатке, ели консервы и мясо убитого медведя и думали что их уже не спасут никогда, увидеть блестящий борт огромного ледокола, который пришел за ними?
На обратном переходе «Красин» совершил еще один подвиг - спас от затопления пассажирский теплоход «Монте Сервантес» с полутора тысячами людей на борту, которые должны были вот-вот погибнуть в северных морях. Уставшие, на грани истощения матросы ледокола срывали обшивку со своего корабля и крепили ее на пассажирский пароход, потому что выживание тысячи пассажиров была важнее чем их собственная..
За этот героический поход ледокол был награждён орденом Трудового Красного Знамени. И как же я рада что ледоколу в нищие голодные девяностые годы не дали уйти на распил и смогли превратить его в плавучий музей! Такие корабли достойны того чтобы жить. Но, стоит заметить, что «Красин» сейчас, после проведённых 1950-х годах в ГДР капитального ремонта и модернизации, мало напоминает внешним обликом тот ледокол, что в 1928 году спасал итальянских полярных путешественников.
Что меня впечатляет в истории арктических экспедиций двадцатого столетия (а это уже моя любимая тема), так это политическая подоплека, которая за ними кроется и в целом переплетения судеб всех этих людей. Смотрите:
1. Итальянец Умберто Нобиле летал с прославленным норвежским полярником Руалем Амундсеном на дирижабле NORGE покорять Северный полюс. Потом они рассорились, так как Муссолини посвятил Нобиле в почетные члены фашисткой партии. Амундсену это не понравилось. (Норвежцу то! это та нация, которая будет под руководством Видкуна Квислинга (когда-то помощника Фритьофа Нансена, который был соперником Амундсена по покорению Северного Полюса) жить в коллаборации с нацистской Германией. Но Амундсен в те годы еще, безусловно, этого не знал.) И из-за размолвки на политическом фоне, Нобиле организовал собственную экспедицию на дирижабле. В нее вложилось фашистское правительство.
2. Нобиле построит свой дирижабль и полетит в Арктику сам. В его команде будет швед Финн Мальмгрем, он же был и в экспедиции на "Норвегии". В итоге Мальмгрем погибнет.
3. Когда "Италия" потерпит крушение, Амундсен, не смотря на разногласия с Нобиле, полетит его спасать. Его самолет потерпит крушение в Арктике и прославленный покоритель северного полюса погибнет в попытках спасти заклятого друга.
4. После спасения, Нобиле подвергся критике со стороны всех правительств - советского, фашистского, норвежского. Критиковали его за то, что он бросил товарищей в красной палатке, позволив вывезти себя одного на гидросамолете из лагеря раньше остальных. За то, что отпустил Финна Мальмгрема и разрешил ему по сути уйти на верную смерть. Норвежцы ругали Нобиле за то, что из-за него погиб их герой Амундсен.
Интересно получилось, что три таких разных политических строя одинаково отреагировали на одну и ту же ситуацию, когда дело касается жизни и смерти, причем не важно кого, подданного какой страны.
Но что самое интересное, не смотря на критику и от советского правительства, Умберто Нобиле в 1931 году переехал в СССР чтобы заняться тут строительством дирижаблей.
Еще из интересных фактов, слегка выворачивающих мозг. В 1969 году совместными усилиями СССР и Италии сняли фильм об экспедиции Нобиле и его спасении ледоколом. В фильме снимались Шон Коннери и Никита Михалков. Опа!)) неожиданно, да? Угадайте, кто кого в фильме сыграл.
Что я хотела сказать этим постом, подведу итог. Книга замечательная, рекомендую ее для чтения школьникам и всем интересующимся темой первых советских до-атомных ледоколов. А тема "золотого века" арктических открытий невероятно захватывающая и увлекательная, потому что в который раз человечество совершало все свои великие подвиги, завоевания и открытия, будучи казалось бы таким неподготовленным, таким незащищенным.