Фестиваль "Книги на лето". День первый
мероприятияФотки не редактировала, не ругайтесь)
В этом году в Туле проходит второй детский фестиваль "Книги на лето". Почему-то решили растянуть его на 2 дня. Ну решили - так решили))
Расскажу обо всём, что увидела и услышала сегодня.
Итак, утро. Книжная ярмарка открывается.
Не скажу, что прямо миллион издательств приехал, по ощущениям, меньше, чем в прошлом году, но побродить есть где и покопаться есть в чём)








Открытие фестиваля с участием представителей администрации города (совершенно не умеющих связно выражать свои мысли) и областного библиотечного сообщества (умеющих выражать мысли очень даже распрекрасно) состоялось с опозданием почти на 40 минут, поскольку количество народа в зале огорчало очень сильно.
После этой "торжественной" части состоялась лекция писателя, литературоведа, литературного критика, кандидата филологических наук и фиг знает кого еще Марии Лебедевой. Я просто поразилась после всех этих регалий, какая она юная, веселая и заводная)
Лекция называлась:
В ней Мария старалась разрушить стереотипы, касающиеся современной литературы: якобы она носит исключительно развлекательный характер и пишется только с расчетом на продажи. Весьма убедительно она доказала, что современная литература стоит на тех же китах, что и классическая, как бы ни старались их развести в стороны.
Вообще лекция была построена очень грамотно. Сначала Мария обратилась к вот такой расхожей схеме:
Потом наложила на нее то, что, по мнению литературоведов, является столпами, на которых стоит современная литература :
А в конце привела вот к чему:
Было приведено много примеров янг эдалта, который, как оказалось, весьма многообразен как в плане тем, так и в плане посыла.
Между прочим, узнала я новый термин - "стекло". То есть существует 2 вида литературы: комфортная (для отдыха, создания душевного равновесия и т.п.) и "стекольная", со сложными проблемами, вызывающая негативные эмоции, травмирующая.

Что же подразумевается под жанром янг эдалт? Что в нем должно быть обязательно? Во-первых, это всегда роман взросления. во-вторых, в нем есть динамика (причем она может быть как внешней, так и внутренней). В-третьих, в содержании представлены именно современные этические нормы, например, отношение к уязвимым группам людей, инвалидам, людям с ментальными расстройствами; введение в литературу сложных тем; признание равноправия разных точек зрения (практически во всех произведениях существует эта множественность точек зрения) и т.п. Причем Мария уверена, что литература не всегда должна писаться на сложные темы.
Зрители порой отжигали)) Например, один мужчина, впечатлившись темой лекции, попросил назвать фамилии авторов янг эдалт времен Пушкина, а когда Мария сказала, что во времена Пушкина такой литературы не было, он спросил: "А "Подросток" Достоевского - это разве не янг эдалт?" "Нет, - ответил лектор, - это литература для взрослых. Потому что была адресована взрослой аудитории. Специально написанной янг-эдалт-литературы тогда не существовало, это только современное явление".
И последний слайд с выводами:
В целом, я осталась довольна лекцией. И в ожидании следующей отправилась к книжным прилавкам, где моё внимание привлекла активно раздающая автографы женщина:
Оказалось, что это Светлана Сивирина, которая пишет и сама же иллюстрирует книги для издательства "Крылья". И такая практика (сам писатель, сам художник) - традиционная практика этого издательства, ведь это даёт гораздо большую свободу автору.
Я отправилась на встречу с этим автором, где она довольно интересно рассказала о своей новой книге "Свет севера".
Забавно, что название Светлана придумала, опираясь на своё имя и фамилию: Света Северина)
Светлана рассказала, что делала эту книгу около 5 лет. Иллюстрации выполнены в разной совершенно технике, с использованием бог знает чего, вплоть до железных щеток. А обложка вообще получилась из того, что было наляпано на столе, на котором она рисовала)) "Вот так порой дефекты превращаются в эффекты",- пошутила она.
В процессе написания книги Светлана ездила в Мурманскую область, а потом - на Байкал, где вместе с товарищами жила при -60 в палатке, установленной прямо на льду. Она показала шикарный фильм об этом своем путешествии, а потом прочитала несколько глав из презентуемой книги, сюжет которой сводится к приключениям некоего зверька Хонорика, который отправился искать северное сияние, встретил по дороге много кого и к концу путешествия, по словам автора, приобрел что-то более важное, чем то, за чем пошел.
Интересную мысль про писательское ремесло высказала Светлана: все свои мысли нужно немедленно записывать, тогда потом, когда начнешь писать книгу, текст просто сам польется. Главное - успевать записывать.
Я книгой не впечатлилась. Но не смогла уйти без волка...


А потом мы с волком отправились на встречу с Иваном Бевзом.
Такой заводной чувак оказался!)) Он прежде всего говорил о своей книге, которую, по его словам, писал несколько лет и считает главным своим достижением то, что все-таки ее дописал. Потому что постоянно бросал, зачеркивал, переписывал и т.д. Вообще Иван высказал такую мысль, что писателю нужно иногда отправить своего внутреннего критика посидеть в другую комнату - и дописать в его отсутствие текст. Тема замкнутых сообществ, представленная в романе, по словам писателя, наиболее близка книгам "Республика ШКИД" и "Повелитель мух". О чем книга вообще?
По поводу языка романа: да, это не язык подростков, но и книга сама не вполне реалистическая. Первая и вторая половина писались с перерывом. Поэтому и язык, и стиль отличается: когда писалась первая часть, Иван увлекался ритмической прозой, поэтому с особым старанием подбирал слова, поэтому там столько всяких изысков, а при написании второй части упор делался не на язык, а на сюжет. Был вопрос, можно ли читать в другом порядке: сначала 2 часть, потом первую? Иван сказал, что такое ему в голову не приходило, но результат интересен.
Обложка книги ему очень нравится, потому что на ней явно видна игра "камень-ножницы-бумага" - всем известная и неизвестно, сколько времени назад возникшая. Кстати, он показал, что это за фишки - "сотки", на игре в которые построен сюжет книги. Мужчина из зала спросил Ивана, знает ли он игру "в плиточки", Иван его не понял, я тоже включилась в объяснения. В итоге, как всегда, влипла: после встречи этот странный мужчина подсел ко мне и завел разговор об игре в плиточки (у меня создалось ощущение, что он и меня сейчас позовет поиграть)), и я, сказав, что вообще не специалист, что у нас в классе играли мальчики, а я девочка, поспешила слинять.
Говорилось на встрече и о писательской профессии вообще, и о современной литературе в частности. Иван считает, что для того, чтобы стать современным писателем, необходимо читать современную литературу, быть в курсе того, что в ней происходит. На просьбу назвать свой "Топ-3 современной русской литературы" назвал "Лисьи броды" Старобинец, "Протагонист" Аси Володиной - и над третьим название завис)) Еще Иван уверен, что пишущему человеку обязательно нужно посещать писательские тусовки, они погружают в процесс. Однако лучше в этих тусовках не застревать: на тусовки - 10 процентов времени, а 90 - на творчество.
В конце встречи Иван устроил викторину. На экране появлялись какие-то картинки, имеющие отношения к нулевым (музыкальные группы, кадры из фильмов, мемы и т.д.), а зрители называли, что это. Победителю досталась книга автора. Я не угадала почти ничего))) А молодежь жгла. Победивший кудрявый парень лет 30, кроме всего прочего, назвал всех четырех телепузиков по именам)))
В общем, веселая и непринужденная вышла встреча.
Ну а потом меня понесло на мастер-класс "Собираем свою историю" с Ольгой Лишиной.
Народу собралось прилично, причем разного возраста, были даже совсем мелкие, лет по 5, но ооочень активные.
Всем раздали фирменные блокнотики
И Ольга повела речь о том, как написать интересную историю. Она очень эмоциональная, зрители активно участвовали в ее затеях, например, было задание рассказать "Двенадцать месяцев" от лица Дочки; написать на бумажке имя какого-то персонажа, потом поменяться бумажками - и рассказать историю, как вы с тем персонажем, который вам достался, внезапно встретились в лифте. Было весело. Но как-то я быстро утомилась)
Ну и финальная на сегодня встреча с Наталией Волковой прошла просто на ура.
Вот здесь интерактивный подход оправдал себя на все сто.
Прежде, чем рассказывать о своей книге "Профессии старой России", Наталия провела угадайку, где зрители должны были понять, что за старинный предмет она показывает и кому он мог пригодиться.
А потом в ход пошел волшебный мешочек, из которого зрители по очереди вслепую доставали маленький предмет
называли его, а потом предполагали, представителю какой старинной профессии он был нужен.
Следом на экран выводилась опять-таки старинная открытка, изображающая человека этой профессии, и следовал всегда интересный и эмоциональный комментарий автора. Кстати, открытки - это заслуга мужа Наталии, который, по ее словам, является президентом всех филокартистов (то есть коллекционера открыток) России.




А ближе к концу встречи из мешочка была извлечена не знаю, как назвать точно, лента-перфокарта для шарманки. Лента была пущена по рядам вместе со специальным устройством для проделывания в ней дырочек
Зрители понаделали произвольных отверстий - и потом мы прослушали получившуюся в результате мелодию - общую мелодию пришедших на встречу))
В общем, теплая очень встреча получилась.
Еще раз главные лица сегодняшнего дня:
Мария Лебедева
Светлана Сивирина
Иван Бевз
Ольга Лишина
Наталия Волкова

Вот здесь могла быть какая-нибудь выставка (как в прошлом году), а было вот что
Это просто душевная красота по полторы тысячи от Абрикобукса)

А это мои скромные покупочки


Вечер. Книжная ярмарка уходит на покой
Завтра новый интересный день))
Лучший ответ