Летнее чтение практически пятилетки: Линдгрен, но не Астрид, и старая добрая советская литература
дневник читателяНе дождалась я конца августа, напишу уже сейчас отчет о чтении Ильи за два первых летних месяца. Ребенку 4,8-4,10 лет.
Темпы чтения у нас все сильнее снижаются, теперь я не могу похвастаться стопками прочитанных книг за месяц, как это было раньше. Всё чаще мы выбираем одну длинную, объемную книгу, и читаем её много вечеров подряд по паре глав перед сном. А после уже не хватает времени достать что-то еще из старых любимых книжек или почитать стихи. Днём времени на чтение нет, лето дело такое, всё проводим на улице.
В июне мы с сыном дочитывали библиотечные книги:
1. "Мяули" Джудит Керр
Эти короткие забавные истории про домашнюю кошку надо было, конечно, читать вокруг трех лет, но она мне всё никак не попадалась в библиотеке. И вот наконец я увидела её на полочке в конце мая и взяла до кучи. Мяули подарила нам неделю веселых вечеров, когда мы читали только о ней перед сном. Иллюстрации очень большие, занимают большую часть страниц, текста не много, читается книга очень быстро, поэтому мы читали её пару раз подряд.
Но если бы мы никогда так и не прочитали Мяули, мы бы ничего не потеряли. Поэтому по-прежнему не могу сказать, что цена в полторы тысячи за неё оправданная и всем-всем она обязательно нужна в малышковой домашней библиотеке.
2. Свен Нурдквист "Петсон грустит" и "Петсон идет в поход"
Последние истории из серии про Петсона и Финдуса, которые мы с Илюшей еще не читали. Гарантированная куча смеха и веселья во время чтения.
Я веселюсь при чтении главным образом потому, что отношения между стариком и котом слишком напоминают мне детско-родительские, и все эти проделки и капризы котёнка очень напоминают родных деточек ))
Из всей серии Илье больше всего понравилась про петуха Юсси и про охоту на лис.
3. Анни М.Г. Шмидт "Плюк из Петтэфлета"
Мы любим Анни Шмидт. У нас в фаворитах и все рассказы про Сашу и Машу - я вообще их считаю гениальными, и истории про девочку Грязнульку, и даже её сборник современных волшебных сказок очень хорош.
И так же многие хвалили Плюка, говоря, что это идеальная книга для старшего дошкольника. Но после чтения я так не считаю. У меня совсем не сложилось никакой "химии" с этой историей, всё в ней меня раздражало. И то, что на многие вопросы нет ответа в тексте (почему Плюк живет один? где его родители? что за пожарная машинка у него, на бензине? как она ездит? почему он ищет дом? почему в башне есть квартира? почему взрослые так спокойно относятся к тому, что ребенок совсем один?). Короче, там один нелогичный момент тянет за собой другой. И да, есть отличные детские книги, которые тоже казалось бы стоят на такой нелогичности - ну что логичного в мужчине с моторчиком, который живет на крыше? Но если посмотреть, то кроме того, что Карлсон летает, больше ничего в книге нелогичного нет - семья Малыша совершенно нормальная, Малыш тоже обычный ребенок, и кстати Карлсона видит только он, что как бы намекает что это выдуманный друг, а значит он может быть и с моторчиком и жить на крыше. И быть взрослым дядей, который себя наверное может прокормить какой-то работой, кроме выпрашивания варенья у детей. А Плюк ходит в магазин и покупает продукты, при этом не имея работы и родителей, которые бы ему эти деньги давали.. короче ничего не логично, ничего не понятно, и меня это раздражает. Поэтому мы не дочитали треть книги и я ее сдала по-тихому обратно а ребенок даже и не вспомнил про неё и не обнаружил пропажи.
И что еще для меня является важным критерием - я ничего не помню после чтения, ни одного приключения или веселого момента из книги. Вот из Саши и Маши я помню, Карлсона могу цитировать и по памяти пересказать, Буратино тоже. А тут просто пустота после чтения.
Из домашних книг Илья слушал "Приключения Нодди в игрушечном городе" Энид Блайтон. Так как читали мы её год назад, то историю он напрочь забыл и было это вроде как новое для него чтение. Ну, я уже когда-то в наших отчетах писала подробно всё, что я о ней думаю, повторяться не буду. Не самая идеальная, не самая обязательная книга для детей.
А потом наступило 15 июня и мой ребенок отправился на месяц к дедушке на Кавказ. С собой надо было дать книг, чтобы хватило на все время для чтения по вечерам перед сном и еще было что почитать в поезде, не очень объемное и не старое-знакомое, чтобы было интересно.
Для поезда я заготовила нечитанные ранее тонкие книжечки недо-энциклопедии "Настя и Никита":
В прошлом году мы тоже путешествовали с ними, но тогда были про ледоколы, маяки, вулканы и метро. Хотя энциклопедии мне эти перестали нравиться и я их больше не докупаю, признаюсь, что для поездок это самый удобный формат книг и по соотношению цена-качество печати в первую очередь.
А для ежевечернего чтения Илья и папа получили книги про детей, которые больше всего любит ребенок.
Я давно еще после одного замечательного поста купила букинистику Барбру Линдгрен про Маттиаса, а когда ребенок был уже на Кавказе, докупила им на Озоне тоже буку Э.Цюрупы.
Мне понравился разговор с мужем по возвращении: муж сказал, что ему очень нравится читать сыну на ночь книги, так как я подбираю такие (цитата) "не избитые, не попсовые произведения, которые я даже не знаю и не читал в детстве, но они мне так нравятся и всегда попадают в точку". Да, я их тоже не знала бы, если бы не любимое сообщество и читатели ДК ^_^
Им понравилось, что герои - ровесники моего ребенка, детям в книгах вокруг пяти лет. Понравилось, что подробно расписаны детские игры и взаимоотношения между мальчишками, понравились добрые приключения и ситуации, в которые они попадают, понравилось что время действия лето, каникулы, как и тот момент, в котором муж и сын сами находились. Муж сказал, что "Улица зеленая" ему понравилась даже больше Маттиаса.
Ребенок вернулся в середине июля, и я захотела тоже почитать эти расхваленные книжки. Спросила у Ильи, "почитаем еще раз Маттиаса? Мама не читала, мне тоже интересно что там было", он согласился. И вот мы читаем уже вдвоем с сыном про детство стокгольмских мальчишек в середине двадцатого века, и я подмечаю все те же положительные стороны книги, что увидел наш папа - это и чудесные описания детских игр и увлечений (как они делали клады в парке под деревом), и я вижу ту степень свободы, что была у детей пол века назад, когда они могли гулять с пяти лет одни без взрослых по городу, и описания их стремлений (скорее научиться читать), хобби (собирать и коллекционировать что-то).
А еще у нас Илья в июле дважды уехал от меня в парке и потерялся. Это было ужасно, я пять минут не понимала где мой ребенок, носилась кругами вокруг вольеров с животными (в ЦПКиО на Елагином есть мини-зоопарк) и звала сына. Потом звонила мужу и плакала что сын потерялся, думала уже куда звонить дальше.. и тут выхожу на пляж и меня вылавливает мужчина, говорит "это вы ребенка ищите? он тут, мы его поймали". Стоит мой зареванный Илья и причитает что потерялся. Это ладно, это мы прожили. А потом.. через пару дней мы дочитали до той главы, в которой Маттиас с друзьями поехал в Скансен и Пелле там потерялся. И я прямо посреди чтения начинаю понимать, что мой .. кхм кхм, как бы это помягче сказать, дуралей просто повторил то, что произошло с героем книги! Тут я уже не ругалась, я очень расстроилась. Мы остановили чтение и до отбоя проговорили о том, что такие вещи из книг не надо повторять и превращать в игру, даже если очень хочется.
Сегодня мы договорились, например, тоже построить кораблик как Маттиас и Пелле и запустить его по речке.
Я еще докупила последнюю часть истории про Маттиаса, современного издательства "Белая ворона" - "Новые приключения Маттиаса", где рассказывается про то ,как он поехал к бабушке и дедушке. Сейчас Илья их читает перед сном с папой, а если укладываю я, то мы дочитываем "старого" Маттиаса.
Ребенок говорит, что ему больше нравятся иллюстрации в старенькой книге, и я его понимаю - они цветные, такие подробные и точные, не сравнить с черно-белыми в новом издании:
Про "Улицу Зеленую" ничего не могу написать - я книгу пока еще не читала, а у ребенка подробно не выспрашивала что ему в ней понравилось и запомнилось. Мы будем ее перечитывать вместе в августе.
Еще на той неделе я перебирала мои старые детские книги и нашла мой любимый сборник сказок "Забытый день рождения" (думаю, его многие помнят по своему детству). В нем обнаружился "Ослик Маффин и его друзья", который я совсем не помню из детства, поэтому решила почитать сыну.
Пока прочли две главы и что-то Илья не вспоминает о Маффине, просит Маттиаса. Но думаю что мы его дочитаем в августе, когда все текущие книги закончатся.
Осенью планирую Могилевскую "Мой папа волшебник" и наверное начать "Карлсона", думаю мы уже доросли до него.
В сентябре Илье будет уже 5 лет, и это меня радует, потому что с каждым годом все расширяются наши читательские возможности, тут и до Астрид Линдгрен уже рукой подать, и до путешествия Нильса с дикими гусями, сказок Андерсена.
А что вы с детьми читали в пять лет?
Лучший ответ