Читаю в ноябре 2024
дневник читателя
Детское и подростковое
Месяц начался с Крапивина)
Стеклянные тайны Симки Зуйка
Отличная повесть в лучших крапивинских традициях, с увлеченным и ранимым мальчишкой, у которого (опять же традиционно) есть лучший друг и подруга на периферии, есть недоброжелатель, есть прекрасные, понимающие детскую душу взрослые (и их здесь просто подавляющее большинство) - и есть гады (которые в сильном меньшинстве). А ещё есть просто огромное количество совпадений, которые связывают и переплетают имена, вещи, события.
Симка живет в старом доме старого города в конце 50-х. У него есть мама и 2 брата, старший и младший. И тётя, которая незадолго до своей смерти устраивает для Симки поездку в Москву и Ленинград, откуда он привозит воспоминания (в том числе, и о мальчишке, чьего имени даже не успел спросить), самиздатовскую книжку с поэмой запрещенного тогда Гумилёва и маленький стеклянный значок с выставки. И поэма (вернее, ее название), и значок сыграют потом важную роль (и не одну)) в сюжете. А еще - найденная в тайнике за картиной старинная карта и запечатанная бутылка, пролежавшие там полвека. В книге присутствуют и горе, и разочарования, и несправедливость, но они блекнут и рассыпаются от настоящей дружбы, любви, света, которым пронизана вся повесть. А последнее совпадение, хотя его и ждешь, всё равно до мурашек.
Рейс "Ориона"
Первый сборник рассказов Крапивина. Именно в нём - истоки его узнаваемых мальчишек, неидеальных, порой хулиганистых, но с обостренным чувством справедливости и интуитивным, практически подсознательным пониманием того, что такое хорошо и что такое плохо. Реалии 50-х, мне кажется, тяжеловато будет воспринимать современным школьникам, хотя кто знает...
Трилогия "Стальной волосок"
Действие первой книги, "Бриг "Артемида", происходит в середине 19 века. Главный герой Гриша - сирота, который воспитывается в большой дружной семье купца Максарова. Неожиданно он получает предложение совершить путешествие на самом настоящем корабле к Антильским островам. В плавание он, конечно, отправляется, и с ним, конечно, случается много всего интересного, порой жуткого, но больше захватывающего и даже едва ли не фантастического! Он приобретает множество новых друзей (причем оказывается, что различие языков - вообще не преграда для общения, если души родственные), проявляет чудеса стойкости и привозит с собой названного братишку.
"Гваделорка" - это уже наш век. Главный герой Ваня приезжает на каникулы из Москвы в Турень, где жил когда-то герой первой части Гриша, его родственники и друзья. Ваня знакомится с местными ребятами, которые, оказывается, поддерживают привезенные ещё Гришей традиции, даже не зная, откуда они взялись. Более того, они знают множество легенд, окутавших и Григория, и сам бриг "Артемида", причем всякие-разные обрывки сведений прилетают к ним с совершенно разных сторон, и ребята не без помощи неравнодушных взрослых пытаются восстановить реальные события, произошедшие когда-то с их ровесниками. Для читателя самое интересное то, что мы-то, получается, всё знаем и радуемся, когда ребята докапываются в очередной раз до правды)
"Бабочка на штанге" - на мой взгляд, самая слабая часть трилогии. Здесь автор заигрался в фантастику и традиционно для своего позднего творчества набросал на героев кучу практически неразрешимых проблем. Подростки тут, помимо решения собственных проблем, пытаются восстановить какой-то мировой баланс добра-зла, причем не последнюю роль в этом играет деревянный портрет умершего в первой части, но не забытого друзьями мальчика Агейки, который во что бы то ни стало надо приделать в полдень определенного дня на башню с часами в засекреченном поселке. И на этом месте я решила, что с Крапивиным надо уже взять паузу...
Анна Старобинец. Тёмное прошлое.
Очередная часть любимого Зверского детектива)) Детектив, как всегда, закрученный. Герои харизматичные, язык улётный. Но мне не хватало любимых Барсука Старшего и Барсукота, ведь их тут совсем нет. А преступление, связанное с появлением в Дальнем Редколесье фальшивых кокошей (которое оказывается куда более серьезным и жестоким) распутывает Каралина, полиции каракал, любовь Барсукота. Языковых игр, как всегда у Старобинец, в книге предостаточно. Взяла на вооружение пословицу: "В чистой шёрсточке блошки водятся"))
Веста Васягина. Тысяча версий меня.
Писала на книгу отзыв. Неплохая история о подростках, которые ищут свой путь в жизни и убеждаются, что дорог, по которым можно пойти, предостаточно, и никогда не поздно перейти с одной на другую - и всё изменить.
Александра Зайцева, Ксения Комарова. Здесь был Тём.
Не в восторге. Начиналось всё бодренько, с шикарными меткими фразами про школу, учителей, родителей. И проблема сразу стала ясна: подросток, испытывающий сильнейшее давление со стороны родителей (из благих побуждений, естественно!) и любящий проводить время с дедом, в котором видит такого же ребенка, фантазера и шалуна, каким хотел бы быть сам. Вот только жить к деду (как он мечтает) Тёму никто не отпустит, за дедом за самим глаз да глаз нужен, потому как у него налицо старческая деменция. Деда помещают в специализированное учреждение. И вот тут начинается бред-фантазия-сон (?) Тёмы, длящийся большую часть книги, про остров и его, Тёмы, место на нём. Но вот финал порадовал, причем очень.
Лоррис Мюрай. Двенадцать лет, семь месяцев и одиннадцать дней
Довольно интересная история о мальчике, в жизни которого происходят какие-то странные, не понятные ему вещи: отец крайне озабочен его безопасностью, контролирует изо всех сил, но это не мешает ему однажды увезти сына в заброшенную хижину где-то в глубине бескрайних лесов, и оставить там совершенно одного. Несколько дней мальчик, съев все припасы, пытается добыть еду и вообще освоиться с этой непонятной жизнью, а потом решает искать дорогу домой и встречает на пути отчаявшуюся пожилую даму... А затем мы узнаем историю отца - и понимаем, что заставило его вести себя таким странным образом, черезо что он прошел в последние несколько лет и почему панически боится того дня, когда сыну исполнится 12 лет, 7 месяцев и 11 дней.
Евгений Рудашевский. Зверь 44.
А это полная жесть. Я даже хотела написать отдельный пост про эту книгу. Но пока нет. Если коротко, это будни похоронной команды, работающей на передвижном крематории в период войны, которая непонятно когда началась и неизвестно когда закончится, которая идет неизвестно за что, в которой убивают друг друга люди, различающиеся только цветом меток на теле.
Похоронная команда - это подростки, которые в силу возраста еще не могут воевать. Они спокойны и даже довольны своей жизнью. Для них смерть - это норма, они с интересом могут смотреть, как пытают людей, как сгорают покойники, у них своя классификация этих покойников: манекены (хорошо сохранившиеся), пузыри (раздувшиеся), жабы (полуразложившиеся), членистоногие (с оторванными или отвалившимися частями тела) и т.д. Здесь столько натурализма, что мозг просто отключается, абстрагируясь от всего этого.
И столько параллелей с тем, что происходит сейчас...


Некоторые моменты я вообще не знаю, как пропустили в печать
В конце мелькает слабенький лучик надежды. Есть, оказывается, люди, которым не всё равно, которые считают, что "шанс нашему миру даст не тот, кто лучше стреляет, а тот, кто первый откажется стрелять". Но настолько этот лучик мал...
Всё, давайте о другом.
Мария Папаянни. Одинокое дерево.
Герои этой повести живут в маленькой бедной греческой деревушке. Главный герой Симос - типичный крапивинский мальчишка с тонкой душевной организацией и четким пониманием добра и зла. А быт и население деревни напоминает небольшие армянские деревушки из произведений Наринэ Абгарян. Симос случайно знакомится с Виолеттой, немолодой женщиной, которую когда-то изгнали из деревни и поместили в лечебницу для умалишенных ее же близкие. Теперь она вернулась, живет на отшибе с одной только собакой и служит предметом пересудов, сплетен и откровенной вражды. Незадолго до этого из церкви пропадают святые дары, приготовленные к Пасхе, и подозрение, активно поддерживаемое новым священником, падает на Виолетту. Но Симос-то знает: Виолетта ни при чем, да и вообще она лучше и добрее многих деревенских жителей. По закону жанра, у Симоса есть враг - Маркос, умеющий злобно насмехаться и делать очень жестокие вещи, чтобы утвердиться в роли лидера, и появляется подруга, девочка Ундина, недавно приехавшая в деревню (вообще всё по Крапивину!)) Постепенно, через рассказы и воспоминания разных людей, перед нами выстраивается картина давнего прошлого, мы узнаем о жизни Виолетты, о том, за что она пострадала, а потом уже в настоящем она проявляет себя так, что в ее доброте, самоотверженности и всепрощении убеждаются все жители деревни. А все плохие либо наказаны, либо самоперевоспитались.
Виктор Драгунский. Денискины рассказы.
Книга из серии РусЛит с подробными комментариями. Мне нравятся книги этой серии, совсем по-другому воспринимаются произведения, когда параллельно раскрываются какие-то вещи, о которых при обычном чтении и не задумываешься. Я, если честно, не поклонник Денискиных рассказов, как-то в детстве они прошли мимо меня и сейчас не особо цепляют, но вот комментарии прямо на пользу им пошли (во всяком случае, для меня).
Но я не просто так за них взялась, а после книги Дениса Драгунского "Подлинная жизнь Дениса Кораблёва"
Замечательным языком, очень эмоционально автор пишет об истории своей семьи, о родителях, бабушках-дедушках, тётях-дядях, о своем детстве, о друзьях, о взрослении. Вот в период взросления начал уже этот представитель золотой молодежи подбешивать со своими бесконечными любовными похождениями.
Автор рассказывает о прототипах разных героев Денискиных рассказов, о том, какие вещи из описанных в книге действительно происходили, а каких в действительности не то, что не было, а просто быть не могло (например, выплеснутая Дениской в окно манная каша, попавшая на шляпу прохожему, тогда как Драгунские на тот момент жили в полуподвальном помещении). И о том, почему так важны были эти рассказы для его отца, почему он не стал писать о взрослении Дениса:
А что касается отношений между Денисом Драгунским и Дениской Кораблевым, то...

Я многое узнала о самом Викторе Драгунском, в частности, о том, сколько в его жизни было связано с цирком. И отсюда потянулась ниточка к другой книге, которую я давно собиралась прочитать.
Юрий Никулин. Почти серьёзно...
Это прямо отдых для души! Еще раз убеждаюсь, что все мы родом из детства. Никулин вырос в очень любящей семье, в которой его всегда понимали, поддерживали, в которой нормой были доверительные отношения с родителями - и этот заряд любви, семейного тепла помог, мне кажется, пройти ему через все испытания (7 лет в солдатских сапогах!), неудачи, утраты и стать тем, кого знают миллионы людей: преданным своей профессии смешным клоуном и великолепным актёром. Книга пронизана светлым юмором и бесконечным оптимизмом (хотя порой в ней говорится о весьма грустных вещах). Большая ее часть посвящена цирку: и непростому пути самого Юрия Владимировича к вершинам профессии, и судьбам, счастливым и не очень, разных цирковых артистов. И обо всех - с уважением, и обо всём - с любовью.
Ещё одна книга, которую давно собиралась прочитать. Сборник киноповестей Георгия Полонского "Доживем до понедельника"
После прочтения каждой повести смотрела фильм)
Доживем до понедельника
Три дня из жизни средней школы. Разные ученики, разные педагоги. У всех свои проблемы и свои тараканы. И все они не представляют себя без школы, ведь именно здесь их настоящая жизнь... Фильм снят практически точно по повести, с совсем незначительными изменениями.
Ключ без права передачи
Несколько дней из жизни уже другой школы, в которую пришел новый директор, а среди учителей намечается конфронтация между учителем химии, которая сама не любит ни свою работу, ни свой предмет, и детям не дает их полюбить, и молодой учительницей литературы, своей работе и детям преданной, но порой бескомпромиссной до жестокости по отношению к другим учителям. А в центре этиго конфликта оказываются 10-классники, перед которыми масса проблем: отношения с родителями, выбор дальнейшего пути в жизни, да и первая любовь, которую никто не отменял. В фильме режиссер Динара Асанова много чего нового ввела по сравнению с повестью: рассуждения школьников на серьезные темы, их экскурсия по пушкинским местам Ленинграда в день гибели Пушкина с включением выступлений поэтов (Окуджавы, Ахмадулиной и т.д.) и другие фишки. И финал фильма понравился мне больше книжного.
Перевод с английского
В центре этой повести - 2 педагога: молодой, способный, но совершенно не знакомый со спецификой работы с детьми математик-практикант - и пожилая англичанка, всю себя отдающая детям, школе, где-то смешная и нелепая, как девочка, восторженная и удивительно добрая. В классе, в котором они работают, возникает сложная ситуация: один из ребят приносит письмо, якобы написанное их ровесниками из США. Советских школьников просят помочь советом, как спасти любимого учителя, которого преследуют злобные капиталисты. На какой-то момент это сплачивает класс, но потом открывается обман - и начинается травля мальчишки, который всего-то и хотел обратить на себя внимание лидера класса, а лидер-то оказывается дутым... И снова мне показалось, что фильм убедительнее повести, какие-то акценты расставлены точнее.
Репетитор
Это уже взрослая история о девушке из приморского городка, которая постоянно видит знаменитых артистов, приезжающих в их дом отдыха, и мечтает вырваться отсюда любыми путями. Она знакомится с внуком знаменитой актрисы, который влюбляется в нее и по простоте душевной начинает готовить "мечтающую о сцене" девушку к экзаменам, хорошо и по-честному. А она, видя всегда перед собой только глянец актерской жизни и не подозревая о трудностях профессии, давит на то, чтобы ей помогла его бабушка. Принципиальный молодой человек бросает ее. Трагедия у обоих. Книга понравилась больше. Но вообще, так себе.
Не покидай...

Один из любимых фильмов детства) И повесть не подкачала. Снято практически чётко по тексту, только песни и стихи в повести совсем другие, многие принадлежат средневековым вагантам. Но в фильме, мне кажется, не хуже))
Дальше ко взрослому
Яна Вагнер. Вонгозеро. Живые люди
Любимый жанр постапокалипсиса. Землю накрывает неизвестный вирус, карантинные меры не помогают. И герои на нескольких машинах из Московской области отправляются к заброшенному домику на острове где-то в Карелии. Трудности пути, жуткие картины умирающего мира и звереющих людей усиливаются конфликтами внутри этого так внезапно возникшего коллектива. Но надежду дает то, что рядом с беспределом, бесчеловечностью, недоверием существует самоотверженность, бескорыстие, желание помочь.
Книга "Живые люди" продолжает рассказ о героях, добравшихся до вожделенного озера и выживающих теперь в маленьком домике. 11 человек, проблемы с едой, подозрительные соседи на другом берегу и подступающий со всех сторон безжалостный вирус. Выживут не все. Но главное - сохранить в себе живого человека.
Дилогия понравилась. Хотя "Туннель" понравился все равно больше) Буду еще читать автора.
Им Сон Сун. Консультант.
Так себе вещь. Главный герой в юности писал и выкладывал в сеть детективы, где основное внимание уделял не расследованию, а подготовке и осуществлению преступлений, чтобы при их совершении они выглядели как несчастный случай. Неожиданно от некоей компании он получает заказ на создание новых детективов, вводные к которым (герои, ситуации и т.д.) ему дают. Он начинает хорошо зарабатывать, но однажды понимает, что придуманные им убийства происходят на самом деле по разработанному им самим сценарию. Однако теперь уйти из компании он уже не может, потому что не знает, как далеко простирается ее власть, и подозревает, что она окутывает едва ли не весь мир. А однажды он получает задание разработать сценарий убийства своей бывшей девушки... Всё это сначала очень интересно, а потом начинается какая-то ерунда, и заканчивается всё абсолютно невнятным финалом.
Мишель Бюсси. Код 612. Кто убил маленького принца?
Небольшая совсем повесть, герои которой разгадывают тайну исчезновения Экзюпери, решив, что в "Маленьком принце" он зашифровал место, где спрятался от мира после своей якобы гибели. Они исходят из того, что планеты, по которым путешествовал Маленький принц, на самом деле острова, и начинают посещать их один за другим, обнаруживая на каждом члена некой полутайной организации, которые прочно ассоциируются с героями сказки: Фонарщик, Пьяница, Король и т.д., причем каждый из посещенных после визита героев получает посылку со змеей внутри, и змея эта их жалит. Мне очень сильно эта история напомнила "Код Да Винчи", где тоже была организация, своеобразно рассматривались библейские тексты и находились весьма странные трактовки библейских событий, произведений искусства на тему и т.д., и сначала это было дико интересно, а потом возникал резонный вопрос: а есть под всем этим хотя бы одно рациональное зерно? Примерно так и тут)
Мишель Бюсси. И всё-таки она красавица
Как и все детективы Мишеля Бюсси, держит в напряжении, все тайны раскрываются ближе к финалу, есть элемент неожиданности. Но книга сильно уступает прочитанному у автора раньше (Самолет без нее, Черные кувшинки, Пока ты не спишь, Следы на песке). Героиня - очень красивая женщина, мигрантка из Африки, которая много пережила в своей жизни и мечтает только об одном: жить вместе со своими детьми во Франции. У нее трое детей: красавица-дочка, не гнушающийся криминальных связей сын и мальчик-подросток. И тут друг за другом случаются 2 убийства и одно покушение на убийство мужчин, которых героиня когда-то хорошо знала. Подозрение падает на Бэмби, прекрасную дочь героини. Только вот зачем ей это надо? Показалось, что герои раскрыты слабо, сюжет недокручен, да и тема мигрантов мне не близка.
И многократно рекомендованная книга П.Мелькова-Печерского "В лесах"
Ох и длинная! Я что-то подочумела ее слушать. Сначала было безумно интересно: русский быт, традиции, герои такие сочные, страсти нешуточные, трагедии настоящие, совсем другое мировосприятие, чем у нас (особенно женских образов это касается, которые, на мой взгляд, удались автору бесподобно). Плюс шикарный язык. Но вот подробности скитской жизни утомили, честное слово, особенно если учесть, что совсем не праведниками представлены здесь все эти настоятели-священники-послушницы. Понимаю, что надо дальше читать, "На горах", поскольку интересна дальнейшая судьба Параши, Марьи Гавриловны и Алексея Лохматого (и всё, пожалуй, остальные не интересуют)), но пока заставить себя не могу. Дозрею.
И про литературу на сцене. Посетила 3 спектакля родного драмтеатра.
"Мосин. Трехлинейный роман"

Часовой спектакль на малой сцене о Сергее Ивановиче Мосине, о процессе создания им нового вида винтовки - и о любви к замужней женщине, которую муж-подлец обещал уступить ему за большие деньги. Ради этих денег, собственно, и подал Мосин заявку на участие в конкурсе, ради них и работал над винтовкой. И ведь выиграл, несмотря ни на что! И личное счастье обрел)
"Пиковая дама"


Давно не получала такого удовольствия от спектакля. Он очень крут, от декораций и игры актеров - до трактовки. Здесь параллельно идет рассказ о Германне, Лизе и старой графине, хранящей секрет трех карт, и о молодости этой графини, когда она тот самый секрет узнала. А в конце к помешавшемуся Германну она является сразу в двух своих ипостасях...
"Леди Макбет Мценского уезда"

Тоже очень понравился спектакль. Сюжет все знают, пересказывать не буду. А сыграно классно.
Ну всё. Осень заканчивается. Листья облетели, снег выпал. Всё по расписанию) А я начинаю читать рождественско-новогоднее.