Дневник пятилетнего читателя, зима: Привидения, Клады, Дедморозы
дневник читателяЧтение с пятилеткой в декабре и январе.
Сыну 5,3
Вот что успели начитать за два месяца.
** Новые книги **
1. Отфрид Пройслер, три сказки:
Маленькое привидение
Маленькая Баба-Яга
Маленький Водяной
Я взяла в библиотеке наиболее симпатичное мне издание сказок Пройслера. Наконец мы до них доросли! Я столько раз видела в дневниках этого автора, но сама его не знала, у меня в детстве таких сказок не было.
Сказка про привидение понравилась мне больше всего. Она очень добрая, весёлая, совсем не страшная, при этом интересная и не слишком длинная. Для тех, кто как и я не знает сюжет, напишу кратко: в одном старом немецком замке жило Маленькое Привидение, оно просыпалось по ночам и спало днем. Никого не пугало, плохого ничего не делало. У него была мечта увидеть мир днём, и вот однажды оно проснулось днём. Нет, дальше тоже не было ничего страшного, это милая сказка. Привидение попало через подземные переходы в город, и там само всех боялось и не знало, как вернуться в свой замок и снова стать ночным приведением, но трое смелых городских детей ему помогли. В сказке есть пара смешных моментов, как Привидение срывает городской праздник реконструкции, приняв его за нападение шведов, и мой ребенок хохотал на этих моментах.
Про маленькую бабу ягу читал в основном папа, я только начало зацепила и услышала конец истории в исполнении мужа. Про Водяного тоже напополам читали, но те отрывки, которые достались мне, мне понравились. Из всех трех сказок повесть о водяном самая длинная и менее динамичная, но мой вкус.
Что могу сказать по итогу - отличные сказки для пятилетних детей, добрые, веселые, увлекательные. Рекомендую ровесникам.
Еще хочется показать вам иллюстрации, я из-за них выбрала эту книжку на полке:
Вообще хорошее издание Пройслера, и по формату и по оформлению. Страницы, опять же, очень плотные, я уже двадцать лет не встречала бумаги такого качества у художественной литературы, прям приятно держать в руках.
2. Пингвин, который хотел всё знать - Дж. Томлинсон
Эту книгу мне вручила подруга с горячими рекомендациями.
Мне не понравилось. Сказка - попытка впихнуть в ребенка наукообразные знания о фауне полюса, через диалоги животных между собой. Когда животные называют друг друга именами, которые им дали люди ("Мы королевские пингвины, а там пингвины Адели. Это тюлени Уэддела") это всегда кринж.
Но самое главное, это обман, который вскрылся на последней странице, в послесловии автора. Вот читаешь ты его сказку про то, как растет маленький пингвин Отто - как его растит пингвин самец Клавдий, который не его биологический отец, а просто подобрал кем-то брошенное яйцо, как Отто кормят разные самки пингвина, и в диалоге персонажей это подчеркивается - "мы королевские пингвины, у нас растят детей всей стаей, кормит любая самка", а биолог в конце пишет "ну на самом деле так не бывает, если яйцо упало то его не будет выращивать другой пингвин и кормят птенцов только его мама и папа". Что?! А почему было не написать сказку как пингвина кормит его мама и папа и рассказывает ему об окружающем мире, в лучших традициях "Умки"? Зачем это всё выдумывать, дети же запомнят именно так как было в сказке.
нет ничего хуже обмана и недостоверности.
3. Клады. Читай и копай! - Иван Привалов
Взяла книгу в библиотеке потому что понравилась обложка и аннотация и я сама очень захотела её прочитать. Для дошкольника информация, поданная в книге, еще не совсем понятна - затонувшая Атлантида, раскопки в Болгари, Хазары, клады Нарышкина - слишком много приходиться дополнительно объяснять, чтобы смысл дошёл. Но общие главы про то, почему в земле в принципе хранятся сокровища, как их можно найти, почему не все еще до сих пор найдены - понравятся при должной подаче даже малышу. Поэтому что мы всегда делаем с такими книгами? - читаем и объясняем своими словами. Так что даже пятилетним мальчишкам будет интересно узнать немного про клады и кто и как их ищет.
4. Как поступить Дэнни?
Купила по совету Женьшень.
Книга очень хорошая, но у нас свою функцию не выполнила. Ребенок отвечал при выборе сюжета как поступить правильно и все истории моментально завершались. То есть сын ни разу не выбрал конфликтный вариант типа "орать чтобы дали такую же тарелку" и все такое, тк знает как правильно поступать (при том что не всегда сам будет так делать), но он отвечает верно как бы считывая ожидания взрослых от этих вопросов. Я ему раз предложила похулиганить и выбрать другой вариант ответа, и у нас получилось чуть развить сюжет. Но интерес к книге быстро потерялся. Не знаю для кого она, для детей которых до этого плохо воспитывали и потом вдруг решили начать объяснять как правильно? Или надо было ее не в пять лет читать, а в 3,5-4 года нам.
** Перечитанное старое **
На одних новых книгах конечно чтение не строилось, что-то вспоминали, брали с полок и перечитывали.
"Здравствуй, Зима" - Оксана Фадеева
Ее в начале декабря предложила прочитать я сама. За один вечер вспомнили, как разные животные и птицы встречают зиму. Отличная, хорошо иллюстрированная книга для малышей.
Конечно же читался любимый "Маттиас" Барбру Линдгрен. Илья сам вечером просил его достать и просил прочитать главу про улиток, про то как Маттиас что-то коллекционировал и главу про поездку в Скансен. Крепкая у нас любовь с персонажами, даже про Малыша и Щепкина ребенок забыл на фоне Маттиаса.
Папа с ребенком дочитали в середине января "Всё про Дедморозовку" Усачёва. Муж сказал что конец истории очень трогательный - снеговики захотели превратиться в настоящих детей, он даже прослезился.
Надеюсь только что Илья не запросит перечитывать этот толмуд ))
Я в конце декабря брала в библиотеке наши любимые книжки, которые мы читали в 3-4 года:
Элизабет Шоу, три сказки: Кабанёнок Кузя, Улитка, Черепаха
"Самые добрые в мире" Ульф Нильсон
Книжку про похороны он совсмем не помнит, оказалось. Читали как в первый раз. Я уже давно заметила что какие-то книги двухлетней давности он хорошо помнит, а другие совсем забыл, и на это непонятно что влияет - все одинаково много читались и были любимые, вызывали эмоциональный отклик в момент чтения. Например, раз читанную "Петунию" он помнит, а вот "Самые добрые в мире" забыл. Странно.
Также перечитывали отдельными главами и кусками: рассказы Носова, главы из Винни-Пуха, главы из повестей про Хому и Суслика (любимые "Как Хома страшые истории рассказывал", "Как Хома на дальнее поле за горохом ходил", "Как Хома и Суслик рыбачили", "Как Хома клетку нашёл")
** Аудио сказки **
Заслушивали в декабре и январе "Механического Деда Мороза" Свена Нурдквиста. И хотя я знаю что сын не всё понимает, но он постоянно слушает сказку и смеется над шутками оттуда. Будем, видимо, каждый год читать и слушать и он будет открывать с каждым разом что-то новое для себя в этой повести.
Клоуны Швах и Плюх
Это случайно найденная подборка книг стала любимой у Ильи. Он смеется с рассказов про двух клоунов, поет песни из книги. Ничего не могу сказать о качестве и наполнении рассказов, ни разу вместе с ним не слушала. Надеюсь там ничего ужасного нет. Сказал, что больше всего нравится альбом «Приключения Плюха и Шваха. Детское радио». А вообще дискография у клоунского дуэта обширная, и песни и рассказы, и развивающие музыкальные занятия.

Также понемногу слушал истории про Конни, Собачку Соню, Чевостика, Жили-были Ёжики, русские народные сказки - всё как всегда.
PS. кстати, кто из наших ровесников что-то из рекомендованных мною книг читал по нашим следам, - пишите в комментах отзывы ,всегда приятно прочитать.
Лучший ответ