"Денис Давыдов" и "Дмитрий Донской" - Герои земли русской, Нигма
Очень хочется поделиться своими впечатлениями от прочтения двух книг из новой серии изд-ва Нигма "Герои земли русской".
В школе мне очень повезло с учительницей по истории. Она всегда так интересно рассказывала и преподносила предмет, что учебники можно было не читать. Да и, по правде сказать, ее рассказы запоминались гораздо лучше, чем скучные параграфы учебников, материал которых тут же улетучивался из головы лишь стоило закрыть книгу.
"Денис Давыдов" в Озоне, Лабиринте, Риде
К чему это я. Читая эту историческую повесть Александра Баркова о знаменитом гусаре, я как будто вернулась в школу, на урок истории и слушаю рассказ преподавателя о Денисе Давыдове. Так интересно и нескучно автор описал его геройскую биографию, что если до прочтения этой книги у меня в памяти об упоминании имени Дениса Давыдова всплывали лишь слова "гусар, партизан, Отечественная война 1812 года", то сейчас я могу запросто рассказать его военную биографию, настолько она мне запомнилась и понравилась в изложении Баркова. Настолько понравилась, что я пошла почитать биографию гусара в википедии, захотелось поподробнее с ней познакомиться.
Начинается повесть с рассказа о детстве и семье Дениса Давыдова, о его первой встречи с Суворовым, который предсказывает, что "этот будет военный человек. Я, чай, еще не умру, а Денис, глядишь, три сражения выиграет!" Младшему брату Дениса, Евдокиму, полководец предрек гражданскую службу. Так все и случилось.
Книга тоненькая, и, конечно, не вся биография гусара рассказывается. Рассказывается об основных подвигах Давыдова в ходе Отечественной войны 1812 года, как он, будучи адъютантом Багратиона, предложил организовать из казаков партизанский отряд, и как он со свойственной ему храбростью, находчивостью и смекалкой командовал этим отрядом и не раз перехитрил войска Наполеона.
Вычитала в википедии:
"В начале 1807 года он был назначен адъютантом к генералу П.И. Багратиону. В своё время Давыдов в одном из стихов вышутил длинный нос Багратиона и поэтому немножко побаивался первой встречи с ним. Багратион, завидев Дениса, сказал присутствующим офицерам: «Вот тот, кто потешался над моим носом». На что Давыдов, не растерявшись, ответил, что писал о его носе только из зависти, так как у самого его практически нет. Шутка Багратиону понравилась. И он часто, когда ему докладывали, что неприятель «на носу», переспрашивал: «На чьём носу? Если на моём, то можно ещё отобедать, а если на Денисовом, то по коням!»
Вообще повесть читается легко и даже с улыбкой, в книге есть несколько эпизодов, над которыми я посмеялась. Например, как в ходе боя с французами один партизан от страха ахнул "Мамочки!" остальные партизаны эту прибаутку подхватили и со словами "Эх, мама! Мамочки!" одолели французов. Плененный офицер потом спросил у Давыдова, "А что значит по-русски это страшное "Мама! Мамочки!" Да, умом Россию не понять))))
В повести много диалогов, наверно, еще и поэтому материал воспринимается легче, есть реальные даты и цифры. В конце книги автор упоминает о некоторых очерках Дениса Давыдова о войне 1812 года и берусь предположить, что автор ими пользовался при написании повести, так как встречаются фразы взятые в кавычки, но, к сожалению, нет сноски к ним.
Ну и не могу в очередной раз не воспеть талант своего любимого художника - Николая Михайловича Кочергина! Сразу ясно, что художник ознакомился не только с текстом книги, но и изучил биографию Дениса Давыдова более подробно.
Взять хотя бы этот разворот в начале книги. В повести не упоминается, что, став партизаном, Давыдов опустил бороду и надел мужицкий кафтан, чтобы крестьяне его узнавали и не приняли за француза, так как они не разбирались в военной форме, а русское и французское обмундирование было похожим, к тому же русские офицеры говорили по-французски.
На фото все развороты.
* * * * * * * * * * * * * *
"Дмитрий Донской" в Озоне, Лабиринте
Эта книга по настроению и по изложению отличается от предыдущей. Все таки тут описываются не подвиги удалого гусара, а рассказывается о том тяжелом времени, когда Русь находилось в подчинении у Золотой Орды. Виктор Лунин рассказывает о жизни князя Дмитрия Донского, как он пытался объединить русских князей в борьбе с татарским игом, как одержал победу на Куликовом поле. Куликовская битва со школьных времен мне запомнилась только тем, что на ратный подвиг князя благословил преподобный Сергий Радонежский, предсказав победу русскому воинству, и дав в помощь двух монахов Осляблю и Пересвета, "чтобы их мужество подогревало русское войско во время битвы". Все это мы изучали в третьем классе. Так что могу сказать, что обе книги из серии можно отнести к категории для младших школьников (хотя на книгах стоит маркировка 12+).
Изложение В. Лунина мне очень понравилось, все описывается довольно подробно. Помню, как на уроках истории нас постоянно мучили вопросами о причинах, предпосылках объединения Руси, начала войны и т.п. и их последствиях. Не всегда в учебниках эти моменты были по пунктам, приходилось вчитываться, анализировать, вырывать из контекста. Автор в начале повести описывает причины почему Русь не могла справиться с Золотой Ордой, что князья постоянно враждовали между собой, каждый хотел быть первым, не было сплоченности. Временами мне казалось, что я читаю учебник истории. В основном идет описание событий, диалогов крайне мало.
Украшают книгу иллюстрации Татьяны Мавриной, их всего восемь на книгу, три разворота без иллюстраций.
Обе книги сами по себе тоненькие, толщину им придает очень плотный немного тонированный офсет. К качеству изданий придраться невозможно. Споткнулась, правда, на паре опечаток в "Дмитрии Донском" - "назван в чАсть отца" (стр.6) и "так возДе Новгорода и не появился" (стр.10) Если для кого-то важно то буква Ё в книгах на месте.