Что нужно, чтобы книга понравилась даже самым-самым маленьким? Не только вкус, но и цвет, наверное...
Не знаю, как на счет вкуса, но как показывает практика, картонные книги малыши предпочитают чаще, чем книги с тонкими мелованными страничками. Зато на последних может быть изумительный цвет, а главное... текст!
И так, одни из наших любимых книг для малышей до 3-х лет (осталось то всего-ничего до совершеннолетия...)

Пожалуй, я начну с книги для самых-самых маленьких - "Яблочки-пятки", Анастасии Орловой.

Эта книга попала к нам недавно, и очень жаль. Стихи замечательные, то что нужно, чтобы развлекать малышей, крутя их самолетиком по комнате, намывая по вечерам в ванной, собираясь на прогулку или уже, будучи на улице, шлепая по лужам или валяясь на снегу.
Стихотворения самые что ни на есть бытовые, на каждый день. И если ваш малыш еще совсем не разговаривает, или не желает слушать Барто и Чуковского - читайте ему стихи Насти Орловой, играйте с ним в процессе, и эти стихи станут первыми, что он будет вам декларировать, когда научится говорить. И скорее всего, они запомнятся ему на всю жизнь.
Моя дочь их рассказывает буквально после первого прочтения!
Очень уж они добрые, дружелюбные и родные, что ли, так сказать, о жизни малыша и для малыша!
О рисунках - судите сами. Нам с дочкой очень нравятся. Мы с ней даже рисуем в таком духе - я черным карандашом нарисую похожую картинку, а она раскрашивает (также размашисто, как и в книге).



















(Лабиринт, Озон)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Еще одна, честно говоря, неоднозначная книга, но определенно, для самых маленьких - "Сказки перед сном"

Мне сначала книга не очень понравилась. А именно, первая же история - про совушку, которая только и делала, что говорила "Туит", и ждала в ответ только "Тугу". Боже мой, подумала я, как много картинок, и как мало текста, а главное, смысла в тексте. Но, когда в конце истории я прочитала справку про сов, и что девочки у них кричат определенным образом, когда хотят создать пару, а мальчики отвечают им взаимностью и тоже кричат только определенным образом (то самое "Тугу", которое я раньше всегда ассоциировала со всеми совами, а не только с самцами), я была очень заинтригована этим фактом. И дочь тоже. Она потом несколько дней ходила и под впечатлением этой истории всем пересказывала, что совушка кричит "Туит" (при чем повторяла все звуки очень точно), а мальчик ей отвечает "Тугу" (делая при этом проникновенное выражение лица и с предыханием). И тут я поняла, что это взрослым истории кажутся плоскими, а для малышей, 2-3-х лет,- это очень подходящие по смыслу и содержанию коротенькие сказки, которые можно прочитать и перед сном, и днём, между делом и играми, чтобы чуть-чуть успокоиться, узнать интересный факт, прослушав коротенькую справочку в конце каждой истории, а потом дальше продолжать буйствовать и разносить дом в пух и прах.
На твердой пухлой обложке вырезано окошко, стилизованное под дупло, в котором мы видим семейку совушек в ожидании появления своих малышей. Большой формат. Мелованная бумага.
Остальные четыре истории выдержаны в том же стиле - много иллюстраций, мало текста, мало смысла, но все очень понятно ребенку:
- История про котенка, который вроде бы никого не боится, а когда толпа ужастиков нагрянула к нему на вечеринку, смысле, как и подобает хорошему хозяину, оставив дом и ужин в распоряжение гостей)))
- Сказка, в которой девочка Нанука, живущая на Крайнем Севере видит во сне прекрасный сад и отправляется на его поиски. (Сказка в стихах). С ней идут многие северные животные (хороший обзор северной фауны для ребенка), и в конце концов наступает ночь, а сада все нет и нет. И тут начинается чудо - Северное Сияние! Вот он, оказывается, какой - Волшебный сад! И все персонажи, и Нанука и животные, затаив дыхание, наблюдают как прямо перед ними, на небе, распускаются волшебные соцветия, переливаются тысячей оттенков, как будто и правда разглядываешь какие-то волшебные клумбы.
- Сказка про мышек-песчанок, которые живут в Африке, в Сомали. История о том, как в самый засушливый период все мышки уже совсем было отчаялись напиться и прокормиться, и как один мышонок все же не унывал, и придумал для родственников развлечение. А именно, нужно было дойти до дерева, далеко-далеко на холме и станцевать танец дождя. Другими словами - тянул время. В общем, пока они дошли, пока станцевали, пока поспали - тут и период дождей подоспел! Как же потом все мышки радовались, а мышонка Робле, наверное, чуть ли не шаманом своим выбрали))))
Робле - на сомалийском языке означает "рожденный в период дождей". Еще предлагается малышам (вместе с родителями, естественно), найти Сомали на карте мира. Очень интересно - мы искали)))
- А последняя сказка мне понравилась тем, что дочка не дав ее дочитать начала мне рассказывать, кого или что она боится, и мы походу дела обыграли, как бы мы подружились с тем, кого она боится. Ведь герой этой сказки так и сделал - подружился с тем монстриком, который жил у него под кроватью и наводил на него постоянно страх по ночам!
А всего-то делов - нарисовать этого жуткого чудища таким вот примиленьким монстриком - и можно смело опускать голову под кровать (брррр, всегда в детстве боялась туда заглядывать...).
Очень здорово этой сказкой заканчивать книгу перед сном...
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Одна из самых любимых книг в последнее время у дочки - это "Крошка Ёжик" Тамары Крюковой.
Читаем эту книгу каждый день перед сном.
В ней три истории. Истории коротенькие, знакомят малышей с обитателями леса, усадьбы, а также рассказывают об одном из сезонов - о Зиме!
Всё начинается с того, что летом у Ежихи родился сынок - Крошка Ёжик. Он подрастает и превращается в настоящего любопытного непоседу. И вот как-то раз он отправляется один гулять по лесу, где встречается с разными животными. Акцент в этой истории сделан на то, какие в лесу живут звери (основные), и что у них есть, для того, чтобы выжить. Крошка Ёжик все расстраивается, что у него нет таких замечательных качеств, но, когда в конце ему встречается Лиса, он понимает, что и у ёжиков есть свои преимущества - он сворачивается клубочком, растопыривает свои иголки и катится в укрытие. А потом он рассказывает маме, кого повстречал в лесу, и что у них есть. В этой части я предлагаю дочке пересказать самой, что она помнит - кого встретил Ёжик, что у них есть и для чего им это (у Зайца - длинные уши, у Белки - пушистый хвост, у Крота - большие лапы, и пр.). Так кратко дочка пересказывает всю историю.
Во второй истории Крошка Ёжик забирается в усадьбу на опушке леса и встречается там с домашними животными. Они рассказывают ему, как они говорят и что умеют. Так Крошка Ёжик знакомится с новыми животными, которым не нужно выживать в лесу, но нужно что-то делать, чтобы быть полезными человеку. Опять же в конце истории мы вместе с дочкой кратко пересказываем маме Ёжика, с кем он познакомился, когда попал в усадьбу.
Но больше всего мне понравилась третья история. Поскольку Ёжик родился летом, то он совсем не знал, что такое зима. И вот все в лесу начали суетиться. Оказывается все ждали какую-то зиму??? Белка и Хомяк готовили припасы для нее (наверное она очень голодная), Заяц переодевался в новую шубку (наверное это очень важный зверь и ему надо понравится), Медведь так вообще прятался в берлогу, а Утки улетают в далекие края (наверное, она еще и страшная). И Крошка Ёжик скорее бежит к маме, чтобы предупредить её, что скоро придёт голодный и страшно важный зверь - Зима! Но мама ему всё объясняет, для чего звери готовят припасы, переодеваются или готовятся к спячке. Что зимой в лесу холодно, голодно, но все белое и пушистое.
Крошка Ёжик тоже хочет посмотреть на белый лес, а мама ему предлагает немного вздремнуть и потом посмотреть. Она то знает, что когда Крошка Ёжик проснется, будет уже весна...
Так просто и интересно автор рассказала малышам о Зиме.
Дочка теперь каждый раз выходя на улицу, говорит:
- Ну, и Зима же сегодня! Вся белая и пушистая! (Или холодная и заснеженная).
Очень понравился этот автор. Уже присматриваюсь к другим её книгам.
Формат А4, твердая обложка, очень милые иллюстрации. Животные все нарисованы крупно, узнаваемо, частично в одежде, а Крошка Ёжик все время гуляет в замечательных красных ботиночках в горошек.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
А как вы относитесь к паукам?
Скорее всего, вы их боитесь.
Максимум - относитесь ровно.
Но вряд ли кто-то испытывает к ним настоящую любовь.
А некоторым паукам, особенно очень маленьким паучкам, невдомёк, почему же люди их боятся? Об этом и рассказывается в добрейшей книге:
"Как полюбить паучка" Диана Амфт
Однажды один маленький паучок обнаруживает, что некоторые люди испытывают настоящее отвращение, при виде пауков, и пытается найти ответ на вопрос - Почему? Он спрашивает у мамы, но маме сложно ответить просто. И тогда паучок отправляется в путешествие. Он опрашивает всех знакомых пауков, почему их боятся люди, но никто не может дать ему однозначного ответа. Тем не менее, все ответы позволяют ему прийти к своим собственным выводам. И когда он рассказывает их маме, она хвалит паучка, что он сам к этому пришёл.
А паучок решил так:
- Возможно, люди нас боятся, потому что не знают нас! И если каждого принимать таким какой он есть, то можно полюбить даже самого ужасного на вид паука! Ведь если кто-то отличается от нас, это не значит, что он плохой и страшный...
Вот так автор этой доброй и простой сказки о паучке (Диана Амфт) пытается донести до своих маленьких читателей, что не нужно боятся того, чего ты не знаешь. Нужно с этим просто поближе познакомится)))
Книга формата А4, с твердой обложкой и мелованной бумагой. Очень красочная, а пауки все премиленькие (Худ. - Мартина Матос)))
После этой книги дочка ходила и всех допытывала вопросом:
- Мама, а почему нас люди боятся?
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Две замечательные книги-игрушки, рассчитанные на детей в возрасте от 30 (!) месяцев - как раз наш возраст:)
Но на самом деле их можно разглядывать и играть по ним, пожалуй, уже с года. Тем более они так добротно сделаны - из картона, что им не страшны никакие шаловливые ручки!
По книге "Большие и маленькие" можно играть с детьми как раз тогда, когда они уже начинают отличать большое от маленького, длинное от короткого, толстого от худого и т.д.
А еще замечательно эту книгу читать, если намечается день рождения! Там все персонажи, одинаковые, но все же разные, а кое-кто при этом собирается прийти на день рождения. И именно его нужно отыскать в толпе похожих собратьев по характерным признакам. Ведь каждый, кто идет к другу на день рождения либо несет с собой что-то, либо прихорашивается для этого)))
Замечательные картинки, интересные и посильные задания, износоустойчивые книги, которые переживут не одно поколение малышей)))
В книге "Кто где?" чуть более сложные задания. Скорее для малышей от 2-х лет. Нужно найти того, кто спрятался НАД, ПОД, ЗА и т.д. Моей дочке очень нравится искать их, но не только их. Мы по ходу придумываем и другие задания - кто слева, кто справа, сколько вверху, сколько внизу и т.д.
А еще тут тоже нужно найти в толпе того, кто собрался на... вечеринку) Я, например, сама с трудом нашла черепаху (да уж, сама давно уже не пользуюсь помадой:)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Еще две книги пользуются у нас большой популярностью. Но не сами по себе, а как расширенная версия любимых мультфильмов - это истории про Крокодила Гену и Чебурашку, и все сказки Григория Остера.
В частности, про Гену Марта слушает с удовольствием, потому что это наш самый любимый мультфильм, с героями которого она всегда и везде играет. Я боялась, что проза будет скучной, но ошиблась. Читаем коротенькими кусочками. Всё очень знакомо по мультфильму, но тем не менее, дочь слушает внимательно. Лично мне не очень нравятся иллюстрации, очень уж они страшно-навязчивые. Но это моё личное отношение к данным художникам (сложилось еще после книги Маршака "Детки в клетке"), дочь на мой взгляд не испытывает к ним такого неприятия.
Большой формат А4, твердая обложка, плотный офсет. Крупный шрифт, подойдет для самостоятельного чтения. Сама книга получилась очень удачной и, думаю, для таких же любителей историй про Чебурашку, как мы, она станет достойным украшением библиотеки. В общем - классика, есть классика.
Еще один хит в плане мультфильмов - "Котенок по имени Гав" и "Осторожно: обезьянки!" - поэтому и книга со сказками Григория Остера у нас пользуется большой популярностью. Тем более, что котенок Гав там написан почти слово в слово, как в мультфильме. Хорошая альтернатива просиживанию перед экраном - начинаю читать, и дочь просит ещё и ещё.
Книга большого формата А4, твердая обложка, толстая - 320 стр! Плотный офсет.
Художники разные, но любимые мультфильмы узнаваемы.
Еще понравился раздел про приключения Пифа - короткие фразы под картинками Сутеева - настоящий комикс. Лучше всякого мультфильма!
Книга тоже, по-моему, классическая и должна быть в каждой детской библиотеке!
Приятного Вам чтения - легкого и интересного!