Опера «Мадам Баттерфлай»
Детские театры и кинотеатры
Вторая большая премьера текущего сезона, посвященного празднованию 50-летия Театра Наталии Сац, - это возобновление легендарного спектакля Наталии Сац «Мадам Баттерфлай, или Чо-Чо-Сан» - оперы Джакомо Пуччини в двух действиях и трех частях на либретто Луиджа Иллика и Джузеппе Джакоза по мотивам драмы Давида Беласко «Гейша».
Наталия Сац обращалась к этой опере дважды. Впервые - 1944 году в ссылке в в Алма-Ате, в Казахском театре оперы и балета, где «Чо-Чо-Сан» стала ее первой работой в качестве режиссера после долгого перерыва. «Птице нужно летать, рыбе - плавать, а режиссер не может жить без новых своих постановок. Уже несколько месяцев я получаю заработную плату в Опере и недоумеваю. Ставить-то не дают! - писала Наталия Ильинична в своей книге «Новеллы моей жизни». - И вдруг официальный вызов к директору театра: «Дирекция решила поручить вам поставить в казахской труппе «Чио-Чио-Сан» Пуччини. Первая европейская опера в исполнении казахской труппы на казахском языке». Ровно в девять утра, обхватив двумя руками клавир, пробегаю мимо доски объявлений, где уже вывешен приказ дирекции: «Приступить к репетициям оперы Пуччини «Чио-Чио-Сан». Постановку поручить режиссеру Сац Наталии Ильиничне».
Тот спектакль стал невероятно успешным. «Общественное мнение вознесло всех нас выше гор Ала-Тау, - писала в своей книге Н.И.Сац. - Появились лестные приказы, был устроен для всего коллектива загородный банкет… Но самое удивительное было перед вторым спектаклем. Кассирша уверяла, что сам Сергей Эйзенштейн подошел к кассе и за деньги - это особенно ее потрясло (дали бы ему бесплатный пропуск!) - попросил билет на «Чио-Чио-Сац». Слетевшее с губ Эйзенштейна прозвище этой оперы «Чио-Чио-Сац» мгновенно облетело всю Алма-Ату и окончательно решило мой успех».
Второй раз Наталия Сац решила поставить оперу Пуччини в своем Первом Музыкальном театре в Москве. Одним из главных мотивов тогда стал, помимо ее безмерной любви к партитуре Пуччини, мотив воспитательный. В Первый Музыкальный театр ходили не только дети, но и юноши и девушки, и в какой-то момент Наталия Ильинична стала слышать со всех сторон, что «любовь - старомодна, а мимолетные связи - нечто вседозволенное и время чистых девушек прошло». Я почувствовала настоятельную необходимость создать спектакль, который поможет ощутить, как велика ответственность любви, и решила во второй раз поставить «Мадам Баттерфлай» Джакомо Пуччини», - написала она потом в «Новеллах моей жизни». Ведь «Чо-Чо-Сан» (кстати, Наталия Ильинична утверждала, что произносить название оперы как «Чио-Чио-Сан» - это «ошибка, ставшая привычкой: надо говорить Чо-Чо-Сан, а не Чио-Чио-Сан - «и» перед «о» в итальянском не произносят. Чо-Чо - бабочка») - это история о великой любви.
«Любовь для наивной, чистой Чио-Сан - вся жизнь. Для Пинкертона, ее возлюбленного, - очаровательная игра: как весело ловить красивую бабочку около купленного им игрушечного домика! Это - начало трагедии, «Чио-Чио-Сан» - лирическая драма, продолжающая реалистические традиции итальянского искусства. И как правдивы, как глубоко трагичны сцены второго и третьего актов, когда покинутая Чио-Сан с маленьким сыном и верной подругой-служанкой Сузуки влачит нищенское существование, но продолжает верить, что Пинкертон вернется, что он - лучший из лучших, единственный, и не теряет света надежды. Узнав горькую правду, Чио-Сан кончает жизнь самоубийством, предпочитая смерть бесчестию. Вернее, она умирает физически, когда в душе ее погасла вера в единственного любимого». - такой перессказала сюжет и смысл оперы «Чо-Чо-Сан» Н.И.Сац в своей книге.
Вторая редакция спектакля Н.И.Сац держалась в репертуаре несколько десятилетий. Теперь театр восстанавливает тот легендарный спектакль Наталии Ильиничны - максимально бережно, трепетно и уважительно, прилагая максимум сил для того, чтобы сохранить в целости дух того спектакля, обновив лишь оболочку - техническую сторону спектакля, декорации и костюмы. «Одним из главных названий для Наталии Ильиничны Сац была опера «Чио-Чио-сан», которая десятилетиями была в репертуаре театра, - говорит художественный руководитель театра Георгий Исаакян. - Почему-то ей это было важно, чтобы эта опера шла на этой сцене. Я думаю, что понимаю, почему: великая музыка помогает преодолевать сложные сюжеты, музыкальный театр - это в первую очередь театр музыки. И если дети, школьники, студенты не слушают эту музыку, они лишены чего-то очень важного в жизни».
Сайт мероприятия: http://teatr-sats.ru/madam-batterflaj-cho-cho-san-2