Области человеческого бессознательного. Перинатальные матрицы С.Грофа.
Малыш, до и после родовПриступая к рассмотрению этой темы, я планировала сделать краткий обзор состояний плода во время нахождения в утробе матери и самого процесса рождения, соответствующего перинатальным матрицам доктора Грофа. Но в процессе поняла, что эта тема заслуживает более детального и связного рассмотрения - от того, как доктор Гроф пришел к этому понятию и насколько связана тайна рождения с последующей жизнью человека. Считаю, что каждому будет полезно ознакомиться с основными положениями этих исследований, а лучше самим прочитать книгу целиком. Да и вообще задуматься и осознать, что обладая возможностью даровать жизнь новому человеку, мы обязаны сделать все от нас зависящее, чтобы дать ему лучшие возможности, которые простыми материальными благами не достигаются.
Станислав Гроф посвятил 17 лет исследованию психоделиков. ЛСД числилась в официальной фармакопее в качестве терапевтического средства со специфическими показаниями и противопоказаниями. Она была легко доступна квалифицированному персоналу, а ее распространение находилось под контролем. Широкая публика почти ничего не знала о психоделиках, поскольку отчеты об исследованиях подобных препаратов публиковались только в научных журналах. Желающие подвергнуть себя эксперименту имели возможность в медицинских условиях при поддержке профессионала пройти ЛСД-сеанс.
Потом психоделики стали вызывать всеобщий интерес. Их стали распространять на черном рынке. Люди начали проводить собственные эксперименты. Психоделическое движение оказало сильное влияние на современную культуру: живопись, музыку, поэзию, дизайн, искусство, фильмы и театр.
Феномены, наблюдаемые в психоделических сеансах, являются проявлением глубинных областей бессознательного, еще непознанных современной наукой. Поэтому применение существующей теории и практики в вопросах, связанных с употреблением психоделиков, пока что является весьма неэффективным.
ЛСД-25 /диэтиламид d-лизергиновой кислоты/ изобрел швейцарский химик Альберт Хофман. ЛСД пытались применять при лечении шизофрении, алкоголизма, наркомании, психозов и остальных психических отклонений. В общем ЛСД-психотерапия оказалась намного безопасней многих других используемых в психиатрической терапии процедур, таких как электрошок, психохирургия и лечение инсулиновой комой.
В исследовании влияния ЛСД на художественные способности также были интересные открытия – художники, скульпторы и музыканты обнаруживали редкие способности. Закончилось все следующим – по одной версии ЛСД является духовной, эмоциональной и социальной панацеей для человечества и мощным оружием в излечении серьезных ментальных и психосоматических заболеваний и по другой – ЛСД злейший враг, который вызывая серьезные изменения мозга, физические и ментальные нарушения, угрожает здоровью будущих поколений.
Анализ данных ЛСД- переживаний за несколько десятилетий указывает на то, что это вещество является неспецифическим усилителем ментальных процессов, выносящих на поверхност сознания различные элементы из глубин бессознательного. То, что замечено в ЛСД-переживаниях и в различных окружающих их ситуациях, оказывается в своей основе экстериоризацией и усилением конфликтов, внутренне присущих человеческой природе и цивилизации. Если основываться на этой точке зрения, то ЛСД-феномены являются интересным материалом для глубокого понимания ума, природы человека и человеческого общества.
С.Гроф выявил четые основных типа ЛСД-переживаний и соответствующих им областей человеческого бессознательного:
- абстрактные и эстетические переживания;
- психодинамические переживания;
- перинатальные переживания;
- трансперсональные переживания.
Под действием ЛСД пациенты при помощи доктора Графа находили корень своих проблем, спрятанных глубоко в подсознании и заново переживали даже забытые события и состояния, наложившие глубокий отпечаток на всю их последующую жизнь.
Пробираясь все глубже и глубже, доктор и пациенты сходились во мнении, что родовая травма часто являлась фундаментальным прототипом всех тех ситуаций, в которых человек чувствовал себя совершенно беспомощным, отданным на милость внешних разрушительных сил. После переживания повторного рождения в ЛСД-сеансах состояние многих пациентов значительно улучшалось.
Оживление переживаний – одно из наиболее частых и постоянно наблюдаемых явлений у пациентов в ЛСД-психотерапии. Это повторное переживание живо и реалистично, характеризуется разными признаками регрессии субъекта в те времена, когда он впервые переживал данное событие. Один из наиболее важных аспектов этой регрессе состоит в том, что ощущение своего тела всегда соответствует возрасту, в который регрессировал субъект. Так, восстановление воспоминаний раннего младенчества включает в себя чувство диспропорции между размером головы и остальным телом.
Наиболее старые ядра переживаний относятся к самым ранним стадиям младенчества, к периоду кормления грудью. Самым частым является оживление оральных (ротовых) фрустраций, связанных с жестким графиком кормления, с нехваткой молока, с напряжениями, тревогой, нервозностью, недостатком любви со стороны матери и с ее неспособностью создать эмоционально теплую, мирную и предохраняющую атмосферу. Столь же часто отмечаются и такие травмирующие переживания детства, как холод и другие неприятные ощущения, болезненные медицинские вмешательства, физические страдания во время болезней, насильственные процедуры или необходимость приема вызывающих отвращение жидкостей, угрожающие звуки, грубое лечение и эмоциональная изоляция. Иногда пациенты отмечали переживания, связанные с тем, что их роняли дети постарше или взрослые. Типичную группу неприятных переживаний составляют травмы, связанные с отнятием от груди и с искусственным кормлением, ассоциирующимся с твердостью и холодом ложки, скверным вкусом пищи или тем, что она слишком горяча, с небрежностью кормящего. Особую важность представляют события, угрожающие жизни ребенка вследствие ограничения его дыхательной деятельности.
Перечень приятных детских воспоминаний включает эпизоды безопасности и удовлетворения, такие как переживание хорошей груди /термин, обозначающий удачно сложившийся период грудного вскармливания/ и других видов либидозного и ощущательного удовольствия, чувства, что тебя принимают, любят и ценят, интереса и тяги к приключениям, к обычному нормальному окружению, к животным и играм со сверстниками.
В тех случаях, когда возможно было привлечь свидетелей, а также использовать другие способы ведения исследований, некоторые из воспоминаний часто обнаруживали поразительную точность.
Фактором наибольшей важности оказывается эмоциональная атмосфера в семье и межличностные отношения ее членов. Одно-единственное событие может иметь огромное патогенное значение, когда оно случается на фоне особо неблагоприятной семейной обстановки. Однако оказывается, что и ежедневные патогенные взаимодействия с одним из членов семейства, длящиеся в течение месяцев и лет, могут непрерывно регистрироваться в памяти, собираться в конденсированном виде и образовывать в конечном итоге патологический фокус, сравнимый с фокусом, возникшим в результате макротравмы. Вследствие комбинаций различных факторов определенное событие жизни ребенка становится ядром переживаний и оно начинает работать как матрица памяти, а более поздние аналогичные переживания записываются в тесной связи с первоначальным событием. Повторяющееся наложение следующих слоев может привести в результате к специфическому динамическому сгустку воспоминаний, который С.Гроф назвал системой конденсированного опыта/СКО/. Когда фундамент СКО заложен, он начинает влиять на субъекта а плане его восприятия окружения, переживания мира, в плане его позиций и поведения.
Сходство между родовым переживанием и определенными травматическими событиями более позднего периода жизни предполагает возможность разряда глубоких эмоциональных и инстинктивных энергий, связанных с этой наиболее фундаментальной травмой человеческой жизни, в то время когда СКО проявляется в ЛСД-сеансе.
Основные характеристики перинатальных переживаний и их главный смысл сосредоточены на проблемах биологического рождения, физической боли и агонии старения, болезни и дряхления, а также умирания и смерти. Сходство между рождением и смертью, понимание того, что начало жизни есть то же самое, что и ее конец, – главная философская тема, сопровождающая перинатальные переживания. Эпизоды умирания и повторного рождения часто весьма драматичны и имеют много биологических проявлений, очевидных для внешнего наблюдателя – ускорение пульса, дрожь тела, мучительные боли, хватание ртом воздуха, мышечное напряжение, сложные скручивающиеся движения, изменение цвета лица. Помимо этого, пациенты часто сообщают о видении эмбриона, плода и новорожденного или идентификации с ними.
В ходе своих исследований Гроф был поражен связью четырех типичных групп /матриц/ переживания и клиническими стадиями прохождения родов.Четыре основные матрицы переживаний он назвал Базовыми Перинатальными Матрицами/БПМ-I-IV/. Биологический аспект перинатальных переживаний состоит из конкретных и реалистичных переживаний, связанных с индивидуальными стадиями биологических родов. Каждая стадия биологического рождения имеет специфическую дополнительную духовную составляющую.
- Для безмятежного внутриутробного существования – это переживание космического единства; начало родов параллельно переживанию чувства всеобъемлющего поглощения; первая клиническая стадия родов, сжатие в закрытой маточной системе, соответствует переживанию нет выхода или аду;
- проталкивание через родовой канал во второй клинической стадии родов имеет свой духовный аналог в борьбе между смертью и повторным рождением;
- метафизическим эквивалентом завершения родового процесса и событий третьей клинической стадии родов является переживание смерти Эго и повторного рождения.
БПМ-I. Изначальное единство с матерью /внутриутробное переживание до начала родов/.
Сумма ненарушенных внутриутробных переживаний во время беременности могла бы играть важную роль в отношении будущей стабильности личности, сравнимую с положительным опытом в период кормления. Некоторые пациенты сообщают о весьма сложных реалистических воспоминаниях начальной эмбриональной стадии. Эти переживания ассоциируются с блаженным состоянием сознания, космическим единством и всезнанием.
Нарушения внутриутробной жизни могут выражаться в виде эмоционального потрясения и физическими ощущениями, связанными с различными вредными воздействиями и обстоятельствами жизни матери, включая вкусовые. Стремление снова восстановить состояние тотального совершенства, пережитое однажды в материнской утробе, оказывается первичной мотивирующей силой у каждого человека.
БПМ-II. Антагонизм с матерью /схватки в закрытой матке/.
Вторая перинатальная матрица относится к первой клинической стадии родов. Внутриутробное существование, близкое в нормальных условиях к идеалу, подходит к концу. Мир плода нарушен, вначале коварно – посредством химических воздействий, позднее грубым механическим путем – периодическими схватками. Это создает ситуацию полной неопределенности и угрозы для жизни с различными признаками телесного дискомфорта. На этой стадии маточные схватки затрагивают плод, но шейка матки еще закрыта, и пути наружу нет. Мать и ребенок становятся источником боли друг для друга и вступают в биологический конфликт.
Страх и замешательство матери, негативное или двойственное отношение матери к неродившемуся ребенку или к самому процессу родов может сделать эту стадию еще более трудной. Все это может влиять на физиологическую взаимосвязь между родовыми схватками и открытием шейки матки.
Человек ощущает себя запертым в замкнутом мире и испытывает невероятные физические и психологические муки из-за этого. Те, кто пережил встречу со смерть в рамках БМП – II, часто проводят аналогию между агонией рождения и смерти, что еще больше усиливает чувство безнадежности. Мы страдаем, когда рождаемся, и умираем в страдании: агония рождения идентична агонии смерти. Мы вступили в этот мир совершенно беспомощными, ничего при себе не имея, такими же мы и покинем его.
Мучительное чувство обособленности, отчуждения, метафизического одиночества, беспомощности, безнадежности, неполноценности и вины представляют собой стандартные компоненты БПМ-II.
Человек, оказавшийся в западне ситуации “нет выхода”, ясно видит бессмысленность человеческого существования, однако изо всех сил пытается найти смысл жизни. Эта борьба часто совпадает с тем, что переживается как попытка плода выйти из закрытой матки и спасти свою жизнь.
Среди типичных физических симптомов, связанных с переживаниями БПМ-II, следует указать ощущение очень сильного давления на голову и тело, звон в ушах /как при нырянии на большую глубину/, мучительные боли в различных частях тела, затруднения с дыханием, острые сердечные приступы и резкие перепады температуры.
В качестве матрицы памяти БМП-II представляет собой основу для записи всех неприятных жизненных ситуаций, в которых непреодолимая разрушительная сила давит на пассивного и беспомощного человека.
БПМ-III. Синергизм с матерью /проталкивание через родовой канал/.
Эта матрица связана со второй клинической стадией родов. Схватки продолжаются, но шейка матки уже широко открыта, и постепенно начинается трудные и сложные процесс проталкивания плода через родовой канал. Для ребенка это означает серьезную борьбу за выживание с сокрушающим механическим давлением и нередко с удушьем. Но система уже не закрыта, и возникает перспектива прекращения невыносимой ситуации. Усилия и интересы матери совпадают. Их совместное интенсивное стремление имеет своей целью прекратить это в основном болезненное состояние. В конце этой стадии ребенок может войти в контакт с различными видами биологического материала – кровью, слизью и тд.
Наиболее важной характеристикой этого переживания является атмосфера титанической борьбы. Интенсивность болезненного напряжения доходит порой до степени, превышающей все, что может выдержать человек. Испытуемый переживает огромную концентрацию энергии и ее взрывное высвобождение и описывает ощущение мощных потоков энергии, струящихся во всем теле.
Когда напряжение достигает абсолютного предела, ситуация теряет качество страдания и агонии: переживание сменяется буйным экстатическим восторгом космических размеров, который можно назвать вулканическим экстазом.
Типичный набор телесных проявлений, сопровождающий БМП- III, подтверждает связь этой матрицы с биологической родовой травмой. Очень сильное давление на голову и тело, чувство удушья и сжатия, мучительные боли в различных частях организма, серьезные сердечные нарушения, перемежающиеся приступы жара и холода, чрезмерная потливость и общее мышечное напряжение.
БПМ-IV. Отделение от матери /прекращение симбиотического союза с матерью и формирование нового типа отношений/.
Эта матрица относится к третьей клинической стадии родов. Мучительные переживания достигают своей кульминации, проталкивание через родовой канал подходит к концу и вот крайнее напряжение и страдание сменяются неожиданным облегчением и релаксацией. Завершается период задержки дыхания и, как правило, недостаточного снабжения кислородом. Ребенок совершает свой первый глубокий вдох и его дыхательные пути раскрываются. Пуповина перерезают, и кровь, которая до этого циркулировала по сосудам пуповины, направляется в легочную область. Физическое отделение от матери завершилось, и ребенок начинает свое существование в качестве анатомически независимого существа. После того как снова устанавливается физиологический баланс, новая ситуация оказывается лучше, чем две предшествовавшие, но в некоторых – весьма важных – аспектах она хуже, чем первоначальное ненарушенное первичное единство с матерью. Биологические нужды ребенка не удовлетворяются на непрерывной основе, нет и постоянной защиты от перепадов температуры, раздражающих шумов, изменения интенсивности света, от неприятных тактильных ощущений. Степень приближения переживания в постнатальный период /БМП-IV/ к перинатальным переживаниям /БМП-I/ в значительной мере зависит от качества материнского ухода.
Подобно другим матрицам БМП-IV имеет биологическую и духовную грани. ЕЕ активизация во время ЛСД-сеанса может привести к конкретному реалистическому повторному переживанию обстоятельств рождения. Иногда оно включает в себя удивительные специфические детали, которые временами удается проверить методом независимого опроса свидетелей. Наиболее частыми являются ссылки на запах применявшихся анестезирующих препаратов, на звуки хирургических инструментов и другие шумы, на степень освещенности комнаты или окружения и нередко особенности протекания родов /предлежание ребенка, обвитое пуповиной, использование хирургических щипцов, действия, связанные с оживлением/.
Это переживание обычно называют смертью Эго. После того как человек пережил до самых глубин тотальное уничтожение и ударился о космическое дно, он зачастую бывает поражен видением белого или золотого света и чувством облегчения и расширения пространства. Общей атмосферой становится атмосфера освобождения, искупления, спасения , любви и всепрощения.
Переживание биологического рождения и духовного возрождения часто сопровождается чувством космического единства. Восприятие естественной красоты значительно усиливается, а простой бесхитростный образ жизни в тесном контакте с природой представляется наиболее желательным. Положительная атмосфера может неожиданно прерываться специфическим комплексом неприятных симптомов, включающие в себя острые проникающие боли в пупочной области. Весь эпизод, обычно непродолжительный, определяется некоторыми испытуемыми как оживление памяти о кризисе, связанном с перерезанием пуповины. Его можно отличить от похожих переживаний, связанных с предыдущей стадией, по полному отсутствию внешнего давления и по тому факту, что боли концентрируются в области живота. Наблюдения, сделанные во время ЛСД-сеансов, указывают на то, что это переживание представляет собой глубокий источник страха кастрации.
Телесные ощущения, типичные для БМП-IV, – это длительная задержка дыхания, удушье и усиление мышечного напряжения, сопровождающееся неожиданным вдохом, облегчением, релаксацией и прекрасным физическим самочувствием.
Что касается памяти, то БМП- IV представляет собой матрицу для записи ситуаций, характеризующихся чувством ухода от опасности. Все серьезные успехи, которые достиг в жизни человек, могут возникнуть в связи с этой матрицей как быстро сменяющие друг друга кинокадры.
Участники данных сеансов убеждены, что плод способен субъективно переживать не только грубые нарушения его существования, такие, как попытки аборта, проникающие громкие звуки, интенсивные вибрации и механические сотрясения, но и недомогания, связанные с соматическим состоянием матери, когда она больна, устала или пьяна. Еще более удивительными являются многочисленные независимые заявления, что плод осознает или разделяет аффективные состояния матери. В этой связи сообщалось о соучастии плода в материнских присупах тревоги, эмоциональных шоках, взрывах агрессии или ненависти, депрессивных настроениях, а также в ее чувствах релаксации, удовлетворения, любви и счастья.
Другим интересным аспектом этой категории феноменов служат отчеты об обмене мыслями между матерью и ребенком в матке, который принимает форму телепатической коммуникации. Переживая различные внутриутробные состояния, многие испытуемые чувствуют, что во время их пребывания в утробе матери эта многуровневая коммуникация заставила их остро осознавать, желаемы ли они и любимы или нежеланные и ненавидимы. В лечении многих психических больных эта тема становилась одной из важнейших, и им приходилось проводить многие часы сеансов, прорабатывая ее. Столь же трудной и сложной задачей для испытуемых-близнецов является длительная и тонкая проработка темы деления матки с товарищем или соперником. Однако беды плода – не единственное содержание внутриутробных переживаний. Не менее часты эпизоды положительных океанических чувств и блаженного единства с матерью, сопровождаемого благодатным обменом физическими, эмоциональными и духовными энергиями, а также успокаивающими мыслями и интуитивными догадками трансцендентальной природы. Другим интересны аспектом этих переживаний было то, что испытуемые во время беседы на эту тему обнаруживали познания в эмбриологии и физиологии беременности, которые значительно превышали их прежнюю осведомленность в этой области. Нередко они точно описывали характеристики сердечных ритмов матери и ребенка, природу различных акустических феноменов в брюшной полости, специфические детали положения, физических черт и поведения плода, процесс планетарной циркуляции и даже детали обмена между материнской кровью и кровью плода в плацентарных ворсинках. Иногда описания беременности, появлявшиеся в их отчетах, отражали полное проникновение в суть процесса и участие в нем на уровне физиологии ткани, клеточного обмена и биохимических реакций. Психиатры, психологи, биологи и другие специалисты, проходившие программу обучения работы с ЛСД, выражали удивление по поводу того, насколько убедительными и подлинными оказывались эти переживания. Они подчеркивали, что переживания такого рода наблюдались в их сеансах вопреки тому, что раньше они не допускали возможности пренатальных воспоминаний. Более того, сам факт существования таких феноменов противоречил их научным убеждениям до сеанса.
Переживания различных стадий родов становятся ядром, на которое наматывается клубок всех дальнейших событий в жизни человека, которые влияют на его действия и общее состояние.
Во время родов часто случается так, что мать становится отдалена от ребенка посредством лекарств и замыкания на своей боли и своих чувствах, но важно осознать значение матери еще до самого процесса родов, ведь маленький человек, который готовится к рождению и проходит через этот процесс, подвергается тяжелым испытаниям и нуждается в поддержке и связи с матерью. Часто предпочитают думать, что дети забывают все и вообще настолько малы, что им ничего не важно до определенного возраста, но это не так и все в жизни малыша имеет значение, процесс родов особенно.
Хочу пояснить, что в данном случае ЛСД не стоит рассматривать как способ развлечения /как тот же алкоголь и сигареты, которыми развлекается каждый и каждая вторая/, но как метод излечения больных с депрессиями и расстройствами психики, которым не помогали обычные лекарства и психотерапия. Кроме этого, в этих опытах принимали участие и здоровые люди – врачи, художники, музыканты, медсестры и люди из разных областей жизни. Всего в течение 17 лет работы С.Гроф провел более 2500 ЛСД-сеансов и изучил более чем 1300 сеансов, проведенных его коллегами в Чехословакии и США.
Нам есть, над чем задуматься.
Ну и разрядим немного обстановку анонимным голосованием: