Кооперативные игры от 4х лет. Мои переделки
игры для малышей (дошкольников)В ответ на Наташин пост - покоя он мне не дает. Кооперативные игры - это игры без проигравших. Игроки объединятся против игры (или против ведущего) и этим снимается напряжение при проигрыше, а радость от победы дастается всей команде.
Я писала уже о своих переделках известных кооперативных игр для малышей с помощью обычного набора кубиков. Но - Маруся уже выросла из них и прочитав пост Наташи я задумалась - а во что мы играем сейчас? Итак, игры которые есть у нас и мои переделки их в кооперативные. Как ни странно - ни одной оригинально кооперативной игры у меня попрежнему нет.
1. Куча мала от Татьяны Барчан.
В наборе: 9 карточек-палитр, 6 сюжетных картинок, 6 цветных квадратов и 36 маленьких карточек, игральный кубик с наклейками и инструкция с правилами на 4 игры.

Самая любимая игра Маши - это с использованием сюжетных картинок. Все круглые карточки фишки с изображениями предметов переворачиваются вниз лицом, сюжетные картинки раскладываются перед игроком и игра пошла. Поочереди переворачивам фишки и ищем на картинках эти предметы. Кто первый нашел - тот почетно выкладывает ее на картинку (на картинках сбоку есть полукруги специально для фишек, что крайне удобно). Попутно повторяем все названия, обсужаем сюжеты картинок, рассуждаем где может быть та или иная и т.д. интересная находка в том что например машинка может быть и игрушкой, и магнитиком на холодильнике и нарисована на картине. Посуда,одежда, мебель - как детской так и кукольной и т.д. Это вносит некоторый элемент неожиданности.
Из минусов - часто в нее непоиграешь - дети запоминают где что находится.
Еще один вариант - используются круглые фишки с изображением предметов и квадратные карточки с цветами. Игра настолько интересная, что и старший ребенок неотказывается сыграть.
Мои правила ( в инструкции немного другой вариант - нам он не подошел): Отбирается несколько квадратных карточек цветов ( или используются все - но вначале будет сложновато). круглые фишки переворачиваются лицов вверх. Каждый игрок по очереди выбирает круглую фишку и прячет ее под одной изх красок, объясняя свой выбор. Например (использую те фишки что есть на фото вверху) - кружка. Еее можно спрятать и под голубой краской ( кружка голубая, поэтому я прячу ее под голубой краской) и под красной (на кружке красный горох, поэтому я прячу ее под красной краской). Лимон можно спрятать под желтой - он желтый, или под зеленой - у него зеленый листок. Для некоторых предметов дети создают более сложные ассоциации - я прячу шорты под желтый, потому что их носять когда много солнца ( шорты чуть чуть выглядывают из под лимона - они оранжевые). Или - я грячу грузовик под голубой, потому что он может перевозить грузы в дождь. Мы не прячем слишком много - 4-6 красок и под каждую 2-4 фишки.
далее - неиспользованные фишки убираются. И начинается самое интересное! Игроки поочереди бросают цветной кубик и пытаются припомнить - а что спрятано под этой краской? если игрок не помнит - остальные пытаются ему подсказать, прямо не называя - мимикой, движениями, загадками.
Из минусов - все таки нужен ведущий - в этой роли выступаю я - чтоб убрать правильно названную фишку. Иначе при уборке дети подглядывают все остальные.

Это не чисто кооперативная игра -по правилам надо искать на поле то что выпало на твоем барабане по стрелке на скорость с соперниками и получать за это рыбок. Но вся "беда" с этой игрой в том, что про рыбок никто и не вспоминает! Я играла в эту игру и с детьми 3,5-5 лет и с 7-9 лет и со взрослыми. После первой же раскурти стрелки все начинают ползать на коленях по полу и искать не только свои, но и чужие картинки, подсказывают, подбадривают, сопереживают и радуются чужому подвигу как своему! Это чистой воды игра против игры!
3. Лови мышей

Игра по оригинальным правилам ( можно посмотреть тут) достаточно суровая - можно и воровать мышей у соперника, и стараться собирать "дорогих" мышек. Мы так в нее не играем.
В маленькой коробочке 4 двухсторонних мордочки кошек, 30 мышек и 2 цветных кубика. Все очень высокого качества. мордочки из плотного картона, но покрыты пленкой.


Цель игры - поймать всех мышек. Для этого по очереди бросаем кубик и в соответствии с выпавшими цветми - забираем мышек себе. В таком варианте мы играли с Машей в игру где то в ее 2,5г - довольно скууучное занятие и довольно долго всех мышей поймать не могли. Сейчас я ставлю песочные часы и надо быстро быстро сыграть, чтоб успеть словить всех мышек. Если мы никуда не торопимся - после того как поймали всех мышей продолжаем бросать кубик и собираем мышек определенного цвета, меняясь в соответствии с цветами на кубиках - Маше это особенно нравится.
Другой вариант. На кубиках есть грань без цветов. Мы используем ее в игре и так как предложено в правилах - она означает любой цвет. Но иногда используем и так - она обозначает мышку, которая сбегает навсегда от кошек! так как кубика 2 - часто выпадает - пустая грань и какой то цвет. Цвет определяет мышку, которая сбежала. Надо поймать всех мышей, до того момента как сбегут 5 мышек.
Игра очень удачная. Она не из тех игр, которые ребенок сначала постоянно достает, а потом забрасывает, невспоминает и перерастает. Она растет вместе с малышом - от применения на практике знания цветов до сложения двухзначных чисел.
4. Djeco Мини семейка

Игры джеко славятся своим качеством, множеством интересных и оригинальных игр. А так же тем что многие игры какие то ... недодуманные. И эта игра - яркий тому пример! Оригинальные правила предполагают раздать по пять карт и менятся картами, собирая одну из семеек, до тех пор пока другие игроки согласны меняться. Никто у нас в семье этих правил не оценил. Но процесс обмена делает игру очень даже кооперативной, потому как сколько бы мы не играли - все одновременно собирают свои семейки.
Маша придумала свои правила - немного бредовые. Ее очень впечатлил факт разъединения семьи и она всеми силами стремиться воссоединить родственников. Колода раздается по количеству игроков в стопки. Каждый игрок выкладывает свои стопки по 4 карты как они выпали. Получается много перепутанных семеек. В каждой группе из 4 карт выбирается старший. Далее между играками голосами старшего в семейке начинаются переговоры по обмену. Игра становится очень разговорной, стратегической, с неожиданными оборотами - потому как старший может попросить любую карту, а не только карту своей семьи - например, королева, оказавшись в компании ведьмочки попросила себе рыцаря для защиты. Собранные семейки просто выбывают из игры.
5. Djecо Пират и Построй замок

Это карточные игры. Пират - вариант для мальчиков, Построй замок - соответственно для девочек. Я буду описывать игру для девочек, потому как переделывалась она для Маши, но игры отличаются только темами - мальчики собирают корабли, вместо фей у них - пушки, вместо брилиантов - монеты, вместо ведьм - пираты.
В оригинальных правилах игроки по очереди берут карты из колоды ( причем сами решают - брать еще или одного раза достаточно) и пытаются построить свой замок. В свой ход можно прикупить части своего замка за брилианты у других играков. Если выпадает ведьмочка -ей надо отдать 3 своих карты либо заколдовать феей. Маша очень боится ведьмочек, игра слишком возбуждает ее в плохом смысле. К тому же в игре много случайностей и кому то всегда выпадают детали замка, а кому то - ведьмы. И правила были немного переделаны.
История такая - жилы были 3 феечки в прекрасном замке ( мы играем в основном на 3х - так что один замок у нас и так всегда лишний и по оригинальным правилам его надо изъять из колоды). Собираем замок и помещаем туда 3 фей. Но однажды на эту прекрасную страну налетела злая ведьма и решила завладеть этим замком. Одна из карт ведьм помещается над дворцом. Для этого созвала она своих подружек со всего света. Мы должны помочь феечкам - построить им свои собственные замки до того как все ведьмы заселят этот замок.
Далее каждый игрок выбирает себе феечку, для которой будет строить замок. Все как в оригинальных правилах - переворачиваем поочереди карты из колоды и строим замки. Появляющихся ведьм селим в их замок. Но чтоб выиграть в какой то момент игрокам приходится решать - поселить ли ведьму - или откупиться от нее. Решение принимается совместо. Обычно к этому моменту уже много брилиантов и деталей чужих замков накоплено и что-то отдать уже не воспринимается как катастрофа. Если ведьмы с самого начала сыпяться одна за одной - игроки могут принять решение отпраивть одну из феечек сражаться с ведьмами - очередная выпавшая ведьма и одна из фей возвращается в колоду, а сама колода - перемешивается. И как правило - замки феям благополучно достраиваются.