Борьба за огонь и каменный топор...
семейные игрыЕще в начале этого года я стала счастливым обладателем довольно увесистой коробки, которая скрывала в себе нелегкие будни людей первобытно-общинного строя. Вот наконец я оставила за плечами такое количество добытой древесины, намытого золота, выстроенных хижин и вспаханных полей, что готова поделиться своими впечатлениями об игре. Итак, "Каменный век". В России эта игра выходила под названием "100 000 лет до нашей эры", но мы дома называем ее всегда "Каменный век" (во-первых, так короче, а во-вторых, у нас нелокализованная версия с надписью на коробке Stone Age).

Не буду оригинальна, если скажу, что игра в первую очередь привлекла красивым полем и наличием разноцветных брусочков, символизирующих добываемые ресурсы.

Для меня это была вторая игра из разряда экономических (после Сантьяго-де-Кубы) и, наверное, первая с таким количеством компонентов и действий. Поэтому что я вам могу про нее сказать? В то время, когда "продвинутые настольщики" уже давным-давно в нее наигрались и постепенно распродают свои экземпляры, для меня игра стала откровением, воротами в мир евроигр. Я влюбилась в нее с первого взгляда (еще до того, как взяла в руки): в нашем сообществе периодически игра упоминалась, и после того, как я нашла и прочла подробные обзоры, то решила, что она мне нужна непременно. Прошло уже больше полугода с момента ее приобретения, а "Каменный век" до сих пор частый гость на нашем игровом столе. Были дни, когда мы играли по 4-5 партий подряд (и это при том, что партия может длиться около часа), играли вдвоем, втроем, вчетвером...
Итак, племя отправляется "на заработки": мы расставляем своих миплов на различные локации в надежде добыть необходимые ресурсы.

Лентяев мы отправили или работяг - определят кубики. Вот честно, не знаю, что за мистика, но мои "соплеменники" частенько от работы отлынивают, кубики из раза в раз демонстрируют мне грани с одной и двумя точками (не редкость результат броска трех кубиков - 1, 2 и 2), даже каменные орудия труда не всегда спасают. Из-за этого срываются планы по постройке хижин, племя терпит убытки, иногда даже голодает. А вот у двоюродной сестры (чаще всего с ней и играем) племя выполняет пятилетку за 3 года - кубики приносят пятерки и шестерки. Так что я часто сестре проигрываю. Хотя может быть причина не только в этом - сестра заранее определяет стратегию, которой будет придерживаться (например, распахать как можно больше полей, увеличить население и, соответственно, вкладывать прибыль в развитие именно этих отраслей - брать соответствующие карты). Я же отвлекаюсь на сиюминутные выгоды - хижину, приносящую больше очков, карточку с бонусами и т.п. Вообще игра вдвоем, это особая игра - мы успеваем далеко продвинуться по "шкале пашни", накопить орудия труда, увеличить племя, построить целую деревню хижин - каждый раунд у обоих игроков может быть довольно результативным.
Но я больше люблю игру втроем - появляется живая конкуренция. И хотя, скажем, в глиняном карьере могут трудиться бок о бок представители двух племен, но зато один из игроков, как правило, не успевает "поработать" в деревне, поэтому и кормить население уже труднее, нельзя пренебрегать охотой.

А еще игра может закончится неожиданно рано: наточив каменные топоры, племя отправляется на прииски с целью принести как можно больше золота, а соседнее племя вдруг забирает последнюю хижину из одной стопки, и все "добытое непосильным трудом" золото при подсчете очков ценится не выше древесины.
Пробовали мы играть и вчетвером - вот тут точно сложно придерживаться выбранной стратегии, так как карты уводят буквально из-под носа, своей очереди вспахать поле не дождаться, в мастерскую для изготовления топориков почти не пробиться, и хижины расходятся как горячие пирожки. Тут я играла по принципу - успеть бы хоть что-нибудь хорошее занять. Поэтому я больше люблю игру втроем.

Ксюша долго наблюдала за нами. Настольные игры она любит, поэтому такое красивое поле, фигурные брусочки и наши комментарии за игрой невольно ее привлекали. Пару раз она порывалась играть с нами, но, не понимая, что надо делать, кроме как расставить своих человечков, дочка начинала скучать и бросала игру. Я не пытаюсь научить ребенка играть в то, что ей еще не по возрасту (у нас полно игр, в которые мы можем с ней поиграть), но примерно месяц назад Ксюша заявила, что непременно хочет играть в Каменный век (сейчас ей 6 лет). В ходе пробной партии я поняла, что именно надо упростить, чтобы она могла играть - мы не используем умножение карт развития, они нужны нам исключительно для сиюминутной выгоды (верхняя часть карты). В конце игры мы подсчитываем количество людей в племени, количество топориков и хижин, очки на "шкале пашни", а также просто количество купленных карт. Именно это и приносит нам победные очки. Такое начисление очков для дочки прозрачно и понятно. Так "Каменный век" переживает в нашем доме вторую волну интереса (сначала играли с дочкой каждый день, теперь пару раз в неделю).

Возможно, "Каменный век" нам когда-то надоест, покажется слишком простым на фоне эпохальных игр в мире евро-настолок. Но пока я достаю эту объемную и тяжелую коробочку с полки исключительно с удовольствием и в предвкушении на ближайший час погрузиться в нелегкую борьбу за огонь за выживание человека каменного века )).
Интересных вам игр!
На этот раз все картинки найдены в сети.