Бакчен. Небо и Земля
семейные игрыОб этой игре в моём окружении мало кто слышал. А она, тем не менее, активно наращивает армию поклонников по всему миру. Этот пробел в знаниях заставил меня перелопатить весь интернет вдоль и поперёк.

По скудной информации из сети, Бакчен - это древняя тибетская игра. Впрочем, некоторые источники утверждают, что игра японская. Ничего удивительного. В этом регионе часто происходит подобное смешение: кимоно, драконы, палочки для еды, игра Вейцы, она же Бадук или Го, широко распространены и в Китае, и в Корее, и в Японии…
Первая современная книга с описанием правил и стратегии pagchen, почему-то в процессе перевода превратившегося в бакчен (к слову, вариантов написания названия этой игры наберётся добрый десяток) написана нашим соотечественником Игорем Берхиным.

В какой-то момент я усомнилась, настолько ли древняя эта игра, на сколько хочет выглядеть. Мне так и не удалось найти ни одной фотографии или иллюстрации, где был бы запечатлён процесс игры аборигенов. Всё больше европейцы попадались. Меня убедило лишь описание быта простых жителей Тибета, в котором упоминалась игра Пакчен.
Самыми ближайшими родственниками бакчен являются китайское домино (на 28 камнях),

европейское домино (на 32 камнях),

маджонг,

покер (а с ним и другие карточные игры, где надо собирать комбинации),

турецкая игра ОКей

и израильская Руммикуб

Для игры в Бакчен вам понадобятся камни, по форме напоминающие фишки для маджонга, а по рисунку аналогичные тем, что используются в домино:

Только здесь не будет пустышек и некоторые фишки в наборе будут повторяться четырежды (семейство Неба), а некоторые дважды (семейство Земли). Как во многих карточных играх вам надо будет бить взятки соперников, составляя наиболее сильные комбинации из камней в руке.
Самое сложное для начинающего - запомнить значения всех камней, ведь каждый из них имеет своё название и принадлежит к одному из семейств, взаимодействующих по особым правилам. Впрочем, эта проблема достаточно легко решается распечаткой схемы, которую игроки держат перед собой.

Игра проходит в несколько раундов и победителем считается тот, кто возьмёт последнюю взятку в текущем круге. Это даст ему право начинать следующий круг.
Но не всё так просто. Вы можете выигрывать раунд за раундом, а в очередной раз соперник закончит круг с прыжком и получит большое преимущество при подсчёте очков. Для того, что бы не происходило подобного, игроки, как ни странно, должны стараться играть слаженно, как одна команда. Иногда лучше передать ход дальше, иногда лучше скинуть крупный камень, иногда… Вот в постижении всех этих «иногда» и кроется мастерство игрока.

В отличие от классического домино, это игра на взятки. И она требует хороших аналитических способностей. И у неё довольно высокий порог вхождения (сложно освоить правила). А ещё для партии необходимо ровно 4 игрока, которых у нас никогда не набирается. В общем, в моей семье игра ждёт своего счастливого часа.
А вдруг однажды тёплым летним вечером собравшись на веранде дома, который я когда-нибудь построю на берегу моря, мы с подругами достанем солнечно-жёлтую коробрчку и погремим костями ![]()