Anno 1800.
ЕврогеймыВнезапно куплена нами Anno 1800!
Изначально игра была в моём списке «к рассмотрению», как и многие другие. Какие-то игры покупались/предзаказывались, какие-то нет. Anno 1800 попала в список, потому что автор Мартин Уоллес, тот самый, который Брасс придумал. Хоть Брасс мы и не купили после просмотра летсплея, но игнорировать его бешенную популярность, нельзя. После объявления Звезды о начале продаж Anno, меня постигло разочарования. Не понравилось ничего, ни оформление, ни цена в 4490 руб. Но народ по-прежнему радовался появлению игры, и писал весьма неплохие отзывы. Чтобы окончательно определиться, мы решили посмотреть летсплей от Безнала. Думали, глянем минут 10-15, чтобы с чистой совестью вычеркнуть игру из списка, а в итоге посмотрели летсплей полностью и стали искать, где бы купить игру подешевле))
Механика игры нас удивила. Вроде во всё из жанра евро мы уже играли, или, по крайней мере, видели в летсплеях. Оказывается нет. Такого у нас ещё не было! Да, здесь есть механика выставление рабочих, но играет она не ведущую роль, а является своего рода инструментом для работы основной механики игры Anno 1800. Поискала по интернету как бы "обозвать" эту механику. Более менее точное определение, которое мне понравилось, называется " построение производственных цепочек".
Попробую объяснить в чём же "соль" игры Anno 1800.
Обычно я не описываю тему и легенду игр евро, не считаю необходимым, всё равно геймплей не особо завязан на тему, но в Anno 1800 игровой процесс логически и очень органично связан с темой игры.
Первоначальный расклад:



Итак, вы владелец острова, на котором у вас уже есть производства, которые выпускают разные товары: доски, картошку, свинину, уголь, паруса и другие. Одна верфь в прибрежной зоне, и три корабля- два торговых и один исследовательский:
На вашем острове на начало игры работают разные рабочие: 4 зелёных фермера, 3 синих рабочих и 2 красных ремесленника:

Они ходят на работу согласно своей специализации и производят товары, которые умеют производить: фермеры выращиваю пшеницу и т.д., ремесленники добывают уголь, делают кирпичи и т.д. Рабочие пока не при деле.

И ещё на вашем острове живут обычные люди- население острова, которым хочется иметь различные товары:
Людям попроще достаточно хлеба и водки ( картинки вверху карты). Людям посерьёзней подавай шоколад, дублёнку и очки. На начало игры у вас будет 9 карт таких жителей. Но в ходе игры население будет увеличиваться, и вам нужно удовлетворить потребности всего вашего населения. А хотеть они будут много)
Именно в этом и заключается цель игры. Удовлетворив потребности гражданина, вы выполняете условие карты и кладёте её к себе в стопочку. На каждой карте нарисованы победные очки, которые будут считаться в конце игры. Львиную долю победных очков вы получите именно за выполнение карт населения вашего острова. Но будут и другие способы набора победных очков, тоже весьма интересные. Игра закончится, как только один из игроков скинет все карты населения с руки. Напомню, что в начале игры их 9. Но население острова будет постоянно увеличиваться, так что 1,5- 2 часа игры у вас точно будет. Скинуть все карты вполне реально, и совсем не страшно, как может показаться, когда колода в вашей руке будет стремительно расти.
На общем для всех поле расположены производственные здания, верфи и корабли, которые все игроки могут строить на своих островах.
Также на острове есть карты населения, которое прибывает на ваш остров, и карты достопримечательностей, которые вы можете получать, и в конце игры они тоже принесут победные очки, про них я расскажу потом.
Рассмотрим на примере вот этого гражданина основную механику игры:
Мы видим, что для полного счастья ему не хватает хлеба и бутылочки чего- то крепкого:
Находим на общем поле производство, которое делает бутылочку. Нам надо построить его у себя на острове. А чтобы построить это производство, мы должны производить картошку и уголь, как указано на тайле производства:
Выставляем на своём планшете острова сотрудников соответственного цвета на производства картошки и угля, и это означает, что мы построили завод по производству булылочек у себя на острове:
Далее нам надо начать произвести хлеб. А для того, чтобы построить у себя завод по выпечке хлеба, надо уже производить уголь и пшеницу:
Выставляем рабочих на эти производства у себя на острове, и получаем себе на остров хлебопекарню:
Хлебопекарня:
Теперь мы можем удовлетворить потребности нашего гражданина, который хочет хлеба и бутылочку.
Выставляем сотрудников на производства хлеба и алкоголя( начали работать синие рабочие), и условие карты мы выполнили:
Таким образом в конце игры за эту карту мы получим 3 победных очка.
На каждой карте населения есть одноразовые бонусы, которые не обязательно использовать.
У этого мужичка бонус- взять двух синих рабочих. Берём:
И тут же берём на руку двух новых жителей нашего острова, потому что каждый раз при увеличении рабочей силы любым способом , мы должны взять карту населения за каждого. Именно так растёт наша колода на руке:
Но увеличивать рабочую силу необходимо, т.к. с первоначальным количеством сотрудников сильно не развернёшься. Здесь главное вовремя остановиться и понять, когда рабочих на вашем планшете станет оптимальное количество, а то можно потонуть в картах населения на руке.
Вот это основная механика игры Anno 1800. Отправляешь рабочих на разные производства, чтобы произвести необходимые товары, которые удовлетворят потребности вашего населения на острове.
Жители, которые приносят больше победных очков в конце игры и товары хотят побогаче, для их производства надо приложить гораздо больше усилий:
Что ещё можно делать в игре.
В какой-то момент места для строительства производств на вашем острове закончатся. Можно тогда расширить свои владения, присоединив к своему острову участок острова Старого Света или участок острова Нового Света.
Делается это за чёрные жетоны исследований, которые лежат на ваших исследовательских кораблях:

Участок Старого Света даст вам дополнительные места для строительства:
Участок Нового Света даст уникальные товары, которые необходимы для постройки некоторых производств:
Как строить корабли. Также как и обычные производства. Выполняете условия на тайле корабля, и выкладываете корабль на свой остров:
Торговые корабли позволяют вам торговать с соперниками используя для этого коричневые жетоны с этих кораблей:
А торгуете вы с соперником, если у него есть завод, производящий товар, который вам нужен, но у вас на острове такого завода нет, и строить вы его не хотите, или места нет.
Взаимодействие в игре изумительное, потому что приносит пользу всем. Вы получаете необходимый товар, а соперник получает золото. Торговля в игре нам очень понравилась).
Ещё одно действие в игре- покупка карт достопримечательностей. Карты достопримечательностей вы покупаете за чёрные жетоны исследований, и до конца игры не пользуетесь ими. При подсчете очков выкладываем своих работников на места соответствующих цветов на картах. Получаем победные очки. Тоже интересно на самом деле:
Ну и последнее из важного. Есть, конечно, в игре ещё моменты, но мы их опустим, чтобы не засорять мозг.
В начале игры выкладываются 5 карт общих целей, за которые в конце игры вы тоже поучаете победные очки:
Цели достаточно разнообразны и интересны, и тоже влияют на выбранную вами стратегию.
Например, подобные карты советуют вам построить определённые производства:
Такие, предполагают следить за вашими расширениями острова, или сильно расшириться, или наоборот жить скромно:
Такие, строить больше торговых кораблей, на которых появляются коричневые жетоны:
А вот эта "подлая" карта, штрафует тех игроков, которые на момент окончания игры не скинули все карты населения с руки. Из не очень приятных она единственная, что очень порадовало моего мужа:
Таким образом, Anno 1800 предлагает нам застраивать и расширять свой остров, увеличивать его население и удовлетворять потребности нашего населения. Всё это делается посредством механики "производственных цепочек". И это настолько увлекательно, что время проведённое за игрой летит незаметно.
Антону настолько понравилась игра, что она мгновенно взлетела на 2 место в его личном топе в этом году. Может и на первое место выйдет, просто партий мало наигранно.
Мне тоже игра понравилась, свежая новая механика как-никак ( я уже и не ждала ничего нового от евро), но немного меньше, чем Антону. Не очень я люблю невнятное окончание игры. В Anno 1800 можно отыграть быстро, а можно долго и тщательно выполнять карточки населения. Я человек не очень терпеливый, и в какой-то момент меня это начинает утомлять в отличие от Антона. Так что из трёх сыгранных нами партий, все три игры закончила я, то есть первая скинула все карты с руки. Счёт 2:1 в пользу Антона. Как видим, не всегда побеждает тот, кто первый избавился от всех карт.
Вообще игра показалась просто обалденно протестированной и сбалансированной. Всё работает как надо, провисаний и перекосов в механиках игры не замечено.
Рандома не замечено, ты один влияешь на ход игры, вертишь свои производственные цепочки в голове, даже соперники тебе не мешают. Если и построят первыми здания, которые тебе нужны ( для двоих этот момент не важен, потому что каждого здания по 2 штуки), всегда можно купить у них необходимые тебе товары. Торговать интересно и просто, придаёт дополнительной увлекательности игре. Взаимодействие очень позитивное.
Даунтайм средний, всё- таки надо обдумать, что и в какой последовательности ты будешь строить. Атмосферность присутствует, вполне чувствуешь себя магнатом, владельцем острова и человеческих душ. Правила несложные, но советую посмотреть летсплей Безнала, особенно тем, кто как мы видит подобную механику в первый раз. Всё гораздо легче, чем кажется на этапе прочтения правил.
Время партии на двоих 1,5- 2 часа.
Вдвоём играется отлично, но предполагаю, что втроём и вчетвером будет увлекательней, т.к. более активно будет идти торговля.
Резюмирую. Anno1800 великолепное евро среднего уровня сложности с интересной незаезженной механикой "построение производственных цепочек".
Игру советую опытным еврогеймерам, ищущим новые неизведанные ощущения, любящим думать, строить в голове стратегию на ходы вперёд, не терпящим рандом и готовым уделить игре время.
Не советую в качестве первого, а также второго и третьего евро. Для этого есть другие более простые представители жанра. Не советую для игр с детьми. Даже если ребёнок всё поймёт, высидеть столько времени и построить какую-нибудь стоящую стратегию, скорей всего будет утомительно и неинтересно.
В целом Anno 1800 для нашей игровой ячейки оказалась своего рода откровением и очень понравилась и мне, и Антону.
А купить мы её сумели аж на 1300 руб. дешевле, я была счастлива))
Лучший ответ