Dig Mars. Будь первым, кто это сделает
игры для детей школьного возраста#Бортовой журнал капитана, запись №37
Когда нас отправили на задания, я считал эту затею лишь погоней за несбыточной мечтой, но сейчас, когда мы уже так близки к пункту назначения, я склоняюсь к тому, что, возможно, усилия Корпорации не напрасны. Посмотрев на снимки из каньона, выполненные зондом, я должен признаться - что-то определенное скрывается в недрах этой планеты.... К сожалению, конкурирующие компании также сосредоточили все свои ресурсы на этой авантюре, поэтому нас ждет что-то вроде гонки....#Конец записи.
Не стала мудрствовать, а скопировала вам легенду игры. Итак, мы исследуем Марс.
Название игры переводят по-разному: и Освоение Марса и Раскопки на Марсе.
Игра рассчитана на 2-4 игрока, которым исполнилось 8 и более лет. Игра недолгая (25-30 минут), незамысловатая, с качественными немногочисленными компонентами и красивым оформлением.
Каждому игроку выдается стартовый набор из трех тайлов, 4 маркеров и 4 станций. Маркеры размещаются на первых отметках на тайле бурения, тайле транспортировки и тайле экспедиционного флота. Это означает, что игрок может пробурить поверхность Марса, там, где сложность бурения всего 1, транспортировать "не тяжелую" находку. И пока он отправляет на Марс всего одну свою станцию.
Перемешиваем плитки исследования и формируем из них поверхность Марса квадратом 4 на 4,. в каждой стопке по 3 тайла. Каждый игрок по очереди размещает на тайлах по одной своей станции. Выбираем первого игрока случайным образом.
В свой ход игрок может выполнить до 3 действий из четырех возможных:
1. Бурение поверхности (перевернуть тайл исследования лицевой стороной)
2. Транспортировка находки (забрать себе открытый тайл исследования)
3. Перемещение по поверхности (на одну клетку по вертикали или горизонтали, в т.ч. на пустое место, которое образуется, когда "выберут" какую-нибудь стопку, а также можно пересечь все пустые места за одно действие)
4. Модернизации оборудования (увеличить мощность, оплатив действие очками успеха)
Действия можно выполнять в любом порядке, все разные или все одинаковые.
Например, сейчас ход синего игрока. Он стоит для плитке со сложностью бурения 1, такой же как мощность его оборудования. Он выбирает действие бурения и переворачивает тайл исследования.
На тайле изображена находка, которая принесет 2 очка успеха (ПО) тому, кто ее транспортирует. В правом верхнем углу указан уровень транспортировки - 1.
Вторым действием игрок транспортирует находку.
Под находкой находится тайл, сложность бурения которого составляет 2. У игрока не хватает мощности бурильного оборудования.
Своих третьим действием игрок может выбрать перемещение или модернизацию оборудования. Он выбирает второе. Решает увеличить мощность своего бурильного оборудования, чтобы на следующем ходу пробурить участок, на котором стоит его станция.
Чтобы увеличить мощность с 1 на 2, необходимо оплатить 1 очко успеха.
С 2 на 3 - 2 очка успеха, с 3 на 4 - 3 очка успеха.
Модернизация экспедиционного флота позволяет выставить на поверхность планеты свои станции.
Помним, что синий игрок забрал находку стоимость 2 очка успеха, а оплатить модернизацию должен в размере 1 очка успеха. Он сбрасывает в сброс свою находку и берет сдачу в виде жетона успеха.
Ход красного игрока. Первым действием он перемещается на плитку с синим игроком.
Вторым действием он выбирает бурение. "Как? - спросите Вы. - Ведь уровень его оборудования на единице!"
Сотрудничество - тому ответ! Когда на тайле исследования находится несколько станций, то они вступают в партнерские отношения (даже помимо своей воли). За каждую дополнительную станцию (свою или чужую) игроку прибавляется один уровень бурения или транспортировки: не физически прибавляется, маркеры на тайлах оборудования не двигаются, только виртуально.
Уровень бурения красного игрока 1 плюс еще 1 уровень за фишку синего игрока. Пробурить поверхность Марса ему удалось. А там отличная находка в 3 очка успеха, транспортировать которую можно, имея уровень транспорта 2. Игрок снова использует услугу сотрудничества.
Есть одно НО! Если игрок прибегает к сотрудничеству, то находкой придется делиться. Делим поровну, а излишек активному игроку. Красный получает 2 очка успеха, синий - 1 очко успеха.
Что произошло? Вместо того, чтобы пробурить участок, на котором он стоял изначально, красный игрок не дал возможность синему единолично получить 3 очка успеха. Хитрец!
Вот еще пример сотрудничества. Ход белого игрока. У него уровень бурения на единице, но две дополнительные фишки на плитке дают ему +2 уровня.
У белого игрока уровень транспортировки 2, он может самостоятельно транспортировать, но обязан прибегнуть к сотрудничеству. Если есть фишки соперников на тайле, придется сотрудничать, хочешь ты этого или нет. Игрок делит цифру на двоих: 2 ПО достаются белому и 1 ПО черному.
Если бы черный транспортировал находку, он бы также делил находку не двоих, а не на троих. По количеству игроков, а не фишек.
В примере выше открылся интересный тайл. Он с дополнительным действием - значок в правом нижнем углу. Это значит, что игрок в любой момент текущего хода, на котором открыл этот тайл, может сделать указанное действие. Оно не входит в состав трех основных, оно дополнительное.
Всего дополнительных видов действия пять: транспортировка, бурение, переместить любую фишку на любое место, кроме пустого, подглядеть любой закрытый тайл исследования, получить очко успеха.
Вот так перемещаясь по планете мы будем производить раскопки, забирать себе находки, с их помощью улучшать свои мощности и копить очки успеха.
Первую треть игры мы будем активно совершенствовать свое оборудование, поэтому все очки успеха будут истрачены. А потом пойдет накопление. Игра закончится, когда кто-то наберет 40 очков успеха при игре вдвоем, 30 очков успеха при игре втроем и 20 очков успеха при игре вчетвером.
Очки успеха предлагают держать в тайне, перевернув их рубашкой вверх. Но иллюстрации такие классные, что есть другой вариант игры, при котором тайлы исследований игроки выкладывают рядом с собой в открытую и имеют возможность любоваться ими всю партию. В этом случае игра продолжается до полного разорения планеты - до последнего тайла.
И вам предлагаю насладиться иллюстрациями.
Находки первого уровня бурения.
Находки второго уровня.
Находки третьего уровня
Находки четвертого уровня
Если почитать отзывы на Dig Mars на Игроведе и Тесере, то они далеко не хвалебные: "...малоинтересная...", " ...скучная...", "... для космической стратегии скудновато...". Да, игра совсем простенькая, звезд с неба не хватает. Но нам - искушенным игрокам - она пришлась по вкусу. Более того, она понравилась моему привереде - старшему сыну. Игра не наша, скоро мы вернем ее владельцу, а воспоминания останутся приятными.
Играли мы вдвоем и вчетвером. Вдвоем очень свободно. Можно копаться на своей стороне Марса и это действительно скучновато. Намного интереснее прийти к сопернику в гости и утащить из-под носа находку. Вчетвером уже тесновато и клювом щелкать нельзя. Открывать своим последним действием тайл исследования, все равно, что преподнести его на блюдечке соперникам. Необдуманные действия больно ударят по вашему престижу - очкам успеха.
Атмосферности в игре немного. Но всегда интересно, что будет на обратной стороне тайла исследования: "О, смотрите, что я откопал! Световой меч!"
Лучший ответ