Замок Белой цапли
Еврогеймы
Разбавлю немного ленту с постами о фестивале. Я не могу похвастаться тем, что играла в горячие новинки, которые еще даже не локализованы, но зато мы нашей игровой компанией (ура, племянница к нам вернулась, хотя и ненадолго!) сыграли в любимые игры. Среди них - Белый замок.
Игра в небольшой коробочке в пару к Красному собору. Вроде бы и компонентов не так много, но в коробке полноценная евро-стратегия для любителей несложного евро.

Я писала, что моей игровой ячейке хорошо подошел Красный собор - приятная, не слишком напряжная, в чем-то простоватая игра (конечно, искушенным евро-игрокам не порекомендую). Вот и Белый замок дополнил эту же нишу - недолгая раскладка, небольшое количество действий, быстрый игровой процесс (если игроки не будут даунтаймить) и оформление очень понравилось. Как и в Красном соборе, авторы подошли к оформлению с фантазией и тщательностью. Ниже на фото маркер раундов.

А эти мостики - подставки для кубиков, можно играть и без них, на игровой процесс никак не повлияет, но красиво же )).

И миплы не просто миплы, как например в Каркассоне, а каждый выглядит по-своему - садовник, придворный или воин, хотя если бы они были одинаковыми, это ничего бы не изменило.

Оформление это дела вкуса, конечно, и японской тематикой никого не удивишь. И для нас давно уже не секрет, что издатели борются за покупателя в том числе и с помощью визуальной составляющей. Все понимаю, но как же приятно играть, когда не только процесс интересный, но и оформление радует глаз!
Большой плюс игры - это ее продолжительность. На коробке заявлено 80 минут, но это на четверых и если подумать. Вдвоем играется гораздо быстрее. В игре всего 3 раунда, а в раунде у каждого игрока всего 3 хода, то есть по 9 ходов за партию. Ходы нужно спланировать так, чтобы одно действие влекло за собой другое и можно было не просто взять ресурс, а например, выставить мипла, который даст ресурс или возможность выполнить еще какое-то действие и взять за это какие-то бонусы. При таком малом количестве ходов нужно выжимать из них максимальную отдачу. Не всегда так получается, но нужно к этому стремиться.
Повторюсь, игра не сложная, опытные игроки не найдут в ней ничего нового, а для тех, кто недавно в мире евро, рекомендую присмотреться. Я хотя и играла в евро посложнее, прониклась процессом. Сыграли сегодня вчетвером, и даже жара не помешала нам получить удовольствие, потому и решила написать.
В свой ход игрок должен взять кубик одного из трех цветов. Выгодно брать большие значения, их разбирают сразу, поэтому важна очередность хода.

Мне всю партию не хватало денег, а это критично при размещении кубиков с маленькими значениями. Но иногда для выгодного действия нужен кубик определенного цвета, тогда берешь и маленькое значение, какое есть. Мне нравится, что для последнего (самого маленького) значения есть бонус - ресурсы фонаря (есть смысл прокачивать фонарные бонусы).
Основные очки приносят представители клана, то есть миплы, размещенные на поле. Садовников помещаем в сад (садовник может принести 1 очко, а может и 9, зависит от того, сколько можешь заплатить за его размещение).

Придворные идут во дворец. Причем сначала скромно стоят у ворот, прося аудиенции (но даже за размещение за воротами нужно платить), затем поднимаются по этажам с 1 до 3, собирая по пути разные бонусы. Чем выше, тем больше очков в конце игры.

Воины собираются на тренировочных площадках, никуда не перемещаются, а очки приносят в зависимости от количества придворных в замке.

В игре постоянно заворачиваются интересные комбушечки - ставишь воина, он позволяет выполнить еще одно действие, за это действие ставишь садовника, который дает деньги, чтобы в следующий ход я смогла отправить придворного в замок, а если есть еще и жемчуг, то придворный не стесняясь сразу поднимется на 1-2 этажа и возьмет там еще что-то для размещения кого-то следующего. Главное следить, чтобы хватало риса, железа и жемчуга.
Приятное дополнение - это игра и на собственном планшете. На него тоже можно размещать кубики и что-то с этого получать, правда нужны только шестерки, иначе придется доплачивать. Планшет можно прокачивать - чем больше "рабочих" ушло на поле, тем больше бонусов открылось. Механика не нова, конечно, можно навскидку вспомнить несколько игр, где она встречается. Но Белый замок от этого хуже не стал. А еще фонари - если накопишь большую цепочку, как же приятно ее активировать!

В процессе игры игроки получают мало очков, в основном все очки по окончании партии. То есть во время партии не знаешь, кто лидирует. Можно прикинуть примерно, кто сколько рабочих выставил и куда, но это не поможет с точностью определить лидера. В партии на четверых я думала, что буду в итоге последней, так как в двух раундах из трех я ходила последней и далеко не всегда мне оставались хорошие кубики, поэтому постоянно не хватало денег, а на колодец жаль было тратить целый ход (локация, где можно взять деньги и ресурсы). Что-то задуманное успела сделать, что-то нет, но в итогое оказалась второй.

Игра оставляет приятное послевкусие, и пожалуй, имеет все шансы появляться на нашем столе гораздо чаще, чем коробки с более высокой сложностью. Не знаю, есть ли тут одна победная стратегия, мы пока не поняли. Нужно продвигать больше придворных, а вместе с ними и воинов, которые приносят очки за этих же придворных, но каждый раз решаешь, как это лучше сделать, какие карты взять, какие бонусы более выгодные. Карты каждый раз ложатся по-разному, да еще и меняются в процессе игры, так что партии не будут однообразными, насколько так можно сказать про евро.
И на этом можно было бы закончить пост, но... к Белому замку есть достойное дополнение - Матча.

Коробочки почти одного размера, доп чуть тоньше и содержит ... новых рабочих, новые локации поля, новые планшеты игрока, новый ресурс, новые действия.

Так как мостиков с кубиками стало больше, то и ходов у игроков добавилось - теперь не по 3, а по 4 за раунд. Если в базовой игре иногда думаешь: эх, почему уже конец игры, я только прокачалась, - то вот вот они - дополнительные ходы, правда и возможных действий стало больше, так что снова надо искать наиболее выгодные пути.
Новые "рабочие" - гейши - тоже отправляются зарабатывать очки в свою локацию Чайный домик. Они похожи и на придворных - перемещаются по своей локации, чтобы дойти до наиболее выгодной позиции,

и на воинов - приносят очки в связке с миплами другого вида (садовниками, воинами или придворными). Соответственно, если мы прокачиваем придворных, то и гейш будем отправлять в комнату, приносящую очки за придворных и т.п.

И снова по пути можно собрать различные бонусы, которые помогут складывать выгодные комбо, надо только ими правильно распорядиться. Думаю, чем больше партий сыграно, тем легче видишь выгодные ходы, понимаешь, какой кубик сейчас нужен и куда его поставить.

Планшет для игры с дополнением нужно и взять из коробки допа. На нем добавлены места для гейш и нового зеленого кубика.

Новый ресурс - венчики для заваривания чая, за которые гейш и будем продвигать к чайному домику.

Для зеленых кубиков в дополнении новый зеленый мостик, который "работает" по тем же правилам, что и мостики из базовой игры.

На мой взгляд, дополнение делает игру более вариативной, т.к.гейши приносят дополнительные очки по сути за "базовые" же действия - придворных, садовников и воинов. Но с другой стороны новые компоненты всегда нагружают игру, так что не скажу, как играть лучше - с допом или без, мне нравится и так и так. Правда, вчетвером мы с допом не играли, только вдвоем. Подозреваю, что игра бы подзатянулась. И еще - с дополнением игра занимает на столе больше места, мы вдвоем с трудом вмещаемся, а без дополнительного участка поля мы вмещались и вчетвером. Одним словом, дополнение не назову обязательной частью игры, но тем не менее оно интересное, открывает новые пути для выполнения действий и зарабатывания очков.
В целом игру мы оценили высоко. Даже моя малоиграющая дочка сказала, что интересно, хочется сыграть еще, понять, как действовать эффективнее, т.к.очков мы пока набираем мало.
И на этом можно было бы закончить пост, но ... в игре есть одиночным режим ))). Пожалуй, я все-таки закончу пост в этом месте, а про одиночный режим напишу отдельный в рамках своего марафона, правда попозже.
Интересных вам игр!

Лучший ответ