Развитие речи ребенка
Развитие и игрыПосле года особенно активно формируется речь ребенка, что облегчает родителям общение с ним.
Понимание речи у детей 2-го года жизни еще ограничено, дети различают еще не все слова, а только значительно отличающиеся по звучанию. Так, ребенок в возрасте 1 года и 2 месяцев может спутать слова «гном» и «гром», «часы» и «усы» и т.д. Зато малыш уже понимает и охотно выполняет несложные поручения, особенно если ситуация ему уже известна. Ребенок, например, может выполнить просьбу «отодвинь», если она относится к стулу, который нужно отодвинуть, тобы сесть за стол. Но тот же ребенок не поймет, если ему скажут «отодвинь стульчик», чтобы достать закатившийся под стул мяч.
Дети легко усваивают слова, связанные с положительными, радостными эмоциями, их привлекает всё живое, звучащее, движущееся, поэтому слова типа «кошка», «собачка», «машина» запоминаются быстро. Используйте эту особенность для развития речи ребенка 2 лет.
Дети второго года жизни реагируют на все новое, что попадает в их поле зрения. Самый эффективный способ заинтересовать и сосредоточить малыша – показать предмет, потом спрятать его и снова показать. Это обычно интригует детей, вызывает радостные возгласы. Кроме того, таким образом достигается многократное повторение слов. Реакцию детей на новые предметы следует использовать для развития речи. Но не следует ждать, что интерес к новым вещам или игрушкам возникнет сам по себе, его нужно вызывать и развивать.
Ребенок будет активно интересоваться даже старыми игрушками, если взрослый покажет, как ими играть. И уже задача родителей – называть предмет, придумывать новые способы игры, чтобы вызвать у ребенка желание говорить. Например, если обычная игра с куклой заключалась в катании её в коляске и «кормлении» – начните танцевать с этой куклой, предложите потанцевать и малышу.
Для дальнейшего развития речи у детей важно обогащать их словарный запас. Для заучивания слов, обозначающих действия, нужно произносить эти слова и показывать одновременно действие. Например, говорить «упал», «открыл», «взял», «положил» в подходящий момент.
После полутора лет можно говорить с ребенком о предметах, не находящихся в поле его зрения, но с которыми малыш часто сталкивается. Дети в этом возрасте проявляют интерес к любому разговору взрослых. Услышав знакомые слова, ребенок реагирует на них, пытается выполнить какое-нибудь действие с узнанным в разговоре предметом.
Со второй половины 2-го года ребенок начинает как эхо, повторять всё, что слышит, и быстро пополняет словарный запас, переходит от упрощенных слов к взрослому языку. Легкие слова малыш может произносить полностью, а трудные слоги может выпускать или произносить из всего слова только отдельный слог. Нужно сразу учить ребенка произносить слово правильно, чтобы не закрепилось неправильное произношение.
Чтобы побудить детей к активной речи, хорошим приемом являются поручения, например «Попроси у Нади мяч», «Позови кошечку, скажи: иди сюда, киса!» и т.д.
Вопросы взрослого тоже побуждают к разговору. Беседуйте с малышом на прогулке. «Кто идет, тетя?» – «Да, тетя». «Что она несет?» – «Яблоки». И т.д. Привыкнув отвечать на такие вопросы, малыш скоро и сам будет перечислять все, что видит.
Для детей постарше полезными будут игры для развития речи.
Красивая, грамотная, хорошо развитая речь является одной из составляющих успеха. Речь человека развивается с детства и до конца жизни, однако именно в детском возрасте закладываются основные речевые способности – умение быстро схватывать смысл слова и правильно применять его, стилистически и грамматически верно строить предложения, находить точные и очень меткие определения.
Существенную роль играет семья: если дома звучит правильная речь, то ребенок вряд ли будет обладать косноязычием и бедным словарем. Прекрасно, если малыш растет в окружении хорошо говорящих взрослых, но одного этого бывает недостаточно. Над развитием речи детей работают воспитатели в детских дошкольных учреждениях и учителя в школах. Если родители не останутся в стороне и будут дополнительно развивать речевые способности своего малыша, то и результат не заставит себя ждать. Дополнительное развитие речи ребенка не займет много времени, зато принесет пользу и доставит массу удовольствия от общения.
ИГРЫ В СЛОВА
Словесные игры просты, полезны и очень удобны, ведь они не требуют наличия специального инвентаря. Играть в слова можно когда угодно и где угодно. Словесные игры выручают тогда, когда под рукой нет игрушек – например, в транспорте, в ожидании приема у доктора и т.п.
Многие игры в слова знакомы родителям с детства. Самый простой и известный вариант – игра, в которой участники по очереди называют слова, начинающиеся на последнюю букву в слове, названном предыдущим игроком. Дадим игре название «Словесный поезд», где один вагончик (слово) прикрепляется к другому одной и той же буквой.
Если в конце стоит мягкий знак, он отсекается, и следующее слово называется на ту букву, которая была перед мягким знаком. Например, первый игрок называет слово «балкоН», второй – «НоЧЬ», третий (или первый) – «ЧесноК» и т.д.
Играть в такую игру может большое количество игроков. Разумеется, участники должны быть хорошо знакомы со звукобуквенным составом слова. Эта игра способствует обогащения активного словарного запаса ребенка. Для детей постарше можно усложнить задание и предложить им называть только те слова, которые относятся к той или иной теме (например, фрукты и овощи, города, русские писатели и т.п.). Такая игра развивает не только словарь, но также быстроту реакции и эрудицию.
Азбука из предложений. Игроки составляют предложения по алфавиту. Один участник придумывает предложение, первое слово в котором начинается на букву А, второй игрок составляет предложение на букву Б, третий – на В и так дальше. Эта игра тоже обогащает активный словарь ребенка и развивает умение быстро составлять предложения с ключевым словом.
Можно поиграть с ребенком в буриме. Буриме – это маленькие стихотворения с заданными рифмами. Малышу может быть предложено составить двустишие с рифмами «тень – день» или «клетка-таблетка» и т.п. Когда двустишия будут освоены, условия игры можно усложнить – предложить две пары рифм и попросить составить четверостишие. Такая игра развивает умение чувствовать слово и составлять связный текст.
Подобных игр множество: стоит родителям приложить немного фантазии – и будет придумана новая словесная игра, позволяющая развивать речь ребенка.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Два-три раза в неделю можно проводить короткие занятия, предлагая ребенку выполнить несложные упражнения. Занятия должны длиться от 15 мин (дети от 2 лет) до 30 мин (дети от 6 лет и старше). Проводить занятия нужно тогда, когда у ребенка хорошее настроение и самочувствие. За один раз выполняется 2-3 упражнения. Лучшее место для занятий – детская комната. Садиться за стол не обязательно – можно удобно расположиться на диванчике или даже на полу. С малышом желательно проводить занятия в игровой форме. Например, играть с ребенком в магазин, где покупки можно делать только за правильно выполненное задание.
Знакомство с новыми словами. Взрослый называет ребенку новое для него слово и доступно объясняет его значение. Затем малышу предлагается составить с этим словом 1-3 предложения.
Например, родитель называет слово «антракт», объясняет его основное значение, приводит интересные примеры, по возможности рассказывает какую-либо занимательную историю, связанную с этим предметом или явлением. После чего предлагает малышу составить предложение, включающее слово «антракт». Такое упражнение вполне под силу и двухлетнему ребенку. Для выполнения задания нужно подбирать слова, отсутствующие в активном и желательно в пассивном словаре ребенка.
Составление предложений по модели из вопросов. Ребенку предлагается составить предложение, соответствующее схеме, построенной на вопросах. Например: «Кто? Когда? Что делал?»; «Что? Что делает?» или «Какой? Кто? Где? Что делал?». Чем старше ребенок, тем сложнее должна быть модель.
Пример:
Модель: «Кто? Как? Что делал? Почему?»
Предложение: «Мужчина быстро бежал, потому что опаздывал на важную встречу».
Упражнение «Поменяй букву». Нужно изменить в слове одну букву так, чтобы получилось новое полноценное слово. Например, в слове «банка» меняем «н» на «л» – получается «балка». Желательно, чтобы ребенок нашел несколько вариантов: банка – манка – банда – ранка – бабка. Слова для изменения: галка, сон, сок, полка, палка, точка, лук, стоп, норка, шашка, брак, место и др. Это упражнение не только развивает словарь, но и способствует пониманию основ морфемики и фонетики. Подобные упражнения: добавить букву или убрать букву, чтобы получить новое слово (шар – шарф или шарж, ручка – рука)
Один малыш – много малышей: упражнение для самых маленьких. Взрослый называет ребенку слова в единственном числе и предлагает образовать множественное число. И наоборот. Конечно, нужно использовать не любые слова, а наиболее сложные. Например, дети часто неправильно образуют множественное число таких слов, как «ухо», «рот», «человек» и др. Слова для упражнения: книга, ручка, лампа, город, стул, ухо, ребенок, стекло, имя, весна, друг, знамя, ветер и др.
Продолжение предложений текста. Родитель читает ребенку рассказ, некоторые слова в котором отсутствуют. Их подбирает сам малыш в соответствии с контекстом.
Например: «С утра на улице было жарко. Радостно светило яркое (солнышко). На небе не было ни одного (облачка). Вдруг подул сильный (ветер), а небо заволокло огромными серыми (тучами). Прогремел (гром). Сверкнула (молния). Пошел проливной (дождь)». Для этого упражнения можно использовать любые детские книжки. Мама или папа медленно читает и местами делает паузу, давая ребенку возможность самому подобрать нужное слово. Это упражнение прекрасно развивает речь малыша.
Подбираем придаточное предложение. Взрослый называет первую часть сложного предложения и подчинительный союз. Придаточное предложение ребенок придумывает сам. Например, родитель произносит: «Сердце Пьеро билось так сильно, словно…». Ребенок продолжает предложение: «Сердце Пьеро билось так сильно, словно готово было выскочить из груди». Играть можно с детьми от 3-4 лет.
Фразы для продолжения:
Дождь лил так сильно, как будто;
На улице было так темно, словно;
Стало очень-очень тихо, так как;
В комнате братьев был такой беспорядок, как будто;
Буратино не пошел в школу из-за того, что…
Изложение прослушанного своими словами. После прочтения небольшого рассказа или сказки, предложите малышу пересказать прочитанное своими словами. Еще один вариант задания – не просто пересказать, а ответить на вопросы. Например, прочитав ребенку сказку «Красная шапочка», задайте следующие вопросы: «Почему девочку прозвали Красной шапочкой?», «Зачем она пошла к бабушке?», «Где Красная шапочка повстречала Волка и о чем они говорили?», «Хитрым ли оказался Волк? В чем его хитрость?» и т.п. К сожалению, многие родители по окончании чтения закрывают книгу, не пытаясь обсудить ее с ребенком. Впрочем, иногда так даже лучше – маленькому человечку нужно время, чтобы «переварить» услышанное. Поэтому вопросы по прочитанному стоит задавать не сразу, а на следующий день.
Упражнение-игра «Быстрей, еще быстрей!» Детям предлагается составить как можно больше слов на определенную букву за установленное время (например, за минуту или за пять минут). Более сложное задание – составление слов не на заданную букву, а на слог (мо-, ми-, па-, ук-, ра- и др.). Другой вариант – составление слов, которые не начинаются, а заканчиваются на определенную букву или слог.
Подбор синонимов-антонимов. Действенное упражнение – подбор синонимов и антонимов к заданным словам. Выполнение таких заданий увеличивает лексический запас ребенка. Пример: большой – огромный (синоним), маленький (антоним).
Основное, наиболее эффективное упражнение – это разговор. С детьми нужно как можно чаще беседовать, давать им возможность высказаться. Необходимо приобщать юное поколение к чтению с самого детства и следить за тем, чтобы они не использовали слов-паразитов. Малышу нужно чаще задавать вопросы и просить рассказать о том, как прошел его день, что интересного он увидел и узнал, что ему понравилось или не понравилось и почему так произошло. Речь развивается с опытом, и задача родителей – обеспечить ребенку этот речевой опыт.
Упражнения на развитие речевого дыхания
Для того, чтобы научиться произносить такие звуки как [С, З, Ш, Ж, Р], ребенок должен уметь делать достаточно сильный вдох. Эти упражнения помогут также в профилактике заикания, «проглатывания» звуков.
1. Подуть на цветок одуванчика, чтобы слетели все пушинки. Ребенок должен справиться за 3 – 4 раза.
2. На раскрытую ладонь кладете кусочки ваты или обрывки салфетки, маленькие бумажные снежинки. Нужно сдуть «снежинки» с ладони.
3. Подвесить на ниточке бумажных бабочек на уровне лица ребенка. Ребенок должен дуть на бабочек, чтобы они «летели». Дуть не дольше 10 секунд, с паузами, чтобы у малыша не закружилась голова.
Игра «Какое слово в предложении лишнее?»
Мама посолила суп солью.
В саду гуляют маленькие малыши.
Липа пахнет запахом мёда.
Солдаты переночевали ночь в землянке.
Антон был ленивым лентяем.
У меня есть деревянная деревяшка.
У Саши в августе месяце день рождения.
Валера рассказал интересный рассказ.
Малыш шептал шепотом.
Дедушка был ворчливым ворчуном.
Мы любим праздновать праздники.
В магазине продаются сладкие сладости.
Ворона клюнула клювом кота.
На лугу белели белые ромашки.
На рисунке Оля нарисовала лес.
Я люблю встречать утренний восход солнца.
На поле синели синие васильки.
У туристов всегда есть запасной запас воды.
Верблюды блуждали по пустынной пустыне.
Вчера мы купили много покупок.
У моей подружки голубоглазые глаза.
Все восхищались геройским поступком героя.
Вдруг просигналил сигнал.
Источник http://kinderinfo.ru/razvitie-rechi-rebenok-2-years/
Понимание речи у детей 2-го года жизни еще ограничено, дети различают еще не все слова, а только значительно отличающиеся по звучанию. Так, ребенок в возрасте 1 года и 2 месяцев может спутать слова «гном» и «гром», «часы» и «усы» и т.д. Зато малыш уже понимает и охотно выполняет несложные поручения, особенно если ситуация ему уже известна. Ребенок, например, может выполнить просьбу «отодвинь», если она относится к стулу, который нужно отодвинуть, тобы сесть за стол. Но тот же ребенок не поймет, если ему скажут «отодвинь стульчик», чтобы достать закатившийся под стул мяч.
Дети легко усваивают слова, связанные с положительными, радостными эмоциями, их привлекает всё живое, звучащее, движущееся, поэтому слова типа «кошка», «собачка», «машина» запоминаются быстро. Используйте эту особенность для развития речи ребенка 2 лет.
Дети второго года жизни реагируют на все новое, что попадает в их поле зрения. Самый эффективный способ заинтересовать и сосредоточить малыша – показать предмет, потом спрятать его и снова показать. Это обычно интригует детей, вызывает радостные возгласы. Кроме того, таким образом достигается многократное повторение слов. Реакцию детей на новые предметы следует использовать для развития речи. Но не следует ждать, что интерес к новым вещам или игрушкам возникнет сам по себе, его нужно вызывать и развивать.
Ребенок будет активно интересоваться даже старыми игрушками, если взрослый покажет, как ими играть. И уже задача родителей – называть предмет, придумывать новые способы игры, чтобы вызвать у ребенка желание говорить. Например, если обычная игра с куклой заключалась в катании её в коляске и «кормлении» – начните танцевать с этой куклой, предложите потанцевать и малышу.
Для дальнейшего развития речи у детей важно обогащать их словарный запас. Для заучивания слов, обозначающих действия, нужно произносить эти слова и показывать одновременно действие. Например, говорить «упал», «открыл», «взял», «положил» в подходящий момент.
После полутора лет можно говорить с ребенком о предметах, не находящихся в поле его зрения, но с которыми малыш часто сталкивается. Дети в этом возрасте проявляют интерес к любому разговору взрослых. Услышав знакомые слова, ребенок реагирует на них, пытается выполнить какое-нибудь действие с узнанным в разговоре предметом.
Со второй половины 2-го года ребенок начинает как эхо, повторять всё, что слышит, и быстро пополняет словарный запас, переходит от упрощенных слов к взрослому языку. Легкие слова малыш может произносить полностью, а трудные слоги может выпускать или произносить из всего слова только отдельный слог. Нужно сразу учить ребенка произносить слово правильно, чтобы не закрепилось неправильное произношение.
Чтобы побудить детей к активной речи, хорошим приемом являются поручения, например «Попроси у Нади мяч», «Позови кошечку, скажи: иди сюда, киса!» и т.д.
Вопросы взрослого тоже побуждают к разговору. Беседуйте с малышом на прогулке. «Кто идет, тетя?» – «Да, тетя». «Что она несет?» – «Яблоки». И т.д. Привыкнув отвечать на такие вопросы, малыш скоро и сам будет перечислять все, что видит.
Для детей постарше полезными будут игры для развития речи.
Красивая, грамотная, хорошо развитая речь является одной из составляющих успеха. Речь человека развивается с детства и до конца жизни, однако именно в детском возрасте закладываются основные речевые способности – умение быстро схватывать смысл слова и правильно применять его, стилистически и грамматически верно строить предложения, находить точные и очень меткие определения.
Существенную роль играет семья: если дома звучит правильная речь, то ребенок вряд ли будет обладать косноязычием и бедным словарем. Прекрасно, если малыш растет в окружении хорошо говорящих взрослых, но одного этого бывает недостаточно. Над развитием речи детей работают воспитатели в детских дошкольных учреждениях и учителя в школах. Если родители не останутся в стороне и будут дополнительно развивать речевые способности своего малыша, то и результат не заставит себя ждать. Дополнительное развитие речи ребенка не займет много времени, зато принесет пользу и доставит массу удовольствия от общения.
ИГРЫ В СЛОВА
Словесные игры просты, полезны и очень удобны, ведь они не требуют наличия специального инвентаря. Играть в слова можно когда угодно и где угодно. Словесные игры выручают тогда, когда под рукой нет игрушек – например, в транспорте, в ожидании приема у доктора и т.п.
Многие игры в слова знакомы родителям с детства. Самый простой и известный вариант – игра, в которой участники по очереди называют слова, начинающиеся на последнюю букву в слове, названном предыдущим игроком. Дадим игре название «Словесный поезд», где один вагончик (слово) прикрепляется к другому одной и той же буквой.
Если в конце стоит мягкий знак, он отсекается, и следующее слово называется на ту букву, которая была перед мягким знаком. Например, первый игрок называет слово «балкоН», второй – «НоЧЬ», третий (или первый) – «ЧесноК» и т.д.
Играть в такую игру может большое количество игроков. Разумеется, участники должны быть хорошо знакомы со звукобуквенным составом слова. Эта игра способствует обогащения активного словарного запаса ребенка. Для детей постарше можно усложнить задание и предложить им называть только те слова, которые относятся к той или иной теме (например, фрукты и овощи, города, русские писатели и т.п.). Такая игра развивает не только словарь, но также быстроту реакции и эрудицию.
Азбука из предложений. Игроки составляют предложения по алфавиту. Один участник придумывает предложение, первое слово в котором начинается на букву А, второй игрок составляет предложение на букву Б, третий – на В и так дальше. Эта игра тоже обогащает активный словарь ребенка и развивает умение быстро составлять предложения с ключевым словом.
Можно поиграть с ребенком в буриме. Буриме – это маленькие стихотворения с заданными рифмами. Малышу может быть предложено составить двустишие с рифмами «тень – день» или «клетка-таблетка» и т.п. Когда двустишия будут освоены, условия игры можно усложнить – предложить две пары рифм и попросить составить четверостишие. Такая игра развивает умение чувствовать слово и составлять связный текст.
Подобных игр множество: стоит родителям приложить немного фантазии – и будет придумана новая словесная игра, позволяющая развивать речь ребенка.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Два-три раза в неделю можно проводить короткие занятия, предлагая ребенку выполнить несложные упражнения. Занятия должны длиться от 15 мин (дети от 2 лет) до 30 мин (дети от 6 лет и старше). Проводить занятия нужно тогда, когда у ребенка хорошее настроение и самочувствие. За один раз выполняется 2-3 упражнения. Лучшее место для занятий – детская комната. Садиться за стол не обязательно – можно удобно расположиться на диванчике или даже на полу. С малышом желательно проводить занятия в игровой форме. Например, играть с ребенком в магазин, где покупки можно делать только за правильно выполненное задание.
Знакомство с новыми словами. Взрослый называет ребенку новое для него слово и доступно объясняет его значение. Затем малышу предлагается составить с этим словом 1-3 предложения.
Например, родитель называет слово «антракт», объясняет его основное значение, приводит интересные примеры, по возможности рассказывает какую-либо занимательную историю, связанную с этим предметом или явлением. После чего предлагает малышу составить предложение, включающее слово «антракт». Такое упражнение вполне под силу и двухлетнему ребенку. Для выполнения задания нужно подбирать слова, отсутствующие в активном и желательно в пассивном словаре ребенка.
Составление предложений по модели из вопросов. Ребенку предлагается составить предложение, соответствующее схеме, построенной на вопросах. Например: «Кто? Когда? Что делал?»; «Что? Что делает?» или «Какой? Кто? Где? Что делал?». Чем старше ребенок, тем сложнее должна быть модель.
Пример:
Модель: «Кто? Как? Что делал? Почему?»
Предложение: «Мужчина быстро бежал, потому что опаздывал на важную встречу».
Упражнение «Поменяй букву». Нужно изменить в слове одну букву так, чтобы получилось новое полноценное слово. Например, в слове «банка» меняем «н» на «л» – получается «балка». Желательно, чтобы ребенок нашел несколько вариантов: банка – манка – банда – ранка – бабка. Слова для изменения: галка, сон, сок, полка, палка, точка, лук, стоп, норка, шашка, брак, место и др. Это упражнение не только развивает словарь, но и способствует пониманию основ морфемики и фонетики. Подобные упражнения: добавить букву или убрать букву, чтобы получить новое слово (шар – шарф или шарж, ручка – рука)
Один малыш – много малышей: упражнение для самых маленьких. Взрослый называет ребенку слова в единственном числе и предлагает образовать множественное число. И наоборот. Конечно, нужно использовать не любые слова, а наиболее сложные. Например, дети часто неправильно образуют множественное число таких слов, как «ухо», «рот», «человек» и др. Слова для упражнения: книга, ручка, лампа, город, стул, ухо, ребенок, стекло, имя, весна, друг, знамя, ветер и др.
Продолжение предложений текста. Родитель читает ребенку рассказ, некоторые слова в котором отсутствуют. Их подбирает сам малыш в соответствии с контекстом.
Например: «С утра на улице было жарко. Радостно светило яркое (солнышко). На небе не было ни одного (облачка). Вдруг подул сильный (ветер), а небо заволокло огромными серыми (тучами). Прогремел (гром). Сверкнула (молния). Пошел проливной (дождь)». Для этого упражнения можно использовать любые детские книжки. Мама или папа медленно читает и местами делает паузу, давая ребенку возможность самому подобрать нужное слово. Это упражнение прекрасно развивает речь малыша.
Подбираем придаточное предложение. Взрослый называет первую часть сложного предложения и подчинительный союз. Придаточное предложение ребенок придумывает сам. Например, родитель произносит: «Сердце Пьеро билось так сильно, словно…». Ребенок продолжает предложение: «Сердце Пьеро билось так сильно, словно готово было выскочить из груди». Играть можно с детьми от 3-4 лет.
Фразы для продолжения:
Дождь лил так сильно, как будто;
На улице было так темно, словно;
Стало очень-очень тихо, так как;
В комнате братьев был такой беспорядок, как будто;
Буратино не пошел в школу из-за того, что…
Изложение прослушанного своими словами. После прочтения небольшого рассказа или сказки, предложите малышу пересказать прочитанное своими словами. Еще один вариант задания – не просто пересказать, а ответить на вопросы. Например, прочитав ребенку сказку «Красная шапочка», задайте следующие вопросы: «Почему девочку прозвали Красной шапочкой?», «Зачем она пошла к бабушке?», «Где Красная шапочка повстречала Волка и о чем они говорили?», «Хитрым ли оказался Волк? В чем его хитрость?» и т.п. К сожалению, многие родители по окончании чтения закрывают книгу, не пытаясь обсудить ее с ребенком. Впрочем, иногда так даже лучше – маленькому человечку нужно время, чтобы «переварить» услышанное. Поэтому вопросы по прочитанному стоит задавать не сразу, а на следующий день.
Упражнение-игра «Быстрей, еще быстрей!» Детям предлагается составить как можно больше слов на определенную букву за установленное время (например, за минуту или за пять минут). Более сложное задание – составление слов не на заданную букву, а на слог (мо-, ми-, па-, ук-, ра- и др.). Другой вариант – составление слов, которые не начинаются, а заканчиваются на определенную букву или слог.
Подбор синонимов-антонимов. Действенное упражнение – подбор синонимов и антонимов к заданным словам. Выполнение таких заданий увеличивает лексический запас ребенка. Пример: большой – огромный (синоним), маленький (антоним).
Основное, наиболее эффективное упражнение – это разговор. С детьми нужно как можно чаще беседовать, давать им возможность высказаться. Необходимо приобщать юное поколение к чтению с самого детства и следить за тем, чтобы они не использовали слов-паразитов. Малышу нужно чаще задавать вопросы и просить рассказать о том, как прошел его день, что интересного он увидел и узнал, что ему понравилось или не понравилось и почему так произошло. Речь развивается с опытом, и задача родителей – обеспечить ребенку этот речевой опыт.
Упражнения на развитие речевого дыхания
Для того, чтобы научиться произносить такие звуки как [С, З, Ш, Ж, Р], ребенок должен уметь делать достаточно сильный вдох. Эти упражнения помогут также в профилактике заикания, «проглатывания» звуков.
1. Подуть на цветок одуванчика, чтобы слетели все пушинки. Ребенок должен справиться за 3 – 4 раза.
2. На раскрытую ладонь кладете кусочки ваты или обрывки салфетки, маленькие бумажные снежинки. Нужно сдуть «снежинки» с ладони.
3. Подвесить на ниточке бумажных бабочек на уровне лица ребенка. Ребенок должен дуть на бабочек, чтобы они «летели». Дуть не дольше 10 секунд, с паузами, чтобы у малыша не закружилась голова.
Игра «Какое слово в предложении лишнее?»
Мама посолила суп солью.
В саду гуляют маленькие малыши.
Липа пахнет запахом мёда.
Солдаты переночевали ночь в землянке.
Антон был ленивым лентяем.
У меня есть деревянная деревяшка.
У Саши в августе месяце день рождения.
Валера рассказал интересный рассказ.
Малыш шептал шепотом.
Дедушка был ворчливым ворчуном.
Мы любим праздновать праздники.
В магазине продаются сладкие сладости.
Ворона клюнула клювом кота.
На лугу белели белые ромашки.
На рисунке Оля нарисовала лес.
Я люблю встречать утренний восход солнца.
На поле синели синие васильки.
У туристов всегда есть запасной запас воды.
Верблюды блуждали по пустынной пустыне.
Вчера мы купили много покупок.
У моей подружки голубоглазые глаза.
Все восхищались геройским поступком героя.
Вдруг просигналил сигнал.
Источник http://kinderinfo.ru/razvitie-rechi-rebenok-2-years/
Олеся
Так много всего интересного приведено...поскорей бы доча чуть старше стала, тогда сней уже можно будет во все это играть
24.11.2010
Ответить