Мой отзыв на книгу «Французские дети не плюются едой»
Интересные и познавательные статьиСлучайно набрела в Интернете на эту книгу, оказалось, что бестселлер. Мне книга понравилась: легкий стиль, тезисы чередуются с конкретными примерами. Мне повстречалось множество хороших идей и мыслей о воспитании, над которыми стоит задуматься еще при беременности, т. к., оказывается, воспитание начинается уже с первых месяцев жизни малыша.
Если есть свободное время, рекомендую почитать =)
Под катом содержание, словарь воспитательных кирпичиков франц. системы и мой конспект. Тезисы я накидывала конкретно для себя, так что это субъективная выборка.
КОНСПЕКТ КНИГИ
ПАМЕЛЫ ДРУКЕРМАН
«ФРАНЦУЗСКИЕ ДЕТИ НЕ ПЛЮЮТСЯ ЕДОЙ»
Оглавление
• Словарь французских воспитательных терминов
• ПРЕДИСЛОВИЕ Французские дети не плюются едой
• ГЛАВА 1 Вы ждете ребенка?
• ГЛАВА 2 Роды по-парижски
• ГЛАВА 3 У нас появляется ночь
• ГЛАВА 4 Подожди!
• ГЛАВА 5 Маленькие взрослые
• ГЛАВА 6 Ясли?
• ГЛАВА 7 Сексапильные мамочки
• ГЛАВА 8 Идеальных мам не бывает
• ГЛАВА 9 Кака!
• ГЛАВА 10 Тандем
• ГЛАВА 11 Мой любимый багет
• ГЛАВА 12 Дело вкуса
• ГЛАВА 13 Кто в доме главный?
• ГЛАВА 14 Пусть живут своей жизнью
• Наше французское будущее
Словарь французских воспитательных терминов
Attend — подожди, постой. Эта команда, которую дают родители детям во Франции, означает, что ребенок вполне способен подождать желаемого и в промежутке может занять себя сам.
Au revoir — до свидания. Дети во Франции должны говорить au revoir, когда прощаются со знакомыми взрослыми. Одно из четырех «волшебных слов», которые должен знать каждый французский ребенок..
Autonomie — автономность. Независимость и умение полагаться только на себя воспитывают в детях с ранних лет.
Bêtise — маленькая шалость. Разделение проступков на более и менее серьезные помогает родителям реагировать на них соответственно.
Bonjour — здравствуйте, добрый день. Так дети здороваются со знакомыми взрослыми.
Саса boudin — букв, кака-сосиска, какашка. Ругательное слово французских детсадовцев.
Cadre — рамки, границы. Идеал французского воспитания: детям устанавливают четкие рамки, однако внутри этих рамок им предоставлена полная свобода.
Caprice — каприз. Импульсивное желание, прихоть или требование ребенка, часто сопровождаемые нытьем или слезами. Французские родители считают, что потакать капризам вредно.
Classe verte — «зеленый класс». Начиная с первого класса школы ученики ежегодно примерно на неделю выезжают на природу под присмотром учителя и нескольких взрослых.
Colonie de vacances — детский лагерь отдыха. Во Франции несколько сотен таких лагерей для детей от четырех лет. Они отдыхают там без родителей, обычно в сельской местности.
Complicité — взаимное доверие. Обоюдное понимание, которого с самого рождения пытаются добиться от детей французские родители и воспитатели. Они считают, что даже маленькие дети способны мыслить рационально и с ними можно построить отношения, основанные на взаимопонимании и уважении.
Crèche — французские государственные ясли на полный день. Французы из среднего класса обычно отдают детей в ясли, а не оставляют с нянями. Государственные ясли они предпочитают частным, «домашним».
Doucement — тихо, осторожно. Одно из тех слов, которые воспитатели часто говорят маленьким детям, считая, что даже малыши способны поступать осознанно и контролировать свои действия.
Doudou — любимая игрушка, обычно мягкая — та, с которой ребенок засыпает.
École maternelle — бесплатный государственный детский сад. В детский сад ребенок идет в сентябре того года, когда ему исполняется три.
Éducation — обучение, воспитание. Французские родители относятся к воспитанию детей как к обучению.
Enfant roi — ребенок-король. Чересчур требовательное дитя, которое постоянно находится в центре внимания родителей и совершенно не терпит, если что-то «не по нему».
Équilibre — равновесие. Все в жизни должно быть уравновешено, и ни одна роль не должна перекрывать другие — в том числе и роль родителя.
Éveillé/e — пробужденный, живой, активный. Идеальное качество французского ребенка. Еще одно идеальное качество — рассудительность, см. sage.
Gourmand/e — тот, кто ест слишком быстро, слишком много или слишком любит какое-то одно блюдо.
Goûter — полдник. Полдничают обычно в 16.00, и это единственный «перекус» в течение дня.
Les gros yeux — «большие глаза». Укоризненный взгляд — так взрослые смотрят на расшалившихся детей.
Maman-taxi — мама-такси. Так называют мам, которые все свободное время возят детей с одной «развивалки» на другую. Это считается не équilibré.
N'importe quoi — бог знает что, как вздумается. Ребенок, который так ведет себя, не знает границ дозволенного и не думает об окружающих.
Non — нет, ни в коем случае.
Profiter — наслаждаться, пользоваться моментом.
Punir — наказывать. Наказывают во Франции только по очень серьезным, нешуточным поводам.
Rapporter — наябедничать, донести. Во Франции и дети, и взрослые считают это ужасным.
Sage — рассудительный, спокойный. Так говорят о ребенке, который умеет себя контролировать или поглощен игрой. Вместо «веди себя хорошо» французские родители говорят: «будь sage».
Tétine — соска. Трехлетние и четырехлетние дети с соской во рту — во Франции обычное дело.
Мой конспект
До 1 года
Метод паузы
«Я рекомендую не бросаться к ребенку по ночам каждую минуту – говорит психолог. – Дайте ему возможность успокоиться самостоятельно, не реагируйте автоматически, даже в первые дни.»
Совет не бросаться к ребенку по первому зову вытекает из рекомендации «наблюдать за» ребенком». Ведь если мать тут же хватает его на руки, едва он заплачет, она не наблюдает за ним. С точки зрения Коэна, эта пауза – мне так и хочется окрестить ее La Pause – очень важна. По его мнению, соблюдение такой паузы с самого рождения сильно влияет на то, как дети будут спать».
Нужно 5-10 мин. подождать и послушать ребенка.
Фазы сна
Маленькие дети просыпаются между фазами сна, которые длятся около двух
часов, и прежде чем они научатся связывать эти фазы между собой, они будут плакать. Плач малыша как признак того, что он голоден или что ему плохо, и бросаясь утешать его, родители оказывают ребенку медвежью услугу: ему будет сложно соединять фазы сна самостоятельно. Новорожденные не способны соединять фазы сна, но в возрасте двух-трех месяцев они уже готовы к этому.
Другими словами, прежде чем взять ребенка на руки, надо убедиться, не спит ли он.
Самостоятельность
Когда ребенок играет, занят своим делом – не мешайте. Он должен научиться самостоятельно себя развлекать. А в малом возрасте при плаче в кроватке он должен понять, что он целостен и самостоятелен в этом мире (философский подтекст).
Кормления
Их называют как и положено: завтрак, обед, полдник и ужин. Другими словами, примерно к четырем месяцам младенцы во Франции едят так же, как им предстоит делать это всю жизнь. Нет перекусов, едят по часам за столом со взрослыми. Привыкают к закуске, первому, второму.
При ночном кормлении малышей используют «метод паузы» – ребенок просыпается, и родители ждут, слушают. Постепенно сокращаются ночные кормления и появляются долгие перерывы между приемами пищи.
До года и старше
Воспитание
Слово «подожди» – часть родительского лексикона.
Главное родительское правило: ребенок должен научиться преодолевать собственные разочарования.
Умение воспринимать отказ – такой же важный шаг в развитии, как обучение сну.
В 3-6 месяцев нужно начать приучать.
Французы склонны воспринимать нерациональные требования ребенка как капризы, импульсивные желания или причуды. И спокойно отвечают отказом на эти требования.
«Давайте оставим детей в покое» – этот принцип восходит к Франсуазе Дольто. Она выступала за то, чтобы дети, в безопасной среде, предоставленные самим себе, наслаждались полной свободой и познавали мир.
«Почему мать должна делать все за своего ребенка? Ведь ему так нравится самостоятельно решать проблемы: самому одеваться по утрам, надевать ботинки и свитер, пусть и задом наперед, путаться в штанинах, играть в своем углу…»
Если ребенок – ваша единственная цель в жизни, что ж, ему не позавидуешь. Равновесие – это когда ни один аспект твоей жизни не перекрывает другой. Это касается и воспитания детей.
«Родительское время» и здоровье матери
Появление ребенка не должно переворачивать всю жизнь супругов. Они должны оставлять время и для себя. Муж с женой всегда имеют «родительское время», когда они сами отдыхают. Ребенка к этому приучают, он может с ними присутствовать, но не отвлекать родителей.
Француженки заботятся о себе и своем внешнем виде, даже в период младенчества ребенка. Не забывают и про секс. «Гинеколог прописала мне десять сеансов тренировки интимных мышц. До того как прийти на первый сеанс, я лишь смутно осознавала, что у меня есть интимные мышцы, а уж где они находятся, и представить не могла. Оказалось, речь идет о тазовом дне – пучке мышц в виде гамака, который часто растягивается во время беременности и родов. Это облегчает прохождение малыша через родовые пути, но из-за ослабления этих мышц молодые мамы могут не удерживать мочу, когда кашляют или чихают. В США врачи иногда рекомендуют тренировать интимные мышцы при помощи упражнений Кегеля. Но чаще не рекомендуют ничего. Слабое тазовое дно и «подтекания» — это часть жизни американской мамы, о которой редко говорят вслух.»
Питание
Фр. родители кормят детей 4 раза в день. Обязательно несколько блюд: закуска и далее. Сладкое позволяют на полдник (но не на ужин). Дети знакомятся со сладким, но получают его строго в определенный прием пищи, а также в праздники. Есть сладкое не на полдник – нельзя. Перед основным блюдом часто подают закуску из овощей. Ребенок обязан попробовать, но может не есть все. Обычно новые овощи/фрукты дают пробовать, если не нравится – все равно дают через несколько дней, приготовив по-другому. Детей приучают помогать маме при готовке еды, это вызывает интерес у них.
Родители – главные в доме, воспитание
Дети должны понимать, что не являются центром внимания, что мир не крутится вокруг них. «В кризисные моменты я говорю: «здесь решаю я», напоминая всем, кто в доме хозяин.»
Марк старается заслужить уважение своих детей, потому что убежден: дети сами ощущают себя увереннее, если их родители уверены в себе.
– Я бы предпочел, чтобы мои родители были лидерами, указывали мне дорогу, – рассуждает он. – Ребенок должен чувствовать, что у его мамы или папы все под контролем.
– Это как на лошади, – встревает Эдриен, которому уже девять лет.
Без запретов дети потерялись бы в море своих желаний.
Когда что-то запрещаешь, всегда нужно объяснять причину.
Устанавливая границы для детей, родители часто используют выражение «имеешь/не имеешь право».
Другая фраза, которую часто используют французские родители в общении с детьми, — «не одобряю». «Я не одобряю, когда ты швыряешься горошком», — мамы произносят это серьезным тоном, глядя ребенку в глаза. «Не одобряю» несет в себе гораздо больше, чем обычное «нет». Таким образом родители показывают, что у них есть свое мнение, с которым ребенок должен считаться. При этом допускается, что у малыша может быть свое мнение.
Чем избалованнее ребенок, тем он несчастнее.
«Нет» должно звучать уверенно. Прием «Большие глаза» выглядят очень убедительно.
Французы строги в том, что касается нескольких основных правил, и довольно либеральны во всем остальном. Это все та же система ограничений: жесткие рамки, но в их пределах — полная свобода.
Когда приближается время спать, детям запрещено покидать свою комнату. Зато здесь они могут заниматься чем угодно.
Устанавливаю это правило у нас в доме, Бин оно очень нравится. Ее совсем не смущает тот факт, что она вынуждена сидеть в своей комнате. Она гордо повторяет:
– В своей комнате я могу делать, что хочу!
Обычно она играет немножко, читает и потихоньку засыпает сама.
Задача родителя – научить ребенка спрашивать разрешения, прежде чем осуществить свое желание. И в большинстве случаев – разрешать. Т.е. нет фокуса на запретах, есть много того, что разрешают.
Признаком хорошего воспитания является умение ребенка время от времени сознательно идти наперекор родительской воле.
Ребенок должен играть активную роль в процессе воспитания, и вы даете ему такую возможность, оставляя время, чтобы отреагировать. В своей книге Марселли приводит в пример ребенка, схватившего острый нож. «Его мать смотрит на него и говорит твердым, но нейтральным тоном, слегка нахмурив брови: „Положи на место!“ Допустим, ребенок смотрит на мать, но не реагирует. По прошествии пятнадцати секунд мать добавляет уже более решительно: „Сейчас же положи!“ Еще через десять: „Ты понял меня?“» По мнению Марселли, тогда-то шалун уж точно должен положить нож на стол. «Голос становится ласковым, и она говорит: „Молодец“. А потом объясняет, почему брать нож опасно и как им можно порезаться.»
Марселли отмечает, что ребенок, хоть и послушался, активно участвовал в процессе. Обе стороны в этой ситуации проявили уважение друг к другу. «Ребенок подчинился, мать благодарит его за это, но не чрезмерно, ребенок признает ее авторитет… Чтобы такое произошло, нужны слова, нужно время, нужны терпение и умение слушать друг друга. Если бы мать бросилась к ребенку и просто вырвала нож у него из рук, он бы ничего не понял.»
Иногда нужно внимательно выслушать малыша. А иногда – просто поставить его на весы. Важно и устанавливать запреты, и наблюдать за ребенком.
Ребенок должен уметь говорить «волшебные слова». Обязательно здороваться со взрослыми, так он чувствует смущение, но и чувствует себя наравне со взрослыми, учится с ними контактировать.
Предоставлять детям значительную степень независимости, подчеркивая способность преодолевать трудности и полагаться на самих себя, – один из основных принципов французского воспитания. Во время таких групповых поездок в дет. лагерь (4-11 лет) ребенок учится самостоятельности, в том числе на эмоциональном уровне.
Важнее всего для ребенка как можно раньше обрести самостоятельность, при условии, что его безопасность обеспечена. Пусть у ребенка будет своя жизнь. Детям нужно доверять, позволять самостоятельно одеваться, выполнять домашние дела и прочее.
Родители не раздают похвалы по повода и без. Видимо, они понимают, что моменты радости, которыми наслаждается ребенок каждый раз, когда взрослый произносит «молодец», не должны возникать слишком часто. Если малыш привыкнет слышать только хорошее, со временем он будет нуждаться в постоянном одобрении, чтобы поддерживать высокую самооценку. К тому же, если ребенок знает, что его все равно похвалят, что бы он ни сделал, он перестает стараться. Зачем? Ведь все равно он услышит только хорошее!
***