Страсти вокруг кесарева сечения. Для тех, кому предстоит
Опыт *бывалых* мамЧуть больше года назад я готовилась к родам и обходила всех необходимых для обменки врачей. Глаза проверяла особенно тщательно, поскольку были проблемы. Заключение офтальмолога звучало как приговор - роды через кесарево сечение - имелся риск отслойки сетчатки. А я была очень настроена на естественные роды: родить самой, без эпидуральной анестезии, подышать собакой и паровозом, пуповине дать отпульсировать - столько дел! Так обидно весь этот экшн пропустить. Ну правда, не шучу, очень расстроилась. Шла и плакала.
После этого были разговоры с мамой-врачом о том, что кесарево - это не так плохо и страшно, и столько неожиданно нашлось плюсов у кесарева. В общем, я немного успокоилась.
Дальше, конечно же начитавшись современных книг и журналов, была безумно "информационно подкована" по поводу поведения на КС и знала, что обязательно надо дать пуповине отпульсировать, приложить малыша к груди прямо на операционном столе, а после всего в палате - облизать ребенка [да-да! буквально!], чтобы не сомневаться, что я его мать - даже такой совет был в одной очень авторитетной книге!
А теперь для тех, кому по какой-либо причине грозит плановое КС, а также для тех, кто получил экстренное КС расскажу, как все было у меня и свой взгляд на эту процедуру год спустя.
1. Я старалась не обращать внимания на тех, кто очень авторитетно меня подбивал рожать самой. "Да че ты! Я вот знаю столько случаев, когда было плохое зрение и ничего - рожала сама". У меня на работе коллеги-мужчины целые диспуты устраивали на кухне - стоит мне рожать самой или нет - во главе с начальником! Как будто от них что-то зависело или я их мнение спрашивала. Я в такие моменты тихонько выскользала с кухни. Обычно на это никто не обращал внимания. Судя по всему, консилиум мог продолжаться без меня еще достаточно времени. И не то чтобы я любила обсуждать роды на работе. Началось все с того, что коллеги однажды смотрели умопомрачительные видеоролики процесса родов на youtube и призывали меня поглядеть, что именно скоро ждет. Я прорычала мол отстаньте, у меня кесарево будет и вообще идите на кухню обсуждайте свои проблемы! Ну они и пошли... обсуждать.
Выводы: Всё понятно, что "да я сто раз так делал и вообще у меня жена рожала, я теперь просто нереальный специалист по родам", но если я зрение потеряю, буду очень даже "ну и сама дура, геройствовала! Врачи предупреждали же".
2. Лирическое отступление: часто используется аргумент, что все должно быть максимально естественно - раньше ведь как, родила под кустом и пошла дальше в поле урожай убирать. Мне кажется именно эти лозунги вгоняют в депрессию девочек, которые были очень настроены на ЕР, и у которых что-то пошло не так. Но ведь нельзя сравнивать - такая младенческая смертность, как была раньше, сейчас нас бы сильно не устроила. А много кто и забеременеть бы не смог, если совсем не брать в расчет современную медицину - гормональные стимуляции, фолликулометрии, ЭКО и подобные процедуры. Что же от этого дети получаются какие-то неестественные?
Выводы: Медицина иногда очень даже помогает, а еще бывают хорошие врачи. Даже замечательные. Правда. Хотя у нас и принято их ругать.
3. Когда я своему врачу на заключении контракта безапелляционно заявила, что на кесарево надо обязательно дать пуповине отпульсировать, она на меня посмотрела как на умалишенную большими глазами и спросила, понимаю ли я, что открытая рана, и при такой процедуре мама может потерять слишком много крови.
Выводы: Иногда излишняя начитанность - зло. Но я все же ЗА осведомленность.
4. Не только из литературы, но и интуитивно мне кажется хорошо, когда КС делается на начавшихся схватках - ребенок сам дает понять, что готов к выходу - ну и прекрасно, добро пожаловать в мир! Но с другой стороны при плановом лучше готовность роженицы внешняя - интимная прическа соответствует масштабу случая, внутренняя - не ела ничего, про душевную молчу - тут непонятно.
Выводы: как у вас получилось, так и правильно. Сверху виднее.
5. Как, собственно, у меня все происходило: поступление в роддом по стандартному сценарию, потом меня определили в род.бокс, где я надела заранее припасенные по такому случаю почти свадебные белые противоэмболические чулки. И уже такая красивая легла под ктг. После мой лечащий врач сводила посмотрела меня на УЗИ, после чего снова в боксе была небольшая беседа с анестезиологом. От приезда в роддом до променада на каталке по коридору роддома в операционную прошло не больше двух часов.
В операционной все уже были в белых халатах и масках, одна я такая совсем не нарядная, хотя почему - чулки же! Анестезиолог попросил лечь на бочок и подогнуть ноги - таким котенком я и получила свою дозу эпидуральной анестезии. Кажется, это было больно, но не настолько, чтоб запомнилось. Затем меня развернули на спину, зафиксировали руки и поставили ширмочку где-то в районе груди. Стало ясно, что "кина не будет", но тут я увидела на всем действом металлическую операционную лампу-прожектор, в которой можно было увидеть отражение. Интересно же, чего там происходит. Анестезиолог меня предупредил, что я буду в сознании, но если буду сильно нервничать, то мне добавят снотворное. А я что? - я ничего! В общем, я периодически подглядывала в лампу, но ощущение, что там просто что-то транслируют, вообще с тобой не связанное. А меня как будто поместили в какую-то ванну и бултыхают там нижнюю часть тела.
Периодически у меня были какие-то ощущения - то в районе ключицы потянет, то еще что. На всякий случай я все комментировала - вдруг врачам интересно, или что-то значит, что я уже умираю? В какой-то момент я, видимо всех достала комментариями, потому что я услышала голос анестезиолога, просившего ассистентку добавить мне снотворного. Я запротестовала и пообещала молчать. Операция длилась примерно полчаса, причем ребенка достали минуте на 5-й. Когда достали мою девочку [подсмотрела в лампу], она сразу закричала. Ее быстро обтерли и практически сразу поднесли ко мне, показали, так, чтобы не вызывал сомнений пол, и дали поцеловать пяточку. Это было так трогательно. Еще минут 25 меня зашивали и всячески обрабатывали. Затем перегрузили на каталку животом вниз - и снова было ощущение, что я где-то плыву и меня так отчаянно штормит. Провезли мимо комнаты, где была моя малышка, и снова мне ее показали. И вот я уже лежу в послеоперационной, где рядом положили телефон и бутылочку воды. Вот несколько часов после операции было прям больно. Но мне, почему-то кажется, что схватки более болезненны.
Выводы: не так и страшно, а местами даже весело. Главное - не забыть на операцию прихватить чувство юмора, но если усердствовать - можно неожиданно уснуть.
6. Когда я лежала в палате интенсивной терапии, куда помещают после операции, слышала как молодая девушка, чуть живая после экстренного КС - у нее была отслойка плаценты - в телефонном разговоре то ли с мамой, то ли со свекровью отчаянно оправдывалась, что не родила сама, что вот врачи так сказали, что она не виновата. Нормально вообще?
Выводы: можно конечно и самим, но иногда бывает, что жизнь и здоровье дороже, а запасных детей нет.
В продолжении расскажу про то, что нас ждало после перевода в палату, про грудное вскармливание после кесарева, про шов и вообще про нашу последующую жизнь после операции.
за логические и трезвые рассуждения ) в том числе- о врачах, спасибо)