«Эффект Моцарта» – зачем малышам слушать классику
Музыкальное развитие
О благотворном влиянии классической музыки на человека говорят уже дано. Ребенок в утробе матери предпочитает музыку именно Моцарта и Вивальди и начинает активно протестовать, если музыка меняется, например, на современный рок. Уже известно, что плод начинает слышать звуки, поступающие из внешнего мира, уже между третьим и четвертым месяцами развития. Недоношенные и слабые дети быстро восстанавливались, если прослушивали в течение часа записи вокальной музыки, колыбельные и песенки для детей. Тэрри Вудфорт, музыкальный продюсер, выпустил в свое время аудикассету колыбельных песен, основанную на ритмах человеческого сердца, которую можно было использовать для того, чтобы успокоить детей и младенцев и помочь им заснуть. 94% малышей немедленно засыпали под музыку.
В 90-х годах XX столетия появилось научное исследование воздействия на человеческий мозг классической музыки – это влияние назвали эффектом Моцарта. Ученые доказали, что под действием музыки Моцарта умственные способности повышаются, не зависимо от того, нравится она или нет. Даже после 5 минут слушания у людей заметно увеличивается концентрация и сосредоточенность.
Особенно сильно воздействует эта музыка на детей. Дети развивают свой интеллект значительно быстрее. В США вели наблюдение за детьми в течение 5 лет. У тех детей, которые посещали уроки музыки 2 года подряд, наблюдалось значительное развитие пространственного мышления.
Ритмы и высокие частоты музыки Моцарта стимулируют и загружают творческие области головного мозга. Но почему именно Моцарт? Он рос в музыкальной среде, был “погружен” в музыку еще до рождения. Его отец был капельмейстером, т.е. дирижером хоровых и музыкальных капелл в Зальцбурге. Его мать, дочь музыканта, сыграла большую роль в его музыкальном развитии. Уже в 4 года он одаренный исполнитель. Первый менуэт и трио для клавишных инструментов он сочинил в шесть лет. Между тем, гений Моцарта соседствовал с хаосом в его личной жизни. Он комплексовал по поводу своего невысокого роста 162,5 см и тратил огромные деньги на парики и одежду, чтобы сгладить этот свой “недостаток”. Был несчастлив в любви, женившись на сестре своенравной красавицы, которая его бросила. Часто влюблялся в молоденьких студенток, был “не от мира сего”, многословный и наивный, отличался склонностью к детским шалостям и остался проказником до конца своей такой короткой жизни – 35 лет. Но именно его детская наивность была прекрасным сосудом для его музыкального божественного дара. Даже в самые сложные периоды своей жизни он мог создавать наиболее яркие, полные любви, нежности и простоты мелодии. Моцарт даже не мог предполагать, что его творчество станет универсальным ключом к исцелению с помощью музыки и звука.
Звук действует совершенно определенным образом на тело человека. Через спинной мозг слуховые нервы соединяются со всеми мышцами тела. Таким образом, мышечный тонус, чувство равновесия и гибкость тоже находятся под непосредственным влиянием звуков. Вестибулярная функция уха действует и на глазные мышцы, влияя на зрение и выражение лица. Она также воздействует на процесс желания и вкус. Внутреннее ухо через блуждающий нерв соединяется с гортанью, сердцем, легкими, желудком, печенью, мочевым пузырем, почками, тонким и толстым кишечником. Это предполагает, что звуковые вибрации могут регулировать и контролировать все основные органы человеческого тела.
* * *
Уникальный пример
Высокие звуки укрепляют микроскопические мышцы среднего уха, что приводит к улучшению слуха и речи. Мало кто знает, что известный актер Жерар Депардье в 60-е годы имел сильный дефект: он заикался и не мог сосредоточиться. К счастью, в его жизни встретился врач, который определил, что у Жерара серьезные проблемы со средним ухом, и приписал ему… несколько месяцев ежедневного слушания по 2 часа музыки Моцарта. Результат был ошеломляющим, и мы все его знаем. Жерар полностью избавился от заикания, улучшил свою память, что позволило ему стать великим актером. Потом он скажет: «До встречи с Томатисом я не мог произнести до конца ни одного предложения. Он помог придать завершенность моим мыслям, научил меня синтезу и пониманию самого процесса мышления».
Исследователи сделали вывод, что вне зависимости от вкусов или предыдущего опыта слушателей, музыка Моцарта неизменно производила на них успокаивающее действие, улучшала пространственное восприятие и возможность более ясно и четко выразить себя в процессе общения. Нет сомнений в том, что ритмы, мелодии и высокие частоты классической музыки стимулируют и загружают творческие и мотивационные области головного мозга.
У взрослых же эффект воздействия имеет значительную
инерцию. У одних активность мозга пропадала с последними звуками. У других
эффект сохранялся дольше, но потом мозг опять возвращался в исходное состояние.
Отсюда вывод – надо постоянно стимулировать мозг прослушиванием классической
музыки.