Как правильно развивать ребенка? Математическое, естественнонаучное, духовное и развитие речи
Развивающая литература, наклейки, тесты. Все что развивает и развлекает ребенкаПродолжаю говорить о том, как правильно развивать ребенка. Сегодня мы рассмотрим также математическое развитие, развитие речи, естественнонаучное развитие, духовное развитие.
Прочтите также первую часть статьи:
Итак,
Как правильно развивать ребенка? Зоны развития детей.
4) Развитие речи
В этой зоне учим деток читать, писать, увеличивать словарный запас.
Мы рассказываем истории, обсуждаем повседневные события, происходящие в жизни детей, устраиваем игры с куклами и без них, читаем детские стихи и т. д.
Очень важна также речь, которая используется в упражнениях по обучению навыкам практической жизни и при работе с материалами для развития чувств.
Сначала ребенок достаточно долго работает с материалом, а затем слушает устный урок. Слово должно быть для ребенка не абстрактной идеей, а содержательным и прочувствованным понятием. Так происходит вживание ребенка в речь.
С детьми следует проводить различные игры-разговоры и игры-вопросы. С помощью таких игр ребенок учится сам сочинять истории, упорядочивать свои мысли и давать логически связные ответы.
Мышление и речь тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. В наполненной любовью подготовленной среде ребенок должен чувствовать себя защищенным и иметь возможность для естественного и спонтанного самовыражения. Нужно, чтобы он мог с большой радостью рассказать о своих приключениях и научиться сочинять истории.
Для ребенка очень важно, чтобы его слушали, чтобы взрослые воспринимали его рассказы, старались понять и помочь ему правильно выразиться устно, поощряли его желание расширить словарный запас.
Обычно к двум годам словарь здорового ребенка охватывает около 200 слов, а к пяти годам уже около 3000.
У детей есть возраст вопросов, или сенситивный период, когда ему необходимо утолить громадный голод на слова и их смысл. Дети задают много вопросов типа: «Что это? Как это происходит? Почему это так?»
При стимулировании развития речи ребенка решающую роль играет речь учителя (правильное произношение и употребление слов).
В Монтессори-группе проводятся ежедневные речевые игры и упражнения. Это могут быть игры на запоминание, уроки по узнаванию названий предметов, игры-поручения, игры-описания, рассказы о приключениях и т. д. В материалах для развития чувств имеются материалы, которые опосредованно помогают ребенку при обучении чтению и письму и способствуют развитию речи. Так, цилиндры-вкладыши, геометрические деревянные и металлические фигуры-вкладыши, материал для ощупывания, парные кусочки тканей служат для развития ловкости рук.
Геометрические и биологические фигуры и карты служат для различения формы, а шумящие коробки и звоночки — для развития слуха.
В этой важным является развитие мелкой моторики, так это непосредственно влияет на успешные языковые навыки у ребенка. И поэтому игры должны способствовать мелкой работе рук и массажу пальчиков.
Например, детки могут писать буквы на крупе, играть в пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика и т.д.
Основным упражнением в развитии речи служит, прежде всего, наглядно-образное расширение словарного запаса ребенка и разного рода классификации предметного словаря. Основные классификационные группы для детей – это человек, животные, растения. Внутри этих групп можно вычленять многочисленные подгруппы, классы, виды. Материалом для упражнений в развитии речи служат разноцветные коробки с маленькими предметами, а чуть позже соответственно карточки с их изображением.
Новые слова вводятся в лексикон ребенка через трехступенчатый урок: 1.Это…2. Дай мне …3. Что это?
Слова же, которые не могут быть представлены предметами (доброта, страх, радость, грусть и т.д.), появляются в детской речи через ситуативное рассмотрение в конкретном жизненном эпизоде.
И как только малыш научится выделять отдельные звуки в словах, т.е. совершать звуковой анализ слов, посредством игр со звуками, можно делать следующий шаг – знакомить его с символьными изображениями звуков – буквами.
Работа с металлическими рамками может предшествовать по времени остальным материалам, так как подготавливает руку к процессу письма. Наблюдения показали, что с подвижным алфавитом и шершавыми буквами ребенок работает одновременно, испытывая неуемную потребность взять карандаш и писать буквы, склады, слова.
М.Монтессори отмечала, что, когда ребенок пишет под диктовку, переводя в знаки звуки слов, он анализирует услышанное слово, разлагает его на отдельные звуки, переводя их в графические движения с помощью уже развитой моторики.
Письмо служит итогом всей предварительной внутренней работы, оно возникает спонтанно и ведет по дороге высокой умственной работы. В этот же период малыш с удовольствием занимается переписыванием, сравнением письменного и печатного алфавита. Он впервые делает открытие, что многие слова пишутся не так, как произносятся и слышатся. Но письменная речь ребенка еще долго будет оставаться фонетической, лишенной грамматического написания.
Работа с другими материалами незаметно переведет ребенка со ступеньки механического чтения к постепенному.
В итоге работы с Монтессори-материалом и другими дидактическими пособиями для развития родного языка ребенок успешно выполняет следующие действия:
- аккуратно обводит и штрихует;
- пишет буквы мелом и карандашом;
- называет буквы русского алфавита;
- складывает слова; пишет слова и предложения;
- анализирует звуковой состав слова; соотносит звуки с буквами;
- правильно читает слова без трудностей и с трудностями языка; читает предложения; читает механически; читает постепенно, т.е. осмысленно, читает вслух и «про себя»;
- пересказывает прочитанное; понимает идею рассказа; пишет короткие сочинения.
Нет особого периода в жизни ребенка, когда он только и делал бы, что изучал язык. Это происходит каждый день жизни, начиная с самого первого. Развитие речи – процесс естественный, природный, происходящий на основе сенсорного и социального развития. При этом сам механизм речи начинает работать раньше, чем слово обретает в голове ребенка свой смысл.
Малыш чутко прислушивается к речи матери, пытается произносить отдельные звуки, затем его интересу подвергаются слоги, и только потом он начинает произносить слова. Эти физиологические основания М. Монтессори выдвигает как принципиальные в построении своих методик.
Итак, как правильно развивать ребенка – развивать речь малыша!