ТН Ледниковый период: млекопитающие и появление людей.
Быстро и весело пролетела неделя, посвященная теме "Ледниковый период".
Используемая литература:
1. "Детская энциклопедия динозавров", изд. "РОСМЭН"
2."Книга с секретами. Погода и климат", "издательство Робинс".
3. "Ледниковый период" от издательства Хоббитека.
Используемые ссылки указаны по тексту.
1 день
Изучение животного мира мы продолжаем по книге "Энциклопедия динозавров". Ознакомились с выжившими после столкновения планеты с метеоритом рептилиями и маленькими млекопитающими. Оговорили особенности, которые помогли данным существам выжить в условиях похолодания климата. У млекопитающих большую роль сыграли способность тела вырабатывать свое тепло и наличие шерсти/меха на коже. Мех - это одежда млекопитающих. Насколько важна наша одежда для нас? Всегда ли мы носим одну и ту же одежду? Отчего зависит выбор одежды?
Поиграли в игру с движениями:
1. Показываем части тела, которые одеваем:
Мы на улицу пойдем,
Но сначала шапку, шарф найдем,
Наденем теплу куртку,
Чтоб не мёрзнуть ни минутки.
Не забудем рукавицы -
Можно и со снегом порезвиться.
А на наши ножки
мы обуем босоножки (! Заметят ли дети подвох?)
(Белокопытова Е.Н.)
3. Зима
Солнце землю греет слабо (руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз, (руки на пояс наклоны в стороны)
Во дворе у снежной Бабы
(Руки на пояс поворот вокруг себя)
Побелели морковный нос
(Дети показывают нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда.
(Прыжки на месте)
Вьюга злится, снег кружится
(Дети кружатся)
Заметает все кругом белоснежным серебром
(Плавные движения руками)
https://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/fizkultminutki/205-zima
3. Зайчик серенький сидит
и ушами шевелит.
Вот так, вот так. (Прикладываем ладошки к голове, имитируя заячьи уши)
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть
Вот так, вот так (трем ладошки друг о друга или хлопаем в ладошки)
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать:
Прыг-скок, прыг-скок.
(Потешки)
Почему говорят про зайку:
Летом серый, зимой белый?
Сделали небольшую аппликацию из мятой бумаги:
2 день.
После просмотра первой части фильма "Ледниковый период", 2002г слепили вот таких древних белок из пластилина:
В начале и конце фильма мы наблюдаем за белкой, которая преследуя орех замерзает во льдах, затем оттаивает вместе с орехом в теплой воде. Данный сюжет лег в основу нашего эксперимента.
Дети через каждый час-два проверяли морозильник: ещё не замёрзла вода? Пронаблюдали появление ледяной корочки на поверхности - обсудили, что таким образом замерзает вода в реках, озёрах - рыбы и другие обитатели плавают подо льдом. Рыбаки, делают лунки во льду, через которые рыбку зимой ловят.
Пока "глыба льда" замерзает, играем в древних белок:
1. Пробуем удержать орех/жёлудь на большом пальце;
2. "Собираем орехи" Усаживаем в ряд мягкие игрушки или ставим коробки/миски. Каждый бросает игрушке-помощнику или в коробку/миску орехи.
3. Кладём орешек в стаканчик, накрываем вторым стаканчиком сверху. Трясем, как погремушкой (обращаем внимание на звонкий звук). Переворачиваем 'погремушку" так, что один стакан внизу другой вверху: в каком стакане орех? (В 5 лет легко ребенок догадался, а вот в 2 года задумался)
Можно послушать звуки с разными орехами, материалами. Потом загадать: что звучит.
4. Расставляем перевёрнутые вверх дном стаканчики. Под один из них прячем орех. Загадываем друг другу под каким стаканчиком орех, используя
- цвета стаканчиков;
- формы;
- предлоги между, рядом, над, под;
- счёт и стороны лево-право.
Когда полностью вода с содержимым замезли, мы разрезали пластиковый стакан (в нем замораживали) и "глыбу льда" положили в таз. Теплой водой поливали лёд сами дети. Эксперимент прошел удачно. Орехи целы, только у одной белочки одно ушко отвалилось. Доченька сделала вывод, что белок замораживать нельзя - они могут пострадать, а вот орехам все равно.
Вечером дети играли в "Саблезубых тигров". Их задача была по приятному ванильному запаху найти пирог. Пакетики ванилина разложила в комнате, подводя к пирогу. Пирог накрыла полотенцем, на полотенце лежало несколько пакетов ванилина. Несмотря на очевидную подсказку, дети долго ходили вокруг пирога, пока не догадались заглянуть под полотенце)
Идеи для игр взяты с сайта:
http://prazdnikidey.ru/detskij-den-rozhdeniya-v-stile-lednikovyj-period/
3 день.
На нашем макете похолодание: снег из кусочков салфеток шел долго, пока не покрыл равнину; вулкан накрыло белым снежным одеялом:
Мамонта мы сделали, ориентируясь на мастер-класс Алины (Алина, спасибо большое, что поделились идеей!):
https://m.babyblog.ru/community/post/igraem/3135427
В этот день много играем в животных ледникового периода:
Рисуем как мамонты: зажимаем кисть зубами.
Рисуем как древние ленивцы: кисть держат пальцы ног.
После такого веселого рисования осталось время и для шедевра: восковыми карандашами/масляной пастелью рисуем ветки ели, сверху покрываем акварельной заливкой.
Пьем напитки и пускаем пузыри как мамонты (трубочки для сока имитируют хобот мамонта).
Ходим по ортопедическому коврику как Ленивец Сид. Бегаем быстро как Саблезубый тигр Диего. Осторожно и тихо шагаем на носочках, чтобы тигр нас не заметил и не услышал. Переправляемся по бревну через реку (ходим на внешней стороне стопы).
Путаем следы: ходим на пятках.
Вечер провели спокойно, рассматривая книгу "Ледниковый период", задеваем тему "появление человека на Земле".
4-5 день.
Подробнее о появлении людей на планете узнали из "Энциклопедии динозавров". Отследили изменения климата по книге с окошками "Погода и климат". Ориентируясь на этапы развития жизни на Земле ("Энциклопедия динозавров"), вспомнили и обобщили изученный материал:
Во второй половине дня лепили пластилиновую картину:
Выполняли любымые стихи с движениями.
Танцевали, напевая несколько куплетов из песни о Мамонтах:
"Белая метелица замела тайгу.
Снег кружится, стелется - вся тайга в снегу.
Через пни с корягами, через бурелом
Мамонты, мамонты мчатся напролом!!!
Серые, огромные словно валуны
Мчатся озверелые серые слоны.
По камням, по кочками, старый путь знаком
Мамонты, мамонты мчатся напролом!!!"
Хельга, благодарю за пост, где вспоминается данная пенка:
https://m.babyblog.ru/user/BaciLLLa/156709
Разгадывали загадки о мамонтах и саблезубых тиграх, о холоде и зиме. Вспоминали каким героям мультфильма "Ледниковый период" принадлежат реплики.
Шарады пошли на "ура".
http://prazdnikidey.ru/detskij-den-rozhdeniya-v-stile-lednikovyj-period/
И, конечно, продолжали клеть любимые наклейки в журнал "Ледниковый период", тренируя память, расширяя кругозор и словарный запас:
Следующая неделя плавно переходит в тему "Первобытные люди". Но это уже совсем другая история)