Наши будни: длинный пост про всё сразу
Наши детки (развитие, успехи, фото)Серёже от 4 до 4,2, Мите от 2,3 до 2,5
Болезни
Весь январь отходили в сад нормально, потом начали болеть - Митя свалился 6 февраля, Серёга через неделю. (Так и не решила пока для себя вопрос - если один ребёнок болеет, второго в сад лучше отводить - подальше от больного? или лучше дома оставлять - всё равно высокая вероятность, что уже заразился, так нечего в садике делать? Честно, на первые дни болезни - с температурой - лично для меня легче, чтобы второй ребёнок был в саду - чтобы не одёргивать постоянно "не шуми", "давай тихонечко поиграем", "Митя не может сейчас бегать", "Не буди Серёжу" и т. п. И с прогулками тяжело, надо просить бабушек в помощь...) Митя когда температурит, становится очень капризным, с рук не слезает, спать нормально не может. Серёга в этом отношении парень более удобный: спит 20 часов в сутки, просыпается только попить. Зато он же с температурой 37,5 - бука и псих, Митя с такими же "градусами" - вполне себе здоровый весёлый шмакодявка.
За время болезни Митя проникся пазлами на всю катушку, собирал их постоянно, с небольшой моей помощью может теперь собирать и на 60 деталей. Серёга из тихих занятий предпочитает всё-таки чтение книг, пазлы ему поднадоели.
Напишу сейчас поподробнее про тихие занятия.
Любимые пазлы, любимые книги и прочие тихие занятия
Я когда-то остановилась на пазлах фирмы Castorland, теперь другие, подешевле, кажутся ужасными. серия midi так вообще оптимальна для возраста от 2 до 4, как мне кажется. Хотя тоже пазл пазлам рознь: например, на 60 деталей - картинки многофигурные, где легко подобрать недостающую деталь - с ними даже Митя справляется, собрать же один реалистичный харвестер на фоне реалистичного пейзажа - задача скорее для Серёги, Мите всё-таки рано... Есть у нас особо сложный пазл, не касторлендовский - под условным наименованием "50 оттенков серого": голубое небо, красная машина, серый асфальт. Детали подбираются друг к другу по оттенкам, ну и сами держатся непрочно, чуть рукой заденешь - всё!.. Этот 54-детальный пазл Серёжа просит достать, когда у него какое-то "мазохистское" настроение, собирает в два раза дольше касторлендовских.
Хочу купить ещё пазлы Ларсен - тоже, говорят, хорошие... Дорогие, правда.
Любимые книги. У Мити - небольшие истории про Паддингтона, и теперь ещё вариации на тему Муми-тролля (не знаю, что там привлекает, подозреваю, что исключительно размеры книги - схожие с Паддингтоновскими - и несложные имена главных героев: Юнк, Мю...) Неделю приносил на чтение мне "Игру в солдатики" Кушака. В итоге Серёга уже выучил наизусть почти всё...
Самому Серёже нравятся... просто книги. К Паддингтону он охладел - после Митиных-то порывов. Читать несёт всё подряд. Чуть чаще других - "Черную уточку" (карельская сказка), про паровоз "Овечка" (изд-во "Настя и Никита") - она и Мите нравится; "Найди и покажи. На природе". С "Городом добрых дел" только недавно расстались, оторвали от сердца, можно сказать - отнесли в библиотеку.
Хорошо, под болезное настроение особенно, слушает аудиосказки. Хит - про Серую Шейку. Митю аудиосказки не привлекают ничем, кроме как понажимать кнопки на плеере.
С плей-до играются хорошо, Серёга в основном делает мне пироги, украшает их по-всякому. Митя лепит червяков и исследует отпечатки формочек.
Любят книжки с наклейками, и плевать им на всякие задания в них.
Подготовила для печати и наконец-то распечатала много материалов из Интернета - раскраски по цифрам, лабиринты, всякие задания. Серёга после одного забавного эпизода всё-таки освоил лабиринты, требует теперь посложнее... Мите тоже выдаю - не лабиринты, скорее, просто простенькие дорожки-бродилки.
Раскраски по номерам тоже в принципе понравились.
Ещё (кто первый кинет в меня тапок?) усадила старшего за компьютер - на всяких сайтах всякие "развивашки" (задания на логику, например, типа продолжить ряд - то, что у нас в бумажно-печатном или просто устно-предметном исполнении идёт с неохотой) и те же раскраски. Время пребывания за компом лимитировано, и далеко не каждый день. Человек учится работать с мышкой - точно "прицеливаться" в нужный фрагмент экрана. Мите тоже интересно, пару раз усаживала его к себе на колени - раскрашивали с ним раскраски. Но ему совсем трудно с мышью справляться, да и рано, конечно...
Ещё из компьютерных "занятий" - Google Earth. Пока только рассматриваем: Серёже очень нравится вертеть Землю, ищем нашу страну и город, в городе находим знакомые объекты, "ездим" на дачу и в деревню. Иногда рассказываю про другие города и страны, если к слову приходится. У старшего интерес "путешествиям" есть, особенно в связи с транспортом. Вот попробую внедрять немного географии в наши "прогулки"...
Настольные игры у нас никак не идут.
Театральные вечера
В выходные и каникулы случаются у нас внезапные "театральные вечера". В планах у меня, как всегда, показать одну сказку, но дети разводят меня на несколько (или одну и ту же пару раз на "бис"), а потом сами начинают показывать.
Самое главное в подготовке к спектаклю - завладеть колокольчиком и повесить занавес, про действующих героев Серёга вспоминает в последний момент, а декорации я должна уже приносить ему по ходу представления:
- И тут чудовище пошло гулять... Мама, принеси мне ёлку!
- Так откуда ёлку-то? Мы ведь уже убрали всё.
- Ну нарисуй.


Без вмешательства Мити и мимолётных конфликтов ни одно Серёгино выступление не проходит...
Игры вместе
Игры вместе - это преимущественно беготня. "Чудище" и "кака" преобразились в Калялю-малялю (она же Ляля-маляля или просто Каляля). Если надо посмеяться - вспоминают про Калялю "с такими усами" ("усы" делаются из волос на голове; подозреваю, фраза и жест по мотивам мультика "Зима в Простоквашине"). Жутко смешно обоим. Когда болел Серёга, а выздоровевший Митя пошёл в сад, старшему прямо не хватало благодарных зрителей для того, чтобы посмеяться над его рожицами и "каляльной" походкой.
Иногда Серёга кричит: "А теперь давай играть в Калялю!" Это значит: выключить в длинном тёмном коридоре свет, бегать из комнаты в комнату и с оглушительным шумом запирать за собой двери. Косяки скоро отвалятся, да и страшно - вдруг в пылу игры себе пальцы поприщемляют... Поэтому, если успеваю, кричу в ответ: "Чур, без дверей!" Слушается, правда, только Серёжа. На мой вопрос:
- Зачем свет-то в коридоре выключать?
- Чтобы Каляля пугалась!
В общем, я думала, они Калялю "боятся", а они, оказывается, её сами пугают.
Недавний хит - строить домики из всего, что только можно. Нужны стулья. МНОГО стульев. Бывает, сижу за компом:
- Серёж, ну что ты вокруг меня кружишься? Мне работы ещё на полчаса. Когда освобожусь, я тебе скажу.
- А я не тебя жду, я жду, пока ты поработаешь, и тогда заберу этот стул.

Вся конструкция закрывается плотненько одеялами - "чтобы темно было! нам так нравится!"
В строительстве домов, конечно, важно чтобы главный архитектор не распсиховался, а рабочий, он же "жилец", послушно выполнял указания:
- Митя, сиди, не вылезай пока. Не вылезай. Не вылезай.
- Серёж, ну он долго уже там сидит, ему же скучно.
- Я сейчас одеяло найду, сделаю всё правильно, пусть тогда и вылезает. Митя, сиди! НЕТ, Митя, НЕ САДИСЬ НА КРЫЫЫЫШУ!
- Ой! Кыфа бум!
Катастрофа.
В лего играют скорее рядом, чем вместе. Но бывает, особенно с гигантской железной дорогой, и совместное строительство. Год-полтора назад Серёга строил удивительные многоарочные и сложные в плане "Санкт-Петербурги", теперь же его домики - это типовые "коробки", часто даже без окон. Митя, глядя на него, тоже начал строить по системе "сплошные стены, ровные крыши".
Ещё одна тема для беготни - паровозы. Бегают просто по кругу. Серёжа "экспресс", Митя - пассажирский. Старший иногда объявляет отправление и прибытие поезда.
Из гимнастического мата делают себе корабль - просто вытаскивают на середину комнаты. сидят вдвоём, потом Серёга объявляет: "А теперь купаться!" - ныряют с корабля. плавают по паласу, время от времени спасаются от акулы.
Иногда начинается перестрелка из пистолетов и автоматов. Пять минут играют нормально, потом приходится пресекать рукопашные схватки.
Серёжа:
- Ах, Митя, ты меня не слушаешься? Ну всё, я иду за пистолетом!
Митя, кстати, почти прекратил кусаться. Зато начал довольно больно щипаться. И если Серёжа кусаться в ответ не пробовал, то щипаться в ответ считает приемлемым. Ещё в арсенале боевых средств - слюняканье. Причём у Мити оно случайное (как правило), а Серёга в ответ: "Ты меня обслюнякал! Я сейчас тоже тебя так же наслюню!"
Чтение, письмо, рисование
Заперся Серёга в комнате, слышу, что-то по буквам скандирует, минут пять звуки-буквы вслух перебирал. Потом заходит в комнату:
- Мама, я в книжке разноцветной, там где жёлтая страничка, одно слово прочитал. Узнал. Это СКАЗКА. А второе слово не смог.
(Не знаю, правда, прочитал всё-таки или по смыслу догадался. Или, может, вспомнил - я же когда ему читаю, на названиях, написанных крупно заглавными буквами, акцентирую внимание.)
Пока запишем так: скорость чтения - одно слово в пять минут.
Но вообще, конечно, начал понимать немножко - про слоги особенно. главное, что интерес к чтению есть. на улице снова, как и два года назад, заинтересовался номерами машин - что там написано, какие слоги из букв получаются...
***
А вот слова на буквы он раскладывает уже нормально. Короткие, конечно. В написании требуется помощь - многие, особенно из конца алфавита, забывает.
Иногда, при самостоятельной работе, случаются такие вот казусы:
(Да, читать он время от времени порывается тоже справа налево и - если несколько слов - снизу вверх.)

Из садика приносит мне "подарки" - рисунок и подпись к нему -МАМАМАМ или ПАПАПАП. На рисунках, к слову, чаще всего техника всякая изображена - вездеходы, "искровые поезда" (что бы это ни значило), пожарные спасательные трактора и прочие чудо-машины.
Людей или животных рисует только с моей подачи, и то не всегда. В саду на "живописи" более-менее всё получается, но дома повторять подвиги не хочет.
- А что вы сегодня рисовали?
- Черепаху.
- Круто! Теперь ты, значит, умеешь черепаху рисовать?
- Да, но только красками. Я фломастером не умею черепах рисовать.
В садике
В Митиной группе мало народу сейчас - от 4 до 6 человек. И ребёнок мой стал горрраздо лучше туда ходить. Такой формат и мне самой больше нравится. Воспитатели тоже отмечают, что и разговаривать стал больше, и играть веселее... С утра в раздевалке куксится, иногда плачет. Но в группу заходит сам, сразу бежит хватать воспитателя за руку, через 10 секунд уже не слышно рёва. И стал есть лучше - вроде бы даже завтраки мимо не проходят, а иногда и ужины (если не творожное и не кисломолочное).
Серёга тоже идёт в сад без энтузиазма. Его сложнее всего поднять утром. Нравится ему играть на Митином участке, пока я переодеваю младшего - муж в это время чистит снег.
Няня у Серёжи в группе с НГ новая, мне она очень не нравится - вечно раздражённая, что-то всё сердится, замечания делает постоянно... Но и про неё он недавно выдал что "почти уже любит нянечку". На фоне такой няни оба воспитателя кажутся теперь просто золотыми :-)
Возмущалась недавно, выскажу и тут: у нас с Серёжей ритуал - я с улицы ему машу рукой, он мне тоже, минутку-другую всякие "смешные" движения руками делаю, он из окна повторяет. Прощаться к окну подходят ещё несколько ребят из группы - тоже "перемахиваются" со своими мамами-папами. Вот как-то, пока я Серёгу переодеваю, няня разворчалась на одного мальчика: "Что это, с мамой уже попрощался, зачем в окно махать? Надо идти кашу есть, на столе уже всё... что это спектакли устраивать?" Ну блин, жалко ей, что ли... Представила, что она и на Серёжу моего так же ворчит-бубнит.
Закадычных друзей нет. Чаще всего играет с одним спокойным мальчиком и двумя девочками. Ещё одна его всё время цепляет. Уже два раза приходил с царапинами, довольно глубокими. Раньше с этой царапуньей сидели за одним столом, попросила воспитателя их рассадить. Всё равно - садятся часто по старой привычке вместе, вчера вот опять ущипнула его до крови.
Серёжа по этому поводу весь вечер в красках рассказывал, как его Алиса ущипнула. Последней историю услышала бабушка. После душещипательного монолога Серёжи Митя решил внести свою лепту:
- Меня Иса от тут, - показывает, что ущипнула. - Ай, бойнё! Ну-ну-ну, Иса!