БЕЗЖАЛОСТНЫЕ РОДИТЕЛИ ИЛИ КАК ПРАВИЛЬНО ЖАЛЕТЬ РЕБЕНКА
Воспитание Малыш
упал, а мама, вместо того, чтобы пожалеть его, прикрикивает: "смотри,
куда идешь!" или "Сам виноват, я же тебе говорила: Не лезь на горку!"
Знакомая картина?
Почему-то нам бывает так сложно пожалеть, обнять и
приголубить кроху, когда ему плохо или больно. Когда жалость неуместна, а
когда нужна и полезна?
Не жалею, не зову, не плачу.
Пожалеть
споткнувшегося ребенка – естественно. Но почему тогда первой реакцией
мамы часто становится резкий окрик или нравоучения? Причин тому
несколько.
1. Мы по-другому не умеем.
Мы часто копируем
стиль общения с детьми, который усвоили на примере собственных
родителей. Если мама в детстве в случае синяков и ссадин выдавала вам
дополнительные оплеухи или нравоучения, высока вероятность повторения
«сценария» и в вашем родительском опыте. Но сваливать все на мам и пап,
объявляя их причиной всех наших бед, – неконструктивно и бессмысленно.
Для взрослых самостоятельных людей такое поведение – признак
инфантилизма. К тому же есть и иные корни нашей «жестокости».
2. Нам страшно за ребенка.
Причины,
мешающие нам обнять и приголубить чадо, когда ему плохо, кроются в
наших страхах. И первый – страх за ребенка. Первая мысль после того, как
малыш упал, – насколько он пострадал и каковы будут последствия? Эта
паника выражается эмоционально и моментально: страх матери порождает
агрессию – а страдает малыш. Причем не столько от полученной царапины,
сколько от гнева самого близкого человека.
3. Мы боимся осуждения.
Наши
дети – индикаторы нашей родительской состоятельности. Если чадо умыто,
опрятно одето и весело вышагивает по площадке, наше родительское «эго»
бодро и радостно марширует рядом с ним. Но тут вдруг малыш падает!
Нарушается гармония мира нашего внутреннего цензора. Подсознательно мы
чувствуем себя виноватыми, корим себя за недосмотр, родительская
самооценка падает. Эмоции, не справляясь с негативом, выливаются в
гневные окрики, шлепки и критику в адрес ребенка.
4. Мы чувствуем себя виноватыми.
А
это – очень неприятное чувство. Конечно, по большому счету в том, что
малыш упал, пролил чай или порезал палец, скорее всего, вообще никто не
виноват. Всякое бывает. Чашки падают, ступеньки скользят, ножи не
вовремя подворачиваются под неловкую и неумелую руку. Но установить эту
простую логическую цепочку в момент происшествия трудно. Эмоции берут
верх, и вот уже мама вместо сочувствия кричит или отчитывает ребенка,
чтобы мгновенно избавиться от гнетущего чувства вины.
5. Мы хотим воспитать стойкость.
Агрессивная
реакция со стороны родителей бывает и сознательной. Таким способом
некоторые мамы и папы пытаются подготовить чадо к жизни в реальном мире:
закалить, научить быть сильным. «Этот мир не всегда будет к тебе добр,
не всегда найдутся те, кто пожалеют. Привыкай!» – как бы констатируют
родители. Намерения их при этом самые добрые: они не желают чаду зла,
просто хотят приучить его к мысли, что надо уметь справляться со своими
эмоциями и сложными ситуациями самому и не быть нытиком. Рациональное
зерно в этом, конечно же, есть. Однако, реагируя криком на падение
малыша, достичь обозначенной цели весьма сложно. А вот взрастить в крохе
кучу комплексов – легко и просто. Поэтому все-таки рекомендуется
научиться жалеть своего ребенка, когда ему плохо. Вопрос только в том,
как это делать правильно.
ОПАСНЫЕ «ПЕРЕГИБЫ»
Жалея, важно
избегать и противоположной крайности. Если после падения с качелей не
посмеяться над легким испугом, которым, к счастью, отделался кроха, а
навсегда вычеркнуть качели из списка детских развлечений – вреда будет
не меньше, чем от гневных окриков. Конечно, тем самым мама максимально
оградит чадо от опасности. Но заодно и лишит его шанса научиться
справляться со страхами, преодолевать трудности, лишит одной из чудесных
детских радостей – ощущения полета. Сопереживая и ставя себя на место
ребенка, надо тоже знать меру. Вспоминая, как в детстве вам не нравилось
наводить порядок в игрушках, вы сами ежедневно рассортировываете в
детской конструкторы и фломастеры? Есть все шансы вырастить
несамостоятельного, неприспособленного и не умеющего следить за собой и
своими вещами взрослого. Спасибо за это он вам точно не скажет! Лучше
вспомнить поговорку про то, что голодному лучше предложить не рыбу, а
удочку – и придумать для ребенка какой-то новый, увлекательный способ
раскладывания конструкторов и машинок в коробки. При таком подходе малыш
не будет жалеть сил на наведение порядка. А маме останется только
радоваться за любимое чадо, не дающее ей поводов для жалости.
КАК ПРАВИЛЬНО ЖАЛЕТЬ РЕБЕНКА
Все
дети разные, но всем одинаково необходимо знать, что их любят. И
сочувствие, сопереживание, поддержка со стороны родителей в трудный
момент – один из способов продемонстрировать любовь.
• Если
вашему ребенку плохо, больно, грустно – постарайтесь его успокоить и
приободрить. Обнимите, поцелуйте, прижмите к себе. И переключите
внимание на что-то еще.
• Можете чем-то объективно помочь и облегчить
состояние? Сделайте это! Наклейте пластырь, подуйте на ранку, поцелуйте
ушибленный пальчик. Но делайте это спокойно, ненавязчиво и без
причитаний.
• Представьте себя на месте малыша. Вы порезали палец или
споткнулись о бордюр. Вам захочется, чтобы к вам немедленно бросались с
утешением или, наоборот, обвинениями? Вряд ли. Ребенку, как и
взрослому, нужно некоторое время, чтобы прийти в себя и справиться с
эмоциями, осознать собственные ощущения. Потребность в сочувствии
появляется чуть позже.
• Прежде чем бросаться к крохе с обвинениями
или, наоборот, утешением – выждите немного, проследив краем глаза за его
реакцией. Возможно, ребенок уже и сам в состоянии справиться со своими
эмоциями без вашей помощи. Это важный этап в формировании его личности –
умение справляться с трудностями, преодолевать препятствия, проживать
собственные негативные эмоции и выходить из них не раз пригодится ему в
будущем.
• Постарайтесь не концентрироваться на ситуации, если,
конечно, не случилось ничего серьезного. Избегайте оханья и аханья и не
впадайте в истерику сами. Дети очень четко считывают родительский
настрой, и если вы сами пугаетесь каждого ушиба, то и ваш ребенок будет
всего бояться, а это создаст ему серьезные преграды на пути к
нормальному развитию. Все-таки синяки и замазанные коленки –
неотъемлемый атрибут нормального детства, и нужно относиться к ним
спокойнее.
• Отложите обсуждение того, почему так произошло, на пару
минут, пока ребенок успокоится. Из фразы: «Я тебя предупреждала,
ступеньки скользкие» расстроенный ребенок скорее сделает вывод «я сам
виноват», чем «в следующий раз нужно проверить ступеньки и быть
осторожнее». То есть урок усвоен не будет, зато комплекс вины получит
благодатную почву для роста. Проанализировать ситуацию можно позже,
лучше даже на чужом примере: «Маша однажды залезла на скользкую
ступеньку и упала!» Тут малыш, вероятнее всего, и сам припомнит: «Точно
как я сегодня». В спокойном состоянии он сделает правильные выводы.
Радмила Киевская