Как жителям Уфы вернуть деньги за платн.мед услуги?
РазноеВ Башкирии работает общественная правозащитная организация «Международный стандарт», которая бесплатно консультирует граждан по правовым вопросам в разных сферах деятельности человека. По словам директора фонда , наибольшее количество жалоб от граждан поступает в сфере здравоохранения.
Как тало известно ProUfu.ru, в соответствии со статьями 30 и 31 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», каждый пациент Российской Федерации при обращении за медицинской помощью и её получении имеет 15 прав, которые охватывают практически всё: начиная от отношения врача к пациенту, заканчивая правом на возмещение ущерба.
- Об этих правах мало кто знает, - делится правозащитник Наталья Караваева. - Однако на сегодняшний день грамотный и по-хорошему настойчивый пациент может добиться качественного медицинского обслуживания.
Во время он-лайн конференции специалист ответила на вопросы читателей ProUfu.ru.
- В больнице предлагают заплатить за УЗИ. Мол, очереди ждать долго, а исследование необходимо провести сейчас. Как узнать какие процедуры должны быть платными, а какие бесплатными?
- Если есть время и возможность – необходимо обратиться в страховую компанию за разъяснениями о том, что будет оплачено за счет средств, а что может быть платно.
Если времени и возможности разобраться в ситуации уже нет, необходимо брать чеки и договоры платных услуг и в максимально короткий срок предъявлять их копии вместе с соответствующим заявлением в свою страховую компанию. Она обязана провести медико-экономическую экспертизу, и если права гражданина были нарушены, обязана обеспечить возврат затраченных денег.
Так десятки тысяч пациентов вернули свои деньги за платные услуги, которые на самом деле должны быть бесплатными.
- Могу ли я отказать от услуг страховой компании, выбранной для меня работодателем?
- У любого застрахованного есть право выбора страховой медицинской организации, что означает возможность в индивидуальном порядке прекратить договорные отношения с одной СМО и начать с другой.
- Мне кажется, что врач поставил мне ошибочный диагноз, что делать?
- У пациента есть право на проведение консилиума или консультаций у других специалистов. Причем, даже специалистов из других медицинских учреждений. Однако на этом должен настаивать сам пациент. К тому же консилиум по направлению врача будет полностью бесплатным.
- Мне кажется, что мой врач лечит меня неправильно, так как я все еще не могу выздороветь?
- В медицине есть стандарты медицинской помощи, где описано как от какой болезни лечить. Они разработаны лучшими специалистами и утверждены на государственном уровне.
Там прописаны все процедуры и медикаменты, которые, по опыту специалистов, обязательно помогут в лечении конкретного заболевания, даже указано в какой срок можно вылечиться при соблюдении всех правил.
- Я уже не доверяю своему врачу. Могу ли я выбрать другого врача?
- Если пациент не доверяет своему врачу или сомневается в его диагнозе, то он пишет заявление главному врачу. Подчеркиваю, именно письменное заявление, телефонные звонки не считаются. В заявлении нужно написать «Прошу организовать для меня консультацию такого-то специалиста».
Если у самой поликлинике нет возможностей предоставить такого врача, или материальной базы для лечения определенных болезней, то главврач должен направить пациента в другое учреждение.
При возникновении любых вопросов, главный врач – первая инстанция, которая решает проблемы пациента.
- Что делать, если диспетчер «скорой помощи» предлагает обратиться к врачу поликлиники?
- Если вы хотите подать жалобу, то помните, что все разговоры записываются. Более того, запоминайте номер дежурного, который отвечает на ваш звонок. Это все может помочь в спорных ситуациях.
Иногда, когда ситуация терпит, не такая серьезная, то можно пригласить к телефону дежурного врача-консультанта. Он может дать инструкцию как поступить в той или иной ситуации, или сам направит к больному бригаду скорой помощи.
Диспетчер ни в коем случае не имеет право отказать вам и предложить воспользоваться услугами врачей из поликлиники.
Кстати, хронические больные, которые знают, что их могут госпитализировать в любой момент, к примеру, когда случится приступ, заранее должны выбрать себе лечебное учреждение, которое отвечает их требованиям. К примеру, там врачи по этому профилю лучше или хорошее оборудование. И в момент госпитализации, если это учреждение в этот день дежурит, то пациента должны отвезти именно туда.
В целом, мой совет хроническим больным: заранее написать доверенность на близкого человека, так как в случае чего, имея доверенность, именно он будет отстаивать и представлять ваши права перед врачами. Не имея такой доверенности, ему, если пациент уже совершеннолетний, могут даже отказать в информации о лечении и диагнозе больного.
- Скоро в школах скоро начнут делать прививки от гриппа. Могу ли я отказаться прививать своего ребенка?
- Да, можете. В первую очередь, при прививании детей, а также при совершении других медицинских вмешательств, школа должна письменно предупредить родителей о планируемой прививке: к примеру, выслать записки. А родители, в свою очередь, также письменно должны подтвердить свое согласие или отказ на процедуру.