Секрет семейного счастья.
Слово нашего батюшкиРаз уж в ПС зашла речь о любви, пожалуй, и я выскажусь.
Почему 80 % зарегистрированных браков разваливается? Почему и незарегистрированные браки распадаются в 80 % случаев? Это данные статистики. Но и без статистических данных этот вопрос возникает, достаточно, просто если взглянуть на женатых и замужних знакомых. Что мешает людям, которые оставили всех и вступили в брак, жить вместе? Почему те, кто временами готов сдувать друг с друга пылинки, вдруг начинают раздражаться друг на друга и говорить обидные слова? Почему тёплые отношения остывают, симпатии смеряются равнодушием - почему любовь вдруг исчезает? Может потому, что её и не было? Но тогда, что же было? Ведь что-то было! Так, что же такое "Любовь?"
На эти вопросы многие православные знают ответы. Но многие и не знают и мучаются от подобных проблем и загадок. Я попытался кратко изложить ответы на эти вопросы и описать опыт преодоления этих проблем, и способ обрести семейное счастье мир и согласие.
Практически всегда, виновниками нестроений в семье бывают гордость и себялюбие. Там где расцветает гордыня, не растёт любви. Там где хозяйничает себялюбие, укореняются страсти и пороки призванные удовлетворять эту любовь к себе. И, опять-таки, плод страсти – грех. А грехи разъедают любовь, как ржавчина старую железку.
Что же это за капризное растение такое, которое зовётся любовью? Как её вырастить, и зачем она нужна?
Иоанн Богослов лучше других воспринял заповеди о любви. Святой прожил на земле более 100 лет, долго оставаясь единственным живым свидетелем земных путей Спасителя. Вместо длинных поучений, всем желающим услышать от него мудрости, он лишь говорил: «Чадца, любите друг друга". Когда его спрашивали, почему так часто он это повторяет, то из глубины любящего сердца отвечал: "Потому что в этом одном заключается всё»;
Все нестроения в семье именно из-за недостатка этой самой любви. Если мы любим человека, мы хотим, чтобы ему было хорошо. Это понятие: "чтобы ему было хорошо" – сложносоставное, оно подобно пирамиде. Всеобъемлющее основание этой пирамиды - составляет собой желание для человека единения с Создателем - источником вообще всякого блага. Желание для любимого вечной жизни, вечного блаженства. Далее следуют иные блага, менее важные для человека по значимости своей, приносящие меньше радости, и пирамида, чем выше, тем становится уже и уже. Плотские радости находятся где-то ближе к вершине и, потому, малозначимы, в сравнении с другими, ведь мы знаем, если наше чадо лежит в реанимации, мы и поесть забываем и пренебрегаем иными утешениями плоти, так как здравие нашего ребёнка для нас важнее и радости приносит несравненно больше, чем минутное плотское удовольствие.
Но, к сожалению, этому не учат в школе и большинство людей даже не подозревает, что то светлое всеобъемлющее чувство, которое они именуют любовью, всего-навсего плотская страсть, разукрашенная эмоциональным подъёмом. Настоящая любовь несравненно глубже, ярче, богаче, и, что интересно, не требует присутствия объекта любви или обладания им. Она даёт истинную свободу. И вот этой любви мы начинаем учиться, вступая в брак. Наше страстное чувство, на первых порах, бывает нам помощником в преодолении несогласованности и частично заменяет собой ту утешительную функцию, которую заключает в себе настоящая любовь.
Но страсть – плохой помощник, ненадёжный! Ведь направленность чувств управляемых страстью может измениться в любой момент и породить измену - страшное разрушительное состояние, повергающее человека в противоречие любви и страстного влечения, в войну плоти, сердца и разума.
Потому, чем быстрее родится и вырастет настоящая любовь, чем скорее она поглотит и уничтожит страсть, чем больше вероятность того, что наши семейные отношения будут для нас источником радости, душевного упокоения, гармонии. Вот типичные свойства настоящей любви, изложенные апостолом Павлом, почти 2000 лет назад: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает», (1Кор.13:4-8). Что тут скажешь, человек, обладающий всеми этими способностями (которые даёт любовь) не захочет ссориться, ему не надо «терпеть», скрывая внутреннее раздражение и гнев, никогда не позволит себе чего-то такого, что разрушит семейные отношения, и даже не захочет этого! И зачем? Ведь у человека, который ЛЮБИТ, есть всё, а по определению, ЛЮБОВЬ не проходит, не кончается, не остывает! Конечно, её можно загасить в своём сердце, постараться изничтожить. Способ один – предаться всем известным греховным мерзостям, и тогда, по слову Святого Евангелия сердце наше окаменеет (что со многими сейчас и происходит): «…и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь»; (Матф.24:12).
Если остынет солнце, оно потеряет свою энергию – способность согревать, освещать, порождать жизнь, радовать и, само по себе, оно станет холодным. То же самое происходит и с человеком при остывании любви. И ощущают это на себе не только окружающие, и не столько, как сам человек, потерявший источник созидающей энергии в своём сердце. Это именно ему, в первую, очередь станет холодно, сумеречно, омертвело и безрадостно…
Следовательно, самой важной задачей для молодожёнов должно быть созидание настоящей любви. Почему распадаются браки через пару лет совместной жизни? Потому что страсть прошла, переметнулась, а любовь ещё так мала, что не имеет, пока, связующей силы.
Что нужно делать, чтобы наше сердце заполнила любовь?
В первую очередь, понять, что ВСЕ мы, пред величаем Божьей святости, ОДИНАКОВЫЕ грешники! У одного одна болезнь, у другого – другая. У одного - всем заметная, у другого - внутренняя, тайная. У одного - оправданная обществом (стремление наряжаться, к примеру), у другого – асоциальная (стремление испытать наркотическое опьянение). Но любой преступник, по какой бы статье он не был осуждён, перед законом – преступник! Так и мы, перед праведным судом Божьим. Это надо понять и принять.
Чтобы любовь поселилась в нашем сердце, мы должны создать подходящие условия. Для этого необходимо совершать «дела любви». Подчиняясь своему разуму, поступать так, как велела бы нам поступать любовь, живущая в сердце для созидания доброго навыка и установления обратной связи. Ведь если мы озабочены вопросом, что можно хорошего сделать для человека, мы имеем его в своём сердце, а это первый симптом оживления нашего сердца. Некоторые называют такое поведение лицемерием или фальшью, но правильнее называть его благоразумием – когда разум порождает благо.
Если Господь сподобит нас делать что-то хорошее, никогда не думать: «Вот, я же сделала это!», или «Я постоянно это делаю!» - святое Евангелие учит нас по-другому: «Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать», (Лук.17:7-10). Так и мы должны понимать, если мы когда-то, по милости Божьей, поступили правильно (или даже систематически так поступаем), в этом нет ничего особенного – это норма, это естественное состояние, когда человек поступает правильно! Тем более, Господь сказал: «… кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего», (Иоан.15:5), следовательно, если что-то хорошее сделали, с Богом делали, не сами.
И необходимо заботиться о своей душе, чтобы не голодала, чтобы не умерла. Как заботиться? Регулярно исповедоваться и причащаться (раз в две – три недели!) Ежедневно читать святое Евангелие. Молиться на всякий час, т. е. понимать, что Господь нас видит и всегда рядом и ожидает, что мы Ему скажем, с чем обратимся. А чтобы не сказать Ему какую-нибудь гадость или глупость (случайно), мы должны учиться молитве у святых, это их молитвы в Молитвослове собраны для нас. И СТАРАТЬСЯ не грешить (не праздно мечтать об этом, а прикладывать наши старания)! Если мы будем так о душе заботиться, она будет способна получать все те милости, которые Господь приготовил для любящих Его, в том числе, и дар любви!
Соблюдая вышеизложенные правила жизни, мы получим от Бога удивительный дар истинной христианской любви. Сначала по чуть-чуть, а потом всё полнее и полнее засияет солнце внутри нашего сердца, которое будет и согревать, и освещать не только всю нашу жизнь, но и сердца всех окружающих. Мы забудем, что такое раздражение и гнев. А во взаимоотношениях у нас появится такое единодушие, что никакие разногласия не будут нарушать нашего семейного мира и взаимного расположения! Почему? Потому что Дух Божий, просвещая нас, будет показывать и мужу и жене, где истина, где правильный ответ, и потому, истина будет рождаться не в споре а в теплом созидательном общении.
Скептики, прочитав всё это, могут посмеяться или обвинить меня в лукавстве, мол, так не бывает. Кто-то может сказать, что это самовнушение или самообман. Кто-то может сказать, что в теории всё так красиво, а вот на практике совсем не то! Но я вас уверяю – это не теория – это практика христианской жизни!!! И каждый, кто нашёл в себе силы учиться жить таким образом, уже вкушает благодатных плодов любящего сердца, пусть сначала по чуть-чуть, но ведь не зря говорят: «Мал золотник, а дорог!» Даже это малое «чуть-чуть» осветит жизнь, согреет и успокоит, наполнит верой, упованием, и надеждой на лучшее! Ведь даже чуть-чуть любви порождает море радости.
Попробуйте, и убедитесь сами! А начать можно прямо сейчас.
Да, поможет нам Бог!