И всё-таки существует ли судьба?

я думаю, что у Бога есть замысел о человеке, что из него должно получиться. а вот выполнит ли человек с его свободной волей этот замысел - уже другой разговор
28.05.2013
 Святитель Игнатий БРЯНЧАНИНОВ Судьбы Божии  "Нет слепого случая! Бог управляет миром, и все, совершающееся на небе и в поднебесной, совершается по суду премудрого и всемогущего Бога, непостижимого в премудрости и всемогуществе Своем, непостижимого в управлении Своем.  Бог управляет миром: разумные твари Его да покоряются Ему, и слуги Его да созерцают благоговейно, да славословят в удивлении и недоумении превышающее разум их, величественное управление Его! Бог управляет миром. Слепотствующие грешники не видят этого управления. Они сочинили чуждый разума случай: отсутствие правильности во взгляде своем, тупости своего взгляда, взгляда омраченного, взгляда извращенного они не сознают; они приписывают управлению Божию отсутствие правильности и смысла; они хулят управление Божие, и действие премудрое признают и называют действием безумным. Господь Бог наш: по всей земли судьбы Его [1] проповедует царственный Пророк. Судьбы Господни истинны, оправданы вкупе [2]. В них нет ничего несправедливого! В них нет ничего неразумного! Оправдываются они последствиями своими, своими духовными плодами; оправдываются они совершенством всесовершенного Источника своего. Похвали, Иерусалиме, Господа! хвали Бога твоего, Сионе! яко укрепи вереи врат твоих, благослови сыны твоя в тебе [3]. Способна восхвалить Бога похвалой богоугодной одна православная Церковь; одни истинные сыны ее, верные недру ее – ее догматическому и нравственному преданию – способны наследовать благословение. Бог, возвещаяй слово Свое Иакову, оправдания и судьбы Своя Израилеви [4], открывает учение спасения всем членам православной Церкви; но таинство евангельской правды и таинство судеб Своих открывает, насколько оно может быть постигнуто, одним избранникам, сподобившимся увидеть чистым умом Бога в промысле и управлении Его. Не сотвори Бог тако всякому языку, и судьбы Своя не яви им [5]. Видение судеб Божиих – видение духовное. Возводится Божественной благодатью, в свое время, к этому видению ум христианина, подвизающегося правильно [6]. Духовному видению ума сочувствует сердце духовным, святым ощущением, которым оно напаявается, как бы напитком сладостным и благовонным, изливающим в него и питание, и мужество, и веселье. Вглядываюсь в судьбы Твои, Господь мой: судьбы Твоя – бездна многа [7]. Глубину их не возможет исследовать ни ум человеческий, ни ум ангельский, подобно тому, как чувственное око наше не может усмотреть сводов неба, скрывающихся за прозрачной, беспредельной синевой его.   Правильное и точное исполнение воли Божией не возможно без познавания судеб Божиих. Что – заповеди Божии? Это – воля Божия, объявленная Богом человекам для руководства в действиях, зависящих от произвола их. Что – судьбы Божии? Это – действия или попущения воли Божией, на которые произвол человека не имеет никакого влияния. Очевидно, что, для всецелого исполнения воли Божией человеком, необходимо человеку встать в правильное отношение и к заповедям Божиим, и к судьбам Божиим. Сохраних пути Господни, – говорит истинный служитель Божий, – яко вся судьбы Его предо мною, и оправдания Его не отступиша от мене [8]. Судьбам Твоими, Господь мой, научи мя [9]. Исповемся Тебе в правости сердца, внегда научитимися судьбам правды Твоея [10]."   " Управляет Бог вселенной; управляет Он и жизнью каждого человека во всей подробности ее. Такое управление, входящее в самые мелочные, ничтожнейшие, по-видимому, условия существования тварей, соответствует бесконечному совершенству свойств Божиих. Закон такого управления прочитывается в природе, прочитывается в общественной и частной жизни человеков, прочитывается в Священном Писании. Не две ли птицы, – сказал Спаситель – ценятся единым ассарием, и ни едина от них падает на землю без Отца вашего. Вам же, присные и верные служители Божии, и власи главнии вси изочтены суть [13]. Верю всесвятым словам! Не могу не верить им: они изображают с точностью совершенство Бога моего. От лица твоего, Господь мой, судьба моя изыдет [14]! Весь принадлежу тебе! Жизнь моя и смерть находятся ежечасно в руках Твоих! Во всех делах моих, во всех обстоятельствах моих Ты участвуешь: вспомоществуешь мне в благоугождении Тебе; долготерпишь мне при действиях моих своевольных, греховных, безумных. Постоянно направляет меня на путь Твой десница Твоя! Без содействия этой десницы, давно-давно заблудился бы я безвыходно, погиб бы безвозвратно. Ты, единый способный судить человека, судишь меня, и решаешь участь мою навеки по праведному суду твоему, по неизреченной милости Твоей. Я – Твой и прежде бытия моего, и в бытии моем, и за пределом земного бытия или странствования моего!   Судьбы Божии – все, совершающееся во вселенной. Все совершающееся совершается вследствие суда и определения Божиих. Тайно от Бога и в независимости от Него не совершается и не может совершиться ничто. Одно совершается по воле Божией; другое совершается по попущению Божию; все совершающееся совершается по суду и определению Божиим. По этой причине судьбы Божии часто называются в Писании судом Божиим. Суд Божий всегда праведен; праведен еси, Господи, – говорит Пророк, – и прави суды Твои [15]"    http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/molitva/isihazm_iisusova_molitva/bryanchaninov_asketicheskie_opyty_06-all.shtml      ..
28.05.2013
 нашла кое-что интересное по теме Судьба – многозначный термин, обозначающий: 1. предназначение (идеал); а) небесная: полное раскрытие образа и подобия Божия, жизнь в Царствии Небесном; б) земная: исполнение земного предназначения; земная реализация данных от Бога сил во славу Божию;2. жизненный путь: исполнение или неисполнение предназначения (например, Саул не исполнил его, а Давид исполнил);3. стечение обстоятельств (что есть Промысл Божий);4. рок (неотвратимость) Вера в слепую судьбу, как рок, взамен общения с живым, личным Богом противоречит Божественному Откровению, на котором основано христианство. Святитель иоанн Златоуст выразился ещё более определённо: Учение о судьбе (роке) посеяно диаволом. У античных язычников судьба – непостижимая предопределённость событий и поступков человека. Судьба язычника – это рок, фатум. Человек – игрушка судьбы, раб обстоятельств. От судьбы нельзя уйти, ее нельзя изменить, ей можно только покориться, как призывали делать стоики. Этой "судьбы" Православие не признает, т.к. такое понятие судьбы абсолютизирует только один аспект – аспект несвободы. В науке роль судьбы выполняет казуальная детерминация, т.е. причинность. Судьбы как фатума нет, но есть естественные законы физического мира, которые невозможно изменить, от действия которых невозможно убежать. Если ты болен смертельной болезнью – тебе никогда не выздороветь. Если тебе отсекли руку, она никогда не прирастет обратно. Если ты смертен – ты непременно умрешь, личность полностью распадется и не будет ничего. Как говорил тургеневский Базаров, лопух на могиле вырастет. Такой атеистической или натуралистической детерминации Православие также не признает. В противовес указанным вариантам судьбы в религиозном сознании существует понятие судьбы как телеологической детерминации, т.е. Промысла, Провидения. Не слепой рок, не безличные физические законы, а Премудрый и Благой Творец управляет жизнью человека. Не из-за несчастливой судьбы, не из-за "естественной" зависти братьев, а по Промыслу Божию Иосиф оказывается в Египте и становится спасителем своей семьи. Прп.Иоанну Дамаскину отсекли руку, но – вопреки всем физическим законам – она вновь прирастает. Лазарь умирает, но вновь воскресает силой Господа Иисуса Христа. Таким образом судьба – это детерминизм, предопределение. В Православии есть учение о предопределении. Мы все предопределены ко спасению, учит св. апостол Павел: "Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил" (Рим.8:29-30). Здесь слово «судьба» понимается в смысле предназначения. В этом смысле у всех людей единая судьба – оказаться в Царствии Небесном: "Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости" (1Фесс.4:7). Но мы – грешны. Поэтому Господь, чтобы удержать нас если не благами рая, то хотя бы страхом, уготовал не только рай, но и геенну огненную. И теперь у нас есть только два пути: или в рай, или в ад. Учение 12 Апостолов начинается с таких слов: "Есть два пути: один – жизни и один – смерти". В этом смысле наша жизнь тоже предопределена и у каждого есть своя судьба: или оказаться в раю, или в аду. Это – статический, так сказать, аспект судьбы. Помимо статики есть и динамика. В противовес языческой или естественнонаучной роковой детерминации Православие дает идею свободы и благого Промысла Божия. Лично человек свободен в выборе между добром и злом. Поэтому только от него зависит какая будет его судьба: добрая (вечная жизнь и общение с Богом) или злая (вечная смерть и мучение с демонами). Кроме того, существует благой Промысл Божий, который направляет человека к спасению, помогает человеку сделать выбор в пользу добра, подталкивает его к дороге, ведущей в рай. Свою судьбу человек осуществляет в течение своей жизни. Он растет, совершает поступки, учится выбирать добро, совершать добродетель и избегать зла. И, наконец, достигает своей судьбы: окончательной и бесповоротной участи: вечной жизни в раю. Эту судьбу унаследовали святые и добродетельные жены и мужи. Или другой, страшной судьбы: безвозвратных мучений и безнадежного пребывания в геенне огненной. В таком случае можно говорить о судьбе как жизненном пути каждого человека от рождения в бессмертие. В отличие от единой общей судьбы всех людей (рай или ад), личная судьба может быть многообразной: тогда судьба – это реализация общего предназначения отдельным человеком, результат раскрытия в себе образа и подобия Божия. И тогда можно говорить о горькой судьбе как неудавшейся жизни, или о счастливой судьбе, как о пути, завершенном в Царствии Небесном.  http://azbyka.ru/dictionary/17/sudba-all.shtml 
28.05.2013
Я думаю, что Бог - Великий Программист, и Его программа относительно мира вообще и каждой молекулы в частности высокоадаптируема к меняющимся условиям.
27.05.2013
а если конкретнее ? :)
28.05.2013
Да куда уж
28.05.2013
  предположим идеальный вариант - человек полностью полагается на Волю Бога - тогда какая пограмма будет действовать - та, которая при рождении задана или новая какая ? :)
28.05.2013
Полностью полагается - это как? Вообще ничего не делает? Просто лежит и ждет, когда свершится воля Божья?)
28.05.2013
полностью полагается - значит следует заповедям )
28.05.2013
так вроде все христиане должны следовать заповедям. нет? Какие заповеди вы имеете в виду?
28.05.2013
все должны - но не все следуют. Имеется ввиду существует ли преднаписанное, которое должно исполниться, при условии, что мы будем жить не по своей воле, а по воле Бога. ведь неприятности с  нами возникают, когда мы "сворачиваем" с пути? ну чтобы вернуть нас к должному.
28.05.2013
Ну так мы же не живем в жесткой системе "шаг влево-шаг вправо". Все равно любому человеку приходится делать свой выбор. Выбирать работу, супруга, куда поехать отдыхать). Заповеди ведь этого не касаются, если только человек не выбирает какую-ниудь криминальную работу. Не, Насть, в православии нет понятия предопределенности. Все очень изменяемо, т.к. у человека всегда есть выбор.
28.05.2013
Идеальной ситуации не существует. Вы знаете человека, который бы неукоснительно все заповеди выполнял, ни в чем не согрешил? Но даже если бы так и было, то есть ведь еще окружающие люди, которые могут поступать, как им вздумается, и так или иначе влияют на жизнь рассматриваемого человека.
28.05.2013
это чисто гипотетическая ситуация :)
28.05.2013
Может и существует,но как Вы узнаете,что тот или иной человек-Ваша половинка?Вы же многих на пути встречаете,наверное,и на лбу у него это не написано,к сожалению.Т.е.в любом случае это Ваш выбор
28.05.2013
 ведь неприятности с  нами возникают, когда мы "сворачиваем" с пути? Ну вы сказали! А как же страдания праведников? Или Господь видит, что никакие они не праведники и "карает" их за фарисейство? :) Ну, допустим. А невинные дети? В общем, фраза, выделенная курсивом, на мой взгляд, поверхностная для вашего интеллекта.
28.05.2013
 поверхностная для моего интеллекта))))) Динос, вы меня как всегда развеселили. ну я тут речь веду пока о нас грешных, про праведников и детей разговор отдельный :)  так "существует ли преднаписанное, которое должно исполниться, при условии, что мы будем жить не по своей воле, а по воле Бога. " - к вопросу о праведниках кстати :)))
28.05.2013
Противопоставление неких абстрактных праведников "нам грешным" - это особый тонкий вид "христианской" гордыни. Праведники не считают себя праведниками. ("Святые Отцы не считали себя Святыми Отцами")
28.05.2013
но  дело не в их самоощущениях. я всё больше отдаляюсь от первоначальной темы 
28.05.2013
А в чем? Я просто не первый раз встречаю уже у вас такие рассуждения "Ну, они же святые, им можно, а мы грешные - нам нельзя". Утрирую, конечно
28.05.2013
Конечно утрируете! :) про кого это я так?
28.05.2013
Да было пару раз... :)
28.05.2013
"кто много возлюбил, тому многое и прощается". а святые "возлюбили много" Господа в своём сердце.
28.05.2013
Совершенно верно. А где грань между "много возлюбил" и "немного возлюбил"? Кто про себя (даже про себя!) может сказать?
28.05.2013
ну так святые про себя и не говорят. про них потом люди говорят :)
28.05.2013
Да, но нас-то интересует именно самоощущение и действия людей!
28.05.2013
ладно, допустим святые чувствуют себя как грешники - но страдают то они как праведники - т.к. страдают не от собственных грехов, а от испытаний, посылаемых им Богом.
28.05.2013
Откуда нам знать?
28.05.2013
но они же праведники :)
28.05.2013
И что? Значит грехов нет?
28.05.2013
у кого? :) у святых? какая теперь уже разница :)
28.05.2013
По-моему, мы по второму кругу идем :)
28.05.2013
Нас всех ведут ко спасению. И даже зло, сделанное нами, Господь обращает в благо. А какая подпрограмма будет запускаться в каком случае - это Программист только знает.
28.05.2013
но всё таки эта прорамма есть (пусть и меняющаяся в зависимости от действий человека). то есть наша жизнь не есть результат одного нашего выбора.
28.05.2013
А кто сказал, что она результат только нашего выбора? 
28.05.2013
обычно так говорят :) отрицающие судьбу. я например :))))
28.05.2013
"- Кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?- Сам человек и управляет, - поспешил сердито ответить Бездомный на этот, признаться, не очень ясный вопрос."
28.05.2013
  но ведь и с другой стороны можно посмотреть - Бог хотел рая для человека, а человек сам от рая отказался. С одной стороны человек сам виноват в своих злоключениях, с другой, в испытаниях можно найти Божий промысел. вопрос только во всех ли испытаниях его можно найти.   
28.05.2013
Нет, не во всех, но во всех он есть. Это предмет веры
28.05.2013
эта тонкая грань веры и перекладывания ответственности на "предопределение"
28.05.2013
Знаете, есть такое выражение: "Какая разница есть Бог или нет, если все равно жить надо так, как будто Он есть". Мне кажется, в данном случае эту фразу можно перевернуть: "Какая разница есть Бог или нет, если все равно действовать надо так, как будто Его нет" :)) То есть никто с нас ответственности за наши поступки не снимает
28.05.2013
ну так если "действовать  так, как будто Его нет", то и ответственности бояться не стоит :)
28.05.2013
Нет, не в этом смысле
28.05.2013
я поняла :) но одно неумолимо вытекает из другого
28.05.2013
Ну, кому-то это состояние помогает, состояние раба, боязнь того, что "Хозяин накажет". Переходите на уровень сына/дочери.
28.05.2013
в смысле дочери? :)
28.05.2013
http://azbyka.ru/dictionary/17/bogoslovie_straha-all.shtml
28.05.2013
а как же "бойся Господа Бога твоего" ?
28.05.2013
Бойся оскорбить, бойся "обидеть"
28.05.2013
Если бы было все предопределено, то человек был бы лишен самого главного- свободы
27.05.2013
Это сложный вопрос.Я долго ждала половинку(или второе целое))),иногда ошибочно думала,что встретила "ее" или наоборот отказывала в отношениях хорошим молодым людям просто от того,что считала их не моими половинками-без оснований,как-то интуитивно..Эх...Половинка-это родственная душа:у кого-то может быть их несколько,возможно,а у кого-то ни одной.Смотря кто как себя ощущает и смотря чего ожидает,наверное.Одному достаточно,чтобы с ним просто кто-то жил,другому-чтобы понимали все тонкости его души,разделяли разнообразные или какие-то специфические интересы и умели это ценить.Меня удивляло,что одна моя знакомая,будучи в успешном и счастливом браке,говорила,что могла бы создать семью со многими другими,и тоже было бы все Ок.Тогда я недоумевала,а сейчас ее понимаю)Ну и еще одна подруга нашла"родственную душу" в чужом муже,будучи сама замужем.И там,и там был ребенок.Они вместе уже 10лет,у них есть общий ребенок,но как расценить "родство душ",если при этом 2 семьи разбились?Т.е.я-то не собираюсь никак расценивать,это просто пример к рассуждению на тему про "половинки","родственные души".А как написала мне Вероника,что двое верующих людей,живущих по Божьим заповедям,просто не могут "не сойтись характерами"-вот с этим я очень согласна.Т.е.не один-единственный человек,наверное,может сделать Вас и себя счастливым,если вы оба верующие люди,приятные друг другу и имеющие общие интересы.Мне так кажется
27.05.2013
двое верующих людей,живущих по Божьим заповедям,просто не могут "не сойтись характерами Это справедливо при условии, что вера у них будет одна. Хотя, конечно, можно выработать единство веры уже живя в браке
27.05.2013
Она так и сказала,я немного иначе,но суть именно эта,все верно
27.05.2013
У нас с мужем разные веры - я христианка, крещенная в православии, он - мусульманин по рождению, по духу - скорее атеист... но у нас действительно родственные души - мы думаем одинаково, чувствуем одинаково и жить друг без друга не можем...более того, я считаю, что нас действительно  Господь соединил, наши судьбы складывались именно так, чтобы потом пересечься и объединиться в одну...я молюсь за него христианскими молитвами и, как мне кажется, Господь помогает нам в трудных ситуациях..  Вы считаете, такое невозможно? просто слышала, что брак с человеком другой веры - грех.... но мы любим друг друга и плохого никому ничего не делаем...неужели Господь осудил бы такой союз?
03.06.2013
возможно, но трудно. Ольга, никто вас не осудит. я встречалась с мусульманином, правда ничего хорошего не принесло это. читала сейчас вас, и прям мои слова год назад :) только сейчас я так не думаю - уже не такая отчаянная как раньше - раньше думала, что любовь всё преодолевает, что религия не может быть помехой для создания семьи. теперь понимаю, что всё намного сложнее :) очень рада за вас, что у вас всё складывается благополучно. главное, что ваш муж не настаивает на смене религии (как было в моём случае - правда он был мне не муж). у вас просто счастливое исключение, Оль, и это здорово. http://www.babyblog.ru/community/post/pravoslav/1702533   вот почему церковь против брака мусульманин-христианка. всё логично, в принципе - но сердцу ведь не прикажешь. Счастья Вам, Оля! 
03.06.2013
я согласна, что есть определенные трудности... но мы в браке почти 8 лет, муж уважает мою веру, а я - его веру, на смене никто не настаивает, и разногласия некоторые бывают, мы ведь не близнецы-братья, чтоб во всем быть идентичными, но по основным, глобальным жизненным вопросам - мы едины... по ссылке ничего не вижу - пустая страница открывается ((( спасибо за добрые слова, Настя!  Дай Бог Вам встретить свою истинную половинку!
03.06.2013
странно, что не открывает - может интернет плохо грузится? я проверила - вроде всё ок.  такой брак не благословляется церковью (то есть не венчается), но и грехом не считается. главное, чтобы мир в семье был. а как вы с дочкой решили - крестили или муж против был?    
03.06.2013
по поводу дочки решили, что вырастет - и сама выберет вероисповедание, а мы примем ее выбор, каким бы он не был... но я вожу ее в церковь, не часто, правда, но муж не против... сын у меня крещенный, его отец, мой первый муж, тоже был мусульманин, брак распался, правда не по религиозным разногласиям, а по причине его чрезмерного пристрастия к алкоголю...
03.06.2013
ну вот видите как хорошо (что муж не давит)  - примет дочка христианство или нет, будет зависеть от вас - насколько вы её "зажжёте" своей верой. если муж от рождения мусульманин ( а мусульмане уверены, что люди ВСЕ от рождения мусульмане)), но по сути атеист, то есть опасность того, что дочка не будет верить в Бога, а без веры тяжело человеку.
03.06.2013
согласна, без веры очень тяжело, я сама пришла к вере, т.к выросла в семье атеистов, покрестилась в 25 лет вместе с полуторогодовалым сыном одновременно... буду стараться, чтоб дочка тоже нашла свою дорогу к вере, как мне в церкви однажды сказали: молитесь, чтоб выбрала правильный путь... 
03.06.2013
молиться наверно мало, нужно своим примером показывать как это важно
03.06.2013
Божий промысел конечно есть для каждого, но вот как мы себя поведем и какие поступки совершим от этого мне кажется и судьба наша может менятьсяи половинка верю есть и обчзательно ты ее встретишь но опять же от нас зависит пройдем ли мимо или останемся, мне кажется как то так
27.05.2013
Думаю, что есть некий путь, встав на который, человеку проще всего будет прийти к Богу, обрести Царство Небесное, реализовать себе, послужить людям и Богу. Ведь у каждого свой талант. Для кого-то это монашество, для кого-то мирское служение, для кого-то семейный подвиг. Но если человек по какой-то причине сам избрал другой путь, это не означает, что он не сможет спастись, но потрудиться, возможно, придется больше. С половинкой... вот есть пары, которые действительно как половинки, живут душа в душу. А есть и не очень счастливые пары, для которых брак это реальный подвиг смирения и терпения... Да и ведь ситуация может измениться. Мне кажется, главное - это устремление человека к Богу. Ведь у человека есть свободная воля. Так что под словом "судьба" наверно, я понимаю совокупность личного выбора человека и промысла Божьего о нем, это такое гибкое понятие, изменяемое.
27.05.2013
Ох какая тема. Я думаю,что да.
27.05.2013
Тоже не раз задавалась таким вопросом :)) Моё мнение - изначально половинки нет (т.е. когда человек рождается, например, то и сразу Бог "заготавливает" ему половинку, а потом им суждено встретиться). Думаю, что половинку Бог может человеку помочь обрести если человек нуждается в ней, если вымолил или это важно для его спасения. А если человеку суждено уйти в монастырь, то и половинку Бог ему не дает, чтобы не сбить с пути монашества. Вот такие мои мысли :))
27.05.2013
Оставшиеся комментарии доступны после регистрации
Зарегистрируйтесь и получите полный доступ ко всем функциям сайта.
Неясно( Как все успеть?