Бог, который не является Богом. Есть о чем задуматься.
Острые вопросы современного обществаВ западном мире, и особенно в правовой сфере, утверждается мнение, что религия — это личное убеждение, частное дело каждого. В то же время подобное толкование используется для того, чтобы ограничить различные проявления веры. В школах некоторых государств запрещено ношение хиджаба, в других странах нательные кресты нельзя носить на рабочем месте. В США от учреждений, связанных с Римско-Католической Церковью, требуют разрешить своим служащим пользоваться противозачаточными средствами. Нарастает беспокойство о возможном преследовании религиозных групп, не признающих однополые браки.
Серьезной проблемой является отказ многих признать, что религия – это совокупность действий, а не только совокупность убеждений. Данное разграничение лежит в основе светского мировоззрения. Отделять веру от дел во многом означает утверждать отсутствие Бога. 4 июля мы праздновали День независимости США. Но независимость, которая не может защитить религиозные практики, таковой вовсе не является. Это новая форма рабства, поклонения совсем другому «богу» — государству.
Бог, которого пытаются свести к общим законам и приравнять к идеологии, — это совсем не Бог. Только при условии ежедневной встречи с живым Господом, со всеми сложностями, к которым такая встреча зачастую ведет, можно называться истинным христианином.
Вера в живого истинного Бога трудна и у нее множество последствий. Вера же в идею о Боге может стать лишь формальностью в худшем смысле слова. Такое разделение между живым истинным Богом и идеей о Боге лежит в самом сердце кризиса, в котором пребывает современный мир. В светском мире нет места настоящему Богу — зато идея о Нем вполне вписывается в светское мировоззрение.
Для каждого верующего такое разделение — это глубочайший кризис его христианской жизни. В нашей культуре существует разделение между принципами в наших головах и жизнью, которой мы живем, и такое разделение зачастую считается нормой. Но это не просто лицемерие: проблема не в том, что у нас не получается жить в соответствии со своими идеалами. Дело в том, что наши принципы зачастую не имеют ничего общего с той жизнью, которой мы живем.
В светской культуре религия не уничтожена, она просто вытеснена туда, где она не имеет значения и не способна влиять на нашу жизнь. Дух времени в современном светском мире (включая Америку) — это убежденность в том, что религия и верование являются одним и тем же. Согласие верующих с таким положением дел — это, по сути, согласие признать свою веру бессильной.
Вот в чем фатальность ошибки: на самом деле настоящая религия — это не совокупность убеждений, а совокупность действий.
Мы верим в молитву — но не молимся. Мы верим в прощение — но не прощаем. Мы верим в щедрость — но не жертвуем. Мы верим в правду — но мы лжем.
Опять же, наши проблемы далеко не ограничиваются обычным лицемерием. В нашей культуре разрыв между убеждениями и действиями — это привычка, которая существует не только в религиозной жизни. Почти во всех аспектах культуры, в которой мы живем, существует жесткое разграничение между мыслью и действием. Современного неверующего зачастую невозможно отличить от современного христианина, и это говорит о более глубокой проблеме.
Деятельное христианство, активное исповедание веры все больше вытесняется из публичной сферы. Мы согласились считать веру нашим частным делом. То, во что мы верим, стало скорее вопросом «совести», нежели вопросом наших поступков. Реформация во многом стерла внешние формы христианской жизни: праздники, паломничества, одеяния. Реформаторы были правы в том, что внутренняя жизнь Духа намного важнее, чем те преходящие формы, в которых она себя проявляет. Но они не смогли понять, что с исчезновением внешних форм незаметно произойдет и исчезновение внутреннего содержания. Сегодня внешняя невоздержанность Mardi Gras — это наследие забытой Пепельной среды (в католичестве Mardi Gras, т.е. Жирный вторник — праздник-карнавал, канун Пепельной среды; знаменует начало Великого поста – ред.). На замену христианской практике пришло пьянство: ни один американский город не собирается отменять Mardi Gras из-за ее религиозных аллюзий, ведь пьянство не так оскорбительно, как рождественский вертеп.
Раннее христианство, конечно, отличалось приверженностью действию — без этого не было бы мученических смертей на аренах Римской империи. Раннее христианство не являлось просто набором убеждений: философии были дешевы и разнообразны в древнем Риме. На арены христиан приводил их отказ поклоняться императору и богам империи. Они отказались быть вовлеченными в дела языческого государства. Философ-платоник Цельс ругал христиан за «радикальное» великодушие. Он подверг жесткой критике христиан за то, что они принимают воров, мошенников, проституток, пьяниц и им подобных, в то время как отказ христиан признать высокопоставленных язычников (таких, как он сам) «благочестивыми» означал, по сути, неприятие римского общества в целом. Христиане действительно представляли определенную опасность для существующего строя.
В современном мире определенную опасность представляет лишь то, что некоторые христиане настойчиво утверждают право нерождённых младенцев на жизнь и на защиту от тех, кто хочет их уничтожить. Однако многие христиане (включая и некоторых из тех, кто поддерживает движение «в защиту жизни») принимают светские представления об отделении Церкви от государства и считают, что их личные убеждения не должны влиять на действия других. Но их личные убеждения бесполезны — и для Бога, и для людей.
Американский теолог Стэнли Хауэрвас утверждает, что «частной морали» не существует. На самом деле мораль — это проблема поведения людей по отношению друг к другу. «Частная мораль» — это вовсе не мораль. Верить в то, что нерожденный младенец имеет право на жизнь, но отказываться признать, что в это право должны верить все, — это фактически означает, что такого права не существует. Если у младенца все же есть право на жизнь, значит, не требовать, чтоб это право уважали все, — аморально.
Все, что мы, как христиане, утверждаем, можно и нужно воплотить в жизнь — иначе все наши утверждения бесполезны. Притча о Страшном суде (Мф 25:31—46) говорит христианам об их делах, о том, как важно кормить голодных, посещать узников, одевать раздетых, поить жаждущих. Символ веры в притче не упоминается. Это не значит, что не важно, во что верить: дело в том, что христианское вероучение должно являться фундаментом наших поступков. «Вера без дел мертва», потому что это уже вовсе не вера.
Сердце православной веры — в провозглашении единства с Христом. По словам святого Афанасия, Бог стал человеком, чтобы человек стал богом. Человеческая жизнь предназначена для того, чтобы прожить ее в единстве с Богом. В истории о грехопадении из Книги Бытия мы познаем важнейшее качество нашей падшей натуры — мы разорвали наше единство с Богом и пошли по дороге смерти и разрушения. Природа греха как раз заключается в этом отдалении от Бога. Путь спасения — это путь единства с Богом. Оно стало возможным благодаря единению Христа с человечеством. Он взял на Себя наше падшее состояние — смертию смерть поправ через Свое распятие и сошествие во ад — и в Своем Воскресении Он нас возвращает на тот путь, для которого мы рождены.
Это больше, чем теория — это еще и описание практики христианского вероисповедания. Мы любим, потому что мы живем в единстве со Христом, «который любил нас и отдал Себя за нас». Мы кормим голодных, одеваем раздетых, посещаем узников, потому что в конечном итоге мы делаем все это ради Христа. Каждое доброе дело, каждая милость, которую мы совершаем, — это действие, которое ведет к единству со Христом. Жизнь Церкви с ее праздниками и постами, таинствами и службами — это практическая составляющая нашей веры, т. е. жизни в единстве со Христом. Речь идет не о «религиозных развлечениях» и не об образовательных мероприятиях, а о видимых проявлениях внутренней жизни Бога в Его людях.
Христиане в этом мире «как душа по отношению к телу», по словам христианского писателя II века («Послание к Диогнету»). Они — жизнь этого мира. Присутствие христиан, которые живут по своим убеждениям, подобно присутствию Царствия Небесного. Вторжение Царствия в этот мир означает разрушение культуры смерти, которую породило грехопадение. У нашего падшего мира — «роман» со смертью, а проявления Царствия ставят его под угрозу, но лишь в том случае, если христианство будет не только теорией, но и практикой. То, что христиане во что-то верят, мало что значит, если это вера никак не проявляется на деле. Например, предлагаемая конституция Европейского Союза предполагает религиозную свободу. Но православные христиане отмечают, что такая «свобода» провозглашалась и в коммунистических странах — правда, якобы во имя защиты людей, родителям было запрещено учить вере своих детей. Христианскую веру исповедуют в сообществе. Согласие считать веру личным делом каждого — это, по сути, согласие разрушить Православие. Атака этого мира на исповедание христианства незаметна, но неумолима. Христианам следует жить в соответствии со своей верой и отказаться от сделки с дьяволом, которую предлагают современные государства.
Мы призваны жить в единении с истинным и живым Богом. Такая жизнь наполняет каждое действие в течение дня, каждый наш вздох. Все, что меньше этого, — это согласие с врагом отстраниться от нашего Господа и служить богу ложному.
Перевод с английского — Дарья Прохорова.
Серьезной проблемой является отказ многих признать, что религия – это совокупность действий, а не только совокупность убеждений. Данное разграничение лежит в основе светского мировоззрения. Отделять веру от дел во многом означает утверждать отсутствие Бога. 4 июля мы праздновали День независимости США. Но независимость, которая не может защитить религиозные практики, таковой вовсе не является. Это новая форма рабства, поклонения совсем другому «богу» — государству.
Бог, которого пытаются свести к общим законам и приравнять к идеологии, — это совсем не Бог. Только при условии ежедневной встречи с живым Господом, со всеми сложностями, к которым такая встреча зачастую ведет, можно называться истинным христианином.
Вера в живого истинного Бога трудна и у нее множество последствий. Вера же в идею о Боге может стать лишь формальностью в худшем смысле слова. Такое разделение между живым истинным Богом и идеей о Боге лежит в самом сердце кризиса, в котором пребывает современный мир. В светском мире нет места настоящему Богу — зато идея о Нем вполне вписывается в светское мировоззрение.
Для каждого верующего такое разделение — это глубочайший кризис его христианской жизни. В нашей культуре существует разделение между принципами в наших головах и жизнью, которой мы живем, и такое разделение зачастую считается нормой. Но это не просто лицемерие: проблема не в том, что у нас не получается жить в соответствии со своими идеалами. Дело в том, что наши принципы зачастую не имеют ничего общего с той жизнью, которой мы живем.
В светской культуре религия не уничтожена, она просто вытеснена туда, где она не имеет значения и не способна влиять на нашу жизнь. Дух времени в современном светском мире (включая Америку) — это убежденность в том, что религия и верование являются одним и тем же. Согласие верующих с таким положением дел — это, по сути, согласие признать свою веру бессильной.
Вот в чем фатальность ошибки: на самом деле настоящая религия — это не совокупность убеждений, а совокупность действий.
Мы верим в молитву — но не молимся. Мы верим в прощение — но не прощаем. Мы верим в щедрость — но не жертвуем. Мы верим в правду — но мы лжем.
Опять же, наши проблемы далеко не ограничиваются обычным лицемерием. В нашей культуре разрыв между убеждениями и действиями — это привычка, которая существует не только в религиозной жизни. Почти во всех аспектах культуры, в которой мы живем, существует жесткое разграничение между мыслью и действием. Современного неверующего зачастую невозможно отличить от современного христианина, и это говорит о более глубокой проблеме.
Деятельное христианство, активное исповедание веры все больше вытесняется из публичной сферы. Мы согласились считать веру нашим частным делом. То, во что мы верим, стало скорее вопросом «совести», нежели вопросом наших поступков. Реформация во многом стерла внешние формы христианской жизни: праздники, паломничества, одеяния. Реформаторы были правы в том, что внутренняя жизнь Духа намного важнее, чем те преходящие формы, в которых она себя проявляет. Но они не смогли понять, что с исчезновением внешних форм незаметно произойдет и исчезновение внутреннего содержания. Сегодня внешняя невоздержанность Mardi Gras — это наследие забытой Пепельной среды (в католичестве Mardi Gras, т.е. Жирный вторник — праздник-карнавал, канун Пепельной среды; знаменует начало Великого поста – ред.). На замену христианской практике пришло пьянство: ни один американский город не собирается отменять Mardi Gras из-за ее религиозных аллюзий, ведь пьянство не так оскорбительно, как рождественский вертеп.
Раннее христианство, конечно, отличалось приверженностью действию — без этого не было бы мученических смертей на аренах Римской империи. Раннее христианство не являлось просто набором убеждений: философии были дешевы и разнообразны в древнем Риме. На арены христиан приводил их отказ поклоняться императору и богам империи. Они отказались быть вовлеченными в дела языческого государства. Философ-платоник Цельс ругал христиан за «радикальное» великодушие. Он подверг жесткой критике христиан за то, что они принимают воров, мошенников, проституток, пьяниц и им подобных, в то время как отказ христиан признать высокопоставленных язычников (таких, как он сам) «благочестивыми» означал, по сути, неприятие римского общества в целом. Христиане действительно представляли определенную опасность для существующего строя.
В современном мире определенную опасность представляет лишь то, что некоторые христиане настойчиво утверждают право нерождённых младенцев на жизнь и на защиту от тех, кто хочет их уничтожить. Однако многие христиане (включая и некоторых из тех, кто поддерживает движение «в защиту жизни») принимают светские представления об отделении Церкви от государства и считают, что их личные убеждения не должны влиять на действия других. Но их личные убеждения бесполезны — и для Бога, и для людей.
Американский теолог Стэнли Хауэрвас утверждает, что «частной морали» не существует. На самом деле мораль — это проблема поведения людей по отношению друг к другу. «Частная мораль» — это вовсе не мораль. Верить в то, что нерожденный младенец имеет право на жизнь, но отказываться признать, что в это право должны верить все, — это фактически означает, что такого права не существует. Если у младенца все же есть право на жизнь, значит, не требовать, чтоб это право уважали все, — аморально.
Все, что мы, как христиане, утверждаем, можно и нужно воплотить в жизнь — иначе все наши утверждения бесполезны. Притча о Страшном суде (Мф 25:31—46) говорит христианам об их делах, о том, как важно кормить голодных, посещать узников, одевать раздетых, поить жаждущих. Символ веры в притче не упоминается. Это не значит, что не важно, во что верить: дело в том, что христианское вероучение должно являться фундаментом наших поступков. «Вера без дел мертва», потому что это уже вовсе не вера.
Сердце православной веры — в провозглашении единства с Христом. По словам святого Афанасия, Бог стал человеком, чтобы человек стал богом. Человеческая жизнь предназначена для того, чтобы прожить ее в единстве с Богом. В истории о грехопадении из Книги Бытия мы познаем важнейшее качество нашей падшей натуры — мы разорвали наше единство с Богом и пошли по дороге смерти и разрушения. Природа греха как раз заключается в этом отдалении от Бога. Путь спасения — это путь единства с Богом. Оно стало возможным благодаря единению Христа с человечеством. Он взял на Себя наше падшее состояние — смертию смерть поправ через Свое распятие и сошествие во ад — и в Своем Воскресении Он нас возвращает на тот путь, для которого мы рождены.
Это больше, чем теория — это еще и описание практики христианского вероисповедания. Мы любим, потому что мы живем в единстве со Христом, «который любил нас и отдал Себя за нас». Мы кормим голодных, одеваем раздетых, посещаем узников, потому что в конечном итоге мы делаем все это ради Христа. Каждое доброе дело, каждая милость, которую мы совершаем, — это действие, которое ведет к единству со Христом. Жизнь Церкви с ее праздниками и постами, таинствами и службами — это практическая составляющая нашей веры, т. е. жизни в единстве со Христом. Речь идет не о «религиозных развлечениях» и не об образовательных мероприятиях, а о видимых проявлениях внутренней жизни Бога в Его людях.
Христиане в этом мире «как душа по отношению к телу», по словам христианского писателя II века («Послание к Диогнету»). Они — жизнь этого мира. Присутствие христиан, которые живут по своим убеждениям, подобно присутствию Царствия Небесного. Вторжение Царствия в этот мир означает разрушение культуры смерти, которую породило грехопадение. У нашего падшего мира — «роман» со смертью, а проявления Царствия ставят его под угрозу, но лишь в том случае, если христианство будет не только теорией, но и практикой. То, что христиане во что-то верят, мало что значит, если это вера никак не проявляется на деле. Например, предлагаемая конституция Европейского Союза предполагает религиозную свободу. Но православные христиане отмечают, что такая «свобода» провозглашалась и в коммунистических странах — правда, якобы во имя защиты людей, родителям было запрещено учить вере своих детей. Христианскую веру исповедуют в сообществе. Согласие считать веру личным делом каждого — это, по сути, согласие разрушить Православие. Атака этого мира на исповедание христианства незаметна, но неумолима. Христианам следует жить в соответствии со своей верой и отказаться от сделки с дьяволом, которую предлагают современные государства.
Мы призваны жить в единении с истинным и живым Богом. Такая жизнь наполняет каждое действие в течение дня, каждый наш вздох. Все, что меньше этого, — это согласие с врагом отстраниться от нашего Господа и служить богу ложному.
Перевод с английского — Дарья Прохорова.
Chumashka
Пропустила этот твой пост)))Чаще всего большие посты откладываю на потом, на вечер, но часто забываю потом о них....Очень правильно все...Мне очень стыдно, но мы пропускаем воскресные богослужения, вообще ходим в храм не так часто, как это нужно делать...лень берет свое.Да и привычка, наверное...Мне бы духовника найти хорошего, чтобы можно было с ним обсуждать какие-то вещи....Ты представляешь, у меня до сих пор нет духовника....Дядя все мечтал определить меня к отцу Науму, но я не хочу...Не комфортно мне, тем более, дядя - его келейник.Вот так все в поисках и пребываю....Мишку бы моего как-то воцерковить....Он с нами может в церковь пойти, но исповедовался только однажды, перед венчанием.Тогда же и причащался....Невозможно его уговорить...Говорит, что в Бога верит, но все его грехи не хочет никому рассказывать.Хочет, чтобы это осталось с ним...Ну и считает неправильным рассказывать на исповеди то, о чем не жалеешь и будешь вновь повторять....
11.04.2014
Ответить
Вероника
Да, Маш, мы тоже не каждое воскресенье ходим, к сожалению. Тоже, лень-матушка.. Хотя сейчас стали стараться.Духовник это хорошо. Знаешь, иногда даже не стоит искать какого-то "особо духовного" — у кого-то и Святых отцов читала, что Божий Промысел гораздо больше, чем нам кажется, и "кто где родился, тот там и пригодился", в том плане — что вот где у тебя ближайший храм, там и будет тебе тот священник, который именно до тебя донесет то, что тебе на пользу будет.Найти духовника, чтоб прям духовным руководителем был — в наше время... это пожалуй, почти нереально.. Хотя бы потому, что у нас такого послушания нет, чтобы быть под таким руководством..Позиция Миши понятна. Очень распространенная позиция, к сожалению ((Тебе сложно, конечно... Не знаю, как бы я вообще смогла что-либо, если бы у меня муж вот так вот относился. Молиться надо. Очень сильно молиться.
11.04.2014
Ответить
Chumashka
Я не говорю о руководстве, я скорее говорю о понимании, а раз так, то и о возможности советоваться...Дядя мой для меня - динозавр))))И он приносит нам какие-то писания, начинает читать, и все...я засыпаю.Я не способна это воспринимать, мне хочется понятным русским языком чтобы объяснили...А еще он очень любит дать мне гору книг - читай....Вот книги, типа как "три Анны", или Чарскую - я с удовольствием почитаю, а писания старцев - ну не смогу, засну 20 раз)))
11.04.2014
Ответить
Маруся
я прочла все. честно. но так и не поняла чего от нас хотят как от христиан... отстаивать свои убеждения? одеваться как подобает? молиться? умирать в колизеях? не делать абортов? так много всего написано и, по-моему, много лишнего и оттого неудачно получилось.
01.03.2014
Ответить
Вероника
А в чем конкретно проблема?Да, критиковать мимоходом, бесспорно, легко.
03.03.2014
Ответить
Ntinos
Проблема в глобальности их охвата :) Критиковать мимоходом как раз не надо, а когда пишешь статью на тему "как все плохо" получается именно "мимоходом". Нужен детальный анализ каждой из проблем, а их тут много
03.03.2014
Ответить
Ntinos
Естественно. Вот я и не понимаю цели подобных статей, претендующих на "всеохватность"
03.03.2014
Ответить
Вероника
Ну каждый находит то, что ему понятно и близко.Но если эта статья заставила задуматься хотя бы одного человека (а я уверена, что многих), значит ее цель вполне живая.
03.03.2014
Ответить
Вероника
Маш, во-первых, обращу твое внимание, что эта статья из англоязычного блога о Православии. (Колонка священника Православной Церкви в Америке Стивена Фримана) - адресована к "западному миру", где принимают законы о однополых браках и т.д. и т.п. Там ведь тоже есть христиане - во всех слоях общества. Это призыв более активно выражать свою гражданскую позицию согласно внутренним убеждениям.Ну и нам всем повод задуматься, насколько актуально для нас в нашей жизни, что "вера без дел мертва". Насколько наша вера жизненна и выражается не только на словах. Чтобы мы, каждый находясь на своем месте, делали все, что от нас зависит не только по "общечеловеческим нормам", но в первую и главную очередь - по-христианским. Призыв задуматься, поразмыслить, посмотреть на себя.
03.03.2014
Ответить
Маруся
а дела без веры, Вероник? они тоже мертвы?я долго думала об этом всем. и надумала вот что:если завтра скажут одевать хиджабы и делать обрезание иначе всех убьют, то я одену и сына обрежу. Бог один, един и меня как мать поймет. а вот если мир докатится до повсеместной педофилии, гомосексуализма и это все будет узаконено, мой ребенок, я и моя семья не будут в безопасности, то чем мне поможет Бог? чем ребенку зажатому в лифте маньяком Бог поможет??
03.03.2014
Ответить
Вероника
Дела без веры? Смотря что ты имеешь в виду конкретно.Я понимаю, Маш, мы все грешим малодушием и маловерием, и иногда может казаться, что вот если нам вживую Господь не пришел-не явился и т.д., то Он вроде как и не слышит, и ничем не поможет...Но это не так. Это совсем не так. И в самых, казалось бы, совершенно безвыходных, с человеческой логики ситуациях Бог не оставит нас, если мы не оставим Его. Я в своей жизни не раз в этом убеждалась.И кроме того, что "по вере вашей да будет вам" - вряд ли что скажу.
03.03.2014
Ответить
Маруся
дела без веры это просто добрые дела, потому что жалко людей, потому что хочется помочь и ни какого отношения к Богу не имеющие.и по этой церковной логике изнасилованные дети маловеры малодушные... или их родители... мне так не нравится. мне вообще после смерти мамы церковь перестала нравится. хотя наверное не прям церковь, а лишь некоторые ее представители, пастыри так называемые. тк один пастырь говорит: не лечись- в рай попадешь, а другой с амвона у прихода после литургии спрашивает кто мог бы посоветовать врача или больницу и есть ли врачи здесь готовые помочь. так что и те кто пишут статьи тоже могут быть или из разряда "не лечись-в рай попадешь" или из разряда "на Бога надейся, а сам не плошай". и поэтому верить этим людям мне сложно... они чужой тете скажут "не лечись", а свою матушку потащат на каширку к лучшему специалисту.поэтому я за мир во всем мире, добрые дела, любовь, правду, верность, семью и с очень своеобразным взглядом на многое. на церковь, религию, Бога и пастырей его в том числе.
03.03.2014
Ответить
Вероника
Я поняла твою позицию, Маш.Знаешь, очень советую почитать Паисия Святогорца - его "Слова", там пять томов, но так просто и хорошо написано. И, главное, современно (старец почти наш современник). Почитай, не пожалеешь, ты там найдешь ответы на все свои вопросы и на многое посмотришь иначе. Если хочешь, могу на почту скинуть электронный вариант.Добрые дела "потому что жалко людей", "потому что хочется помочь" - это тоже вера. Все доброе, что есть в нашей душе - все это обращено к Богу, как к Тому, кто это создал в нас..Преступления совершаются, факт. Но.. они совершаются свободной волей человеческой, которая нам дана. И тем не менее, все же, "волос с головы не упадет без воли на то Божией". Худа без добра не бывает, знаешь, иногда то, что на первый взгляд кажется бедой ужасной непоправимой, на самом деле приводит человека к чему-то хорошему.А вот человеческий фактор мне совсем непонятен. Ну вот убей, не понимаю я, когда по отдельным священникам (которые, между прочим, обычные живые люди со своими потребностями-особенностями-слабостями и т.д.) судят по Церкви. Да и вообще связывают как-то эти вещи.Если тебя в булочной толкнули или оскорбили, то что, ты больше за хлебом не пойдешь и есть его не станешь?Ну а здесь почти тоже самое.
03.03.2014
Ответить
Маруся
ох, Паисий святогорец зачитан до дыр уже лет с 17... белые тома уже желтые стали. и много всего прочитано пока я жила в Оптиной Пустыни два года, много всего прочитано пока я работала на Подворье Лавры в Москве. Писание каждый день, причастие каждое воскресенье, это все уже было и двадцатка каждый пост, вот 20-ку я не оставляю и читаю псалтирь вместе со всеми, эта ниточка еще не порвана и, надеюсь, она меня приведет обратно к чему-то хорошему.а насчет священников, учителей и врачей: есть профессии, которые не имеют права на ошибку. священник это одно из лиц церкви, к нему приходят и новоначальные, которые ни чего не знаю и многое узнают через него и много знающие верующие, которые уже сами что-то знают и понимают поэтому священник не имеет права быть неправым. но они распустились хуже некуда, тк знают, что их будут оправдывать именно этими словами: он живой человек со своими потребностями...в общем на эту тему можно беседовать долго) а по факту- статья не понравилась. горячно, но путано и от того сложно для понимания.
04.03.2014
Ответить
Вероника
О как, а я и не знала про твое "бурное религиозное прошлое" ))А почему потом ты отошла от церкви? Перегорела? Разуверилась?Я поняла твое мнение, да. Знаешь, я хоть и допускаю "человеческий фактор", но вот лично я, за все годы, что я в церкви - ни разу не встречала недостойного пастыря. Хотя знакома с очень многими.. Повезло наверное? ;) Но даже если бы и встретила, то для меня ничего бы не изменилось, ибо я верю в Бога, а не в человека. Это вопрос твоих убеждений.А среди людей не ходящих в церковь, как раз да, многие не ходят, но говорят, что "попы плохие", слышала не раз, да..Право на ошибку есть у всех, потому что все мы не сами по себе, но под Богом ходим.
04.03.2014
Ответить
Евгения
Если плохой врач, что делают? Бросают лечиться?))) Ищут другого. Так и в Церкви я думаю.
04.03.2014
Ответить