Стыд
Святые отцы о разных аспектах жизниИз книги Святителя Николая Сербского "Мысли о добре и зле"
Дайте мне культуру, которая увеличивает стыд в человеке, и я буду голосовать за нее. Стыдливая дикость мне милее культуры, уничтожающей стыд в человеке. Когда кто-то говорит о "лжекультуре", он может иметь в виду только следующее: или притворный стыд, или бесстыдную дерзость.
Стыдом из-за своего телесного несовершенства человек втайне признает, что это тело - не такое, какое подобает ему; стыдом из-за своего духовного несовершенства человек втайне признает, что этот дух - не такой, какой подобает ему. Стыдом вообще человек признает свое ниспадение с царского достоинства к нищенскому посоху.
Когда нищий оденется в нищенское рубище, он не устыдится ни рубища, ни нищенства. Но когда царский сын вынужден одеться в нищенское рубище, он стыдится и одного, и другого.
Стыд рождает смирение и кротость, и долготерпение, и человеколюбие.
Потерять стыд - значит, в конце концов, признать себя совершенным. Но таинственные силы ни за что не мстят так страшно, как за это. Так вот, потеря телесного стыда ведет к развращенности до омерзения, а потеря духовного стыда ведет к развращенности до сумасшествия.
Развращенность и гордыня - близнецы, из которых иногда первая предшествует второй, а иногда вторая предшествует первой.